Научная статья на тему 'Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования'

Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1990
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования»

А. Л. Косманёв

РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ И ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования региональной туристской инфраструктуры - актуальная тема в интересах современных стратегических разработок развития приоритетных отраслей (видов) туристско-рекреационной сферы в регионах. В нашей публикации показана сущность основных научных подходов географического исследования туристской инфраструктуры, определены первичные - базовые методы исследования. Конкретные примеры по Тверскому региону раскрывают содержание и специфику регионального исследования туристской инфраструктуры.

Научные подходы.

На рис. 1 показана графическая модель, отражающая систему подходов географического исследования туристской инфраструктуры. В этой системе центральное место занимает территориальный подход - комплексные исследования туристской инфраструктуры на разных территориальных уровнях: на локальном рассматривается инфраструктурное обустройство определенных мест посещения - отдельных объектов, достопримечательностей; на региональном - инфраструктурное обустройство региона в целом и его частей (муниципальных районов, городов, сельских поселений); на межрегиональном - инфраструктурное обустройство территорий, входящих в состав двух и более регионов; на зональном - обустройство туристско-рекреационных зон разного территориального уровня (внутригородские, региональные, межрегиональные). Данный подход позволяет выявлять территории с разным уровнем развития туристской инфраструктуры и выделять перспективные для развития туристско-рекреационной деятельности. Комплексное исследование туристской инфраструктуры необходимо начинать с отраслевого анализа, т.е. отдельных видов туризма, и выделения наиболее приоритетных для данного региона. Приоритетные виды туризма в регионах разные, но самыми частыми вариантами являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, активный [6-7]. Опре-

деление наиболее привлекательных видов туризма проводится с учетом возможностей региона и внешних воздействий (потребностей, тенденций развития).

В научном исследовании туристской инфраструктуры оценочным считаем функциональный подход, который предполагает, в первую очередь, изучение уровня благоприятности условий отдыха и туризма [1-2]. Функциональные показатели для оценки средств размещения - вместимость, комфортность, количество объектов; объектов питания - количество объектов и посадочных мест; транспорта - транспортная доступность туристско-рекреационной территории разными видами транспорта (км, время в пути); связи - обеспечение мобильной связью (процент покрытия территории). Также к функциональным показателям относится оценка безопасности организации туристской деятельности, под которой понимается совокупность общих условий с отсутствием риска для здоровья туристов (экскурсантов) на маршрутах и в местах посещения, обеспечение сохранности их имущества и др. Функциональный подход может быть направлен на выявление и оценку роли туристской инфраструктуры в развитии региона.

В сочетании эти подходы формируют методологическую основу исследования туристской инфраструктуры территории (региона). Подходы могут быть и другими, например, экологическим, экономическим, строительноархитектурным, историческим и др.

Базовые методы исследования.

Система базовых методов исследования (рис. 2) включает картографический метод в сочетании:

- с классификационным - в отраслевых исследованиях, где работа начинается с выделения/установления отраслевых групп (видов) туризма, в т.ч. отраслевых приоритетов региона;

- с методами территориальной систематизации - районированием, ареалированием и/ или зонированием, разработкой/прокладкой маршрутов;

/У' % НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ 'к ^

ґ ТЕРРИ АЛЬ V ТОРИ- ный у л ФУНКЦИО- НАЛЬНЫЙ V У

Сущность научных подходов:

Изучение инфраструктуры отдельных видов туризма, в том числе наиболее привлекательных: Изучение туристской инфраструктуры разных территориальных уровней: Функциональные оценки туристской инфраструктуры:

• культурнопознавательного • лечебнооздоровительного • спортивного и активного • экологического • сельского Локальный уровень • инфраструктурное обустройство отдельных мест посещения Региональный уровень • инфраструктурное обустройство региона в целом и его частей (муниципальных районов, округов) Межрегиональный уровень • инфраструктурное обустройство территорий, входящих в состав 2-х или более регионов Зональный уровень • инфраструктурное обустройство туристско-рекреационных зон разного территориального уровня (внутригородские, региональные, межрегиональные) Маршрутная инфраструктура • Инфраструктурное обустройство отдельных туристских маршрутов • вместимость • комфортность • транспортная доступность • обеспеченность мобильной связью • безопасность

Рис. 1. Научные подходы к исследованию региональной инфраструктуры туризма

- с приемами технико-экономической оценки условий инфраструктурного обеспечения, например по степени благоприятности, комфортности, надежности, безопасности и др.

В конкретных исследования обычно используют одновременно "вместе, а не вместо" (выражение Н.Н. Баранского) несколько научных подходов и сочетание методов исследования. Покажем это на примерах наших исследований.

