Научная статья на тему 'Региональная промышленная политика и экономические интересы её субъектов'

Региональная промышленная политика и экономические интересы её субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / СУБЪЕКТЫ / РЕГИОН / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / СОГЛАСОВАННОСТЬ / ECONOMIC INTEREST / SUBJECTS / REGION / POWER / BUSINESS / COORDINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Юрий Абрамович, Речко Галина Николаевна, Бияков Олег Анатольевич

Авторами показано, что объектом согласования действий региональной власти и бизнеса являются их экономические интересы, связанные с использованием региональных ресурсов. Деятельность субъектов должна быть таковой, чтобы они стремились к повышению уровня согласованности их экономических интересов. Сам же уровень согласованности экономических интересов субъектов может определяться уровнем эффективности использования региональных ресурсов и, следовательно, описан качественными и количественными характеристиками. Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-02-00217а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By authors it is shown, that object of the coordination of actions of regional authority and business are their economic interests connected to use of regional resources. Activity of subjects should be those that they aspired to increase of a level of a coordination of their economic interests. The level of a coordination of economic interests of subjects can be determined by a level of efficiency of use of regional resources and, hence, is described by qualitative and quantitative characteristics. Article is prepared within the framework of the research which are carried out at financial support of the Russian humanitarian scientific fund (the project №07-02-00217а)

Текст научной работы на тему «Региональная промышленная политика и экономические интересы её субъектов»

Региональная промышленная политика и экономические интересы её субъектов

Дата: 20/07/2008 Номер: (14) УЭкС, 2/2008

Аннотация: Авторами показано, что объектом согласования действий региональной власти и бизнеса являются их экономические интересы, связанные с использованием региональных ресурсов. Деятельность субъектов должна быть таковой, чтобы они стремились к повышению уровня согласованности их экономических интересов. Сам же уровень согласованности экономических интересов субъектов может определяться уровнем эффективности использования региональных ресурсов и, следовательно, описан качественными и количественными характеристиками. Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект .\Ь07-()2-()()217а)

Abstract: By authors it is shown, that object of the coordination of actions of regional authority and business are their economic interests connected to use of regional resources. Activity of subjects should be those that they aspired to increase of a level of a coordination of their economic interests. The level of a coordination of economic interests of subjects can be determined by a level of efficiency of use of regional resources and, hence, is described by qualitative and quantitative characteristics. Article is _prepared within the framework of the research which are carried out at financial support of the Russian humanitarian scientific_fund (theproject №о07-02-00217а)

Ключевые слова: экономический интерес, субъекты, регион, власть, бизнес, согласованность

Keywords: economic interest, subjects, region, power, business, coordination

Фридман Юрий Абрамович доктор экономических наук, профессор

rgn.vt@kuzstu.ru

Речко Г алина Николаевна кандидат экономических наук, доцент

Бияков Олег Анатольевич доктор экономических наук, профессор

Кемеровская лаборатория экономических исследований Института экономики и

организации промышленного производства СО РАН

Выходные данные статьи: Фридман, Ю.А. Региональная промышленная политика и экономические интересы её субъектов / Ю.А.Фридман, Г.Н.Речко, О.А.Бияков // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров:

Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. - № 2 (14). - № рег. статьи 0042. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В начале текущего (2008) года озвучена программа социального и экономического развития России на долгосрочную перспективу до 2020 года. Она напрямую увязана с реформированием и развитием обеспечивающих её реализацию институтов и инструментов, в числе которых одним из важнейших является интенсивная региональная промышленная политика (РПП). Проведение РПП на уровне страны и отдельных регионов требует конструктивного решения проблемы согласования экономических интересов субъектов, вовлеченных в процесс ее реализации.

Регион как экономический объект имеет двойственный характер. С одной стороны,он представляет собой относительно самостоятельную экономическую подсистему со своим ресурсным и экономическим пространством. С другой стороны, регион (как субъект Федерации) - это часть национальной экономики и его функционирование связано с участием в формировании единого экономического пространства.

Бизнес, расположенный в конкретном регионе (как, впрочем, и крупные межрегиональные корпорации), для своего развития использует как региональные, так и федеральные ресурсы. В связи с чем свою деятельность он должен проводить в рамках действующих федеральных и региональных институтов, в том числе согласовывая свои решения, если они влияют на экономическую среду региона, с властными структурами - как на региональном, так и на федеральном уровнях.

В последнее время в России проведены несколько интересных исследований по проблеме взаимодействия бизнеса и власти, однако большинство из них имеют философскую или, в лучшем случае, социальную направленность. На практике же в отношениях власти и бизнеса в большинстве российских регионов доминирующей стала партнерская модель взаимодействий, в рамках которой власть и крупный бизнес (имеющий значимое влияние на экономику региона) стремятся находить приемлемые для обеих сторон формы взаимодействия. При этом и бизнес, и власть располагают инструментами влияния, чтобы «держать друг друга под контролем». Существующие же модельные конструкции взаимодействия бизнеса и власти сводятся, по сути, к переговорному процессу, в рамках которого рождаются «договора (соглашения) о принципах взаимодействия». Цель этих соглашений - установление сбалансированных партнерских отношений власти и бизнеса и повышение социальной ответственности бизнеса.

