Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития дорожно-транспортной инфраструктуры в контексте развития агропродовольственного рынка (Липецкая область)'

Региональные аспекты развития дорожно-транспортной инфраструктуры в контексте развития агропродовольственного рынка (Липецкая область) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО / ЗАТРАТЫ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ АВТОДОРОГ / АВТОДОРОГА С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ / АВТОДОРОГА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ / АВТОДОРОГИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / EXPENDITURES IN RECONSTRUCTION OF THE MOTOR ROAD / IMPROVED HARD SURFACED MOTOR ROAD / MOTOR ROADS IN AGRICULTURE / MOTOR ROAD / CONSTRUCTION OF THE MOTOR ROAD / CAPITAL INVESTMENTS IN THE CONSTRUCTION / HARD SURFACED MOTOR ROAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таран Василий Викторович, Гасанова Хатима Набиевна, Соколова Жанна Евгеньевна

Рассматривается современное состояние автодорог разного типа в Липецкой области в сравнении с соответствующей ситуации в России, Центральном федеральном округе и в некоторых зарубежных странах. Оцениваются капитальные затраты на строительство новых дорог и реконструкцию существующей дорожной сети в Липецкой области в том числе на автодороги в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL DIMENSION OF THE ROAD INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF AGRICULTURAL MARKETS (Lipetsk Region)

Current situation in the various types of the motor roads in Lipetsk region in comparison with the situation in Russia, Central Federal District and several foreign countries as well are considered. Capital investments in the new construction and reconstruction of the existing motor road net, including agricultural roads in Lipetsk region are estimated.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития дорожно-транспортной инфраструктуры в контексте развития агропродовольственного рынка (Липецкая область)»

ТАРАН В.В., ГАСАНОВА Х.Н., СОКОЛОВА Ж.Е.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА (Липецкая область)

Рассматривается современное состояние автодорог разного типа в Липецкой области в сравнении с соответствующей ситуации в России, Центральном федеральном округе и в некоторых зарубежных странах. Оцениваются капитальные затраты на строительство новых дорог и реконструкцию существующей дорожной сети в Липецкой области в том числе на автодороги в сельском хозяйстве.

TARAN V. V., GASANOVA КК, SOKOLOVA ZH.E.

THE REGIONAL DIMENSION OF THE ROAD INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF AGRICULTURAL MARKETS

(Lipetsk Region)

Current situation in the various types of the motor roads in Lipetsk region in comparison with the situation in Russia, Central Federal District and several foreign countries as well are considered. Capital investments in the new construction and reconstruction of the existing motor road net , including agricultural roads in Lipetsk region are estimated.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильная дорога, строительство автомобильной дороги, капиталовложения в строительство, затраты на реконструкцию автодорог, автодорога с твердым покрытием, автодорога с усовершенствованным твердым покрытием, автодороги в сельском хозяйстве.

Keywords: transport infrastructure, motor road, construction of the motor road, capital investments in the construction, expenditures in reconstruction of the motor road, hard surfaced motor road, improved hard surfaced motor road, motor roads in agriculture.

Проблема эффективного транспортного обслуживания является одной из главных проблем, препятствующих устойчивому развитию экономики в целом. Транспортная инфраструктура, обслуживающая товаропроводящую сеть агропродовольственного рынка, - важнейшее связующее звено всего прохождения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от производителей к конечным потребителям.

Ключевым звеном и одновременно наиболее проблемным звеном транспортной инфраструктуры является дорожно-транспортная сеть, а именно ее густота. Предприятия АПК по чисто финансовым соображениям само-

стоятельно не в состоянии ее решить даже на уровне повышения густоты и качественных характеристик дорог, даже находящихся в ведомственном пользовании, находящимся на их балансе.

Плохое качество автодорог наносит национальной экономике существенный ущерб, способствует удорожанию перевозимой продукции и снижает конкурентоспособность отечественной продукции.

Ущерб от низкого качества и недостаточной плотности автомобильных дорог в России весьма высок. По различным оценкам, он составляет от 3 до 10% ВВП ежегодно, в то время как финансирование дорожного строительства после 2000 года снизилось с 3% до 0,75% ВВП.

Транспортная же составляющая в цене отечественной продукции продовольственного и непродовольственного назначения в среднем составляет 15-20%.

Липецкая область по состоянию дорожно-транспортной инфраструктуры относительно средних показателей по России и Центральному федеральному округу (ЦФО) России находится в целом в неплохом положении (табл.1).

