Научная статья на тему 'Региональная модель высшего профессионального туристского образования в Республике Саха (Якутия)'

Региональная модель высшего профессионального туристского образования в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цой Людмила Николаевна

Определяется специфика образования в сфере туризма и гостеприимства. Описывается региональная модель высшего профессионального туристского образования (на примере деятельности Филиала Байкальского госуниверситета экономики и права в г. Якутске).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цой Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель высшего профессионального туристского образования в Республике Саха (Якутия)»

ния в изучаемый период: самая высокая по России стипендия студентов, учащимся за пределами республики предоставление одного бесплатного проезда домой и обратно и т.д. [1, с. 147— 149] Можно добавить, что состоялось расширение социальной инфраструктуры университета: ввод новых учебных и обшсжитских корпусов, оздоровительного комплекса с бассейном, улучшение жилищно-бытовых условий преподавательского состава. Возрос качественный уровень профессорско-преподавательских коллективов, по данным на начало 1999 уч. г. трудились 115 докторов и 457 кандидатов наук [9, с. 5]. К концу рассматриваемого периода высшее образование республики было представлено. ЯГУ им. М.К. Аммосова с 6 филиалами, Якутская государственная сельскохозяйственная академия с 2 филиалами, Высшая школа музыки, филиал юридического института МВД РФ. филиал Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, филиал школы-студии МХЛТ, филиал Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, филиал Красноярского

художественного института, Арктический институт культуры и искусств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов £.//. Культура, образование и наука в Республике Саха (Якутия) (1991 - 1996 гг.) // Суверенная Республика Саха (Якутия) (1991 - 1996): проблемы коренных преобразований. - Якутск, 1999.

2. Алексеев И.Е. Стратегия языкового развития. // Паука п образование. - 2001. - №1 (21). - С. 14.

3. Михайлова Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. - 2000.

- №3 (19). - С. 128.

4. Выступление Президента PC (Я) М.Е. Николаева на круглом столе, посвященном 10-летию Национального фонда возрождения "Бар5арыы".

5. Батучина М.В. Экспериментальная работа школы по реализации концепции "Ребенок - уникальная саморазвивающаяся система".// Наука и образование. - 2001. - №2 (22).

- С. 110.

6. Научная деятельность Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в 1998 г. - Якутск, 1999.

- С. 5.

7. Образование в цифрах и фактах 1990-2000 гг. - Стат. сб. - Якутск, 2000.

8. Образование в Республике Саха (Якутия). 2003 г.

- Стат. сб. - Якутск, 2003.

9. Научная деятельность Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в 1998 г. - Якутск. 1999.

- С. 5.

УДК 378

Региональная модель высшего профессионального туристского образования

в Республике Саха (Якутия)

Л.Н. Цой

Определяется специфика образования в сфере туризма и гостеприимства. Описывается региональная чодель высшего профессионального туристского образования (на примере деятельности Филиала Бай-<алъского госуниверситета экономики и права в г. Якутске).

Peculiar features of an education in a tourism & hospitality field are determining now. A regional pattern of a righer professional education in a tourism sphere is describing by the example of the brunch's of Baikal National University of Economics and Law in Yakutsk activity.

За последние голы проблемы и перспективы развития российской сферы туризма и гостеприимства неоднократно становились предметом обсуждения на туристских форумах и научно-прак-тических конференциях различного уровня.

В .мире на долю туризма приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами [3]. Оказывая большое влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, туризм обеспечивает гармонизацию отношений между странами и народами, является важным

средством духовного воспитания населения, особенно молодежи.

Одним из механизмов ускорения развития ту-ристско-гостиничного сектора российской экономики является модернизация системы подготовки туристских кадров на основе совершенствования управления развитием туристского образования. Новые общественно-экономические тенденции и современные технологии предъявляют высокие требования к качеству профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства.

