Научная статья на тему 'Региональная имитационная модель как инструмент оценки управленческих решений'

Региональная имитационная модель как инструмент оценки управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL IMITATING MODEL / TOTAL REGIONAL PRODUCT / BUDGETARY INCOMES / SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY / REGIONAL INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поподько Галина Ивановна, Нагаева Ольга Сергеевна

В статье приводятся основные положения региональной имитационной модели, позволяющей оценить последствия управленческих решений с точки зрения достижения устойчивости региональной социально-экономической системы. С помощью представленной модели проводится оценка и анализ результатов реализации инерционного и инновационного вариантов региональной промышленной политики на примере Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL IMITATION MODEL AS THE INSTRUMENT OF GOVERNING DECISION

In the article the main provisions of the regional imitating model allowing to estimate consequences of governing decisions from the point of view of achieving regional social and economic system stability are given. Using the presented model the estimation and the analysis of results of realization of inertial and innovative variants of regional industrial policy on an example of Krasnoyarsk region is carried out.

Текст научной работы на тему «Региональная имитационная модель как инструмент оценки управленческих решений»

УДК 332.025

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Поподько Г алина Ивановна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент Нагаева Ольга Сергеевна, научный сотрудник, кандидат экономических наук

Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Красноярск, Россия pgi90@bk. ru, ecpro@mail. ru

В статье приводятся основные положения региональной имитационной модели, позволяющей оценить последствия управленческих решений с точки зрения достижения устойчивости региональной социально-экономической системы. С помощью представленной модели проводится оценка и анализ результатов реализации инерционного и инновационного вариантов региональной промышленной политики на примере Красноярского края.

Ключевые слова: региональная имитационная модель; валовой

региональный продукт; бюджетные доходы; социально-экономическая эффективность; региональная промышленная политика.

THE REGIONAL IMITATION MODEL AS THE INSTRUMENT OF GOVERNING DECISION

Galina Popodko, senior scientist, candidate of economic science, docent Olga Nagaeva, scientist, candidate of economic science

Institute of economy and organization of industrial production of Siberian department of Russian Academy of Sciences, Krasnoyarsk, Russia

In the article the main provisions of the regional imitating model allowing to estimate consequences of governing decisions from the point of view of achieving regional social and economic system stability are given. Using the presented model the estimation and the analysis of results of realization of inertial and innovative variants of regional industrial policy on an example of Krasnoyarsk region is carried out.

Keywords: regional imitating model; total regional product; budgetary incomes; social and economic efficiency; regional industrial policy.

Эффективное управление развитием региональной экономики ставит задачу оценки последствий принятия решений. Это необходимо не только для корректировки принятых решений, но и для их кардинального изменения.

В настоящее время проблема инструментария оценки управленческих решений на уровне региональной экономики не решена. Поэтому перед авторами настоящей работы стояла задача разработки инструментария оценки управленческих решений с целью его адаптации к проблемам развития Красноярского края. Учитывая, что мероприятия региональной политики носят, как правило, долгосрочный характер, был разработан инструментарий оценки ее социально-экономического эффекта на развитие экономики региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Таким образом, если полученный результат не соответствует ожиданиям на среднесрочный период(5-7 лет), имеется возможность некоторой корректировки направлений региональной политики для расчета на долгосрочный период времени (10 лет и более).

В качестве такого инструментария авторами предлагается региональная имитационная модель, позволяющая оценить социально-экономическую эффективность различных управленческих решений для региона и выбрать

оптимальный вариант на примере региональной промышленной политики, на основе сценарного подхода.

Предлагаемая модель включает несколько блоков, учитывающих соответствующие взаимосвязи промышленного сектора с различными подсистемами территории. Такой подход позволяет более гибко отражать особенности каждой сферы, при этом появляется возможность обеспечить достаточно высокую степень детализации рассмотрения и анализа в каждом из блоков. Основными принципами построения модели являются:

- комплексный учет внутренних и внешних взаимодействий промышленного сектора;

- возможность оценки последствий управленческих решений в системе «промышленность-экономика- население- уровень жизни»;

-динамический характер - возможность отслеживать и анализировать реализуемость поставленных целей не только к концу прогнозного периода, но и в каждый промежуточный год на всей траектории их достижения;

- социальная направленность (возможность оценки изменений социальных показателей в зависимости от принятия тех или иных управленческих решений в сфере регулирования промышленным равитием).

В качестве результирующих показателей модели выбраны такие

показатели, как валовой региональный продукт (ВРП) и совокупные доходы консолидированного бюджета. Выбор данных показателей в качестве

результирующих обусловлен следующими соображениями: валовой

региональный продукт является основным показателем, характеризующим уровень развития экономики региона, а совокупные доходы

консолидированного бюджета региона отражают общую способность региональных и местных властей решать социально-экономические проблемы территории.

