Научная статья на тему 'Реформы Петра i и первый Академический университет'

Реформы Петра i и первый Академический университет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5705
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы Петра i и первый Академический университет»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СЕ СЮЭФЭН, профессор Уханьскийуниверситет физкультуры и спорта Китая ЧЖАНЮЙЭ, доцент Педагогический университет Центрального Китая

Петр Алексеевич Романов, четвертый

царь из династии Романовых, был на российском престоле около 30 лет (16961725). За время своего правления Петр ценою огромных усилий проводил впечатляющие реформы, охватившие почти все сферы жизни России: военную, политическую, экономическую, куль-турно-просвети-тельскую, церковную и т.д., которые стимулировали в дальнейшем быстрый рост российской экономики на капиталистической основе.

Незаурядный талант царя Петра проявлялся и в государственной, и в экономической сферах: отсталая феодальная страна, не имевшая в Европе никакого веса, за годы его правления превратилась в одну из могущественнейших европейских держав. За заслуги перед Отечеством в конце своего правления он был назван Великим царем Петром I [1. С. 307-309].

Создание основ высшего профессионального образования

В конце XVII - начале XVIII вв. России пришлось участвовать в многочисленных военных конфликтах, итоги которых обнаружили значительную отсталость страны в экономической и военной областях. Возникла острая необходимость в подготовке профессиональных кадров для всех сфер государственной жизни. Петр начал с орга-

Реформы Петра I и первый

академический университет

низации профессиональных школ, где изучались бы военные и технические науки.

10 января 1701 года Петр I издал указ о создании Артиллерийской школы, а 14 января - Школы математических и навигац-ких наук. Помимо этого были основаны техническое училище, медицинское училище и ряд других учебных заведений профессиональной направленности [2].

Значение активно проводимых реформ не ограничивалось профессиональным образованием, а их влияние не ограничивалось только Россией. Профессиональные школы или училища по сути были предтечей системы высшего образования в России. Например, Школа математических и навигацких наук (в различных документах она именуется также «Навигацкой школой» и реже - «Штюрманской школой») была не просто школой в современном понимании этого слова. Так, в младших классах здесь преподавались грамматика и арифметика, в средних - геометрия, плоская и сферическая тригонометрия и, наконец, в высших классах - астрономия, математическая география, геодезия, навигация и т.д. Полный курс обучения - от младших до «верхних классов» - составлял более десяти лет. Уже во время обучения ученики привлекались к практической работе в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Наиболее способные выпускники старших курсов направлялись на стажировку за границу, по окончании которой сдавали специальные экзамены и устраивались на государственную службу. Иногда Петр лично экзаменовал выпускников [3].

Школа математических и навигацких наук подготовила около 1000 специалистов для флота, строителей, инженеров, учителей и специалистов в других областях. По характеру и количеству преподаваемых дисциплин, по строгой организации учебного процесса и по тому значению, которое имели выпускники этой школы для России, а также учитывая личное участие царя в работе школы, можно сказать, что данная школа явилась одним из первых высших учебных заведений России.

После переезда высших классов Школы математических и навигацких наук из Москвы в Петербург в 1715 г. она была переименована в Морскую академию («Академию морской гвардии»). Младшие классы оставались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии [4].

Очевидно, что профессиональные школы, созданные Петром I, не только подняли на высокий уровень отношение к высшему образованию, но и стояли у истоков системы высшего профессионального образования в России [5, с.188].

Кроме того, петровские реформы имеют и общемировое значение. В передовых европейских странах история создания про-фессионального образования была несколько короче, чем в России. Хотя Англия одной из первых осуществила промышленную революцию, система профессионального технического образования возникла в ней намного позже середины XVIII века. Во Франции первые профессиональные училища были созданы после буржуазной революции 1794 года. Типичным было Училище естественных и технических наук в Париже, во многом похожее на Школу математических и навигацких наук, государственную, с бесплатным обучением. Здесь также не преподавались богословские дисциплины. Парижское училище появилось почти на век позже московской Школы математических и навигацких наук.

Первой в Западной Европе система профессионального образования появилась в Германии, однако это произошло на 10 лет

позже, чем в России [5, с. 187]. В 1708 г. заместитель председателя Харлеского училища в Германии Шимллер пытался открыть профессиональное училище для взрослых, где бы изучались математика, механика и ремёсла. Но этот проект просуществовал недолго: учащихся было всего 10 человек.

План создания Российской академии наук и идея сочетания обучения с научным исследованием

Первые 20 лет XVIII века в России ознаменовались небывалым развитием наук, что было востребовано общественным и социальным развитием страны на новом этапе ее истории. Большие успехи были достигнуты в естественных и математических науках, географии, земных и астрономических измерениях, черчении, навигации, исследовании недр, биологии и агрономии, механике.

Назрела насущная необходимость в создании научного учреждения, в котором можно было бы объединить разрозненные исследования и создать благоприятные условия для проведения научных работ, -Академии наук.