Таблица 1

Относительные показатели по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием в Липецкой области, Центральном административном

округе и России в целом (конец 2010 года)

Регионы Плотность автодорог с твердым покрытием, км /1000 км2 территории Удельный вес автодорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, % Удельный вес автодорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автодорог с твердым покрытием общего пользования, %

Липецкая область 256 85,7 90,4

Центральный 231 80,6 81,6

федеральный округ

Россия 39 80,6 67,4

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели.2011.

В первую очередь, это относится к показателю плотности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, по которому она занимает 11 (третье после Московской и Калужской областей в ЦФО) место в России.

Несколько хуже обстоит дело с другими показателями. Так, по удельному весу автодорог общего пользования с твердым покрытием в их общей протяженности Липецкая область занимает всего лишь 8 место в ЦФО (41 -в России), а по доле усовершенствованных дорог с твердым покрытием в ЦФО - также 8 место и 19 место в России.

Не менее серьезной проблемой для АПК является состояние ведомственных дорог.

По данным региональной, статистики общая протяженность ведомственных и частных автомобильных дорог - крупных, средних и малых (без микропредприятий) с видом экономической деятельности «Сельское хозяйство» на конец 2011 года по Липецкой области составило 280,2 км, в том числе дорог крупных и средних организаций - 193,3 км.

Показатели, характеризующие протяженность и качественное состояние автодорог в сельском хозяйстве Липецкой области, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Протяженность и состояние ведомственных и частных автодорог в сельском _хозяйстве Липецкой области ( конец 2011 года) _

Показатели Автодороги крупных и средних предприятий Автодороги малых предприятий

Протяженность автодорог всего, км 193,3 86,9

Протяженность автодорог с твердым покрытием, км 190,2 79,2

Протяженность автодорог с твердым усовершенствованным покрытием, км 147,8 67,1

Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог,% 98,4 91,1

Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием. 77,7 84,7

Примечание: автодороги крупных и средних организаций - данные по 10 районам Липецкой области и г. Липецк. Автодороги малых организаций - данные по 9 районам Липецкой области.

Источник: Расчеты авторов на основе данных региональной статистики по Липецкой области.

Следует отметить неравномерность качества ведомственных автодорог по районам Липецкой области. Особенно это относится к автодорогам с усовершенствованным покрытием.

Так по категории крупных и средних организаций в 9 районах Липецкой области удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог составляет 100%, и только в Елецком районе он составляет 91,5%. Однако по тем же организациям удельный вес автодорог с усовершенствованным покрытием был ниже в среднем, чем по области в трех районах Данковском (58,8%), Елецком (30,9%) и Лебедянском (71,1%). На указанные три района приходится примерно 45% от общей длины сельскохозяйственных автодорог по крупным и средним организациям.

Что касается малых организаций, то по ним в двух районах области (Долгоруковском -67,5% и Лев-Толстовском - 71,4%) показатель удельного веса автодорог с твердым покрытием ниже среднеобластного показателя. В трех районах (Долгоруковском - 54,6%, Лебедянском - 77,7% и Лев- Толстовском районах - 66,7%) удельный вес автодорог с усовершенствованным покрытием ниже, чем в среднем по Липецкой области. На данные три района

приходится примерно 40% общей длины сельскохозяйственных автодорог по малым и средним организациям.

Если суммировать длину автодорог общего пользования и ведомственных сельскохозяйственных дорог Липецкой области и соотнести ее с общей территорией данной области, то региональный показатель плотности автодорог ориентировочно составляет за 310 км/1000 км из которых 267 км/1000

2 2 км приходится на автодороги с твердым покрытием и 240 км/1000 км на автодороги с усовершенствованным твердым покрытием.

В географическом отношении Липецкая область удобна для дорожно-транспортного строительства. Климат на ее территории умеренный (атланти-ческо - континентального типа), а рельеф имеет равнинный характер. Из относительно недалеко расположенных зарубежных европейских стран наиболее близкие условия имеет значительная часть территорий Венгрии Польши, Литвы. В этих трех странах густота автомобильных дорог с твердым покрытием по состоянию на 2007-2008 гг. в среднем составляет 793 км/1000 км - в Венгрии (в 3 раза плотнее, чем в Липецкой области), 1091 км/1000 км -в Литве (в 4,1 раза плотнее) и 835 км/1000 км в Польше ( в 3,1 раза плотнее).

Таким образом, для усовершенствования дорожно-транспортной сети Липецкая область с географической точки зрения обладает существенным потенциалом.