Конкретные примеры (опыт) исследования. Инфраструктура - это важнейшая ресурсная составляющая туристско-рекреационного освоения территорий (регионов). В данной

работе мы предприняли попытку оценить состав региональной инфраструктуры туризма Тверской области на основе определенных подходов и методов исследования.

Примером отраслевого подхода является рассмотрение инфраструктуры наиболее привлекательных видов туризма в регионе/районе. Этот подход предполагает активное использование классификационного метода исследования для выявления всех возможных и наиболее привлекательных видов туризма. Подобное исследование базируется на оценках благоприятности природных, культурноисторических, социально-экономических и

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ

географического исследования региональной туристской инфраструктуры

Картографический метод исследования: картографирование и анализ карт

Рис. 2. Базовые методы исследования при использовании основных подходов географического исследования региональной туристской инфраструктуры

современных развлекательных объектов/комплексов для привлечения потока туристов. Наш конкретный пример - Старицкий район Тверской области [5].

Старицкий район - это район давнего туристско-рекреационного освоения в Тверской области. Главный природный ресурс - р.Волга и ее береговые зоны как площадки для размещения разных видов туризма (рис. 3). Первичными видами туризма был спортивный и активный (на базе старых отработанных каменоломен на берегах Волги), а также культурнопознавательный. В 1971 г группа энтузиастов вместе с учеными и краеведами создали и освоили "Пушкинское кольцо", сделав основной упор на четырехугольник: г. Тверь - г Старица -с.Берново - г. Торжок. Маршрутный принцип организации "Пушкинского кольца" сохранен и в новой туристско-рекреационной зоне "Великое Троеградье" (Тверь - Торжок - Старица). Предполагается создание нового туристского маршрута культурно-познавательного, этног-

рафического, событийного туризма, ориентированного на транзитный и въездной туризм.

На рис. 3 представлен графический образ наиболее привлекательных видов туризма с учетом возможностей Старицкого района и внешних тенденций. Перекрывание областей диаграммы отображает системный (взаимосвязанный) характер использования туристских ресурсов территории.

Подробнее покажем пример туристского освоения Старицких каменоломен. Ресурс этих объектов посещения можно оценить как "дикий": полное отсутствие специального инфраструктурного обустройства внутри, сложные входы и низкие своды, слабая кровля, многочисленные завалы и высокая обвалоопас-ность. Но при этом это интересные объекты посещения для спортсменов и различных групп туристов: сложная конфигурация подземных лабиринтов и их большая протяженность (до 14 км), возможность увидеть ледяные сталагмиты в зимнее время, натечные об-

Активный и спортивный туризм

Активный и спортивный туризм

Площадки

для

объектов

туризма

Отдых на воде

р. Волга

£.....и береговая зона ......

Старые каменоломни

по берегам Волги

Экологически чистые

у с л о в и я ¡тіюна \

\(тогцадок) рля туризма

Отдых и активный туризм

Историко-культурные

достопримечательности

Искусственные /

¡сооружения и /

■' события /

Культурно- і Активный и спортивный

познавательный и ; туризм, элитныи отдых,

паломническим ; посещение праздников,

туризм і фестивалей

Рис. 3. Определение наиболее привлекательных видов туризма с учетом возможностей Старицкого района и внешних тенденций [5]

разования и разноцветные стены, сложенные мергелем и доломитом. В течение года Ста-рицкий район посещает более 1,5 тыс. туристов, ориентированных именно на посещение каменоломен, в основном это спортивный спелеотуризм. Большинство каменоломен находятся в зоне удаленности от Старицы более 5 км, и для их посещения рекомендованы маршруты в сочетании общественного или личного транспорта и частично - пешком, непосредственно от автодороги до объекта. Многие маршруты проходят через населенные пункты, где есть объекты приема туристов. Так, в д. Федурново на маршруте до каменоломни Черепковская, туристы (10-15 чел.) могут переночевать, приготовить еду, сходить в баню в

коттедже "У Валерия Ивановича". И таких населенных пунктов в Старицком районе не менее десяти.

Интерес к каменоломням проявляют и туристы, приезжающие в Старицу с культурнопознавательными целями. Центром культуры г. Старица осваивается опыт проведения краеведческих экскурсий с посещением основных достопримечательностей города и района, а в завершении - каменоломен. Пока такие экскурсии плохо востребованы, так как для их организации необходимо выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность туристов: это укрепление (новые крепи) и обустройство каменоломен внутри (пешеходные дорожки, освещение), создание мест отдыха, пре-

доставление средств размещения, питания вблизи объекта посещения, что в настоящее время еще не развито. Инфраструктура туризма Ста-рицкого района представлена редкой и однообразной сетью средств размещения. Пока отсут-

ствуют и новые виды туризма, основанные на посещении искусственных сооружений и событий (табл. 1). Инфраструктурное обеспечение -главное условие активного развития туризма в глубинных районах Центра.

