Научная статья на тему 'Региональная трудозанятость: функциональные изменения и особенности ориентированности'

Региональная трудозанятость: функциональные изменения и особенности ориентированности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ТРУД / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОЗАНЯТОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / БЕЗРАБОТИЦА / REGION / LABOR / LABOR MARKET / FULL EMPLOYMENT / EMPLOYMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL INTERESTS / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токаева Т. И.

В статье анализируется состояние региональной трудозанятости, раскрывается характер взаимодействия рынка труда и занятости, уточнены наиболее важные направления и возможности решения проблем в республиках СКФО. В региональном аспекте особо следует выделить факторы социального воздействия на трудозанятость: достигнутый уровень и качество жизни; социальные, жизненные, трудовые ориентиры; степень развития уровня образованности, профессиональной грамотности трудоспособного населения, степень достижений региональных властей в решении вопросов социальной обеспеченности и защиты населения, в том числе и через бюджеты регионов и местных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токаева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional employment: functional changes and orientation features 222 Gladkaya S.V. Mechanisms to increase the region''s investment attractiveness

The articles analyses the conditions of regional employment, discovers the character of the interaction of the labor market and employment, clarifies the most important directions and possibilities of the problem solutions in the NCFD republics. In a regional context, notably the social factors impact on the employment of: progress and quality of life; social, life, employment guidelines; degree of development of the level of education, professional skills of the working population, the degree of achievement of the regional authorities in addressing the issues of social security and protection of the population, including through the budgets of the regions and local areas.

Текст научной работы на тему «Региональная трудозанятость: функциональные изменения и особенности ориентированности»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРУДОЗАНЯТОСТЬ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ

ТОКАЕВА Т.И.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, e-mail: tokaevatatjana@yandex.ru

В статье анализируется состояние региональной трудозанятости, раскрывается характер взаимодействия рынка труда и занятости, уточнены наиболее важные направления и возможности решения проблем в республиках СКФО. В региональном аспекте особо следует выделить факторы социального воздействия на трудозанятость: достигнутый уровень и качество жизни; социальные, жизненные, трудовые ориентиры; степень развития уровня образованности, профессиональной грамотности трудоспособного населения, степень достижений региональных властей в решении вопросов социальной обеспеченности и защиты населения, в том числе и через бюджеты регионов и местных территорий.

Ключевые слова: регион; труд; рынок труда; трудозанятость; занятость; экономическое развитие; социальные интересы; безработица.

REGIONAL EMPLOYMENT: FUNCTIONAL CHANGES AND ORIENTATION FEATURES

TOKAEVA T.I.,

Doctor of Economics, Professor of economic theory, North Ossetian State University. K.L. Khetagurova, Vladikavkaz, e-mail: tokaevatatjana@yandex.ru

The articles analyses the conditions of regional employment, discovers the character of the interaction of the labor market and employment, clarifies the most important directions and possibilities of the problem solutions in the NCFD republics. In a regional context, notably the social factors impact on the employment of: progress and quality of life; social, life, employment guidelines; degree of development of the level of education, professional skills of the working population, the degree of achievement of the regional authorities in addressing the issues of social security and protection of the population, including through the budgets of the regions and local areas.

Keywords: region; labor; labor market; full employment; employment; economic development; social interests; unemployment.

JEL classification: J21, R23.

Вопросы состояния трудовых ресурсов регионов, их использования и обновления являются чрезвычайно сложными и недостаточно осмысленными по ряду причин. Во-первых, нет четких представлений о реальном состоянии ресурсной базы и самих наличествующих трудовых ресурсов в регионах. Количественные характеристики ресурсов при внимательном рассмотрении оказываются неточными, приближенными условно-ориентировочно оцениваемыми официальной статистикой. Например, весьма приближенно приводятся количественные показатели трудоспособного населения, без серьезных уточнений экономической составляющей трудоспособности (экономически активное население, экономически самостоятельное население и т. д.). Во-вторых, степень участия трудоспособного населения в экономической деятельности, прежде всего, рассматривается с позиции занятости (сколько занято в отраслях производственной сферы, в сфере услуг и т. д.), но не результативной отдачи. Тем самым, как нам представляется, за основу берется лишь сторона взаимозависимости между имеющимся в регионе трудоспособным населением и степенью его занятости. На наш взгляд, этого недостаточно для точного знания степени экономического участия или неучастия трудовых ресурсов в экономическом развитии региона.

