Научная статья на тему 'Региональная кластерная политика как средство повышения конкурентоспособности региона'

Региональная кластерная политика как средство повышения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / CLUSTER POLICY / REGIONAL CLUSTERS / COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурсов Виктор Александрович

В статье рассматривается методические основы разработки региональной кластерной политики, а также обосновываются возможности формирования конкурентоспособных кластеров в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фурсов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTER POLICY AS MEANS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OFTHE REGION

This article discusses the methodological basis for the development of regional cluster policies and justified the possibility of forming competitive clusters in the Stavropol region.

Текст научной работы на тему «Региональная кластерная политика как средство повышения конкурентоспособности региона»

ственно, организации управления и используемых технологий их потребления.

Предлагается следующий критерий конкурентоспособности на микроуровне: рост производительности совокупных ресурсов на основе повышения уровня организации и технологий их потребления. Другими словами, критерием конкурентоспособности организации является ускорение оборачиваемости (увеличение числа оборотов) примененного капитала на основе роста результативности потребления совокупных ресурсов, что в конечном итоге фокусируется в рост производительности совокупных затрат (потребленного капитала).

Нельзя не заметить еще одной особенности, которая вытекает из формализованной взаимосвязи (6). Рассмотрим показатель:

ЭК Кпотр

n Кприм

(7)

Если показатель (6) представляет собой конкурентоспособность экономической системы, Q то показатель (7) является обратным показателю (6), а значит, должен характеризовать не- |-

способность к конкуренции или конкуренто- 0—

неспособность хозяйствующего субъекта. ^

Литература:

1. Давыдянц Д.Е., Величко Е.М., Гриценко Т.П., Зубова Л.В. Хозяйствующий субъект: конкурентоспособность, риски, информационное обеспечение. - Ставрополь: Ставролит, СИЭУ ФПГТУ, 2010.-116 с.

2. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. - Ставрополь: АГРУС, 2005.- 136 с.

О"

I--------

REGIONAL CLUSTER POLICY ASMEANS OFINCREASING THE COMPETITIVENESS OFTHE REGION

FursovVictor Alexandrovich, DScofEconomics,Professor,ChairofEconomyandTechnologyofManagement,North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: fursov.va@mail.ru

Thisarticle discusses the methodological basis forthe development of regional cluster policiesandjustified the possibility of forming competitive clusters in the Stavropol region.

I

51

Keywords: cluster policy; regional clusters; competitiveness of the region.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО УДК 332.14 ПОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИРЕГИОНА

Встатье рассматриваютсяметодическиеосновыразработкирегиональнойкла-стерной политики, а также обосновываются возможностиформирования конку-рентоспособныхкластеров в Ставропольском крае.

Ключевые слова: кластерная политика;региональные кластеры; конкурентоспособность региона.

В качестве одного из направлений социально-экономического развития России на период до 2020 года заявлено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Формирование и реализация кластерной политики - основа сбалансированного развития территорий, одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности.

В целях реализации общей стратегической цели и намеченных стратегических направлений развития региона встает задача выбора определенных отраслевых и межотраслевых экономических кластеров роста и развития территории.

Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных предприятий определенной отрасли, а также обеспечивающих их деятельность и находящихся на данной территории поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.

© фурсовВ.А.,2014

ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономическихнаук, профессор кафедры Экономики и технологии управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь fursov.va@mail.ru

52

Такая концентрация поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных предприятий и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности; стимулировании новых предприятий, а также технологических инноваций.

Кластер является проявлением самоорганизации социально-экономического про -странства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Создание кластеров позволяет непротиворечиво решать вопросы развития крупных организаций, малого и среднего бизнеса, научного и кадрового обеспечения производства, развития транспортнологистической, инновационной и финансовой инфраструктуры.

Развитие кластера оказывает также влияние на конкурентоспособность рост занятости, формирование благоприятной структуры занятости и рост заработной платы.

