Научная статья на тему 'Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития'

Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
713
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корепанов Геннадий Семёнович

В настоящее время в политологии и социологии усилился научный и практический интерес к проблеме идентичности как таковой и региональной идентичности в частности. Так, в последнем номере журнала «Политические исследования» представлена тематическая подборка из семи статей по теме «Многоликая идентичность и новые политические вызовы»1; коллектив авторов Института социологии РАН опубликовал исследование по современным проблемам российской идентичности 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корепанов Геннадий Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития»

Г еннадий КОРЕПАНОВ Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития

В настоящее время в политологии и социологии усилился научный и

практический интерес к проблеме идентичности как таковой и региональной идентичности в частности. Так, в последнем номере журнала «Политические исследования» представлена тематическая подборка из семи статей по теме «Многоликая идентичность и новые политические вызовы»1; коллектив авторов Института социологии РАН опубликовал исследование по современным проблемам российской идентичности .

В социологической и социально-психологической традициях теория социальной идентичности развивалась как концепция объяснения групповых и межгрупповых феноменов в терминах их преимущественного порождения «коллективным Я».

Одним из оснований теоретико-методологического анализа социальной идентификации является диспозиционная теория регуляции социального поведения личности В.А. Ядова1, которая стала рассматривать социальную идентичность как относительно устойчивое диспозиционное образование. Следуя данной научной традиции, в теоретическом плане, по мнению автора данной статьи, понятие «социальная идентичность» можно конвертировать в понятие «региональная идентичность» - конечно, при определённых условиях. Эти опосредующие условия, по мнению автора статьи, таковы.

Во-первых, обязательный учёт индивидуальных когнитивных механизмов и мотиваций, которые лежат в основе формирования не только межличностных связей, но также и его эмоциональных связей с данным

1 См.: Политические исследования, 2008, №3. Тема номера: Многоликая идентичность и новые политические вызовы.

2 См.: Российская идентичность в социологическом измерении : информационноаналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук. Выпуск №3, 2008. -М.: ИС РАН, 2008, стр. 72. Первую попытку всмотреться через «социологическое зеркало» в особенности российской идентичности под воздействием трансформационных процессов учёные Института социологии РАН предприняли ещё в июне-июле 1998 г.

3 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. — Л., 1979, стр. 47-87 (гл. 3 «Диспозиционная структура»); Процессы идентификации российских граждан в социальном пространстве «своих» и «несвоих» групп и сообществ (1999—2002 гг.). Мастер-класс профессора В. А. Ядова. — М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 326.

местом. Тем самым реализуется психологический компонент идентификации. Данное условие предполагает детальный анализ параметров социального контекста, а именно: наличие социально значимых групп на данной территории, возможности доступа в эти группы новых членов, степень проницаемости и открытости групп, особенности межличностных связей, особенности межгрупповых контактов. Важен учёт влияния идентификации на индивидуальные чувства человека и отношения его Я с другими; важен также учёт действий, мотивированных социально-заданными трактовками этих отношений в данном локальном (территориальном) контексте.

Во-вторых, формирование и опыт региональной идентичности тесным образом связаны с поддержанием социального порядка на уровне региона (территории); поэтому объектом исследовательского интереса здесь являются социально-региональные роли и опосредованные ими интеракции; речь идет о том, как социальные ожидания, которые обусловлены конкретными социальными идентичностями, поддерживают тип поведения, отвечающий существующим социальным нормам. Так, индивид осуществляет активный поиск адекватной ему социальной региональной группы (например, группы с высоким статусом), изменяет свои мотивации и оценки только в том случае, если членство в искомой группе оказывается для него невозможным.

Наконец, в-третьих, очень важен учёт социокультурных стереотипов, определяющих общий склад сознания жителей данного региона, их базовые жизненные ценности, мотивации, способы восприятия действительности, понимаемые как относительно устойчивое диспозиционное образование, в итоге обеспечивающее достаточно надёжную их трансляцию как во времени, так и в пространстве.

В результате проведённого понятийного анализа можно утверждать, что региональная идентичность - это переживаемые и осознаваемые смыслы и ценности той или иной системы локальной общности, формирующие

«практическое чувство» (самосознание) территориальной принадлежности индивида и группы.

Выделяют две составляющих региональной идентичности — объективную и субъективную. В объективном плане региональная идентичность часто выступает как процесс интерпретации региональной уникальности, когда данный регион становится институционализированным в определенном виде сообщества.