© Т.И. Токаева, 2013

В-третьих, трудозанятость в регионе и ее проблематика стали оцениваться не в качестве индикатора эффективного экономического развития, а как лишь следствие структурных изменений в самой занятости. Наблюдается неучет реальной значимости занятости, ее производительной силы (производительности труда), потенциала воздействия на производимые объемы и структуру товаров, услуг, с одной стороны, и реализуемых доходов - с другой.

Безусловно, высокопроизводительную и структурно эффективную занятость в регионе необходимо и вполне возможно обеспечивать в соответствии с тем спросом, который формируется на рынке труда. В этой связи весьма важно учитывать, что современное истолкование рынка труда не должно сводиться только к проблематике занятости, но оно не может и не соотноситься с ней. Разница же между ними в том, что рынок труда характеризуется предложением трудовых услуг и спросом на них, опосредованным интересами и действиями продавцов и покупателей указанных услуг. Вместе с тем, существенно учитывать теоретическое пояснение той реальности, что человек, обладающий способностями к труду и необходимостью продать свою рабочую силу, присутствует на рынке труда потенциально, кстати, так же, как и покупатель. Только сфера занятости и состоявшаяся занятость конкретизируют указанную разницу. Занятость экономически проявляется и обособляется в рамках тех факторов и условий, которые формируются и распределяются не только по сферам деятельности, но и по профессиям, предприятиям, регионам и т. д. Обеспечение реальной занятости связано с наличием рабочих мест в сфере производства товаров и услуг. Этим самым занятость и создает возможности для реализации экономических интересов как работающего человека, так и работодателя.

Почему необходимо рассматривать занятость в качестве индикатора эффективного экономического развития в регионе? Здесь надо пояснить, что значение трудовой занятости - в его воздействующей основе на все показатели жизнедеятельности людей. Модели рынка труда и занятости всегда имеют воспроизводственное целеполагание, хотя их реализация и сопровождается различными противоречиями, недоработками и кривыми подъемов и спадов. Современная региональная практика рынка труда и занятости все сказанное подтверждает и тем самым дает возможности поиска новых решений трудозанятости, в том числе и с учетом изменений и особенностей социальноэкономического развития каждого региона.

Процессы, которые происходят на рынке труда и занятости свидетельствуют о том, что наблюдается низкий уровень их динамики, нестабильность, неустойчивость, неравномерность и немобильность получаемых результатов. Например, в регионах СКФО наблюдаются резкие колебания влияния демографического фактора на состояние трудовой занятости.

Особо следует выделить факторы социального воздействия на трудозанятость: достигнутый уровень и качество жизни; социальные и трудовые ориентиры; степень развития уровня образованности и профессиональной занятости трудоспособного населения; степень достижений региональных властей в решении вопросов социальной обеспеченности и защиты населения, в том числе и через бюджеты регионов и местных территорий и т. д.

Чрезвычайно высокое значение для региона имеют вопросы организации занятости населения с позиций ее структурированности и сбалансированности. Взаимодействие региональных органов власти, предприятий, организаций и учреждений различного порядка и статуса, а также региональных служб занятости, заслуживает самого пристального внимания, исходя из необходимости поиска новых методов и способов решений возникающих проблем.

Приоритетными являются и правовые вопросы регулирования рынка труда и занятости: региональные законы; регулирование предпринимательской деятельности; проблемы обеспечения прав трудоустройства и увольнений (сокращений); соблюдение условий найма, режима труда и отдыха, а также безопасности труда и т. д.

Свидетельством всему отмеченному выступает сложная и неоднозначная ситуация не только с количественными показателями занятых людей, но и безработицей, например, в СКФО (уровень-безработицы.рф). Несмотря на некоторые колебания в показателях безработицы, она по-прежнему остается высокой по всем субъектам СКФО. Если в целом по России в 2012 г. уровень безработицы составлял 5,46%, то по Северо-Кавказскому Федеральному округу - 13,08%. Особо неблагоприятная ситуация имеет место в Северо-Кавказских республиках: например, в республике Северная Осетия-Алания в 2012 г. уровень безработицы составил 7,90%, что дает ей возможность занимать лишь 64 место по России; в Карачаево-Черкесии уровень безработицы составлял в 2012 г. 8,90%, что определяет ей 73 место из 83 регионов; в Кабардино-Балкарской республике в 2012 г. уровень безработицы был зафиксирован на отметке 8,86% - 72 место; Республика Дагестан находится по уровню безработицы, который составил 11,68%, на 76 месте; в Чеченской республике уровень безработицы составил 29,81% и она оказалась на 79-м месте. Замыкает неблагополучие по проблеме безработицы республика Ингушетия, где уровень безработицы равен 47,68%, что составляет практически половину всего экономически активного населения.