Ориентировочно можно подсчитать, сколько понадобится средств (капитальных затрат) на усовершенствование дорожно-транспортной сети в Липецкой области.

По мнению Минтранса РФ, высказанного еще в 2005 году, для обеспечения круглогодичной связи населенных пунктов с транспортной системой страны требуется практически в 2 раза увеличить протяженность автодорог с твердым покрытием по России в целом и совершенствовать адекватно росту автотранспорта имеющуюся дорожно-транспортную сеть.

Рассмотрим, сколько потребуется капитальных затрат для Липецкой области, если поставить задачу увеличить протяженность дорог с твердым покрытием в 2 раза по сравнению с показателем 2010 года, реконструировать имеющиеся дороги с неусовершенствованным твердым покрытием и перевести имеющиеся дороги без твердого покрытия в дороги с усовершенствованным твердым покрытием.

В 2010 году протяженность автодорог с твердым покрытием по Липецкой области составила:

❖ автодороги общего пользования - 6144 км (в том числе с усовершенствованным покрытием - 5554 км)

❖ автодороги крупных и средних организаций в сельском хозяйстве -190 км (148 км) ;

❖ автодороги малых организаций в сельском хозяйстве - 79 км ( 67 км).

Таким образом, суммарная протяженность автодорог с твердым покрытием по Липецкой области - 6413 км, из которых на автодороги с усовер-

шенствованным покрытием приходится 5769 км. Следовательно реконструировать необходимо 644 км.

С учетом заданного увеличения автодорог с твердым покрытием в 2 раза необходимо будет построить дополнительно 6413 км, из которых (если исходить из имеющейся структуры распределения по типам пользования) также 190 км будут приходиться на автодороги крупных и средних организаций в сельском хозяйстве и 79 км на автодороги малых организаций в сельском хозяйстве.

Протяженность автодорог общего пользования без твердого покрытия в Липецкой области в 2010 году составила:

❖ автодороги общего пользования - 1025 км;

❖ автодороги крупных и средних организаций в сельском хозяйстве -3,1 км;

❖ автодороги малых организаций в сельском хозяйстве - 7,7 км.

В целом необходимо реконструировать округленно 1036 км грунтовых дорог на автодороги с усовершенствованным твердым покрытием.

Стоимость строительства автодорог зависит от многих разнообразных факторов, связанных с физико-географическими условиями, типом территории (городские зоны, сельская местность), стоимости трудовых ресурсов, необходимости создания дополнительной инфраструктуры (мостов, развязок и т.д.) и других факторов.

Для расчетов воспользуемся данными, опубликованными в обзоре Центра макроэкономических исследований Сбербанка России (К. Юдаева, М. Каменских, 2010), в которых приводится стоимость различных дорожных проектов в расчете на 1 км протяженности дороги.

Будем исходить из того, что в Липецкой области будут строиться автодороги различных классов - четырехполосные, двухполосные и однополосные, причем основную роль будут играть двухполосные автодороги с усовершенствованным твердым покрытием.

По данным обзора Сбербанка России, на строительство двухполосных автодорог в европейской части страны необходимо тратить от 1,76 до 1,99 млн. дол США (2008 года) в расчете на 1 км на одну полосу. В среднем примем - 1,875 млн. дол в расчете на 1 км одной полосы, что по курсу ЦБ на 30 сентября 2012 года составляет 57,9 млн. руб./км. Таким образом, реально стоимость 1 км двухполосной автодороги составит 115,8 млн. рублей.

Эти удельные капитальные затраты примем для строительства двухполосных автодорог общего пользования и для автодорог крупных и средних организаций.

Для малых организаций можно будет создать однополосные автодороги с твердым покрытием. Удельные капиталовложения для них примем из расчета 58 млн. руб./км.

На реконструкцию при этом тратится от 0,33 до 0,69 млн. дол/км или 10,2- 21,3 млн. руб./км одной полосы ( в среднем 15,8 млн. руб. на километр).

Таблица 3

Стоимость усовершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры в

Липецкой области

Мероприятие Протяженность, км Удельные капитальные затраты, млн. руб. Общие капитальные затраты, млн. руб.