Туристская инфраструктура Старицкого района

Таблица 1.

Ресурс- Виды Средства Вмести-

ная туризма размещения мость,

база мест

сЗ К Активный (с Гостиница, дома местных жителей в де- 50-70

О К элементами ревнях, охраняемые площадки (кемпинги):

Рн спорта) г. Старица, деревни Федурново, Толпино,

Л К Холохольня, Чукавино

н о 0 Спортивный'.

И И спелеотуризм Дома местных жителей в деревнях, охра- 80 - 100

Ю няемые площадки (кемпинги): г.Старица,

о о деревни Родня, Молоково, Федурново,

а-) Толпино, Пентурово, Холохольня, Чука-

о вино)

водный Охраняемые площадки (кемпинги): дерев- 100 - 120

Он о ни Родня, Молоково, Холохольня, Чукави-

н о но, Иваниши)

я 1 о ездовой на со- Центр ездового собаководства Тверской 30

И £ баках области «Чу», охраняемые площадки

(кемпинги): д.Чукавино

Сельский Дома местных жителей в деревнях, дома 80 - 100

И к на базе фермерских хозяйств: деревни Чу-

кавино, Рыблово, Чупруново, Холохольня,

Федуново, Молоково

о & Культурно- Гостиница Волга (г.Старица) 50

К & познавательный

с Пал омн и ч е с кий Успенский монастырь (г. Старица)

В качестве примера использования территориального подхода покажем состав и особенности размещения (сеть) туристской инфраструктуры озерной территории - Валдайского поозерья [4]. При выделении территории Валдайского поозерья использовался метод зонирования, основу которого составляет природно-ресурсный принцип. Территория Валдайского поозерья расположена в краевой зоне древнего оледенения (последней валдайской фазы) на северо-западе Тверской области, частично - в соседней Новгородской, в пределах Валдайского ландшафтного округа Северо-Западной ландшафтной области Русской равнины.

Сходство и различия туристской инфраструктуры можно оценить в разрезе муниципальных районов, расположенных на территории поозерья (12 районов Тверской области) (рис. 4). Общая сеть средств размещения включает более 110 объектов на 7 тыс. чел., преобладают сезонные базы отдыха (рис. 6). Ядром Валдайского поозерья является оз. Селигер. Приселигерская зона наиболее активно и плотно освоена, сеть включает около 70 объектов, из них 54 объекта - в Осташковском районе. Слабо освоены периферийные территории поозерья (рис. 5-6), но и там туристско-рекреационная сфера - стратегическое направление дальнейшего развития.

ВАЛДАЙСКОЕ

ПООЗЕРЬЕ

Муниципальные районы

Андреапольский

Торопецкий

Западнодвинский

Жарковский

Осташковский

Пеновский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Селижаровский

Фировский

Вышневолоцкий

Болотовский

Удомельский

Лесной

Рис. 4. Территориальная структура Валдайского поозерья [4]

В сети представлено 9 видов средств размещения: базы отдыха (36), гостиницы (18), коттеджи (16), дома приемов (12), дома отдыха (9), отели (7), оздоровительные лагеря (6), мотели (5), пансионаты (4). В структуре сети по вместимости иное сочетание и соотношение объектов: около 80% составляют объекты 4-х видов: базы отдыха (44,7%) и гостиницы (11,1%), а также оздоровительные лагеря (11%) и пансионаты (10,6%). Сезонный характер работы - отличительная особенность основных средств размещения туристов в районах Валдайского поозерья. Озерный ресурс предполагает развитие не только организованного, но и самодеятельного туризма, преимущественно автотуризма (туристы на своих машинах). Для их обслуживания нужны мотели. Они созданы только в 3 (из 12) районах - в Осташковском, Западнодвинском и Вышневолоцком (на 30-50 чел.). Значительный и неучтенный поток отдыхающих и туристов направлен на индивидуальные дачные дома, их сеть разрастается, все они рас-

положены в береговой зоне озер. Дачники и туристы преимущественно столичные. Растущий поток автотуристов движется со стороны Москвы по автомагистрали Москва - С.-Петербург через города Вышний Волочек и Бологое, со съездами на шоссе до г Осташкова через г Ржев и пгт Кувшиново, г Вышний Волочек и др. Дороги, ведущие в районы отдыха, как правило, низкого качества, а дорожный сервис - только на автомагистрали Москва - С.-Петербург. Мобильная связь на путях к местам отдыха зачастую отсутствует. Все это подтверждает необходимость разработки планов развития транспорта и связи для туристско-рекреационных местностей, а не только сети размещения туристов.