Методологической основой построения системы туристского образования в нашей стра-

дой Людмила Николаевна, к.ф.н., доцент, зав. кафедры ЯГУ, директор Филиала БГУЭП г. Якутска. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №3. 2008, СЕНТЯБРЬ

нс в современных условиях является идея рассмотрения сферы туризма как расширенного образовательного пространства, на фоне которого осуществляются последовательная смена состояний развития личности, становление ее интересов, морально-нравственных позиций, ее жизненное и социальное самоопределение, профессиональная карьера в условиях быстро изменяющегося мира и ее самореализация в интересах самой личности, общества и государства [1, 47]. При этом в качестве приоритетных задач профессионального туристского образования в современных условиях определяются следующие:

— воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного специалиста в сфере туристской профессиональной деятельности, гражданина России, способного к творческому и продуктивному сотрудничеству;

— воспитание интереса и стремления к овладению высотами профессионального мастерства в том или ином направлении туристской деятельности: экологический, научный, краеведческий, спортивный туризм (пеший, водный, лыжный, велосипедный, автомобильный, морские круизы, авиатуры и т.п.), в развитии отечественной индустрии туризма и непрерывном самообразовании;

— совершенствование учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов для различных сфер отечественной индустрии туризма на основе использования соремснных образовательных и информационных технологий;

— развитие инициативы и продуктивной творческой активности обучающихся путем развития разнообразных самодеятельных объединений и организаций на основе партнерских отношений и продуктивной творческой деятельности.

Эффективная реализация данных принципов в рамках образовательной деятельности может быть обеспечена, прежде всего, корпоративностью содержания туристского образовательного продукта.

Согласно результатам зарубежных исследований, профессиональное образование в сфере туризма и гостеприимства нс имеет конкурентов с точки зрения гарантий работы по найму, поиска нового рабочего места и создания благоприятных условий для частного предпринимательства [1, 63). В развитии профессионального туристского образования заинтересованы представители туристских организаций как работодатели. В настоящее время максимальное содействие развитию профессионального туристского образования за рубежом оказывает частный сектор туристского предпринимательства. Собственные профессиональные образовательные учреждения имеют большинство туристских и гостиничных

цепей, глобальных сетей и транспортных корпораций. Это благоприятствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов и повышению эффективности системы профессионального туристского образования. В то же время государство стремится повсеместно сохранить ведущие позиции в определении политики профессионального образования и в выработке системы образовательных стандартов.

Современный зарубежный опыт организации системы профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства подтверждает, что эффективная реализация образовательной деятельности в этой области обеспечивается корпоративностью содержания образовательного продукта. В таком случае гарантия трудоустройства и возможной карьеры будущего специалиста как показатель эффективной модели профессионального образования закладывается уже на стадии корпоративно-опосредованного обучения. Корпоративность содержания образовательного продукта достигается путем установления прямых — научных, образовательных, технологических — связей с предприятиями и организациями сферы туризма и гостеприимства, в целостности представляющими собой корпоративного заказчика [1, 72].

Якутия — территория стремительно развивающегося туризма, рекреационные границы которой определяются спецификой ее природных и культурных туристских ресурсов. Уникальный экологический туризм, мамонтовые и алмазные туры, фестивали народных промыслов, этнографические и приключенческие маршруты, речные круизы, промысловые туры составляют рекреационную матрицу нашего региона [4]. Среди наиболее популярных следует выделить такие туры, как речной круиз в национальный природный парк "Ленские столбы", "Сплав по р. Буотама", экологический тур по территории национального природного парка "Момский" (Момский улус), орнитологический тур в дельте Лены на территории МБС "Лена-Норденшельд" (Булун-ский улус), экстремальный тур "Озеро Лабын-кыр", экстремальный тур "Полюс холода" (Оймя-конский улус), "Путешествие на Колыму" (Верхнеколымский улус), "Тур на оленьих упряжках" (Эвено-Бытантайский улус), речной круиз "Якутск — Витим — Якутск".