Нам представляется, что решение проблемы лежит не в плоскости «совершенствования» соглашений между заинтересованными сторонами, а в разработке инструментария, позволяющего измерить и количественно оценить уровень согласованности экономических интересов участников промышленной политики в регионе.

Взаимодействие субъектов экономического пространства региона происходит в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов. С одной стороны, экономические процессы обособлены, но с другой - в силу взаимосвязанности организации хозяйственной деятельности региона - они опосредованно

взаимодействуют, поскольку концептуальная зависимость хозяйствующих субъектов на уровне региона очевидна. Отсюда следует, что должен существовать единый объект, на который направлено воздействие субъектов.

Федеральная и региональная власти заинтересованы в таком использовании ресурсов региона, которое позволяет оптимизировать некоторую систему показателей (количественных и качественных). А бизнес использует эти ресурсы (в рамках регулируемой федеральными и региональными властями институциональной среды и дополнительных соглашений) в своих интересах, по своим критериям. В этом контексте, объектом согласования действий региональной власти и бизнеса являются их экономические интересы, связанные с использованием региональных ресурсов. Деятельность субъектов должна быть таковой, чтобы они стремились к повышению уровня согласованности их экономических интересов. Сам же уровень согласованности экономических интересов субъектов может определяться уровнем эффективности использования региональных ресурсов и, следовательно, описан качественными и количественными характеристиками.

Очевидно, что абстрактного нецеленаправленного экономического интереса как такового не существует. Каждый экономический интерес имеет свою цель в пространстве полезных результатов, которые могут быть получены на имеющихся ресурсах системы. И именно «целенаправленность» является качественной характеристикой экономического интереса. Проблема в том, что количество возможных полезных результатов может достигать нескольких десятков, а количество экономических интересов (однонаправленных, разнонаправленных)

пропорционально, по крайней мере, числу лиц, имеющих право принимать управленческие решения, связанные с функционированием системы. Проанализировать все возможные варианты, учитывая нелинейный характер взаимодействия экономических интересов, просто нереально как теоретически, так и практически.

Количественная характеристика воздействия экономического интереса не столь очевидна по причине его многомерности, и отражает она степень влияния интереса на конечные результаты деятельности субъекта хозяйствования согласно некоторому принятому критерию. Конечные же результаты хозяйственной деятельности субъекта могут быть описаны в виде набора экономических показателей (прибыль, численность работающих, объем выпуска продукции и т.д.). Эти показатели одномерны в пространстве, но проблема в том, что они имеют различные единицы измерения и, как правило, не сопоставимы.

И, наконец, качественные и количественные характеристики экономических интересов, их взаимодействие динамичны, постоянно изменяются во времени, что и заставляет систему переходить из одного состояния в другое. Следовательно, сопоставить экономические интересы, измерить их взаимовлияние напрямую нельзя. На наш взгляд, именно с этим связаны существующие проблемы количественной и качественной оценки взаимовлияния интересов и то, что эти проблемы до сих пор не нашли общепризнанного решения. Проблема и состоит в необходимости разработки инструментария количественной оценки степени согласованности экономических интересов субъектов, взаимодействующих в экономическом пространстве региона.

Региональные экономические интересы образуют сложную систему с высокой связностью элементов (составляющих интересов). Часть интересов в этой системе может быть согласована в целях повышения эффективности экономики региона, другая часть не поддается согласованию, т. к. по своей экономической природе

региональные экономические интересы имеют различный цикл существования во времени и могут изменять конфигурацию регионального экономического пространства.

Естественно считать, что взаимодействие экономических интересов происходит одновременно как в пространстве, так и во времени и, следовательно, их поведение можно описать некоторой системой показателей, прямо или косвенно отражающих влияние экономических интересов хозяйствующих субъектов на процессы, происходящие в региональной экономической системе. Определив такую систему показателей, можно формировать сводные характеристики (интегрированные количественные оценки), оценивающие экономические интересы субъектов экономического пространства региона. Но это возможно лишь в случае наличия единой метрики, например, через свертывание набора показателей с различными единицами измерения на одну числовую ось, причем таким образом, чтобы изменение каждого показателя адекватно отражалось в общей совокупности. Тогда появляется возможность количественно измерять как интенсивность воздействия экономических интересов на результативность функционирования экономики региона, так и взаимную ориентацию (направленность) различных экономических интересов, качество состояния системы в каждый момент её движения относительно некоторого идеального (эталонного) состояния, определяемого принятым критерием оценки.

Исходя из такого посыла, нами разработан подход, базирующийся на математическом инструментарии ранговой статистики и предполагающий использование информационной базы официальной региональной статистики. Проработаны методические решения, позволяющие дать количественную оценку уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики.

№ рег. статьи 0042

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.