Разумеется, при анализе сложившейся ситуации в СКФО возникает особый круг экономических проблем, в том числе под влиянием таких факторов, как императивы рынка и как на них реагировать. Несмотря на множественность точек зрения, вплоть до небезызвестной «хватит кормить Кавказ», приближенность к истине гласит, что факторами, непосредственно определяющими уровни производства и занятости в республиках Северного Кавказа, являются: состояние производства, их материально-технической базы; объемы и структура производимой продукции; уровень инвестиционной активности; степень развитости конкурентной среды; состояние доходности экономической деятельности; формирование денежных доходов населения, заработной платы, динамика инфляции и т. д. По характеру, особенностям и динамике инфляционных процессов наша позиция изложена ранее (Токаева, 2008).

Все перечисленное для республик Северного Кавказа представляет большие проблемы. Не являясь еще с советских времен традиционными носителями производства военной, авиационной, космической, сталелитейной, алюми-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

224

Т. И. ТОКАЕВА

ниевой, отраслей конечного машиностроения и т. д., а всего лишь их промежуточных аспектов, республики СКФО, под напором и влиянием тенденций формирующего на постсоветском пространстве рынке, встали перед сакральными вопросами «Что производить?» «Как производить?» «Для кого производить?» «Как и каким образом выживать?»

Приоритетным началом в ответе на поставленные вопросы, стало бы, по логике вещей, прежде всего, проведение государством полной инвентаризации оставшихся производств на местах, их основных фондов, состояний технологий, чтобы определиться с тем, какие экономические мощности пригодны для дальнейшего развития и совершенствования товарного производства, а что должно уйти с производительного рынка. Но процесс разгосударствления в форме приватизации взял верх над экономическим разумом и в основе своей то, что могло способствовать ориентациям на производство «что производить» «для кого и как?» заменилось растаскиванием бывших производственных площадей под интенсивно возникающие коммерческие структуры, магазины, арендные площади, что и завершилось массовой безработицей. Не осуществив структуризацию экономики, государство в регионах практически полностью отдало ситуацию в руки властьпредержащих и рыночной стихии.

Заданная парадигма начала 1990-х гг. не способствовала и формированию высоких темпов нового мелкотоварного производства в силу инерционности финансовой и банковско-кредитной составляющей, творческого, профессионального разочарования носителей рабочей силы. Свидетельством указанного экономического положения современной занятости населения является тот факт, что прошло 20 лет стихии рынка, а в Северной Осетии, например, и на сегодняшний день только 10 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это примерно 3% самодеятельного и экономически активного населения, что также характерно для других республик СКФО. Причем еще 3-5 лет тому назад в качестве индивидуальных предпринимателей, как нам представляется, для количества и налоговых сборов заставляли регистрироваться женщин, работающих продавцами в палатках, ларьках и т. д.

Ориентация в регионах на расширение производственного и торгового оборота, формирование фиктивноспекулятивных денег, неминуемо ведет к усугублению отрицательной дифференциации занятости, с ликвидацией мотивации к производительному труду, необходимости «тяжело» и квалифицированно работать, устойчиво вживаться в новые производственные условия. Так, например, в декабре 2012 г. В Северной Осетии в организации было принято на работу 446 чел., а выбыло по различным причинам 667 чел. Из них только 49 человек (7,3%) выбыли в связи с сокращением численности работников, а 556 чел. (84,9%) уволились по собственному желанию (http://www.trud15.ru/). Проводимые социологические исследования в РСО-Алания и других регионах СКФО показывают, что первопричинами высокой текучести кадров стали «неудовлетворенность заработной платой», «неудовлетворенность самой работой». Разрастающееся торгово-спекулятивное направление формирует у основной массы людей настроение лихорадочности: «где бы успеть «схватить» больше денег», а у думающей категории населения - унылость, обрывистость поведения, разочарование.

