Научная статья на тему 'Региональная модель социального партнерства в Республике Казахстан (на примере Северо-Казахстанской области)'

Региональная модель социального партнерства в Республике Казахстан (на примере Северо-Казахстанской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шайкин Д.Н.

Особую актуальность в настоящее время, на взгляд автора, приобретает исследование такой экономической категории как «социальное партнерство», являющееся одним из приоритетных направлений государственной политики и представляющее особый вид общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящихся на согласовании и защите интересов работников, работодателей и властных структур путем договоров, соглашений, достижения компромиссов и консенсуса по вопросам регулирования трудовых отношений, а также экономического и политического развития. В статье рассматривается развитие сферы социально-трудовых отношений и регулирования рынка труда в Республике Казахстан, как на национальном, так и на региональном уровнях, анализируется современная казахстанская модель социального партнерства…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель социального партнерства в Республике Казахстан (на примере Северо-Казахстанской области)»

7 (40) - 2009

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОдЕЛЬ

социального партнерства в республике Казахстан

(На примере

северо-Казахстанской области)

д. Н. шайкин,

кандидат экономических наук

северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Одним из актуальных направлений современной науки в области управления экономикой, на наш взгляд, является исследование аспектов и проблем, возникающих в сфере социально-трудовых отношений. Их рациональное решение должно способствовать эффективному развитию расширенного воспроизводства рабочей силы, а также достижению баланса в использовании трудовых ресурсов на рынке труда.

Для оптимального развития и эффективного управления данными процессами необходимо проводить научные теоретико-методологические исследования, основанные на статистическом анализе, построении моделей, а также выполнении прогнозов. Затем следует разрабатывать механизмы и вырабатывать концептуальные подходы по регулированию сферы социально-трудовых отношений. В результате будут создаваться благоприятные условия для трудовой деятельности, достигаться высокие стандарты качества и уровня жизни, смягчаться негативные действия и последствия дестабилизирующих факторов на рынке труда.

Поэтому особую актуальность здесь, на наш взгляд, приобретает исследование такой экономической категории, как «социальное партнерство», являющееся одним из приоритетных направлений государственной политики и представляющее особый вид общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящихся на согласовании и защите интересов работников, работодателей и властных структур путем договоров, соглашений, достижения компромиссов и консенсуса по вопросам регулирования трудовых отношений, а также экономического

и политического развития. Социальное партнерство обусловлено взаимоотношениями партнеров в процессе преодоления возникающих противоречий и конфликтов в сфере труда и производства, а также достижения согласованности в социально-экономических и политических интересах сторон.

В этой связи одним из первостепенных аспектов развития сферы социально-трудовых отношений и регулирования рынка труда в Республике Казахстан как на национальном, так и на региональном уровнях является комплексное рассмотрение и уточнение современной казахстанской модели социального партнерства.

Модель представляет собой образ, изображение, схему, описание какого-либо объекта, процесса, явления, а также структуру, знаковую систему определенного фрагмента природной или социальной реальности [1, с. 365].

Согласно данному определению модель социального партнерства может быть определена посредством описания эффективного процесса взаимодействия и согласования интересов государства, работодателей и наемных работников.

Одним из первых казахстанских исследователей, представившим модель социального партнерства в виде схемы (рис. 1), была У. Килибаева [2].

В данной схеме выделены вертикальный и горизонтальный уровни взаимодействия социальных партнеров.

Как видно, модель включает в себя следующие компоненты:

1) уровни взаимодействия социальных партнеров;

- 77

Уровни взаимодействия социальных партнеров

Республиканский

Отраслевой

Региональный

Органы, ответственные за обеспечение социального партнерства

Республиканская трехсторонняя комиссия

Отраслевые трехсторонние комиссии

Региональные трехсторонние комиссии

Механизм регулирования социально-трудовых отношений на основе социального диалога

