Научная статья на тему 'Регион-государство: тенденции и реальность'

Регион-государство: тенденции и реальность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1982
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН-ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН-ЭКОНОМИКА / КОРПОРАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ / REGION-STATE / REGION-ECONOMY / CORPORATION-STATE / REGIONS / REGIONAL BLOCKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харин Алексей Николаевич

В статье на основании анализа научной литературы рассматривается такой нарождающийся феномен постмодерна, как регион-государство, а также его типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Region-state as a phenomenon of postmodern and its types are considered in the article on the basis of analysis of scientific literature.

Текст научной работы на тему «Регион-государство: тенденции и реальность»

#

Миропорядок

Алексей ХАРИН

РЕГИОН-ГОСУДАРСТВО: ТЕНДЕНЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье на основании анализа научной литературы рассматривается такой нарождающийся феномен постмодерна, как регион-государство, определяютсяе его типы.

Region-state as a phenomenon of postmodern and its types are considered in the article on the basis of the analysis of scientific literature.

Ключевые слова:

регион-государство, регион-экономика, корпорация-государство, регионы, региональные блоки; region-state, region-economy, corporation-state, regions, regional blocks.

ХАРИН

Алексей Николаевич — к.и.н., доцент кафедры

гуманитарных наук Кировского филиала РАНХиГС LHаrin@yаndex. ги

Процессы глобализации, протекающие в современном мире, ведут не только к интеграции мирового пространства, но и к его регионализации, к объединению нескольких стран по ряду признаков. В результате возникают крупные регионы, а также «большие экономические пространства с числом потреби -телей не менее 400—500 млн. человек1. К таковым пространствам можно отнести нарождающиеся цивилизации, империи... С другой стороны, на мировую арену выходят регионы, являющиеся частью отдельных государств. Данные обстоятельства побуждают иссле -дователей говорить о новом регионализме или даже о появлении такого актора глобальной политики, как регион - государство»2.

Нужно сказать, что нарождающийся феномен, в отличие от других, является нечетким. Он даже имеет несколько определений: «регион -экономика», «регион - государство». Нам по ряду причин ближе тер -мин «регион - государство», что далее будет рассмотрено подробнее. Численность населения в таких государствах, по мнению некоторых ученых, не должна составлять более 20 млн чел.3 Но, на наш взгляд, она может быть и больше. Регион -государство может представлять собой конфедерацию либо иметь гораздо более сложную структуру.

Один из разработчиков теории региона - экономики (который в политическом плане конституирует регион - государство) К. Омаэ определял регион экономику как естественную деловую единицу глобальной информационной экономики. Не имеет значения, что представляет собой регион экономика: находится ли она внутри отдельного государства или представляет комбинацию регионов нескольких государств. Главное, что определяет данный фено -мен, это «наличие таких размеров и масштаба, которые позволяют выполнять функции истинных и естественных деловых единиц гло -бальной экономики»4. Регион - государство решает региональные проблемы путем использования глобальных ресурсов и связано с другими регионами - государствами в большей степени, чем со своей страной. Функционирование данного объединения определяется сугубо экономическими императивами5.

1 Ивашов Л. Г. Геополитический взгляд на XXI век // Геополитика и безопасность, 2010, № 1, с. 10.

2 См. Китинг М. Новый регионализм как возможность // Россия в глобальной политике, 2008, № 4; Пономарева Е.Г. Государство в условиях глобализации // Свободная мысль, 2009, № 10; Юдина И.Н. Трансформация роли государств и регионов в эру глобализации // http://hist.asu.ru/aes/iud_st_ru.htm

3 Цит. по: Пономарева Е.Г. Указ. соч., с. 73.

4 Там же.

5 Там же.

В концепции М. Китинга регион -государство — не только экономическое явление. Регионы, по его мнению, могут быть как экономическими, так и полити ческими и культурными пространствами либо пространствами социальной соли дарности. В одних случаях центром актив -ности может быть весь регион, в других — только крупный город или город-регион. Также регионы могут существовать внутри отдельных государств1.

А.И. Фурсов вслед за К. Омаэ вводит понятие «регион - экономика», которое характеризуется сугубо экономическими, а не политическими либо социальными факторами и императивами2. А.И. Фурсов не отрицает, что регион экономика явля ется порождением процессов глобализа -ции. Однако данное понятие он отождест -вляет с понятием «рынок государство», а также и с категорией «корпорация -государство». Для него это вещи почти тождественные.