Элитарный характер якутского турпродукта предопределяет соответствующий уровень развития индустрии гостеприимства и соответствующий уровень профессиональной подготовки специалистов в этой области. Однако отсутствие должной конкуренции на внутреннем рынке гостиничных и ресторанных услуг, неэффективность существующих государственных и общественных механизмов мотивации повышения каче-

26

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. N>3, 2008. СННТЯБРЬ

ства услуг предприятий гостинично-ресторанно-го сектора являются сдерживающими факторами прогрессивного развития как внутреннего, так и въездного туризма [2]. Имеющее место несоответствие богатого содержания якутского турпро-дукта его слабому инфраструктурному оформлению определяет выбор модели профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства Филиала БГУЭП в г. Якутске.

Такой современный вуз, как Филиал БГУЭП в г. Якутске, является большой и сложной образовательной системой, включающей подготовку и переподготовку кадров сферы туризма и гостеприимства. научные исследования и целый ряд других направлений, реализующихся в региональном контексте. В сопряженности с республиканскими социально-экономическими процессами вуз оказывает значительное влияние на развитие территории по целому ряду основных аспектов: социальному, экономическому, культурному. Принимая во внимание актуальные проблемы в области туризма и гостеприимства РС (Я), Филиал БГУЭП в г. Якутске исходит в своей образовательной политике из того, что идеология кадровых ресурсов и разрабатываемая модель содержания высшего профессионального туристского образования должны строиться не как адаптивные, максимально приспособленные :< условиям рынка, а как конструктивные, преобразующие его в сторону развития как внутреннего, так и въездного туризма, а также как корпоративные — нацеленные на конкретное туристское предприятие.

В качестве основного механизма реализации конструктивно-корпоративной модели туристского образования Филиал определяет вертикальную интеграцию — установление прямых связей с основными "профильными" предприятиями и организациями. Для Филиала отношения вертикальной интеграции с ведущими республиканскими предприятиями и организациями в сфере туризма и гостеприимства — вопрос профессиональной репутации, позиционирования на рынке образовательных услуг, гарантированный спрос на выпускников. В связи с этим одной из стратегических задач Филиала выступает достижение развитой формы вертикальной интеграции, то есть превращение "стратегических работодателей" в корпоративных клиентов, для которых вуз поставляет кадры, ведет в интересах отрасли научно-исследовательские разработки. разрабатывает программы переподготовки и дистанционного обучения для сотрудников, и пр.

Установление Фил над ом прямых связей с основными "профильными" предприятиями и организациями осуществляется по трем направлениям:

— организация непосредственного участия специалистов туристического и гостиничного бизнеса республики в процессе подготовки сту-

дентов по дисциплинам специализации. Так, сотрудники профильных предприятий широко привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок. Предприятия активно участвуют в разработке программ дисциплин специализации и факультативов, таких, как "Туроперсйтинг", "Менеджмент туризма и гостеприимства", "Информационные технологии в туризме", а также принимают непосредственное участие в формировании тематики научно-исследовательских и проектных работ студентов;

— проведение производственной и преддипломной практики студентов Филиала на базе Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я), на базе туристических фирм, гостиниц, экскурсионных и туристических отделов речных и авиакомпаний. Постоянными базами производственной и преддипломной практики Филиала выступают Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я), ООО "Хика-ри", ООО "Компания ТурСервис Центр", ООО "Арктик-Трэвел", ОАО "Главное агентство воздушных сообщений РС (Я)", Якутский филиал ЗАО "Гостиницы "АЛ РОСА", ООО "Саха Тур", ООО "Норд Лэнд Трэвел", ОАО "Ленское объединенное речное пароходство', ООО "Илин-тур", ООО "Норд Сафари", ООО "Сибирь-тур", ООО "Фирма "Лена-тур", ООО "Казачий двор";

— в рамках дипломного проектирования студентами вуза осуществляется разработка дипломных проектов, предусматривающих анализ состояния дел на республиканском туристском предприятии в области менеджмента и маркетинга организации; обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проектом проблемы на анализируемом предприятии — в частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются управленческие решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта. Таким образом, в рамках дипломных проектов студенты Филиала осуществляют прикладные исследования в области развития республиканского туристического и гостиничного бизнеса, целью которых является модернизация данного сектора республиканской экономики;

— организация научно-практических мероприятий (круглых столов, форумов, семинаров, конференций), посвященных обсуждению актуальных проблем развития туризма в Якутии.