Основные характеристики:

- географическая концентрация и близость;

- широкий набор участников и наличие "критической массы". Кластер может состоять как из предприятий, производящих конечную продукцию и услуги (как правило, экспортируемые за пределы региона), системы поставщиков комплектующих, оборудования, специ-ализированныхуслуг,таки профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций;

- наличие формализованных связей и взаимодействия между участниками кластеров. Предприятия и организации кластера объединены в саморегулируемую организационную структуру (бизнес-ассоциацию), обеспечивающую координацию деятельности участников кластера и взаимодействие с органами власти всех уровней по вопросам функционирования и развития кластера;

- наличие у компаний-участников конкурентных преимуществ;

- кластер имеет жизненный цикл - зарождение, формирование, зрелость, спад. При этом кластеры, находящиеся на стадии спада, могут возрождаться и повторять жизненный цикл (в результате изменения тех или иных условий).

Формирование конкурентоспособных кластеров позволит региональной экономике полноценно включиться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережаю-

щего экономического развития в стране. Значение кластеров и кластерной политики для региона состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территории, способствовать диверсификации многопрофильной экономики Ставропольского края.

Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих конкурентные преимущества данных территорий.

Кластерная политика рассматривается как координированная деятельность органов государственного и регионального управления по разработке принципов, задач и методов стимулирования организации и развития кластеров, реализующих конкурентные преимущества данных территорий, с целью повышения конкурентоспособности региональной экономики.

На федеральном уровне разрабатывается общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, участия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых мероприятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.

На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кластеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реализации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров.

Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров.

Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в интеграции местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проектов, направленных на развитие местных кластеров, существующих в границах муниципальных образований.

Важно учитывать, что на развитие кластеров оказывают существенное влияние действия органов власти в других сферах (а не только поддержка кластерных инициатив).

Развитие кластеров - основа реализации конкурентных преимуществ территорий и повышение конкурентоспособности экономики

страны в целом. Основной движущей силой кластера являются входящие в него предприятия.

Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация национальной экономики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование системы выявления кластеров и определения их текущей и потенциальной конкурентоспособности;

- формирование механизмов стимулирования и поддержки кластерных инициатив;

- создание системы отбора кластерных инициатив;

- создание стимулов для региональных и муниципальных органов власти в реализации кластерной политики на своих уровнях и ее интеграции в стратегии и программы развития соответствующих регионов и муниципалитетов;

- создание системы мониторинга развития кластеров и оценки эффективности действий органов власти всех уровней по реализации кластерной политики.

В результате реализации кластерной политики планируется достичь:

- увеличения доли инновационных и наукоемких отраслей в структуре валового национального продукта;

- увеличения конкурентоспособности традиционных отраслей экономики;

- увеличения доли малых и средних предприятий в экономике;

- повышения уровня занятости и роста доходов населения в регионах локализации кластеров.

Реализация кластерной политики включает два основных блока мероприятий - стимулирование возникновения кластерных инициатив и реализация кластерных инициатив.

В рамках первого блока необходимо:

- разработать и выполнить проект по выявлению и анализу ключевых кластеров в экономике региона;

- подготовить методические рекомендации по развитию кластеров;

- реализовать образовательные программы по вопросам конкурентоспособности и развития кластеров;

- провести оценку текущих кластерных инициатив в рамках кластерной политики на регулярной основе.

На начальном этапе запуска кластерной политики на федеральном или региональном уровне необходимо обладать информацией об уровне развития кластеров в России, понимать типичные барьеры и возможности для развития кластеров и влияние кластеров на развитие отраслей и регионов. Необходима своего рода "карта" кластеров.

Формирование кластерных инициатив осуществляется в три этапа:

1) инициирование формируется команда инициаторов проекта развития кластера (локальной бизнес-ассоциации или иных бизнесорганизаций);

2) диагностика - проводится анализ границ и структуры кластера, определяются его сильные и слабые стороны, потенциал развития и существующие барьеры, ключевые группы интересов;

3) разработка заинтересованными участниками (бизнес-сообщество или органы власти) программы, предусматривающая комплекс мер по его развитию.

В рамках второго блока - реализация кластерных инициатив, на федеральном уровне осуществляется отбор программ развития кластеров и их реализация, поводится оценка их эффективности и при необходимости - их корректировка. Осуществляется федеральная поддержка данных программ.

По направлениям воздействия инструменты реализации кластерной политики подразделяются на:

- развитие инновационного потенциала -финансовая поддержка НИОКР, создание научных и технологических парков; центров трансфера технологий, инновационных баз данных;

- развитие человеческого капитала - мероприятия по повышению качества образования, по профилю кластера, программы повышения квалификации, стимулирование привлечения специалистов из других регионов и из-за рубежа;

- поддержка бизнес-инициатив - создание бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, налоговые преференции;

- поддержка экспорта, поддержка участия в соответствующих ярмарках и выставках;

- развитие инфраструктуры кластера - финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктур, связи и телекоммуникаций.

