Научная статья на тему 'Региональная экономическая безопасность: условия и пути обеспечения'

Региональная экономическая безопасность: условия и пути обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2024
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / УГРОЗА / ECONOMIC SECURITY / REGION / THREAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Павловна, Шахов Владислав Юрьевич

В данной статье рассмотрены вопросы актуальности обеспечения экономической безопасности государства, показана важность региональной экономики. Выделена специфика определения региональной экономической безопасности. Также проведен анализ экономической безопасности на примере Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economic security: conditions and ways to ensure

The article provides an overview about actual questions of economic security. The importance of this question on regional level has shown. The article shows specific methods to determine regional economic security. In conclusion the analyses of economic security of Omsk region has done.

Текст научной работы на тему «Региональная экономическая безопасность: условия и пути обеспечения»

УДК 338.2

О. П. КУЗНЕЦОВА В. Ю. ШАХОВ

Омский государственный технический университет

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ:

УСЛОВИЯ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В данной статье рассмотрены вопросы актуальности обеспечения экономической безопасности государства, показана важность региональной экономики. Выделена специфика определения региональной экономической безопасности. Также проведен анализ экономической безопасности на примере Омской области. Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, угроза.

В современном мире открытое развязывание военных конфликтов со страной, имеющей хорошо развитый военно-промышленный комплекс, не является рациональным. В условиях мирового рынка актуальность приобретают действия, направленные на разрушение национальной экономики. Основными такими действиями являются: запрет на экспорт товаров из страны, запрет на поставки определенных товаров в страну, запрет на все возможные финансовые операции. Эти и другие принудительные меры, направленные на ослабление местной валюты и разрушение социально-экономической системы, способны привести к потере государственной независимости. Следовательно, обеспечение безопасности далеко не всегда связано лишь с обеспечением физической безопасности, исходя из вышеизложенного важное место в структуре государственной безопасности занимает экономическая составляющая.

Говоря о безопасности в целом, будем опираться на определение, данное Ожеговым С. И., который трактует «безопасность» как положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь [1]. Исходя из такого определения, государственная безопасность понимается как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от воздействия различных угроз. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер [2, ст. 4]. В действующих нормативно-правовых актах нет трактовки понятия «экономическая безопасность», поэтому используем определение, данное Сенчаговым В. К. Под экономической безопасностью он понимает такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [3]. Такое определение подчеркивает многогранность и сложность экономической безопасности. Под неблагоприятными процессами понимаются возможные угрозы — явления, способные сразу или в перспективе нанести урон экономической системе государства. Угрозы

отличаются по источнику возникновения, внешние — связанные с внешнеэкономическими причинами, и внутренние — обусловленные внутригосударственными проблемами. Документом, регулирующим вопросы национальной безопасности, в настоящее время является Указ Президента РФ 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», содержащий в себе определение, цели, угрозы и меры обеспечения национальной безопасности. Также подчеркивается необходимость экономического роста для успешного обеспечения как экономической, так и национальной безопасности [4].

Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности, имеет свою многоуровневую структуру, угрозы и способы обеспечения. Уровни можно разделить по масштабам функционирования экономических систем. Самый крупный уровень, обозначим его как макро, — это государство, экономическая система которого и является объектом экономической безопасности этого уровня. Субъектом же выступают институты власти, а также учреждения и организации государственного и частного секторов экономики. Более мелкую ступень — мезоуровень, характеризует региональная экономическая система. И наконец, микроуровень представляет собой отдельные субъекты более крупных ступеней, такие как предприятия и организации. Из такого разделения уровней экономической безопасности видно, что каждую вышестоящую ступень составляют нижестоящие, а следовательно, неуспешное функционирование одних приводит к возникновению угроз экономической безопасности других. В вышеуказанной Стратегии также выделяется важность повышения региональной экономической эффективности как элемента национальной безопасности. Соответственно, региональная экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности и заслуживает отдельного рассмотрения.

Изучая особенности регионального аспекта экономической безопасности, будем считать регионом какой-либо субъект федерации (республика, край, область). Экономическая безопасность территории регионального уровня — это состояние, в котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала

Показатели экономической безопасности в 2012 году

Таблица 1

Показатель Российская Федерация Омская область

ВВП(ВРП) на душу населения, руб. 316626,6 227103,6

Уровень безработицы, % 5,5 6,9

Естественный прирост населения (коэффициент на 1 000 человек) 0,0 1,1

Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек 1608 1538

Численность населения с высшим образованием на 1 000 человек 228 197

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 10,9 11

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП/ВРП 19,7 16,4

Степень износа основных фондов, % 47,7 48,8

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 103,4 103,1

Таблица 2

Динамика валового регионального продукта Омской области

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Валовой региональный продукт всего, млрд рублей 347,7 336,2 382,6 451,4 498,5

региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения [3]. Для достижения такого состояния необходимо проводить постоянную диагностику, направленную на выявление угроз, и своевременно принимать меры по их ликвидации. Для осуществления успешного мониторинга нужно иметь совокупность показателей для контроля за экономической системой конкретного региона. Причем при формировании показателей и их предельных значений, при которых и будет обеспечиваться достаточное благосостояние определенной территории, для каждого региона нужно учитывать, что [5]:

— система показателей должна соответствовать перечню основных угроз экономической безопасности региона;

— данные показатели должны быть совместимы с действующей в стране системой статистики;

— должны учитываться географические и национальные особенности исследуемых территорий;

— система показателей должна быть объективной и допускать простую интерпретацию;

— выбранные показатели должны допускать возможность проведения постоянного мониторинга для прогнозирования появления угроз безопасности региона.

