Научная статья на тему 'Реформы и реформаторы в России: уроки истории'

Реформы и реформаторы в России: уроки истории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3218
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы и реформаторы в России: уроки истории»

РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ В РОССИИ:

УРОКИ ИСТОРИИ

(По итогам межкафедрального "круглого стола")*

B Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание межкафедрального "круглого стола" кафедр гуманитарных наук Академии

по проблеме реформаторства в России от XVI века до наших дней. В работе "круглого стола" приняли также участие ученые, представляющие высшие учебные заведения и научные учреждения Москвы.

Во вступительном слове проректор Финансовой академии по учебной работе М.А. Эскиндаров подчеркнул особую важность и актуальность проблем, намеченных для обсуждения на "круглом столе", на современном этапе, когда в России практически осуществляются реформы финансово-экономического и социально-политического характера.

О значимости поставленных вопросов свидетельствует тематика докладов, представленных вниманию участников "круглого стола". Вот некоторые из них: "Реформаторы и реформы в России: уроки истории" (Г.А. Аммон), "Реформаторы второй половины ХVII века" (Л.А. Муравьева), "Складывание либеральной оппозиции в эпоху великих реформ (1860-середина 1870-х годов)" (Н.А. Разманова), "Реформы С.Ю. Витте и их воздействие на развитие предпринимательства в досоветской России" (Е.И. Нестеренко), "П.А. Столыпин - великий реформатор" (О.И. Митяева), "Реформы ХХ века и крестьянство" (Н.А. Ивницкий), "Проблемы идеологического обеспечения реформ в России" (Н.А. Карамышева), "Общецивилизационные процессы и гуманизм" (Т.В. Семыкина), "Реформы и социальная структура российского общества" (Г.Г. Силласте), "Реформирование системы народного образования России" (С.Л. Анохина) и др.**

Общая концепция по затронутой проблеме нашла свое отражение в выводах, сделанных авторами докладов и научных сообщений, а также в резолюции, принятой участниками "круглого стола".

* Работа "круглого стола" проходила в апреле 1997 г.

** Тезисы докладов и выступлений на межкафедральном "круглом столе" опубликованы в сборнике, изданном редакционно-издательским отделом Финансовой академии в сентябре 1997 г.

Можно сказать, что в итоге обсуждений представители различных кафедр гуманитарных наук и ученые-историки сошлись на следующем.

Среди крупнейших событий истории (войны, революции, реформы) сегодня для россиян особенно актуальны и важны опыт реформаторов, уроки реформ, проводившихся в России. Вследствие особенностей развития Российского государства периодически в нем возникали кризисные явления, вызывавшие острую необходимость преобразований экономического, политического, социального и военного характера.

Отставание развития экономики и социального строя России от государств Запада обычно происходило в результате иноземных нашествий катастрофического характера, войн и революций. При этом наиболее разрушительным было действие геополитических, социально-политических и экономических факторов объективного характера. Но не менее важную роль играли также и субъективные факторы, связанные с деятельностью или бездеятельностью лиц, стоявших во главе государства. Историю России философ Н.А. Бердяев в середине 30-х годов назвал "несчастной и страдальческой" в связи с прерывностью ее развития и изменением "типа цивилизации".

В современных условиях, когда Россия находится в переходном периоде, проявляются все свойственные данному времени кризисные явления. Именно поэтому в наши дни насущно необходимо извлечь из опыта истории России уроки проводившихся реформ и преобразований, сделать этот бесценный опыт гласным и поучительным для общества, особенно для будущих государственных деятелей - нынешних студентов высших учебных заведений Российской Федерации.

Нестабильность и неустроенность российской жизни на пороге ХХ1 века невольно вызывает стремление найти аналогичные ситуации в других веках, а главное -увидеть, какие пути решения жгучих проблем предлагает история.

Исторический опыт реформ, проводившихся в России, позволяет сформулировать некоторые уроки реформ прошлого.