Еще в 1697 г. на необходимость подобного учреждения указывал немецкий философ Готфрид Лейбниц, с которым Петр лично познакомился в 1711 г. в Торгау. Лейбниц оставил несколько записок о том, «как надо вести науки в России» [6, с. 250].

В 1712 г. в своем письме Петру I он отметил как особый знак судьбы то, что наука, развивающаяся во всём мире, «дошла и до скифов» и что «царь является свыше избранным для этого орудием». При этом, на его взгляд, царь Петр находится в та-

ком положении, что может взять лучшее, с одной стороны - из Китая, с другой - из Европы. Науками в России заниматься стали недавно, поэтому вполне возможно избежать сделанных другими ошибок: «известно, что вновь построить здание можно лучше, чем сотни лет чинить и улучшать старое» [6, с. 244].

В 1718 г. Петр беседовал со многими российскими и иностранными деятелями о создании в России академии наук. Однако долгое время не могли определить функции будущей академии: будет ли академия научно-исследовательским или образовательным учреждением. Наконец, в 1724 г. Петр принял к решение, что создаваемая академия будет выполнять обе функции - и научно-исследовательскую, и просветительскую [7, с. 309]. В январе того же года им были подписаны составленный ранее план создания академии и ее устав [5, с. 188-189]. Российская Академия наук значительно отличалась от европейских академий.

Во-первых, она была создана как научно-исследовательское учреждение, но при Академии были организованы также университет (в 1726 г.) и средняя школа, все вместе составляющие единое целое. Такая структура академии не требовала больших финансовых затрат и имела значительные преимущества в сравнении с раздельной организацией трех разных учреждений [7, с. 310]. План работы академии требовал от ее членов не только быть в курсе последних достижений по своей научной специальности, но и готовить задания для студентов, а также читать лекции в университете при Академии (в 1726 г. занятия вели 17 профессоров, приглашённых из Германии) [8].

Во-вторых, в университете при Академии было создано 3 отделения (факультета), как и во всех университетах Европы, что подчёркивало строгое соответствие европейским научным и образовательным стандартам.

Историки просвещения полагают, что идея академической свободы и единства исследования и преподавания, выдвинутая

и активно проводимая в жизнь Вильгельмом фон Гумбольдтом в основанном при его участии в 1808 г. Берлинском университете, имеет исключительное значение в истории высшего образования. Однако, если внимательно рассмотреть план Петра I о создании Академии наук, то можно обнаружить удивительные совпадения с идеями Гумбольдта, хотя и в несколько ином варианте. Петр указывал на две основные функции академии - исследование и преподавание, т.е. академик должен был совмещать научную работу с преподаванием. Внимание Гумбольдта было сосредоточено на университете, поэтому для него приоритетным было преподавание в университете, которое сочеталось с научными исследованиями.

Некоторые исследователи считают, что три основных правила организации университета: самоуправление, единство обучения с научно-исследовательской работой и система свободного обучения - в определенной мере являются обобщением опыта Гёттингенского университета [9, с. 135]. Ректор этого университета профессор истории Роберт Кемп в 1984 г. дал следующую оценку своему университету: «Можно сказать, это первый современный университет, где можно широко и свободно заниматься научной работой и обучением» [9, с. 2]. Однако идея создания Гёттинген-ского университета была выдвинута в 1732 г., первые занятия начались в 1734 г., а торжественное открытие университета состоялось в 1737 году. Очевидно,что план Петра I по организации и созданию Академии наук и университета при ней был осуществлен раньше создания Гёттингенско-го университета. Берлинский же университет Фридриха Вильгельма (ныне Университет им. Гумбольдта) был основан уже в начале следующего столетия.

Следовательно, можно определенно утверждать, что царь Петр первым в мире выдвинул идею «сочетания обучения с научным исследованием».

Гумбольдт или Петр I?

Из вышеизложенного ясно, что Вильгельм фон Гумольдт не был инициатором идеи сочетания обучения с научным исследованием, инициатива возникла в стенах Гёттингенского университета, который и окончил Гумбольдт. Из полученных нами данных и материалов также видно, что идеи Петра I о сочетании обучения с научным исследованием в Академии и университете, а также идеи о единстве научных учреждений, университетов и средних школ были выдвинуты и воплощены впервые в истории.

В чём причина того, что все монографии по истории высшего образования считают Гумбольдта первым, кто выдвинул и воплотил в жизнь эту идею? Является ли это исторической ошибкой или существуют другие причины? Почему идея сочетания обучения с исследовательской работой, претворенная в жизнь в Российской Академии наук и университетах, не оставила никакого следа во всемирной истории высшего образования?

Мы считаем, что причина - в исторической ошибке.