Одним из примеров функционального подхода может выступать оценка транспортно-коммуникационных элементов туристской инфраструктуры (дороги и связь) определенной территории. При исследовании транспортно-коммуникационных элементов оценива-

Рис. 5. Валдайское поозерье: вместимость объектов размещения туристов в муниципальных районах, мест [4]

Рис. 6. Соотношение территориальной структуры сети объектов размещения туристов в районах Валдайского поозерья по количеству объектов и их вместимости, % [4]

лась транспортная доступность (км и время в пути) и обеспечение мобильной связью (зоны доступности связи, %). Дороги и связь - базовые/каркасные элементы туристской инфраструктуры [3]. Традиционно в характеристиках транспорта указываются протяженность разных типов и категорий дорог и количество перевезенных пассажиров. Считаем важным обратить внимание на функциональные показатели [2] с тем, чтобы оценить диспозицион-ные ресурсы туристско-рекреационной территории - транспортную доступность центров разными видами транспорта (км, время в пути). Эта функциональная информация исключительно важна для туристов, которые используют для поездки общественный транспорт (автобусы, поезда) или индивидуальный автомобиль. Подобная информация может быть показана на картах доступности (рис. 7). Для их разработки используются графоаналитические показатели (измерения по картам, в том числе в автоматическом режиме измерений - по "линиям" реальных автодорог) и данные расписа-

ний движения междугородных автобусов, поездов дальнего следования и электропоездов. Анализ карт доступности наглядно показывает различия в продолжительности поездки с вариантами направлений движения к интересующему центру/месту. На нашей карте (рис. 5) оценена транспортная доступность популярного места отдыха и туризма Тверской области - озера Селигер (центр - г. Осташков): протяженность пути по автодорогам от районных центров в пределах Тверской области - от менее 50 км до 350 км. Прямые автобусные маршруты обеспечивают минимальные затраты времени из Москвы до Осташкова - 7 час., тогда как прямое железнодорожное сообщение поездами дальнего следования из Москвы до Осташкова - 11 час., из С.-Петербурга - 6 часов, из Бологое - 3 час., а из центральной части Тверской области (Торжок) - около 8 час. Таким образом для жителей Тверской области Селигер зачастую более труднодоступен (по удаленности, затратам времени), чем для туристов столичных регионов страны.

Рис. 7. Доступность туристско-рекреационной зоны озера Селигер (центр - г. Осташков) по

автодорогам Тверской области, км

Обеспечение надежной связи, в первую очередь мобильной сотовой, с функциональной точки зрения - обязательное условие безопасности туриста в поездке. Карты зон обслуживания ведущих компаний сотовой связи в регионах представлены на их сайтах и показывают пространственный охват территории сотовой связью. В настоящее время на территории Тверской области работают три крупные компании сотовой связи: "Мобильные ТелеСистемы", "Би Лайн" и "Мегафон", работающие в форматах GSM и NMT. Вне зоны доступа остаются периферийные, как правило, межмаги-стральные территории. Условия доступности связи (они примерно равные для всех трех компаний) разные: от "уверенной связи" до ее полного отсутствия. В нашем примере на пути к оз. Селигер существует разная доступность сотовой связи, отдельные участки дорог попадают в следующие зоны (на примере мобильного оператора "Билайн"): 1. Уверенной и возможной связи вне зданий. 2. Возможной связи, в некоторых местах может отсутствовать. 3. Плохой связи, может отсутствовать. 4. Связь отсутствует.

В таблице 2 показаны расчеты, выполненные нами по картам транспортной доступности и зон обслуживания сотовой связью (рис. 7-8). Только половина пути (51%) по автодорогам, ведущим к Селигеру по территории Тверской области, обеспечена уверенной мобильной связью. Другая половина (около 46%) -это проблемные территории по обеспечению мобильной связи, где связь в некоторых местах может отсутствовать. При этом в худших условиях доступности сотовой связи (уверенной связью обеспечено менее 50% территории) находятся такие участки, как Бежецк - Макса-тиха - Вышний Волочек; Торопец - Андреаполь

- Пено; Ржев - Селижарово и Кувшиново - Осташков. В относительно лучших условиях (более 50%) находятся участки автодорог Тверь -Торжок и Селижарово - Осташков. На довольно протяженных участках автодорог, ведущих к Селигеру, сотовая связь недоступна. Это такие участки, как: Кувшиново - Осташков (4 км), Ржев - Селижарово (7 км), Торопец - Андреа-поль (3 км), Бежецк - Вышний Волочек (34 км).