О Из века в век реформы в России начинались для преодоления социально-экономических и политических кризисов. Реформаторство зачастую было вынужденным и имело целью укрепить государственную власть в критических ситуациях. Ре-

формы чередовались с периодами контрреформ, а также застоя в экономической и социальной жизни.

О Все преобразования и реформы в России, как правило, шли сверху и в значительной степени зависели от первых лиц государства и их ближайшего окружения.

О Реформы носили жесткий и конфликтный характер, зачастую имели "вкус слез и цвет крови", и ни в одном случае не завершались полным успехом.

О Жизнь и деятельность многих реформаторов была насильственно прервана, после чего продолжение реформ носило затухающий характер или начинались контрреформы.

О Реформы в России всегда запаздывали, всегда отставали от назревших общественных потребностей. Ключевский, например, по этому поводу писал: "В запоздалости реформы - великое историческое затруднение русского народа". Почти все они шли по пути догоняющего развития, имели характер модернизации по западным образцам, как правило, без критического подхода к анализу моделей и недостаточно учитывали особенности России, ее особую евразийскую цивилизацию.

О С проведением реформ в России никогда не торопились (за исключением, пожалуй, реформ Петра Великого). Проводились они без определения приоритетных направлений, нерешительно и не всегда в оптимальные сроки (замедленные или форсированные). Их конечные, конкретные цели не были сформулированы. Начатые реформы, как правило, оказывались половинчатыми и незавершенными. "Все происходит у нас слишком поздно. И мы слишком долго находимся в переходном состоянии, в каком-то междуцарствии..." - писал Бердяев.

О Нередко утопический и субъективистский характер реформ не давал возможности вывода России из кризиса и обеспечения необходимого жизненного уровня для основной массы населения и достаточных социальных параметров. А между тем вопрос о "цене" реформ и общественных преобразований в системе ценностей имеет ключевое и приоритетное значение, также как адекватность целей и средств для их достижения.

О Реформы сопровождались ростом бюрократического аппарата, возникновением новой элиты, усилением разрыва между слоями населения и не пользовались достаточной поддержкой в обществе.

Все происходило, как всегда: реформаторы разрабатывали реформы, пытались их практически осуществить, забыв о главном -спросить тех, для кого они проводятся. Необходимо просчитывать социальные последствия преобразований, не допускать обнищания многочисленных слоев общества, предвидеть социальные результаты не только для богатых, но и в первую очередь для беднейших своих сограждан.

О Опыт проводившихся реформ недостаточно изучался в целях извлечения конкретных уроков для осуществления новых реформ. Из-за преобладания негативных оценок итогов прежних реформ их положительные результаты учитывались мало.

Отсутствовали разумные пропорции в использовании опыта зарубежных и отечественных реформ.

О Известно, что история учит, но умные учатся на ошибках других, а не очень умные - на своих. К сожалению, нас даже свои ошибки ничему не научили.

На протяжении веков по объективным и субъективным причинам остаются нерешенными одни и те же жизненно важные проблемы: экономические, особенно аграрная; национальные и региональные; социальные; правовые; финансовые; состояние вооруженных сил.

В нашей стране после апреля 1985 г. идет, набирая постепенно силу, бурный процесс переосмысления истории. Думается, что не только историки понимают всю важность этого явления. Необходимо ликвидировать "белые пятна", которые существовали и еще существуют в нашем государстве, как в отечественной истории, так и во всеобщей. Вместе с тем мы сталкиваемся и с другим явлением. Как это часто бывает, оказавшись в трудной ситуации, люди пытаются усмотреть причины происшедшего в ошибках, допущенных в последние десятилетия. Но, вероятно, стоит задать и такой вопрос: а нет ли во всем происходящем с нами сегодня чего-то более значительного, заключенного в самой многовековой истории народа? Пытаясь восстановить истину, не порождаем ли мы новые мифы о своем прошлом, а значит, о настоящем и будущем?

Современная Россия, вернувшись на цивилизационный путь развития, ощущает глубокую потребность в творческом усвоении опыта политического, экономического и социального реформирования.