Во-первых, это зависело от обстановки в России тех времен. Хорошо разработанные модель и план организации Академии наук и университета существовали с первых дней принятия Петром решения об их создании. Разработанная под влиянием Лейбница модель оптимально соответствовала государственно-политическому устройству России начала XVIII века. Ситуация для развития системы высшего образования в стране также была весьма благоприятной. Однако Петр скончался за несколько месяцев до открытия Академии. Впоследствии частые изменения верховной власти в династии Романовых не способствовали активному

расширению системы высшего образования. Значение университета при Академии наук в Петербурге постепенно снижалось [1, с. 352]. При Екатерине II под руководством известного ученого и педагога М.В. Ломоносова в 1755 г. был создан первый независимый светский университет в России -Московский университет. После этого в течение полувека создавались отдельные институты, и только в начале XIX века были созданы знаменитые университеты - Казанский и Санкт-Петербургский, ряд других университетов. Все они создавались по образцу Московского, который во многом соответствовал модели германских университетов. И мало кто помнил о замысле Петра I об университете при Академии наук. Между тем советские и современные российские ученые не поддерживают мнение, что первенство идеи «единства обучения с научным исследованием» принадлежит Гумбольдту и германским университетам. М.В. Ломоносов как академик Российской Академии наук и профессор при академическом университете, обладая большим педагогическим и исследовательским опытом, никогда не сомневался в приоритетном значении для практики сочетания научных исследований с образовательной деятельностью.

Во-вторых, объективная изоляция России во внешнем мире ограничивала возможности других стран ознакомиться с её идеями о системе образования. Длительное существование крепостного строя тормозило экономическое и культурное развитие страны. Экономика, культура и просвещение в России XVIII - первой половины XIX вв. не могли сравниться с западноевропейскими. Мало кто приезжал учиться из Западной Европы в Россию, тогда как из России на учебу в Европу отправлялось довольно много студентов.

В-третьих, идея Гумбольдта не предлагалась им в качестве образца для Гёттинген-ского университета, а скорее являлась обобщением уже существовавшей там практики. По инициативе первого ректора этого

университета в нем поддерживалась свобода в обучении и научных исследованиях, что в дальнейшем стало традицией. Сам же Гумбольдт обучался на юридическом факультете университета Гёттингена. Здесь же оформились его замыслы о создании Берлинского университета.

Гумбольдт не просто воспринял традиции Гёттингенского университета, но переосмыслил и усовершенствовал их. Он считал, что в основе единства научного исследования и преподавания должны лежать научные исследования. У профессоров Гумбольдт выше всего ценил высокие результаты их научных исследований и педагогический талант, т.к. выдающийся ученый, по его мнению, обязательно должен быть и выдающимся преподавателем. Способностей к научным исследованиям он требовал не только от профессоров, но и от студентов. Мнение о Гумбольдте как инициаторе идеи сочетания научного исследования и обучения распространилось и потому, что он, находясь на должности «начальника секции по культуре, общественному преподаванию и медицинским учреждениям» в чине тайного государственного советника, активно внедрял свои идеи в Берлинском университете, основанном в 1808 г., примеру которого затем последовали многие университеты Германии, стран Европы и Америки [10].

Преимущества сочетания теории и практики и большое влияние идей В. фон Гумбольдта в научном мире способствовали укреплению мнения о том, что инициатором самой идеи является Гумбольдт. Мы считаем эту точку зрения отчасти верной, хотя и дискуссионной.

Можно сделать вывод, что хронологически первая система высшего профессио-

нального образования возникла в России по инициативе Петра I, в ходе проводимых им реформ.

Опираясь на университетские традиции, Гумбольдт, как великий педагог, развил на практике принцип «сочетания обучения с научным исследованием», оказав тем самым огромное влияние на развитие современной системы высшего образования. Однако основоположником этих принципов являлся Петр I. Именно проведенная им реформа системы образования и концепция Академии наук и университета как единой интегрированной системы положили начало развитию высшего образования и науки в России. Они актуальны и сегодня.

Литература

1. Хмуров А.М. Москвоведение. - М., 1997.

2. Зезина М.Р. История русской культуры. -

М., 1990. - С. 130.

3. Змеев В. Высшая школа России: XVIII век /

/ Высшее образование в России. - 2002. №3. - С. 134-135.

4. Панкратов А.М. История СССР. Часть 2. -

М., 1953. - С. 36.

5. КонстантиновН.А. История педагогики.-

М., 1959. С. 187-189.

6. Брикнер А.Г. Иллюстрированная история

Петра Великого. Т. 2. - СПб., 1903.

7. Реформа Петра I (Часть 2) / Пер. с русск.

на китайск. Ван Чжуна. - Пекин, 1997.

8. Якушев А., Гавва В., Гюяушанян Э. Иност-

ранные профессора в университетах России // Высшее образование в России. -2004. - №2. - С. 159.

9. Дэй Вэньтянь. Гёттингенский университет.

- Пекин, 1986.

10. Шнедеяьбах Герберт. Университет Гумбольдта // Логос. - 2002. - № 4-5. -С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.