Постараемся, отталкиваясь от этих раз -мышлений, дать определение региона государства. На наш взгляд, этот тер мин можно понимать в двух смыслах. Во первых, это объединение нескольких государств или регионов, прежде всего, в экономических целях, активно выступаю щее в качестве самостоятельного субъекта на международной арене и преследующее, прежде всего, экономические интересы. Во вторых, под регионом государством можно понимать отдельный регион страны, становящийся в силу внешнеэко номической деятельности все более само достаточным.

Как правило, это временное образова ние, которое может потом модифициро ваться в нечто иное (например, в цивили зацию) либо прекратить свое существова ние в результате удовлетворения экономи ческих интересов.

Почему мы останавливаемся именно на термине «регион - государство»? На наш взгляд, данный феномен, активно зани маясь экономической деятельностью, перенимает часть функций государства, в какой то степени являясь частичной заменой его в международных (преимуще ственно экономических) отношениях.

1 См.: Китинг М. Указ. соч., с. 145.

2 Фурсов А. И. Корпорация государство. Доклад

на заседании клуба «Красная площадь» // http:// www.intelros.org/club/fursov_doklad.htm

К регионам государствам могут отно ситься:

— страны, деятельность которых ведет к появлению крупного экономического пространства, постепенно превращающе гося в значимый субъект международных экономических отношений;

— отдельные регионы страны, ведущие активную внешнеэкономическую де ятельность и также становящиеся замет ными игроками на мировой арене.

На наш взгляд, необходимо различать такие феномены, как регион - государство и корпорация - государство. Корпорация -государство может выступить в роли одной из предпосылок формирования региона государства, но оно подчиняет себе власть в отдельной стране, в то время как регион -государство — это объединение суверен -ных государств (или некоторых их регио -нов) по экономическим интересам.

Отличаются регионы государства и от империй с цивилизациями, хотя у них есть общие черты. Так, регионы - государства могут стать предпосылками формирова ния как новых империй, так и цивилиза ций. Регионы государства, как и цивили зации, вполне вероятно, могут существо -вать в форме конфедераций. Вместе с тем, если регион государство строится глав ным образом на экономической основе, то два других феномена объединяются вокруг какой -либо идеи — политической, религиозной. Но, повторимся, вполне возможен переход одного образования в другое. Экономического интереса, как правило, бывает недостаточно, и субъекты начинают искать еще что то, сближающее их. Это и станет, на наш взгляд, главным фактором эволюции тех же регионов экономик в империи и цивилизации.

Причины его формирования могут быть разными. Во первых, данный феномен могут образовать несколько корпораций государств, т.е. таких организаций, кото -рые сочетают в себе черты корпорации и государственной власти3. Во вторых, гео графическая структура мира и существую щие экономические связи также ведут к становлению регионов государств.

Имеют место и иные факторы. М. Спиндлер пишет о том, что мир по степенно разделяется на несколько региональных экономик — ЕС, НАФТА,

3 Подробнее об этом см.: Харин А.Н. Корпорация государство как альтернатива совре менному государству // Власть, 2012, № 9.

МЕРКОСУР и АТЭС1. Сюда еще можно добавить и африканские региональные объединения (например, Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки). Евросоюз может стать клас -сическим вариантом складывающегося региона - государства. Другой пример — это Североамериканская зона свободной тор говли (НАФТА). В определенной степени к ним можно отнести и Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР). Дальнейшее развитие Шанхайской орга -низации сотрудничества (ШОС) в будущем может также поставить на повестку дня вопрос о подобном формировании.

Можно предположить, что и группа БРИКС постепенно превратится в регион государство. С одной стороны, входящие в группу страны разбросаны по континентам, но цели и задачи у них по многим вопросам совпадают, поэтому не исключено, что мы увидим возникно вение такого глобального феномена. Тем более что имели место и другие подоб ные попытки: идеи создания супер-НАФТА (Северная Америка и Европа), а также проект расширения НАФТА на юг, в Латинскую Америку. В обоих случаях также возможно вести речь о круп ных регионах- государствах. Притом дан -ные образования скорее всего не смогут эволюционировать в цивилизацию, по скольку ценностные ориентации их чле нов (особенно это относится к БРИКС) существенно различаются.

Однако возникают не только крупные региональные образования. Можно согла ситься с позицией, согласно которой реа лии современного глобализирующегося мира таковы, что мощь государства нации подрывается, с одной стороны, силами сверху на транснациональном уровне, а с другой — силами снизу, тенденциями к регионализации и дроблению государств2. Политически государства остаются суве -ренными, а экономически их мощь может изменяться под воздействием сил гло -бализации3. О. Тоффлер еще несколько десятилетий назад предрекал, что в буду щем в ООН разгорится борьба по вопросу о том, «останется ли эта организация “профсоюзом государств -наций” или в

1 Spindler M. New Regionalism and the Construction of Global Order // http://wrap.warwick.ac.uk/2025/

2 Тоффлер Э. Третья волна. - М. : АСТ, 2002, с. 500.