Таким образом, выступая элементом республиканской социально-экономической системы, современный конкурентоспособный вуз в рамках реализации конструктивно-корпоративной модели образования сам создаст дополнительные возможности для внедрения в сфере туризма и гос-

НАУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ. №3. 200$. СЕНТЯБРЬ

27

теприимства различного рода технологических, экономических и иных инноваций, реализуясь в качестве инновационно-кадрового центра туристского сектора республиканской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методология профессионального туристского образования /М.Я. Виленский. В.А. Горский, В.И. Жоллак и т.д. - М.: Советский спорт, 2001.

2. Ко1шеппия развития туризма в Республике Саха (Якутия) // Состояние и перспективы развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2003.

3. Организация и управление гостиничным бизнесом/ иод ред. АЛ. Лесника, И.П. Матицкого, A.B. Чернышева.

- М.: Интел-Универсал, 2000. 4. Смирнова Л. Анализ основных направлений туристического бизнеса в PC (Я) и перспективы их развития//Практика формирования имиджа региона: опыт и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Октябрь 2005 г.

- Якутск, 2006. - С. 119-124 г.

УДК 373.1.82:373.1.02 (571.56)

■ "•:'•■ГиД-: .. Ws: .... •,;■:■ V

Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения произведений H.A. Некрасова в 5—10 классах якутской школы

Л.И. Васильева

Рассмотрены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, о развитии исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения творчества Н.А. Некрасова. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение подрастающего поколения.

The article concerns the problems of integrating new approaches into learning classical literature at secondary school, development of students' skills in the process of systemic learning works by N.A. Nekrasov and literary education influence on young people's visions.

Преподавание русской литературы в национальной школе имеет свою ярко выраженную специфику, состоящую в учете таких факторов, как языковой, историко-этнографический, национально-художественный, индивидуально-пси-хологичсский. Литературное образование в национальной школе складывается из нескольких составляющих: родная литература, играющая огромную роль в формировании идейных и нравственных убеждений личности, в ее эстетическом воспитании; русская и зарубежная литературы. В последние годы все чаще звучит идея взаимосвязанного изучения двух и более литератур (М.М. Абдувалисва, Н.В. Лекомцева, K.M. Нартов, Г.А. Обсрнихина, С.М. Петрова, A.B. Рыжсволова, З.С. Смелкова, Т.В. Уткина, М.В. Чсркезова). Ни одна литература не может развиваться изолированно, не впитывая лучшие традиции других литератур и культур, тем самым обогащая себя и стремительно развиваясь.

Выявление и акцентирование фактов взаимодействия и взаимообогащения якутской и русской литератур помогают учащимся понять неизолированный характер литературного процесса. Использование материалов литературных связей — важное средство активизации учебного процесса и общего литературного образования учащихся. При умелом соотношении и взаимосвязи курсов родной и русской литератур гораз-

до эффективнее решаются задачи литературного образования учащихся. Школьники начинают яснее понимать факты общности в разных литературах, и родная литература осознается не как нечто обособленное, а как часть единого литературного процесса.

Учащиеся национальной школы, где отсутствует русская языковая среда, не могут владеть русским языком так же свободно, как своим родным. Даже при условии успешного методического преодоления языковых барьеров они наталкиваются на непонимание многих явлений в русской литературе, которое обусловлено различиями культурно-исторических традиций контактирующих народов. Поэтому школьники испытывают некоторые трудности при чтении, осмыслении и анализе произведения. Сопоставительное изучение литератур помогает преодолеть эти трудности, способствует реализации дидактического принципа от простого к сложному, от знакомого к новым понятиям, что позволяет выявить их обшие национально-своеобразные черты.

Но, вместе с тем, не секрет, что современные дети мало читают, испытывают затруднения в выделении темы, идеи и основной проблемы в художественном произведении; их устная речь развита слабо, не умеют использовать при анализе художественного произведения полученных сведений по теории и истории литературы. Для

ВАСИЛЬЕВА Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы СОТ №14 г. Якутска.

28

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, №3, 2008. СЕНТЯБРЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.