Реконструкция

Реконструкция грунтовых автодорог общего пользования, а также автодорог крупных и средних организаций в сельском хозяйстве в двухполосные дороги с усовершенствованным твердым покрытием 1028,1 115,8 119054

Реконструкция грунтовых автодорог малых предприятий в сельском хозяйстве в однополосные автодороги с усовершенствованным твердым покрытием 7,7 58 447

Трансформация автодорог общего пользования, а также автодорог крупных и средних организаций в сельском хозяйстве с твердым покрытием в двухполосные автодороги с усовершенствованным твердым покрытием 632 16 10112

Трансформация автодорог малых предприятий в сельском хозяйстве с твердым покрытием в однополосные автодороги с усовершенствованным твердым покрытием 12 32 384

Итого на реконструкцию 1679,8 77,4 129997

-в том числе, на реконструкцию автодорог в сельском хозяйстве 65,3 36,1 2357

Новое строительство

Четырехполосная магистраль общего пользования 493 308 151844

Двухполосные автодороги с усовершенствованным покрытием общего пользования, а также крупных и средних организаций в сельском хозяйстве 5841 115,8 676388

Однополосные автодороги с усовершенствованным твердым покрытием в сельском хозяйстве 79 58 4582

Итого на новое строительство 6413 129,9 832814

- в том числе, на новое строительство автодорог в сельском хозяйстве 269,4 98,8 26619

Итого на реконструкцию и новое строительство 8092,8 119,0 962811

- в том числе, на реконструкцию и строительство автодорог в сельском хозяйстве 334,7 86,6 28976

Примем условно 32 млн. руб./км для реконструкции и создания двухполосной автодороги с усовершенствованным твердым покрытием, в том числе - 16 млн. руб./км для однополосной автодороги

Для трансформации грунтовых автодорог в усовершенствованные двухполосные автодороги с твердым покрытием примем показатель - 115,8 млн. руб./км (как для дорог общего пользования и дорог крупных и средних организаций) и 58 млн. руб./км как для однополосных автодорог малых организаций.

Что касается четырехполосных магистралей, то по Липецкой области до 2014 года на всем протяжении трассы М-4 «Дон» планируется ввести 493,3 км новых участков. Капитальные вложения Госкомпании «Автодор» в эту магистраль за четыре года превысят 152 млрд. руб., что в расчете на 1 км составит 308 млн. рублей. Эту протяженность и удельную стоимость примем за основу в наших расчетах по дорогам соответствующего класса.

Результаты расчетов приведены в таблице 3.

В целом на реконструкцию и новое строительство в сфере транспортной инфраструктуры Липецкой области потребуется величина денежных средств, составляющая примерно 963 млрд. рублей.

Для одной Липецкой области эта величина естественно не подъемная, поскольку в 4,3 раза превышают величину валового регионального продукта. Поэтому ответ на вопрос, в каком масштабе это можно осуществить и в какие сроки, будет зависеть от уровней федеральной и региональной поддержки и еще в большей степени от заинтересованности в инвестициях частного капитала.

На автодорожную инфраструктуру непосредственно в сельском хозяйстве Липецкой области потребуется существенно меньшая величина - 29,0 млрд. рублей (около 13% валового регионального продукта), и реализовать данный проект вполне можно. Однако, учитывая, что частный капитал на строительство таких дорог привлечь будет труднее, все будет зависеть от масштабов государственной поддержки.

Стимулирующим фактором здесь будет являться отсутствие ограничений со стороны ВТО, поскольку инфраструктурная поддержка (за исключением инфраструктуры в границах сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств) входит в номенклатуру зеленой корзины.

Многое будет зависеть также от пролонгации и заложенных технических и ресурсно-финансовых параметров в Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2013 года», являющуюся составной частью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 гг.

Напомним, что по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года в период 2003 -2013 гг. в ожидаемых результатах было заложено по всей России привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести в

действие 5,2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.

_Литература_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Магомедов А.-Н.Д., Таран В.В., Соколова Ж.Е. и др. Научные основы развития инфраструктуры товаропроводящей сети агропродовольственного рынка. - Коллективная монография. -М.: Изд-во ИП Насирддинова 2012, с. 43-44.

2. 2.Новый участок федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» введен в эксплуатацию в Липецкой области. АВТОДОР. Государственная компании. Пресс-Центр. 26 августа 2011 г. -

3. Российские дороги страдают от низкого финансирования 14.12.2011. - Ас-фальт.ру. - Шр://угп.уе8йрк.га/?р=35074.

4. Стоимость бездорожья для РФ. - Виртуальная таможня. Информационно-консультационная система. 19.09.05. - http//www.vch.ru/cgi -Ып/.

5. Юдаева К., Каменских М. Развитие инфраструктуры в России: новые задачи, старые проблемы. Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России, 21.04.2010, с.7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.