В качестве источников финансирования мероприятий по реализации кластерной политики наряду со средствами предприятий -

о

ГЧ

■ Ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

53

54

участников кластера, могут выступать бюджетные ресурсы, выделяемые на финансирование федеральных и ведомственных целевых программ, региональных целевых программ, НИОКР, а также средства Инвестиционного фонда РФ.

Таким образом, суммируя все сказанное выше, приходим к выводу: в рыночной экономике, которая формируется как в Российской Федерации в целом, так и в Ставропольском крае, кластерный подход должен занять достойное место.

Формирование конкурентоспособных кластеров позволит региональной экономике полноценно включиться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережающего экономического развития в стране. Значение кластеров и кластерной политики для региона состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территории, способствовать диверсификации многопрофильной экономики Ставропольского края.

В Ставропольском крае в настоящее время создаютсяусловия для реализации кластерных инициатив в различных сферах: разрабатываются системы финансирования, управления, кадрового и информационного обеспечения и отрабатываются механизмы построения кластеров.

С целью повышения эффективности использования и развития кластеров необходимо разработать кластерную политику Ставропольского края. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров. Развитие кластеров на основе максимальной реализации конкурентных преимуществ территории и производств - основа реализации экономического потенциала территорий и повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Проведение кластерной политики в Ставропольском крае позволит участникам кластера: получить упрощенный доступ к новым технологиям, выход на внешние рынки; оптимально распределять риски; интегрировать знания и основные фонды; организовывать совместные НИОКР; снижать трансакционные издержки.

Кластерный подход к перспективному развитию территории Ставропольского края вытекает из региональных особенностей развития и размещения производительных сил края в советский период хозяйствования, когда реализовывался в целом системный и комплексный подход к развитию территорий. В ре-

зультате, и в частности на территории Ставропольского края, уже сложились и развивались территориально-производственные комплексы, или потенциальные кластеры. Это: топливно-энергетический комплекс, нефтехимический комплекс, машиностроительный комплекс, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс. И, естественно, лечебно-оздоровительный и туристско-рекреационный комплексы. Поэтому задача состоит в восстановлении, формировании и развитии территориальнопроизводственных комплексов в новых усло-вияххозяйствования, на основе максимальной реализации конкурентных преимуществ территории и производств.

Анализ современного социально-экономического положения Ставропольского края позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые в ближайшей перспективе получат дальнейшее развитие в виде потенциальных региональных кластеров:

- агропромышленный кластер;

- туристско-рекреационный кластер;

- промышленно-производственный кластер;

- транспортно-логистический кластер;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инновационно-исследовательский кластер.

Таким образом, кластерная политика имеет не только универсальный, но и интегрирующий характер. Основными результатами реализации кластерной политики Ставропольского края будет повышение уровня конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, увеличения доли инновационной и наукоемкой продукции, роста производительности труда участников кластеров, увеличения объемов прямых инвестиций в экономику региона, более интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня занятости и роста доходов населения в регионах локализации кластеров.

Литература:

1. Жидков В.Е., Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Кластерный подход к управлению развитием туризма как фактор повышения конкурентоспособности региона // Вопросы туризмоведения. -2012.- № 1(1).- С.104-112

2. Концепция кластерной политики в Российской Федерации / [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vest-news.ru/ show_article.php.

3. Лазарева Н.В.,Фурсов В.А. Управление региональными рынками на основе концепции геомаркетинга // Стратегия устойчивого развития регионов России: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск : НГТУ, 2010. - С. 197-202.

4. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов // Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России : VIII Сократические чтения. - М.: Эслан, 2011.

5. Письмо Минэкономразвития России от26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" / [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/

6. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. от №147 рп "Стратегия социально-экономичес-

кого развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года" / [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stavtourism.ru/mintur/.

7. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели: монография. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2011. - 308 с.

8. Фурсов В.А. Формирование и функционирование региональных рынков транспортных услуг: теория, методология, практика: дис.... д-ра. экон. наук. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2011.

О

ГЧ

О

I--

і

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.