В субъективном плане региональная идентичность выступает как осознание интересов, индивидуальных когнитивных механизмов, мотивации индивидом, которые лежат в основе формирования межличностных связей; групповых и межгрупповых феноменов в терминах их преимущественного порождения коллективным региональным сознанием. Следует обратить внимание на тот факт, что понимание идентичности как категории, обозначающей переход объективности в субъективность и, наоборот, субъективного в объективное - важный методологический момент также и для определения категории экономико-социологического регионального интереса. Использование данного подхода позволяет рассматривать территорию не только как жизнедеятельность сообщества, но и как жизнедеятельность элиты, которые выступают от имени сообществ, представляя в той или иной степени их интересы.

Всегда имеется глубокая связь между региональной идентичностью и региональным интересом, особенно в политическом смысле. Региональный (локальный) политический интерес в своём «чистом виде» может представлять собой синтез разнообразных интересов местного сообщества, происходящий под воздействием сугубо местных, уникальных условий. Особенностью регионального интереса является его уникальность, несводимость к простой сумме тех или иных интересов нерегионального происхождения. Конкретные составляющие регионального интереса в то же время имеют как духовный (идеальный) (защита местных культурных особенностей), так и материальный (экономический) характер. Одной из составляющих региональной идентичности

может быть борьба за политический статус региона как условие реализации духовных или материальных потребностей местной элиты 1.

В определении регионального (локального) интереса и региональной идентичности основной упор часто делается на политическую составляющую, и более того, в отношении развитого регионального сообщества политическая составляющая объявляется «первичной». Считается, что только «политически развитое» территориальное сообщество, имеющее региональные интересы, может рассматриваться «в качестве аналога социальной группы»1. На наш взгляд, в контексте экономической социологии, однако, всё далеко не так просто — в развитом локальном сообществе «первичными элементами» идентичности могут быть и социально-экономические, и символические (духовные), и морально-нравственные, а не только «чисто политические» или «чисто экономические» детерминанты её развития.

Так, особенности тюменской региональной идентичности заключаются в том, что она амбивалентна: опросы показали исключительную сложность, многоуровневость и многозначность идентификации себя частью населения в разном качестве. Согласно одной точке зрения, Тюменский регион (а также и те жители, которые идентифицируют себя с ним) - это нефтяная и газовая столица Российской державы, согласно другой точке зрения - это колония, эксплуатируемая центром. Однако жизнь людей, населяющих тюменскую землю, их «коллективное региональное Я» намного шире и глубже этой «ресурсной парадигмы». По выражению губернатора Тюменской области В. Якушева, для России Тюмень - это и столица нефтегазового региона, и её нефтяной символ, и мировой бренд 2, а не только, допустим, политическая составляющая социальной идентичности тюменцев.

1 См.: Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений: монография. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006, стр. 18.

1 См.: Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К. и др. Сравнительная политология сегодня. - М., 2002, стр. 122.

2 Якушев В. Сердце Тюмени // Тюмень: старт века. - Тюмень: Тюменский дом печати, 2006, стр. 365.

Сегодня осуществляется программа «Сотрудничество», работающая в трёх субъектах федерации Тюменской области. Уникальность состоит в том, что этот мегапроект призван сохранять и политическое, и экономическое, и социальное равновесие на всей территории Тюменской области как сложносоставного субъекта Российской Федерации. Подобных проектов экономико-социальной интеграции в сложносоставных российских регионах до сих пор не было. И хотя взаимоотношения северных округов и юга Тюменской области остаются непростыми, чреваты противостояниями по различным региональным интересам, тем не менее взаимно выгодный консенсус находится. Реализация программы «Сотрудничество» привела к мощному синергетическому эффекту во всём Тюменском регионе, одновременно усилив позитивное воздействие соединения ресурсов различных территорий, минимизировав, насколько это возможно, негативные эффекты. Губернатор Тюменской области В. Якушев в этом контексте утверждает: «Интересы - двусторонние, сегодня никто не претендует на главенство. Есть понимание, что мы друг другу необходимы. Надо просто нормально двигаться, нормально сотрудничать. А кто старше, кто главнее -надо выносить за скобки»1. Данная концепция лежит в основе региональной идентичности и регионального интереса Тюменской области.