Генеральное соглашение

Отраслевые соглашения

ч ю О

&

о и

И И

о «

Региональные соглашения

ч ю О

о и

И И

о «

5Я 5Я 5Я

О о

я ^ нЛ

н о я

о ч я

л о о

ч & 5Я

ю о л

о и Сц

Предприятия и организации

Двусторонние комиссии по переговорам

Рис. 1. Модель социального партнерства в Казахстане

2) органы, ответственные за обеспечение социального партнерства;

3) механизм регулирования социально-трудовых отношений на основе социального диалога. Все три основания модели представлены в виде

иерархической структуры, к которой относятся:

• уровни взаимодействия социальных партнеров (от республиканского, отраслевого и регионального до предприятий и организаций);

• органы, ответственные за обеспечение социального партнерства (от республиканской, отраслевых и региональных комиссий до двухсторонних комиссий по переговорам);

• механизм регулирования социально-трудовых отношений на основе социального диалога (от генерального, отраслевых и региональных соглашений до коллективных договоров).

Таким образом, социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством функционирования органов, способствующих развитию социального партнерства на республиканском, отраслевом и региональном (областном, городском и районном) уровнях.

В горизонтальном разрезе на республиканском уровне представлена республиканская трехсторонняя комиссия (далее— РТК), являющаяся высшим консультативно-совещательным органом, действующим под председательством заместителя Премьер-министра Республики Казахстан. На заседаниях РТК на постоянной основе обсуждаются отчеты заместителей акимов1, являющихся председателями областных трехсторонних комиссий по социальному партнерству, а также по вопросам развития социального партнерства в регионах. Кроме того, здесь рассматриваются наиболее актуальные вопросы в сфере трудовых отношений и по социальной защите работников.

На республиканском уровне заключается генеральное соглашение, согласно которому правительство, работодатели и профсоюзы определяют согласованные позиции и обязательства по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений. То есть в данном соглашении предусматривается проведение согласованных действий в целом по стране. Положения, закрепленные в генеральном соглашении, в обязательном порядке учитываются при заключении отраслевых и региональных (областных, городских и районных) соглашений и коллективных договоров.

Социальное партнерство на отраслевом уровне направлено на установление баланса интересов работников и работодателей в отраслях. На данном уровне заключаются отраслевые соглашения, определяющие нормы оплаты и другие вопросы,

Коллективные договоры

1 Аким — глава администрации области, района или сельского округа.

7 (40) - 2009

Зарубежный опыт

связанные с трудом, взаимные обязательства, а также социальные гарантии и льготы для работников конкретной отрасли. Данные соглашения являются обязательными для всех сторон и также учитываются при заключении региональных соглашений и коллективных договоров.

Социальное партнерство на региональном уровне обеспечивается областными, городскими и районными комиссиями по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений. Основными целями комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование интересов сторон. Для этого на основе достижения согласия всех сторон принимается региональное соглашение, в котором прописываются условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с удовлетворением территориальных особенностей и потребностей. Оно заключается на уровне административно-территориальных единиц и является обязательным для всех сторон.

Таким образом, в модели на рис. 1 центральное место занимают трехсторонние комиссии, которые являются главными органами, ответственными за обеспечение социального партнерства. В этой связи необходимо отметить, что основными целями комиссий является регулирование социально-трудовых отношений и согласование интересов сторон

по основным направлениям социально-экономической политики.

Социальное партнерство на двустороннем уровне достигается путем заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях всех форм собственности между работодателем и трудовым коллективом в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан (раздел «Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда»), определяющим общие правовые и организационные основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров.

Рассмотренная модель отражает современный уровень развития социального партнерства в Республике Казахстан. Кроме того, нетрудно заметить, что все уровни, органы и механизмы социального партнерства функционируют на принципах равноправия, согласия и сотрудничества.