Центральным блоком модели выступает блок, характеризующий

функционирование промышленного сектора. Данный блок, в свою очередь,

включает в себя несколько подблоков, отражающих функционирование основных отраслей промышленности («ядра промышленности»), что позволяет оценить «вклад» отдельных отраслей в развитие экономики региона на основе оценки результирующих показателей. Прочие отрасли промышленности, не составляющие «ядро промышленности», в модели не детализируются. Данные отрасли включены в один подблок, который отражает совокупные результаты их производственно-хозяйственной деятельности.

Показатели промышленного блока являются определяющими для показателей других блоков модели. Основными результирующими показателями данного блока, которые влияют на показатели других блоков модели, являются:

-объем промышленного производства;

-добавленная стоимость, созданная отраслями промышленности;

-затраты на производство и реализацию продукции;

-среднегодовая численность занятых в промышленности;

- совокупный среднегодовой доход работников промышленности;

- финансовый результат по отраслям промышленности.

В модели отражены следующие взаимосвязи промышленного сектора:

• с экономической системой - по формированию валового регионального продукта (прямой вклад);

• с бюджетной системой - по уплате налогов и платежей;

• с населением территории - по обеспечению занятости и формированию доходов нселения;

• с другими отраслями - по показателям их производственно-финансовой деятельности.

В модели через механизм мультипликатора учитывает косвенное влияние основных отраслей промышленности («ядра промышленности») на формирование регионального валового продукта (посредством влияния на

налогооблагаемую базу, финансово-производственные результаты других отраслей промышленности, доходы населения и т.п.).

Для использования модели в практических целях необходимо ее наполнение адекватной информацией, характеризующей:

- текущее состояние развития «ядра промышленности»- объемы производства, стоимость основных фондов и оборотных средств, текущие и капитальные затраты производства, численность занятых и уровень оплаты труда, финансовое состояние;

- величину спроса и уровень цен на основные виды промышленной продукции , определяемые эмпирическим путем;

- текущие значения макроэкономических и финансовых параметров (объем валового регионального продукта, доход бюджета, объем промышленного производства в отраслевом разрезе);

- текущие показатели занятости населения, среднедушевых доходов и уровня жизни (объем социальных расходов бюджета на душу населения);

- обоснованные данные об ожидаемом изменении производственных, конъюнктурных, финансовых, макроэкономических и социальнодемографических параметров, используемых в модели.

Исходные данные модели разделяются на два типа:

- неизменные показатели, характеризующие текущее состояние

регионального промышленного сектора и социально-экономическое

положение региона;

- варьируемые параметры, отражающие будущие внешние условия и внутренние характеристики (темпы роста производительности труда в отраслях промышленности, темпы роста инвестиций, структура занятых по отраслям промышленности, и т.д.).

С помощью варьируемых переменных в модели задаются управленческие решения в сфере региональной промышленной политики. Достаточно широкий набор данных показателей позволяет обеспечить максимальную

вариабельность анализа возможного изменения будущих условий по каждому отдельному фактору и их полному комплексу.

Основными параметрами «входа» в модели являются: темпы роста объемов промышленного производства, структура занятости по отраслям, отраслевая структура инвестиций, доля социальных расходов в консолидированном бюджете. Основными параметрами на «выходе» являются: объем валового регионального продукта, размер бюджетных доходов и расходов, в том числе на финансирование «социальных» статей, доля бюджетных средств в расчете на душу населения, объем промышленного производства по отраслям, темпы роста производительности труда, среднемесячная заработная плата работников отраслей экономики.

Предлагаемая модель является инструментом ситуационного прогнозирования и позволяет выбрать оптимальные управленческие решения в сфере промышленной политики с точки зрения социально-экономической эффективности их реализации. Выбор того или иного варианта управленческих решений базируется на оценке результирующих показателей модели (ВРП и консолидированных доходов бюджета региона) в абсолютном значении и в расчете на душу населения региона.

Для практического применения модели было составлено соответствующее программное обеспечение.

Предлагаемая региональная имитационная модель была применена для обоснования основных направлений региональной промышленной политики в Красноярском крае. При этом оценивалась социально-экономические результаты реализации двух вариантов промышленной политики: инерционного и инновационного.

Инерционный вариант промышленной политики строился с учетом сохранения сложившейся структуры промышленного производства, отвечающий сырьевой специализации экономики региона.

Инновационный вариант промышленной политики предполагает: во-первых, реализацию инвестиционных проектов развития отраслей, формирующих «ядро промышленности», во-вторых, образование кластеров данных отраслей, способствующих их развитию на основе масштабного внедрения инноваций. Это находит выражение, как в увеличении объемов промышленного производства, так и в росте производительности труда.

Согласно расчетам, проведенным с помощью имитационной региональной модели, основные показатели развития отраслей промышленности, составляющие «ядро промышленности» Красноярского края в условиях реализации инновационного варианта на период до 2020 г., выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели развития «ядра промышленности»

Красноярского края на период до 2020г. (в ценах 2009г.)

2011г. 2015г. 2020г.