Переходя от методологически-теоретических рассуждений и разработки аналитических категорий региональной идентичности к их содержательной «наполняемости» и привязке к конкретным явлениям, автор представляет здесь некоторые социологические данные - результаты эмпирических исследований, непосредственно связанных с заявленной проблематикой.

В частности, речь идёт об основных результатах масштабного опроса жителей Тюменского региона, который включает три субъекта Российской Федерации (Тюменская область, Ханты-Мансийский - Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкий (ЯНАО) автономные округа) и вносит значительный вклад в ВНП страны. Исследования в регионе проведены под руководством автора

1 Там же, стр. 366.

статьи при активном содействии областной Думы. Всего было опрошено 4016 человек по опросному листу интервью, разработанному Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН , а также 90 специалистов по анкете эксперта (июнь 2006 г.). Отметим, что хотя концепция инструментария исследования была основана на парадигме антропосоциетального подхода Н.И. Лапина1, тем не менее в неё были включены вопросы, характеризующие степень идентификации населения («свое - чужое») с социально-территориальными структурами: поселение (городское, сельское); административный район, его поселение-центр; регион, его город-центр. В опросе выяснялось, какие из этих структур действительно являются социальными общностями, личностно значимыми для жителей региона («своё»), а какие из них функционируют как необходимые формализованные системы, далекие от личности («чужое»). На уровне методики была операционализирована и верифицирована концепция социального самочувствия как совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, территориальными сообществами и обществом в целом2.

Отметим, что некоторые вопросы методики «поля социологического замера идентичностей» в нашем исследовании совпадали с некоторыми другими, в частности с вопросами методики М.К. Горшкова , что позволяет в принципе проводить сопоставительный сравнительный анализ. Это касается и объёма выборок (2000 человек по методике М.К. Горшкова и 4016 человек по нашей методике), и времени проведения опроса (в 2007 г. проводилось исследование М.К. Г оршкова, в 2006 г. - наше исследование), стандартной

2 Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика, методологические проблемы: материалы конференции «Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов» // Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. — М.: ИФ РАН, 2006.

1 Лапин Н.И. Регион как поле социального самочувствия россиян и их отношения к институтам власти: Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона». Часть II: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. В.А. Давыденко, В.В. Мельника, Г.Ф. Ромашкиной. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007, стр. 5—40.

2 Там же, стр. 14.

3 Российская идентичность в социологическом измерении : информационно-аналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук / Под общ. ред. М.К. Горшкова. Вып. №3, 2008. - М.: ИС РАН, 2008, стр. 6.

репрезентации выборок (определение числа подлежащих отбору респондентов происходило пропорционально доле населения в возрасте 1665 лет, соответственно, в каждом субъекте РФ. Отбор, наряду с мегаполисом (г. Тюмень), проводился в административных центрах, городах, рабочих поселках и сёлах (деревнях); для соблюдения квот по когортам фиксировался год рождения респондента, что гарантировало высокую степень репрезентативности выборки по возрасту). «Поля социологического замера идентичностей» касались особенностей материально-экономической самоидентификации людей, самооценки социального статуса, рассмотрения структуры жизненных устремлений и других сходных характеристик.

Так, результаты исследования под руководством М.К. Горшкова дали основание констатировать снижение степени удовлетворенности россиян тем, как складывается их жизнь —только четверть населения России в 2007 г. была уверена в том, что в целом их жизнь складывается хорошо (в 2004 г. -35%), ещё 63% были в основном удовлетворены тем, как складывается их жизнь1. В целом практически аналогичные данные (за исключением некоторых региональных особенностей) получены в Тюменской области.

Структура полученных данных по признаку: «Жизнь в целом складывается...» по возрастным когортам совпадает — идёт плавное снижение «довольных своей жизнью» от молодёжи к людям более старшего и зрелого возраста. Так, довольны своей жизнью в когорте 16-25 лет соответственно 41% в России и 42% в Тюменской области, в когорте 26-35 лет — 34% в России и 40% в Тюменской области и т. д., за исключением когорты 56-65 лет, то есть людей, выходящих на пенсию. Особенность данного показателя по Тюменскому региону заключается в том, что на Севере люди, выходящие на пенсию, получают солидную северную надбавку, в отличие от «простых россиян», чем и обусловлено практически ровно в два раза большее (соответственно 15% в России и 30% в Тюменской области) число людей, «довольных своей жизнью», в этой когорте. На

1 Там же, стр. 7.