Отсутствие сбалансированности рынка труда и занятости в регионах, вариативности замещения рабочих мест в соответствии с профессиональной квалификацией, образованием, ненадлежащим присутствием государства в этом и во многих других вопросах, подчас «подсобного» использования общественного труда, способствует уходу определенной части экономически трудоспособного, но незанятого населения, в сферу потребительского кредитования.

С одной стороны, наметившаяся тенденция положительна и, прежде всего, в той части, где через потребительское кредитование можно указанной категории людей поддерживать, хотя бы на уровне прожиточного минимума, свой уровень и качество жизни. С другой стороны, длительное втягивание и увлечение присутствием занятого населения на поле потребительских кредитов имеет выраженные отрицательные последствия формированием философии - «жить можно и не работая», ожидая банкротства очередного банка или другой финансовой структуры. Вообще временами, а особенно в последнее время, складывается впечатление, что интересы взаимной выгоды определенной части населения (в том числе незанятого) и банков - сомкнулись. Банки одной из ведущих причин банкротства называют невозвратность кредитов, а заемщики -потерю работы, невозможность трудоустроиться и прочее. Во всем этом процессе в качестве последствия просматривается более существенная доминанта: банкротство банков дестабилизирует особенно рыночно сформировавшиеся, но неустоявшиеся и неустойчивые еще к финансовым потрясениям предприятия, фирмы, что приводит к массовому высвобождению рабочей силы из производств и пополнению рядов безработных, а следом роста бедности и нищеты.

Еще одна проблема, указывающая на дестабилизацию регионального рынка труда и занятости в Северо-Кавказских республиках - это соотношение легальной и нелегальной занятости в регионах. Например, согласно материалам официальной статистики в РСО-Алания из 352 тыс. (в 2012 г.) экономически активного населения, 28 тыс. безработных. В то же время к концу 2012 г. в комитете по занятости населения РСО-Алания состояло на учете только 9,4 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 9,3 тыс. имели статус безработных, в том числе 7,5 тыс. чел. получали пособие по безработице (уровень-безработицы.рф). Итак: безработных 28 тыс., имеют статус легальных безработных - 9,3 тыс. чел., но возникает вопрос: а где остальные 18,7 тыс. чел.? Если из 28 тыс. безработных только 7,5 тыс. чел. получают пособие по безработице, то на что и как живут 20,5 тыс., т. е. остальные безработные? И это только по одной республике Северного Кавказа, а есть и другие с этой же тревожной ситуацией. По нашим уточненным расчетам, в республиках СКФО скрытая безработица составляет не менее 450 тыс. чел. Чем занимается эта огромная армия людей? Наркоманит, пьянствует, мошенничает, отрабатывает криминальные методики, «упражняется» в терроризме, занимается «саморасширением занятости» в бесконтрольных сферах трудовой деятельности, без лицензий, патентов и т. д.? Все это, безусловно, надо знать и учитывать в качестве проблематики трудовой деятельности.

Укажем также, что судя по официальной статистике, в РСО-Алания только за 2012 г. было зарегистрировано 6 271 единиц преступления. Из них 1 215 краж, 648 мошенничество, 117 грабежи, «умышленное убийство» и «покушение на убийство»

произошли в 46 случаях, 26 фактов поджога, 5 случаев бандитизма и т. д. (http://15.mvd.ru/). Значительная доля (более 60%), совершивших разного рода преступления - это неработающие граждане, что является характерным для всех республик СКФО. Нам представляется, что государство в лице соответствующих институтов, в том числе и комитетов по труду и занятости и т. д., должно предметно обратиться к проблеме нелегальной безработицы: ее причинам, состоянию, структуре, динамике, идеологии жизни, правовым инструментам и методам контроля.

В региональном аспекте особо следует выделить факторы социального воздействия на трудозанятость: достигнутый уровень и качество жизни; социальные, жизненные, трудовые ориентиры; степень развития уровня образованности, профессиональной грамотности трудоспособного населения, степень достижений региональных властей в решении вопросов социальной обеспеченности и защиты населения, в том числе и через бюджеты регионов и местных территорий. Касательно бюджетной основы решаемых задач трудозанятости надо также уточнить следующие важные стороны и процессы.