Политическая модернизация должна способствовать формированию гражданского общества и правового государства.

В настоящее время актуальной является задача сохранения необратимости перехода России к рыночной экономике. А для этого нужно продолжать реформирование политической системы общества с целью перестройки структуры и функций различных элементов данной системы. Реформирование предполагает создание механизма противодействия тенденциям разрушения и ослабления новой политической системы, предполагает решение актуальной задачи нахождения путей для достижения компромисса между властью и оппозицией. Иначе будет сохраняться тупиковая ситуация, чреватая дальнейшим обострением политической борьбы за власть и нарастанием конфронтационности в обществе.

Отметим некоторые направления реформирования политической системы общества в России.

& Демократизация нового политического режима и становление многопартийной системы.

& Продолжение процесса легитимизации новых структур власти, начиная от высшей и до органов местного самоуправления.

& Создание точки равновесия между высшей властью и различными оппозиционными силами.

& Демократизация политической жизни общества. Реформирование - основной путь создания устойчивого и стабильного развития политической системы общества.

Хочется надеяться, что общественная среда на сей раз окажется более подготовленной для восприятия либеральной модели переустройства России. В основе этой модели - идея формирования российского типа демократии, совмещающего в себе передовой опыт общественно-политического развития Запада, многовековую традицию сильной государственной власти, социально ориентированную экономику.

В условиях постсоветского периода очень важно сохранить единство экономического пространства России, укрепить государственность, привлечь лучших людей для спасения Отечества. В свое время Столыпин сформулировал положение, верное для всякого цивилизованного общества: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма... Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Этот тезис очень актуален в современных условиях.

Осознание исторического опыта, как позитивного, так и негативного, чрезвычайно важно для выработки современной четкой, экономически выверенной политики Российского государства.

Реформы требуют идеологического обеспечения. Значение идеологии заключается в том, что она дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если нет — растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в нормальной, стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку, его пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.

Следует иметь в виду, что не существует и не может существовать единой и единственно правильной идеологии, способной однозначно отвечать на все вопросы общественной практики, а есть лишь достижения мировой общественной мысли, помогающие понять пути и перспективы исторических процессов. Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм, поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо опираться на позитивные начала каждого направления в идеологии. В то же время пока в обществе не образуется широкий социальный слой, заинтересованный в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.

Исторический опыт позволяет прогнозировать достойное вхождение России в мировое сообщество как одной из великих цивилизаций, имеющих высокую самобытную культуру и научно-экономический потенциал.

Основываясь на объективном научном анализе развития человечества, исходя из принципов историзма и гуманизма, участники "круглого стола" отметили следующие тенденции развития исторической науки в ХХ1 в.:

О история сохранит достойное, социально важное место в системе гуманитарных и общеэкономических наук;

О историческая наука обогатится новыми идеями и концепциями в теории и методологии, в полной мере осознает прошлое России и человечества, извлечет из него адекватные уроки для государств и народов;

О расширение источниковой базы исторических исследований позволит углубить и расширить знания историков, сделать новые открытия. Историкам предстоит преодолеть европоцентристский взгляд на всемирную историю, представить прошлое более сложным и многообразным, учесть вклад каждого столетия и каждого этноса в мировую цивилизацию. Историческая наука станет мировой, интернациональной, уважительной к истории, культуре и традициям народов;

О усилится взаимодействие между историей и современностью, обществом и исторической наукой. Есть условность всякой исторической аналогии, но тем не менее общие закономерности исторического процесса сохраняются. История станет "оселком", на котором оттачиваются все ответственные решения государственных деятелей, реформаторов и практиков.

В заключение подчеркнем, что именно реформы, наряду с соответствующим законодательством, призваны обеспечивать естественное развитие государства. Реформы восполняют пробелы в законодательстве, исправляют его, создают условия для разрешения социально-экономических проблем, для совершенствования государственной власти. Запоздание реформ или непоследовательность их осуществления приводит к кризисам власти и разрушению государства.

Материал подготовлен зав. кафедрой истории Г.А. Аммоном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.