социальное самочувствие людей оказывает значительное влияние их материальное положение. Рассмотрим, какова доля населения с разным уровнем дохода в составе разных возрастных когорт в России и в Тюменской области.

Социально-материальная самоидентификация населения по слоям — нищие, бедные, необеспеченные, обеспеченные и зажиточные определялась на основе следующего самоотнесения:

• денег не хватает на повседневные затраты — это «нищие»;

• на повседневные затраты уходит вся зарплата — это «бедные»;

• на повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна — это «необеспеченные»;

• денег в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов надо брать в долг — это «обеспеченные»;

• почти на всё хватает, но затруднено приобретение квартиры — это «зажиточные»;

• практически ни в чём себе не отказываем — «богатые».

Нижний слой составляют «нищие» и «бедные» — те, кто оказался в очень тяжелом материальном положении. Это слой с очень низким уровнем социального самочувствия и минимальными ресурсами развития. Слой «необеспеченных» занимает промежуточное положение и отличается от низшего более позитивным самоощущением. Слой «обеспеченных» уже достиг приемлемого уровня жизни и в последние годы его уровень растет высокими темпами. Самый верхний слой объединяет наиболее успешных («зажиточные» и «богатые»).

Если сопоставить данные в когортах 16—55 лет, в России и в Тюменской области их число примерно сопоставимо (10—13% по России и 7—8% по Тюменской области), что вполне объяснимо — определённый процент «нищих» есть везде, даже в сверхбогатом Нью-Йорке. Число людей, относящих себя к «бедным» в когортах 16—55 лет, в России и в Тюменской области становится уже несопоставимым: 37—39% по России и 9—16% по Тюменской области), что

тоже вполне объяснимо. Ведь Тюменская область, занимая 2-е после Москвы место по объёму валового регионального продукта (ВРП), относится к регионам-донорам российского бюджета и лидирует по уровню ВРП на душу населения и инвестициям в основной капитал. В крае, богатом природными ресурсами, один из самых высоких уровней доходов в России и обеспеченности населения услугами и товарами длительного пользования (хотя по другим параметрам уровня жизни населения Тюменская область занимает средние и даже нижние позиции в рейтинге регионов России). Ясно, что в таком богатом крае «бедных» («малообеспеченных») должно быть мало.

В первое десятилетие реформ в России обращает на себя внимание 1998 г., когда резко выросла группа, отнесённая нами к «нищим» - самому бедному слою: почти четверть населения идентифицировала себя именно с таким уровнем жизни. Сюда как бы переместились представители трёх последующих, более обеспеченных слоев. Произошла своего рода «массовизация бедности», причём в самых крайних её проявлениях. Интенсивно вымывался 4-й слой - «обеспеченные». С другой стороны, именно в этот период был сформирован слой состоятельных граждан — около 11% населения России отмечали, что имеют достаточные для безбедной жизни доходы (5-й и 6-й слои). Позже, в середине 2000-х годов, отмечается перелом в тенденциях материального расслоения и социального благополучия населения. Наблюдаются две новые положительные тенденции — уменьшение численности бедных и рост доли обеспеченных. Эти тенденции могут быть объяснены возрастающей адаптацией населения к переменам и выходом на рынок новых, экономически активных поколений. Они прошли социализацию в годы реформ, привержены рыночным ценностям, и считают занятость во многих сферах частного сектора престижной и экономически выгодной.

В Тюменском регионе существуют значительные отличия в материальной дифференциации населения по трём входящим в его состав субъектам РФ. Данные самооценки материального положения по Тюменскому региону показывают, что наиболее динамично расширяется слой «богатых» и

«зажиточных», слой «обеспеченных» совпадает по численности с российскими данными, а слой «необеспеченных» и «бедных» значительно тоньше. Можно отметить ещё более дифференцированную картину: если на юге области среди бедных преобладают представители старшего поколения, что характерно и для России в целом, то в северных округах дифференциация по возрасту существенно ниже. На юге области также сильнее гендерные различия: доля «бедных» женщин оказалась выше доли женщин в общей выборке на 17%; в ХМАО это соотношение несколько ниже - 14%, в ЯНАО такой разницы практически нет.