Рис. 8. Зоны обслуживания мобильного оператора "Билайн " по Тверской области (составлено по материалам сайта http://www.beeline.ru)

Таблица 2.

Транспортная доступность и условия доступности мобильной связи в Тверской области при движении к Осташкову по автодорогам в 2009 г. (графоаналитические определения выполнены по рис. 7-8)

Участки пути к Осташкову по автодорогам, км Условия доступности мобильной связи при движении к Осташкову по автодорогам, в % от длины пути

Уверенная и возможная связь вне зданий Возможная связь, в некоторых местах может отсутствовать Плохая связь, может отсутствовать Связь отсутствует

1. Селижарово -Осташков, 47 км 76 23 0 0

2. Тверь - Осташков, 187 км 55 36 9 0

3. Вышний Волочек -Осташков, 203 км 50 41 6 2

4. Бологое -Осташков, 258 км 49 43 6 2

5. Бежецк -Осташков, 317 км 48 31 10 11

6. Ржев - Осташков, 143 км 47 41 7 5

7. Торопец -Осташков, 165 км 32 61 5 2

В среднем 51 39,6 6,2 3,2

Примечание:

32

317 км

3.

Проблемные участки по обеспечению устойчивой связи (показатели выше и/или меньше средних)

Проблемные участки транспортной доступности по максимальной протяженности пути по автодорогам

Номера наиболее проблемных участков пути по транспортной доступности и обеспечению мобильной связи

По двух функциональным параметрам -максимальной удаленности (200-300 и более км) и худшим условиям мобильной связи - наиболее проблемными являются 3 (из 7) участка пути к зоне отдыха оз. Селигер - северное направление (от Бологое и Вышнего Волочка) и восточное (от Бежецка). Северное направление - конечный участок пути со стороны С.-Петербурга, по которому движется значительный поток отдыхающих. Это направление требует к себе большего внимания, особенно в части обеспечения мобильной связью.

Функциональные оценки транспортнокоммуникационных элементов туристской инфраструктуры, таким образом, сочетают в себе

важнейшие показатели - времени, затрачиваемого на поездку и наличие/ отсутствие подвижной сотовой связи. Вероятно, подобные оценки могут содержать и другие важные для туристов показатели, характеризующие комфортность и безопасность передвижений, проживания, питания и др. Подобная функциональная информация должна обязательно отражаться на туристских картах.

Использование отраслевого, территориального и функционального подходов обеспечивает комплексное географическое исследование региональной туристской инфраструктуры как базу для региональных стратегических разработок развития туристско-рекреационной сферы.

Литература

1. Косманёв А.Л. Подходы к определению туристской инфраструктуры // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 октября 2009 г. - Томск, 2009. - С. 43-45.

2. Косманёв А.Л. Функциональные оценки туристской инфраструктуры // Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции: LXПI Герценовские чтения "География: проблемы науки и образования", посвященной 80-летию Е.В. Максимова (Санкт-Петербург, 22-24 апреля 2010 г. - СПб., 2010. - С. 636- 637.

3. Косманёв А.Л. Инфраструктурный каркас туристско-рекреационной территории // Географическое изучение территориальных систем: в 2 кн. Кн.2. Социально-экономические и геополитические аспекты исследования территориальных систем: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых / Ред. М.Б.Иванова; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2010. -С.168-171.

4. Косманёв А.Л. Туристская инфраструктура Валдайского поозерья // Материалы научной студенческой конференции (г.Тверь, 13 мая 2010 г.). - Тверь, 2010. - С. 16-19.

5. Косманёв А.Л. Инфраструктура наиболее привлекательных видов туризма в Старицком районе // Материалы научной студенческой конференции (г.Тверь, 22 апреля 2010 г.). - Тверь, 2010. - С. 59-62.

6. Яковлева С.И. Определение приоритетных направлений в концепциях регионального развития туристско-рекреационной сферы // Территориальная организация общества и управление в регионах: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Т.М. Худякова; редкол. -Воронеж: ВГПУ, 2009. - С. 309-311.

7. Яковлева С.И. Подходы к определению перспективной туристско-рекреационной специализации регионов РФ // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 октября 2009 г. - Томск, 2009. - С.100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.