Научная статья на тему 'Региональная безопасность в системе национальной безопасности России'

Региональная безопасность в системе национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
967
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / РЕГИОН / REGION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / REGIONAL PRIORITIES / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS FOR SECURITY / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT INDICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казакова Марина Николаевна

В статье рассматриваются проблемы формирования стратегии региональной безопасности России в контексте обеспечения общенациональной безопасности государства. Рассматриваются основные подходы к пониманию феномена региональной безопасности с учетом специфики политико-территориальной организации России. Предлагается структура формирования системы безопасности российских регионов в виде комплекса экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Security in the System of National Security in Russia

Problems in the formation of the strategy for regional security in Russia in the contents of the provision national security of the state are considered in the article. Basic approaches to understanding of the phenomenon of regional security with the account of specificity of the political and territorial structure of Russia are considered. The structure for the formation of the system of Russian regions security in the shape of the complex of economic, ecological, legal, geo-political and other conditions is offered.

Текст научной работы на тему «Региональная безопасность в системе национальной безопасности России»

М. Н. КАЗАКОВА

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ1

Ключевые слова: национальная безопасность, регион, стратегия, региональные приоритеты, угрозы безопасности, показатели социально-экономического развития

Key words: national security, region, strategy, regional priorities, threats for security, social and economic development indices

В Российской Федерации становление теории национальной безопасности отмечено в начале 90-х гг. ХХ в. Впервые фундаментальный подход к последующему пониманию национальной безопасности и наполнению ее конкретным содержанием был изложен в законе «О безопасности» от 5 марта 1995 г. № 2446-I, в котором безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. К ее основным объектам были отнесены личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). С 1993 г. термин «национальная безопасность» употребляется в отечественной печати, а впоследствии в Администрации Президента РФ началась разработка его теории и методологии на основе междисциплинарного подхода3.

Важным этапом в концептуальном осмыслении национальной безопасности стало принятие Концепции внешней политики в редакции 1993, 2000 и 2008 гг., Концепции национальной безопасности в редакции 1997 и 2000 гг. Это свидетельствовало о качественно новом подходе к изучению проблем национальной безопасности, разработке новой сис-

КАЗАКОВА Марина Николаевна, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета, кандидат политических наук.

темологии национальной безопасности с учетом социальных, экономических и политических аспектов.

Анализ вышеобозначенных документов и теоретических источников позволяет утверждать, что с момента формирования в России теории и практики национальной безопасности ее основными приоритетами являлись сохранение территориальной целостности государства, повышение экономического благосостояния населения и конкурентоспособности отечественной продукции, налаживание партнерских и добрососедских отношений с другими странами и региональными структурами. В рамках такой политики термин «региональная безопасность» употребляется применительно к внешним аспектам безопасности, а под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих исторических, экономических и геополитических особенностей. Так, в основополагающих документах, определяющих региональные приоритеты РФ, говорится о Центральной и Восточной Европе, Америке, Ближнем Востоке, Западной Азии, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. Следовательно, определяются и национальные интересы страны применительно к данным регионам.

В то же время региональные аспекты обеспечения безопасности страны имеют и другое измерение — на внутригосударственном уровне. Однако они не получили должного внимания в процессе становления концептуальных основ национальной безопасности. В Концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг., а также действующей Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. нет ни слова о внутригосударственных составляющих региональной безопасности. Основное внимание в новой Стратегии уделено понятию «стратегические национальные приоритеты». Под ними понимаются «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности»4. Однако, как справедливо отмечает И. В. Юрченко, в связи с многосоставным, мультикультурным характером российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень безопасности5. Ведь даже в условиях одного государства

угрозы безопасности личности, социальных групп, населения отдельных территорий могут существенно различаться по своей природе и значимости.

В отечественной теории безопасности существует несколько подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от выбора определения понятия «регион» или масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности6.