Во-первых, если бюджеты всех уровней единой бюджетной системы страны стали бюджетами социальной направленности, то в этом качестве какие факторы трудозанятости являются приоритетными для регионов? От ответа на этот вопрос зависят не только характер решаемых задач, но и масштабность реализуемых показателей трудовой занятости. Социально защитные функции бюджетов необходимо понимать не только и не столько с позиций решаемых задач по различным пособиям для незанятых людей, но и с позиции высокой значимости поддержки этой же категории в трудоустройстве и полнокровной трудовой деятельности.

Во-вторых, надо учитывать, что имеющееся снижение уровня жизни тысяч и миллионов неработающих людей, сопровождаемое ростом бедности, приводит к необходимости исполнения государством усложненных защитных функций. Устойчивая и масштабная бедность, а тем более постоянно растущая, увеличивает спрос на государственную социальную защиту в таких же слагаемых. Соответственно, бедность как следствие нетрудозанятости, начинает жестко диктовать необходимость создания управленческих органов государства, которые должны заниматься регулированием и исполнением указанных функций. Это, разумеется, влечет за собой рост затрат на содержание создаваемых органов государственной власти, которые все труднее становится содержать за счет бюджетных средств.

В-третьих, не следует забывать и тот факт, что социально защитные функции государство выполняет и в связи с ростом богатых слоев населения. Этот процесс тоже надо регулировать с позиции как проблем трудозанятости, так и фиксируемых негативных явлений бедности и нищеты. Неконтролируемый процесс нетрудового обогащения одних и бедности других, как правило, создает отрицательное поле положительных решений проблем трудозанятости. Негатив, исходящий в этом качестве от богатых слоев общества, может себя проявлять в следующих формах: монополизации ресурсов и благ, сфер трудовой деятельности; деформации форм и мотивации жизненных ориентиров в отрыве от реальностей и требований общественной и экономической практики и т. д. В этом контексте нами имеется в виду игнорирование реальных проблем жизнеобеспечения бедных слоев населения, необходимость программно-целевых решений вопросов трудовой занятости, особенно - молодежи, рациональное и эффективное использование имеющихся природных ресурсов и т. д.

В-четвертых, не следует только осуждать богатых и отрицательно относиться к богатству и за счет такой позиции делать попытки решать проблемы трудозанятости, в частности, безработицы во всех формах ее проявления. Вопрос совершенно в другом. Нынешняя практика превратилась в систему, когда безработица позволяет снижать заработную плату. Развивается процесс, когда индивидуальные капиталы богатых в разной степени позволяют получать некотро-лируемую государством прибыль, и это часто получается за счет увольнений работников, сокращения занятости и снижения заработной платы, в том числе и путем занижения ее суммарной величины. Систематически развиваются процессы, способствующие образованию массовой безработицы, переходящей на «иждивение» государства. В такой практике трудно оценивать разницу между общественной основой формирующихся проблем и индивидуальной, имея в виду уровень отношений между работодателями и работниками. Сплошь и рядом происходит, к примеру, смешивание общественной основы формирования заработной платы и определения ее на конкретном уровне занятости. Не спасает ситуацию и апелляция к регулирующей значимости так называемой «средней зарплаты по региону».

Безусловно, особым предметом подчеркнутой актуальности в исследовании вопросов трудозанятости является проблематика молодежи. Степень ее образованности, ориентированность в экономической жизни и векторы профессиональной направленности в выборе сферы занятости должны быть учитываемы в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА

Данные сайта. Доступно на: уровень-безработицы.рф.

Комитет Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения. Доступно на: http://www.trud15.ru/.

Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания. Доступно на: http://15.mvd.ru/.

Токаева Т.И. (2008). Экономические основы и императивы социальной защиты населения // Владикавказ. Изд-во СОГУ. C. 173-186.

REFERENCES

Committee of the Republic of North Ossetia-Alania employment. Available at: http://www.trud15.ru/. (In Russian.)

Ministry of Interior of the Republic of North Ossetia-Alania. Available at: http://15.mvd.ru/. (In Russian.)

The data. Available at: уровень-безработицы.рф. (In Russian.)

Tokaeva T.I. (2008). Economic bases and the imperatives of social protection. Vladikavkaz. Univ SOGU, 22 pp. (see pp. 173-186). (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.