Цветная металлургия

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.) 262 419 693

Индекс производства, % к предыдущему году 100,1 104,3 105,1

Производительность труда (по добавленной стоимости, % к предыдущему году.) 104,2 111,1 112

Среднемесячная заработная плата (тыс. руб./чел) 37,3 54,0 71,2

Машиностроение

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.) 41,3 62,8 91,1

Индекс производства, % к предыдущему году 89,7 103,5 106,2

Производительность труда (по добавленной стоимости, % к предыдущему году.) 105,4 109,2 110,3

Среднемесячная заработная плата (тыс. руб./чел) 27,1 37,9 58,0

Электр оэнергетика

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.) 96,1 164,3 197,2

Индекс производства, % к предыдущему году 101,1 103,2 104,2

Производительность труда (по добавленной стоимости, % к предыдущему году.) 103,5 105,4 106,2

Среднемесячная заработная плата (тыс. руб./чел) 26,5 36,6 53,1

Лесоперерабатывающая промышленность

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.) 18,2 24,6 32,1

Индекс производства, % к предыдущему году 107,2 104,5 103,1

Производительность труда (по добавленной стоимости, % к предыдущему году.) 104,6 109,6 110,4

Среднемесячная заработная плата (тыс. руб./чел) 13,2 20,2 34,2

Пищевая промышленность

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.) 29,1 54,0 61,3

Индекс производства, % к предыдущему году 97,5 103,5 106,2

Производительность труда (по добавленной стоимости, % к предыдущему году.) 103,2 104,2 108,7

Среднемесячная заработная плата (тыс. руб./чел) 14,3 22,4 39,1

Развитие отраслей промышленности оказывает существенное влияние на формирование валового регионального продукта и формирование доходной части бюджета. Однако в условиях благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках на основные виды сырьевых продуктов, производимых и добываемых на территории Красноярского края, изменение структуры производства за счет перераспределения инвестиций в пользу отраслей обрабатывающей промышленности и в том числе на формирование «ядра промышленности», является экономически сложной задачей. Для этого

необходимо оценить перспективы формирования валового регионального продукта и дохода бюджета на долгосрочный период при различной структуре производства.

Первый сценарий (инерционный вариант) предусматривает преимущественное развитие отраслей добывающей промышленности (сохранение сложившейся структуры производства).

Второй сценарий (инновационный вариант) предполагает инновационное развитие отраслей обрабатывающих производств и, прежде всего тех из них, которые составляют «ядро промышленности».

Оценка эффективности региональной промышленной политики региона проводилась на основе анализа влияния изменения отраслевой структуры производства, темпов роста промышленного производства и производительности труда на создание валового регионального продукта в расчете на душу населения и дохода консолидированного бюджета в расчете на душу населения. Прогноз численности населения основывался на анализе и экстраполяции сложившихся тенденций.

Тенденции изменения валового регионального продукта, в расчете на душу населения, в зависимости от сценариев экономического развития Красноярского края на период до 2020 г., представлены на рис. 1.

2008г. факт 2011г. 2015г. 2020г.

Рис. 1. Объем валового регионального продукта Красноярского края на душу населения (тыс. руб./ чел. в ценах 2008 г.)

Как следует из анализа тенденций изменения валового регионального продукта на душу населения, сырьевой вариант развития экономики региона имеет определенные перспективы еще 7-9 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью существенным образом увеличивает вклад промышленного сектора в создание валового регионального продукта по сравнению с сырьевым сектором экономики. Однако для этого необходимо, чтобы предприятия отраслей промышленности выпускали конкурентоспособную продукцию конечного потребления.

Анализ динамики изменения величины бюджетных доходов в расчете на душу населения на перспективу до 2020г. показывает, что эффект развития экономики региона по инерционному варианту, предполагающему преимущественно сырьевую специализацию, будет исчерпан еще раньше по сравнению с инновационным вариантом (рис. 2).

2009г. факт 2011г. 2015г. 2020г.

Рис. 2. Размер консолидированного бюджета Красноярского края на душу

населения (тыс. руб./чел.)

Развитие высокотехнологичных производств в отличие от сырьевого варианта развития приводит к росту занятости, повышению денежных доходов, развитию малых и средних предприятий.

Это, в свою очередь, обеспечивает увеличение совокупных бюджетных доходов региона за счет роста налогооблагаемой базы.

Использование региональной имитационной модели в качестве инструмента оценки эффективности промышленной политики показывает возможность ее использования для принятия управленческих решений, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Кроме этого, интерпретация полученных результатов показывает необходимость принятия срочных мер по структурной перестройке экономики Красноярского края. Это означает, что если в ближайшее время не будет обеспечен переход на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, после 2015 года ожидаются необратимые перемены. Это может выразиться в разрушении производственно-технической базы отраслей экономики, ориентированных на

создание конечного общественного продукта, массовой безработице, обнищания населения, распространение слоя социальных иждивенцев.

Рецензент:

Петровский Э.А., д-р техн. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.