Исходя из этого, понятие «регион» может пониматься в трех смыслах. Во-первых, регион может приравниваться к понятию субъекта РФ. Во-вторых, регион может обозначать некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов РФ (например, Сибирь или Дальний Восток). В-третьих, регион может употребляться как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу РФ7. Соотнесение понятий «регион» и «субъект федерации» при анализе ключевых проблем безопасности вполне оправданно, поскольку федерализм рассматривается многими исследователями как фактор формирования системы национальной безопасности России. Однако возможности федерализма пока не нашли должного отражения в теоретических рекомендациях относительно принятия и реализации решений по вопросам безопасности ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Использование потенциала федерализма в процессе оптимизации системы национальной безопасности возможно с учетом нескольких обстоятельств: федерализм позволяет обеспечить единство государства в условиях его территориальной организации на нескольких уровнях; содержит возможность совершенствования системы национальной безопасности во внутриполитической и международной сферах; федеративное устройство государства создает уникальную возможность организовать общественную жизнь так, чтобы в ней единичное (личностное), особенное (региональное) и общее (общегосударственное) свободно сочетались, дополняли и усиливали друг друга, сохраняя и укрепляя многообразную целостность8. В то же время специфические особенности российского федерализма (различия в правовом статусе субъектов федерации, противоречия в системах законодательства федерации и ее субъектов, диспропорции в

экономическом развитии и др.) на данный момент не позволяют в полной мере реализовать его возможности в процессе совершенствования системы национальной безопасности.

Одной из ключевых проблем обеспечения безопасности федерации и ее регионов являются взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации в экономической сфере. Экономическое пространство России характеризуется существенными различиями в социально-экономическом развитии регионов. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее значимыми являются наличие в составе РФ регионов с разной структурой экономики и со своим менталитетом населения и власти (так называемая «региональная идентификация», или «региональное самосознание»); серьезное ослабление регулирующей роли государства, фактическое правовое и экономическое неравенство субъектов РФ и др. Различия в социально-экономическом развитии регионов диктуют необходимость формирования модели управления региональной безопасностью на внутригосударственном уровне, а также условий, позволяющих реагировать на вызовы и угрозы.

Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов России, подтверждаемый рядом исследований независимых российских социологических структур, показывает, что практически в каждом федеральном округе есть неблагополучные субъекты РФ. В наиболее тяжелом положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа9. Так, оценка экономических показателей в Сибирском федеральном округе свидетельствует о существенном отклонении от среднероссийских показателей по уровню ВВП, финансовой обеспеченности региона на душу населения и др. Среди наиболее отсталых в социальном и экономическом положении можно назвать Забайкальский и Алтайский края, республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия10.

В Дальневосточном федеральном округе с точки зрения угроз региональной безопасности обеспокоенность вызывают показатели уровня регистрируемой безработицы, развития отраслей социальной инфраструктуры, финансовой обеспеченности региона на душу населения, особенно в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Амурской области.

В Южном федеральном округе развитие субъектов РФ по социально-экономическим показателям традиционно находится ниже среднероссийского уровня. К группе неблагополучных субъектов округа относятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, а также Чеченская, Карачаево-Черкесская республики и Волгоградская область11. Низкий уровень социально-экономического развития способствует формированию экстремизма и этносепаратизма, что существенно затрудняет усилия федерального центра по стабилизации социально-экономической обстановки.

Для рассмотрения диалектики взаимодействия национальной и региональной безопасности весьма значимо определение стратегически важных территорий в геополитическом аспекте. С учетом нового геополитического положения России особую значимость приобрели так называемые «малые региональные величины»12. Под регионом здесь понимается пространство, объединенное общими экономическими, культурными, ментальными особенностями и политико-административными границами. С позиций этого подхода предлагается районирование по доминантным проблемам развития. Так, с точки зрения геополитической безопасности выделяются приграничные типы регионов, являющиеся стратегическими: Калининградская, Мурманская, Сахалинская, Амурская, Камчатская области и Приморский край. Кроме того, появились новые приграничные: Псковская область, Алтайский край13.