Соглашаясь с данной моделью, мы отмечаем, что она дает лишь общее представление о нынешнем уровне развития социального партнерства в Республике Казахстан. Взяв за основу предложенную модель, мы считаем возможным продемонстрировать действие механизма взаимодействия государства, работодателей и работников непосредственно в городах и районах Северо-Казахстанской области (рис. 2). Это позволит, в свою очередь, уточнить и

Акимат города (района) Заместитель акима (возглавляет представителей от акима региона и является председателем региональной комиссии по социальному партнерству в области социально-экономических и трудовых отношений) Координатор по вопросам социального партнерства в регионе (специалист акима)

Департамент координации занятости и социальных программ (совместно с координатором осуществляет организационную работу по социальному партнерству) Городская (районная) трехсторонняя комиссия по социальному партнерству в области социально-экономических и трудовых отношении (в ее состав входят представители сторон с равным количеством участников)

_____

Представители от акима региона: 1. Заместитель акима (председатель комиссии). 2. Отдел труда и социальной помощи населению. 3. Отдел экономики. 4. Налоговый комитет и т. д. (состав определяется решением акима региона) Представители от профсоюзов региона (состав определяется решением собрания (конференции) представителей отраслевые— профсоюзных организаций регионах Предрт^ви^ои от работодателей региона .(сбстак^пределяется решением собрания (конфёренции) работодателей и предпринимателей региона)

Соглашение^'

(принимается на основе согласия всех сторон на определенный период)

riz:

Контроль за исполнением условии соглашения

(осуществляет региональная комиссия по социальному партнерству)

Рис. 2. Модель регулирования вопросов социального партнерства в городах и районах Северо-Казахстанской области

получить более наглядное и детальное представление о регулировании вопросов социального партнерства непосредственно в городах и районах Северо-Казахстанской области.

Рассматривая построенную нами модель социального партнерства на городском (районном) уровне, отмечаем, что сторона, представляющая аппарат акима города (района), формируется из представителей городских (районных) ветвей власти и утверждается решением акима города (района).

Один из заместителей акима города (района) возглавляет сторону, представляющую аппарат акима города (района) и является председателем городской (районной) комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений.

Городская (районная) трехсторонняя комиссия по социальному партнерству в области социально-экономических и трудовых отношений осуществляет свою деятельность на основе Трудового кодекса Республики Казахстан, руководствуется нормативными актами Республики Казахстан и утвержденным решением данной комиссии. Комиссия формируется на основе обязательного, равного представительства сторон исполнительной власти, работодателей и профсоюзов, равноправия и взаимной ответственности.

Организационную работу комиссии по социальному партнерству осуществляет координатор при аппарате акима Северо-Казахстанской области совместно с региональным Департаментом координации занятости и социальных программ.

Для организации и функционирования городской (районной) трехсторонней комиссии по социальному партнерству проводится организационная работа по созданию сторон партнерства:

• от акима региона (решением акима);

• от профсоюзов (решением собрания председателей профсоюзных комитетов предприятий, организаций региона);

• от работодателей (решением собрания предпринимателей региона).

Стороны региональной комиссии разрабатывают проект трехстороннего соглашения на соответствующий период, рассматривают и вносят в него дополнения и изменения. На заседании комиссии принимается и подписывается данное соглашение, разрабатывается и утверждается план ее работы на текущий год. Региональное (городское, районное) соглашение закрепляется подписями представителей сторон социального партнерства. Подписанные соглашения направляются в семидневный срок для уведомительной регистрации в Департамент координации занятости и социальных программ Северо-Казахстанской области.

Контроль за исполнением условий соглашения осуществляет соответствующая комиссия по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений.

Как видно, в представленной модели социального партнерства отражено наличие механизмов и институтов по согласованию важнейших интересов социальных партнеров на различных уровнях в Республике Казахстан. Данная модель функционирует в системе государственного управления, действия бизнес-структур и общественных объединений, позволяя увеличивать результативность их деятельности, а также получать синергетический эффект от взаимодействия каждой из сторон партнерства, улучшая качество трудовой жизни и способствуя эффективному развитию трудового потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Золотогоров В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь, 2-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный Дом. 2004. — 720 с.

2. Килибаева У. Развитие социального диалога // Труд в Казахстане. Проблемы. Факты. Комментарии. 2002. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.