В различении по признаку самоидентификации материального положения населения в целом в Тюменской области наблюдаются существенные отличия от общероссийских процессов. Общей проблемой для России и для Тюменского региона остаётся бедность и необеспеченность сравнительно большого числа жителей, которые, несмотря на рыночные реформы, так и не могут качественно изменить свое материальное положение (по России в целом эта проблема актуальна для 55—60% населения, в Тюменском регионе для 38—40%).

Рассмотрим, каковы особенности самоидентификаций и идентичностей тюменцев как жителей Тюменского региона.

В нашем исследовании изучалась идентичность жителей Тюменского региона с поселением (город, село), районом, областью (краем, республикой).

Респонденты отвечали на вопрос: «В какой мере Вы чувствуете свою близость или отдаленность ("своё" — "чужое") с людьми ... (перечень, с кем: "жители поселения, в котором я живу", "жители областного центра, хотя я там и не живу", "жители всей моей области", "жители Москвы - столицы России", "жители всей России", "жители всей Земли")»1.

Г ипотеза, согласно которой следовало ожидать, что максимальная идентификация сегодня имеет региональный характер, то есть жители

1 Вопрос заимствован из методики исследования групповых солидарностей, разработанной под руководством В.А. Ядова в исследовании «Социальная идентичность личности», проводившемся в течение ряда лет.

конкретных региональных общностей по всем субъектам Тюменской области будут максимально испытывать чувство солидарности (или чувство общности) именно с жителями того поселения, в котором они конкретно проживают, подтвердилась более детально. Ответы на вопрос: «В какой мере Вы чувствуете свою близость ...» по идентификационному признаку «своё» фиксируют в максимальной степени «жители поселения, в котором я живу (деревня, село, город)»: юг Тюменской области - 38,6%; ХМАО - 34,6%; ЯНАО - 33,5%. Для более наглядного представления этого признака введён коэффициент близости, который вычисляется как разность между долей ответов на вопрос («своё», «близкое, но не своё») и («далёкое, но не чужое», «чужое») в общем количестве ответов на вопрос по данному поселению. Коэффициент близости отражает степень самоидентификации человека по отношению к жителям поселения, в котором он живёт; жителям областного центра; жителям области; жителям столицы России; жителям всей России; жителям всей Земли соответственно.

Данная технология разбивки ответов и расчёта коэффициента близости была применена ко всем поселениям (города, посёлки городского типа, сёла / деревни) Тюменской области, где проводились социологические опросы.

Полученные результаты опроса в Тюменском регионе представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Степень интенсивности слоевой близости («своё» — «чужое»), Тюменский регион

Террито рия Жители поселения, в котором я живу Жители областного центра, хотя я там и не живу Жители всей моей области Жители Москвы -столицы России Жители всей России Жители всей Земли

1 2 3 4 5 6 7

Юг ТО 8,72 1,91 0,91 0,12 0,36 0,22

ХМАО 7,22 1,09 0,49 0,11 0,31 0,21

ЯНАО 9,67 1,02 0,60 0,18 0,38 0,31

Для измерения степени интенсивности слоевой близости («своё» — «чужое»), используется коэффициент интенсивности близости (Киб) -отношение числа респондентов, отметивших наличие близости, к числу тех, кто отметил её отсутствие. Как видно из табл., максимальным коэффициент интенсивности слоевой близости (Киб) оказался для «жителей поселения, в котором я живу» - в пределах 7,22—9,67 (второй столбец табл. 1); для «жителей областного центра, хотя я там и не живу» - в пределах 1,02—1,91 (третий столбец табл. 1). Важно отметить, что коэффициент интенсивности слоевой близости (Киб) для «жителей Москвы - столицы России» оказался минимальным - в пределах 0,11—0,18 (пятый столбец табл. 1), даже меньшим, чем коэффициент интенсивности слоевой близости (Киб) для «жителей всей России» (0,31—0,38) и «жителей всей Земли» (0,21—0,31). Всё это говорит о том, что идентичности микроуровня намного сильнее, чем макроуровня, а идентичность, связанная с Москвой, самая наихудшая.

60

40

20

0 Жители поселени я, в Жители областног о центра, Жители всей моей области Жители Москвы -столицы Жители всей России Жители всей Земли

□ Чужое 2,1 11 11,1 36,2 16,8 23,2

□ Далекое, 5,1 13,1 20,4 22,3 27,2 19,6

□ Не близкое, но и не далекое 20,6 21,4 27,4 13,1 15,8 12,8

□ Близкое, но не свое 24,2 22,9 14,9 5,2 7,5 4,8

□ Своё 35,4 9,1 6 2,8 8 5,3

Рис. 1. Пространство идентичности жителей «свое-чужое» (% ответивших среди всех - Тюменская область в целом, 2006 г.).