Все пограничные субъекты РФ имеют весьма важное значение в системе безопасности. Каждый из них является своеобразным звеном геополитической, социально-экономической, ресурсной и культурной достаточности государства. Они занимают основное место в системе межгосударственных и межрегиональных политических, военных, пограничных, экономических, торговых, культурных и других связей. В приграничных регионах общие угрозы безопасности своеобразно локализуются и приобретают свою специфику. Велика роль приграничных регионов и в защите стратегически важных объектов национальной безопасности. Таким образом, в приграничных регионах находит отражение весь комплекс внутренних и внешних угроз национальным интересам России.

Анализ состояния приграничных регионов РФ свидетельствует о том, что в новой геополитической, социально-эко-

номической ситуации большинство из них до настоящего времени не смогло реализовать благоприятные уникальные возможности для своего развития. Проблемы российских пограничных территорий сложны и требуют глубокого осмысления, всесторонней проработки как на федеральном, так и региональном уровне. С учетом своего потенциала и увеличивающейся роли в различных сферах жизни российского государства, ограниченной возможности федерального центра в осуществлении адресной помощи всем субъектам РФ пограничные территории должны, на наш взгляд, получить приоритетное развитие. Как представляется, такой подход к развитию приграничных субъектов позволит ликвидировать диспропорцию в промышленных потенциалах российского и сопредельного приграничья.

Таким образом, на основе совмещения основных подходов к пониманию региональной безопасности как важнейшей составляющей системы обеспечения национальной безопасности России структура формирования системы безопасности регионов может быть представлена в виде комплекса экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий, конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны, создание внутренней и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий, условия для устойчивого воспроизводства общественных процессов. Необходимыми мероприятиями в процессе формирования общей стратегии регионального развития являются ранжирование регионов по степени негативного влияния ситуаций, сложившихся в регионах, на национальную безопасность России, а также определение кризисных регионов.

Институциональная система российских регионов содержит все необходимые политико-правовые условия для управления региональной безопасностью. Несмотря на различия в темпах реформирования экономики и социальной жизни российских регионов, функционирует система рыночных и демократических институтов, восстановлено единое политико-правовое пространство. Вместе с тем в процессе определения приоритетов региональной безопасности необходимо учитывать реальное состояние экономики региона и социальной инфраструктуры, уровень легитимности соци-

альных и экономических практик населения, эффективность институтов региональной власти.

В целом можно констатировать, что становление системы национальной безопасности России на современном этапе происходит в условиях стабильного развития российской государственности, относительно ровных отношений федерального центра и субъектов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Проект 14.740.11.0239 «Динамика центрально-периферийной конфигурации современной России и политические механизмы оптимизации территориального управления».

2 См.: Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I // Рос. газ. 1992. 9 марта.

3 См.: Кортунов С.В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007. С. 6.

4 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г.). URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml (дата обращения: 16.04.2011).

5 См.: Юрченко И.В. Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ставрополь, 2009. С. 5.

6 См.: Кирьянов А.Ю. Региональная безопасность в системе национальной безопасности // Рос. судья. 2005. № 9. С. 2.

7 Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. утвержден следующий перечень федеральных округов: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО.

8 См.: Королева Ю.М. Российский федерализм как фактор формирования системы национальной безопасности страны // Власть. 2010. № 3. С. 54—55.

9 См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. 2007. № 4. С. 46.

10 См.: Рейтинг субъектов РФ Сибирского федерального округа по основным показателям социально-экономического развития за 2010 год. URL: http: / /www.r-19.ru/mainpage/authority/21/ekonomi-inistry/rejting_sfo_2010. html (дата обращения: 20.04.2011).

11 См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения ... С. 46—47.

12 См.: Бейдина Т.Е. Возможности геополитики в изучении малых региональных величин // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Философия и социология. 2000. № 1. С. 67—68.

13 Там же.

Поступила 26.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.