3 См.: Юдина И.Н. Указ. соч.

ней будут представлены другие единицы — региональные, возможно религиозные, и даже корпорации»4. Пока этого не наблю дается, однако можно констатировать, что существует опасность того, что форми рующиеся регионы могут разорвать государство.

Таким образом, регионы государства могут образоваться внутри одной страны, а затем, при неумелой политике центра, выйти из состава государства. Проблемы сепаратизма мы сейчас можем наблюдать в Италии, Испании, Бразилии. Они свя -заны, помимо прочего, и с формирова нием в них регионов - государств.

В целом, на основании указанного выше можно условно выделить несколько групп возможных регионов государств. Во - первых, микрорегионы-государства — как правило, это отдельные области вну три той или иной страны, являющиеся также заметными игроками и на между народной арене. Процессы глобализации содействуют активности отдельных регио -нов государств на международной арене. По замечанию О.В. Плотниковой, «реги -оны, обладая разнообразными ресурсами, сумели замкнуть на себя важнейшие эко номические потоки»5.

Большую роль начинают играть такие регионы, как Каталония в Испании, Север и Юг Италии, Сан - Паулу в Бразилии, Гонконг в Китае. В какой то степени, воз можно, Бавария в ФРГ. П. Ханна в связи с этим указывает на активизацию деятель ности части провинций Китая и Индии, имеющих даже свои представительства за рубежом. Калифорния, по его словам, «эффективно осуществляет собственную политику в сфере иммиграции, климата и энергетики»6. Можно также отметить, что Южная Калифорния является центром континентальных полицентричных регио -нальных сетей, объединяющим различные этнические и социально экономические сообщества7.

Другой пример — Большой Франкфурт (Франкфурт на Майне и Рейн Майнская

4 Тоффлер Э. Указ. соч., с. 524.

5 Плотникова О.В. Региональное измерение в современном мироустройстве (на примере унитарных государств) // Власть, 2012, № 9, с. 72.

6 Ханна П. Новое средневековье. Как спосо бы управления миром отстают от реальности // Россия в глобальной политике, 2012, № 2, с. 52.

7 Глобальная геополитика / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, И.Ф. Кефели. — М. : Московский университет, 2010, с. 130.

область). Это своеобразные глобальные финансовые ворота Германии1. Наверное, сюда же можно отнести и Ранштадт (название, образованное от имен горо -дов Амстердам, Роттердам, Гаага, Утрехт). Кроме того, подобным примером является Милано - Венецианский коридор на севере Италии. Сюда же добавим регион Камсай в Японии (города Осака и Кобе/Киото), обеспечивающий «эффект участия в гло -бальном развитии для Японии»2.

Сотрудничество регионов на субна-циональном уровне является настолько необходимым и важным для социально экономического развития регионов, что «даже унитарные государства вынуждены признавать право своих территориальных сообществ на осуществление международ -ных связей»3. Регионы таких стран, как Швеция, Финляндия, Нидерланды, рас -полагают большой самостоятельностью по осуществлению международных связей «и более значительными возможностями влиять на формирование и осуществле ние внешней политики государства»4. О.В. Плотникова указывает на то, что в унитарных государствах вся международ ная деятельность регионов строго регла -ментирована и осуществляется под руко водством центральных органов власти5. Добавим еще, что вполне возможна и реак -ция государств на излишнюю самостоя тельность каких-либо регионов. Так стоит ли в таком случае тогда говорить о форми -ровании микрорегионов - государств?

На наш взгляд, да. Тенденция все равно имеет место. К примеру, та же Каталония, участвуя в международных делах, стре -мится к еще большей самостоятельно -сти. Существует сепаратизм и в Северной Италии.

Во- вторых, это мезорегионы-госу-дарства, которыми могут стать объеди -нения нескольких регионов отдельных стран. Тем более что ряд регионов в силу своего пограничного положения и хорошо развитой инфраструктуры становятся точ ками соприкосновения разных политий6.

Е.Г. Пономарева приводит такие при -меры, как Северная Италия и Баден -

1 Там же.

2 Там же.

3 Плотникова О.В. Указ. соч., с. 72.

4 Там же, с. 75.

5 Там же.

6 Там же, с. 72.

Вюртемберг в ФРГ; объединение Пинанг (остров и штат в Малайзии) — Медан (административный центр провинции Северная Суматра в Индонезии) — Пхукет (остров, расположенный на юго западе Таиланда).

В- третьих, это макрорегионы-государства. Их и следует в первую очередь понимать как регионы государства. Наиболее классический пример — это Евросоюз, но сюда же можно добавить АСЕАН, МЕРКОСУР, в какой -то степени даже ШОС.