В шапке надписи не умещаются - уменьшить шрифт или расширить графы, в графе «далекое» - тоже.

В шапке надписи н

Согласно нашей гипотезе, следовало ожидать, что жители Тюменского региона будут максимально солидарными и будут испытывать максимальное чувство общности с жителями того поселения, в котором они живут. В этом плане гипотеза подтвердилась: так, 35,4% респондентов ощущают жителей своего поселения как «своё» и еще 24,2% - как «близкое»; в этой категории меньше всего затруднившихся с ответом - 13,5%. На втором месте стоит категория «жители областного центра» (9,1% ответили «свое», 23% -«близкое»), и на третьем - «жители всей моей области» (6% ответов «своё», и 15% «близкое»).

Положительные чувства к Тюменскому региону испытывают большинство респондентов: соответственно 72% по югу Тюменской области, 67% респондентов ХМАО, 67% респондентов ЯНАО, 69% респондентов всей Тюменской области (средневзвешенная величина).

Тем самым были получены достаточно веские доказательства того, что после радикальных реформ структура регионального российского социума продолжала обеспечивать достаточно надёжную трансляцию жизненных мотиваций и способов восприятия действительности на региональном уровне, и несмотря на революционный характер происходившей смены социально-экономического строя, социокультурные региональные стереотипы остались довольно-таки устойчивыми. И если на юге Тюменской области распределение ответов «рады, что живем здесь» между жителями села и города примерно одинаковое (33% и 30%), то в ХМАО и ЯНАО явно видна диспропорция.

Заметна такая закономерность: чем дальше от железнодорожных магистралей расположены поселения, тем ниже в этих поселениях уровень самоидентификации регионального субъекта и тем выше - поселенческого.

В последнюю группу по уровню рефлексии по отношению к региону входят наиболее отдаленные от основных трасс поселения или неблагополучные в социальном отношении поселки. В свою очередь, сельские населенные пункты показывают относительно более высокий уровень поселенческой близости.

В областном центре Тюмени доля тех, кто испытывает положительные чувства по отношению к региону, выше доли тех, кто испытывает отрицательные чувства, на 71% (очень высокий показатель), а ещё выше этот показатель в Ханты-Мансийске - 81%.

Отметим весьма важный для нас в методологическом плане факт, что наибольший разброс в разрезе поселений имеет самоидентификация по признаку: «свой - чужой» по отношению к областному центру (стандартное отклонение 0,22), а наименьший разброс - самоидентификация по признаку отношения к поселению (стандартное отклонение 0,14).

В среднем по региону наиболее высокий уровень имеет показатель поселенческой близости (0,53) и региональной рефлексии (0,54); наиболее низкий - близости с жителями столицы России г. Москвы (-0,51). То есть

тех, кто считает жителей г. Москвы «чужими», на 51% больше, чем тех, кто считает москвичей «своими».

Можно предположить, что региональная самоидентификация и региональная рефлексия могут стать основанием для возникновения конфликта. Как известно, на ментальности жителей Тюменского региона отразился весьма длительный конфликт между элитами трёх субъектов федерации, глубокие причины которого были заложены ещё в самой российской конституции. К сожалению, действующие в последнее время весьма успешные и полезные программы «Сотрудничество», «Урал промышленный - Урал полярный» хотя и снизили напряжённость, но не сняли всех оснований для возможных конфликтов.

Анализ теста хи-квадрат в разрезе регионов (юг области, ХМАО, ЯНАО) подтверждает, что практически нет отличий между регионами в оценке близости в поселенческом и всероссийском масштабе, и наиболее велики эти различия в оценке близости с жителями Москвы и областного центра.

Это означает, что среди рассмотренных показателей территориального поведения социальных субъектов наибольший конфликтный потенциал заложен в отношении к жителям областного центра и Москвы.

Работа выполнена при поддержке фонда РГНФ, грант № 06-03-00566а.

КОРЕПАНОВ Геннадий Семёнович, к.соц.н., докторант Тюменского государственного университета

Привести в порядок сноски (на каждой стр.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.