Для оценки эффективности функционирования экономики на региональном уровне, как правило, выделяются следующие блоки: показатели экономического роста, занятость населения, экологическая ситуация, уровень качества жизни, правопорядок, демографическая ситуация, производственный потенциал, научно-технический потенциал [6].

Согласно Указу Президента РФ 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», одной из главных угроз национальной безопасности на региональном уровне является диспропорция уровня развития регионов России. Соответственно, одним из главных направлений обеспечения региональной экономической безопасности определяется

создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации [4].

Проведем анализ экономической безопасности Омской области посредством оценки дифференциации основных социально-экономических показателей региона по отношению к общероссийским. При выборе системы критериев мы основывались на показателях, приведенных в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации [7], и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8].

Система показателей приведена в табл. 1. При оценке использовались данные Федеральной службы государственной статистики за 2012 год [9].

Из приведенных показателей видно, что потенциальную угрозу экономической безопасности Омской области составляет отставание валового регионального продукта.

Значения всех остальных индикаторов близки к общероссийским.

Валовой региональный продукт, характеризующий производство товаров и услуг, является самым важным показателем развития региона [10]. Несмотря на положительную динамику роста ВРП (табл. 2), все-таки имеется значительное отставание от общероссийских значений. Для увеличения темпов роста ВРП необходима разработка и реализация проектов, направленных на усовершенствование экономики, повышение эффективности использования природно-ресурсного и трудового потенциалов, улучшения функционирования социально-экономической отрасли. Для повышения конкурентоспособности Омской области нужно развивать высокотехнологичные сектора экономики: создавать новые и поддерживать уже имеющиеся промышленные узлы, привлекать инвестиции как государственные, так и частные. Увеличению доли инноваци-

онных технологий будет способствовать развитие наукоемких отраслей и привлечение молодых специалистов, имеющих соответствующий уровень подготовки.

На региональном уровне обеспечение национальной безопасности выполняется осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности [1].

Таким образом, достижение национальной безопасности невозможно без поддержания должного уровня ее экономической составляющей. Обеспечение же экономической безопасности государства недостижимо без реализации программ, направленных на предотвращение и ликвидацию угроз региональной экономики. Для успешного обеспечения экономического роста региона в настоящее время необходимы разработка и принятие концептуальных документов, определяющих систему управления региональной экономической безопасностью.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ [от 12.05.2009 № 537 : ред. от 01.07.2014] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Уткин, Э. А. Государственное и региональное управление : учеб. / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов. - М. : ЭКМОС, 2002. - 320 с.

6. Кочергина, Т. Е. Экономическая безопасность / Т. Е. Ко-чергина. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 445 с. — (Высшее образование).

7. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ : [утв. Правительством РФ 30.05.2005] [Электронный ресурс] // Госбук. — Режим доступа : http:// www.gosbook.ru/node/48488 (дата обращения: 15.09.2014).

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ [от 17 ноября 2008 г. № 1662-р : ред. от 08.08.2009] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

9. Россия в цифрах. 2013 : стат. сб. / Росстат. — М., 2013. — 573 с.

10. Омская область в цифрах «2014» : крат. стат. сб. / Омскстат. — Омск, 2014. — 37 с.

Библиографический список

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - 1360 с.

2. Российская Федерация. Законы. О безопасности : федер. закон [от 28.12.2010 г., № 390-ФЗ] // Российская газета. — 2010. — № 295. — 29 декабря.

3. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс : учеб. [Текст] / Под ред. В. К. Сенчагова. — М. : Дело, 2005. — 896 с.

КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело», проректор по внеучебной работе и социальным вопросам.

ШАХОВ Владислав Юрьевич, магистрант гр. ГМУ-514 факультета элитного образования и магистратуры. Адрес для переписки: Vlad55rus@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2014 г. © О. П. Кузнецова, В. Ю. Шахов

Книжная полка

Кузнецова, О. П. Экономика научных исследований : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие/ О. П. Кузнецова, Т. В. Богданчикова, Т. В. Морозова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Содержит ключевые положения экономики научных исследований: специфика науки как отрасли экономики, взаимодействие науки и экономики с субъектами экономической системы; описываются исторические рамки и роль научно-технического прогресса, закономерности развития науки, внутренние факторы процесса научного познания. Вопросы для контроля знаний позволяют оценить степень усвоения материала. Предназначено для студентов специальности 140401 «Техника и физика низких температур» очной формы обучения и дистанционного обучения. Может быть полезно студентам любых специальностей, изучающим дисциплину «Экономика научных исследований».

Недбайлюк, Б. Е. Аудит качества : учеб. для вузов по направлению подгот. «Управление качеством» / Б. Е. Недбайлюк. - М. : КНОРУС, 2014. - 199 c. - ISBN 978-5-406-03141-4.

Изложены основы организации и проведения аудита систем менеджмента качества и (или) экологического менеджмента, рассмотрен метод определения трудозатрат на проведение внутреннего аудита, изложены подходы и принципы его проведения и порядок оформления необходимой документации. Для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 221400 «Управление качеством». Также может быть использован для подготовки и переподготовки менеджеров, специалистов и предпринимателей, в практической деятельности аудиторов качества и экологии, инженеров по качеству и руководителей организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.