В-четвертых, возможно создание мегарегионов-государств. О них пока речи не может быть, но определенные тенден ции имеются. Здесь можно назвать такие примеры, как супер НАФТА и БРИКС. Возможны и иные варианты данных обра -зований.

Если проблема формирования регионов государств в современном мире начинает постепенно освещаться в науч ной литературе, то почти нет работ, посвя щенных возможной эволюции России в регион - государство. И это при том, что, говоря о цивилизациях, империях или корпорации государстве, исследователи примеривают подобные варианты и для России. На наш взгляд, такой сценарий возможен. Во первых, это участие в таких международных объединениях, как ШОС и БРИКС, в случае их эволюции в сторону региона- государства. Во - вторых, регион -государство могло бы появиться на базе Содружества Независимых Государств. Несмотря на проблемы во взаимоот ношениях, сохраняется возможность российско белорусской интеграции. Существует Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Много возмож ностей появляется в связи с созданием Белоруссией, Казахстаном и Россией Таможенного союза.

В -третьих, в России существует 8 феде -ральных округов, выступающих также экономическими макрорегионами. В случае неумелой политики правительства отдельные из них вполне могут вовле каться в другие экономические объедине ния либо выступать в качестве самостоя тельных регионов экономик. К примеру, Дальневосточный федеральный округ может постепенно втягиваться в создан ную на севере Китая свободную эконо мическую зону. Северо - Запад России — во взаимодействие с Евросоюзом, тем

более что отдельные районы Финляндии и Карелии близки к созданию местного региона экономики по типу существую щей в Эльзасе и Лотарингии. Повторимся, такая опасность есть при определенном стечении обстоятельств. Так, И.Ф. Кефели выделяет два возможных сценария эконо мического развития России:

1) втягивание Западной и Восточной России в орбиты влияния двух соперни чающих мировых группировок и превра щение центра страны в мировую эконо мическую периферию либо в зону борьбы за экономический передел мира;

2) объединение Россией АТР и Евроатлантики через свою территорию.

Второй сценарий, полагает И.Ф. Ке -фели, наиболее приемлем для России. Но что требуется от руководства страны в экономическом плане для предотвраще ния расползания России на ряд регионов государств? По мнению исследователя, необходимы следующие шаги:

• модернизация Транссиба и заверше -ние автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа;

• сооружение второго транспорт ного железнодорожного пути — Северо -Сибирской магистрали от БАМа;

• возрождение Северного морского пути как наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющими Европу, Восточную Азию и Северную Америку;

• проведение тоннеля через Берингов пролив для формирования полимаги страли Северная Америка — Азия;

• организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс;

• создание трансконтинентальных ком -муникационных систем1.

Разумеется, здесь возникает и проблема развития отдельных регионов страны. В связи с этим В.Л. Иноземцев предлагает несколько сценариев развития Сибири

1 Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. — СПб., Северная звезда, 2004, с. 66-67.

для превращения ее в более активную в экономическом плане часть страны. Во первых, это открытие новых место рождений с последующей консервацией для будущих поколений, во вторых, при влечение новых инвестиций, в т.ч. и из -за рубежа, при сохранении контроля над ресурсами. Это могло бы постепенно при вести к превращению Сибири в центр высокотехнологичной промышленности и инноваций2.

Также возможно проведение грамот ной политики и по отношению к дру гим регионам России, что позволило бы сохранить ее единство, экономическую целостность и предотвратить диспропор ции в социально экономическом разви тии. Вместе с тем указанные 8 федераль ных округов вполне могут сыграть роль в формировании вокруг России крупного макрорегиона.

Подведем итоги. Во- первых, термин «регион государство» является более дифференцированным чем, к примеру, современные цивилизации или империи. Наверное, в будущем придется говорить о нескольких феноменах, которые мы здесь описали в одной группе. Возможно, регион государство будет иметь пере ходное значение и постепенно эволю ционировать в политический феномен цивилизации, за исключением гораздо больших регионов государств. В третьих, данный вариант пока прослеживается слабее, нежели формирование империй, корпораций государств или цивилиза ций. В четвертых, на наш взгляд, можно поставить проблему правомерности при ложения данного термина к имеющимся экономическим образованиям, а также его выделения в отдельный вид типоло гии государств постсовременного типа: корпорации государства, регионы государства, империи, цивилизации.

2 Иноземцев В.Л. Поруганная часть России. Сибири нужна не госкорпорация, а деколо низация // http://www.mk.ru/politics/article/ 2012/05/01/699081-рог^аппауа- chast-rossii.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.