134
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
УДК 349.3
РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
THE PROBLEMS OF REFORMATION AND SUGGESTION OF IMPROVEMENT OF RETIREMENT INSURANCE
Ю.С. Гусакова1, Е.Д. Проценко* 1 2 3 4
J.S. Gusakova, E. D. Protsenko
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород,
ул. Победы, 85
2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург,
набережная реки Мойки, 48
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsen, 48 Moika St, St. Petersburg, 191186, Russia
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Аннотация. Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений, с одной стороны, между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, с работодателями и государством, с другой стороны, которые созданы для реализации долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению. Деятельность пенсионной системы государства направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться.
Resume. Modern Retirement system is a combination of legal, managing and financial relations between employees and private entrepreneurs and between employers and government. These relations are made to realize long lasting state obligations on the retirement insurance. Activity of state retirement system aims on realization of constitutional rights of all citizens to get material support that is suggested by the government.
Ключевые слова: пенсия, Пенсионный фонд, пенсионная реформа, материальное обеспечение.
Key words: material support, retirement fund, reformation of retirement insurance.
Российская пенсионная система за последнее десятилетие претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Осуществление преобразований подготовили необходимые предпосылки для дальнейших реформ, однако из-за влияния «внешних» к пенсионной системе (в первую очередь, политических и экономических) факторов позитивное влияние с каждым годом все более снижается [Федоров, 2014.
Выделим основные экономические причины реформирования пенсионной системы:
1) устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательной способности пенсии;
2) сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных лиц к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (занижение базы начисления страховых взносов), и с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер пенсии, при необходимости перманентного повышения ее минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;
3) окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражается в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, так как для исчисления максимальной пенсии может быть учтена только половина среднемесячной зарплаты;
4) снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступают в «сговор» для
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
135
сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;
5) ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявляются при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;
6) сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада в реальном производства и периодических финансовых кризисов;
7) «замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком, для цивилизованного европейского государства с «социально - ориентированной» экономикой, уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе, что наглядно проявляется в макроэкономических показателях на ближайшие 20 лет, и другое;
8) с начала 90-х годов минимальная пенсия постоянно ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а в 1998 г. отчетливо проявилась тенденция к тому, что средняя пенсия с учетом компенсационной выплаты не достигает указанной величины [Соловьев, Бурнашев, 2001: С. 45-51]-
Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений, с одной стороны, между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями (а так же иными гражданами деятельность которых направлена на извлечение дохода, материальной выгоды), с работодателями и государством, с другой стороны, которые созданы для реализации долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению.
Деятельность пенсионной системы государства направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан по старости получило название пенсия.
Под «пенсией» предполагается понимать ежемесячную денежную выплату, предназначенную для компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется условиями и нормами, установленными законодательством Российской Федерации [Бочкарев, 2001].
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть, основанием для пенсионного обеспечения специальных категорий трудящихся - длительное исполнение определенной профессиональной деятельности [ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27].
Введение новой пенсионной реформы вызывает неисчислимое количество вопросов как у работающего населения, так и у тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Трудоспособных граждан больше интересуют последние новости о повышении пенсионного возраста в 2015 г. в России. Но не меньше люди хотят знать, на какую минимальную сумму выплат они могут рассчитывать.
С учетом сложной политической ситуации, которая напрямую отражается на экономике страны, исключать возможность пересмотра граничного возраста выхода на положенный отдых не стоит.
Так, одним из рассматриваемых вариантов повышения является следующий. Начиная с 2018 г. возможно плановое увеличение возраста каждый год на полгода. Таким образом, за 10 лет можно продлить трудовой период еще на 5 лет. Но эти планы находятся на стадии рассмотрения, окончательных решений еще никто не принимает.
Пенсионный возраст женщин в России в 2015 г. будет неизменным. Стоит заменить, что он один из наиболее низких в мире. Так, дамы могут попрощаться с трудовой деятельностью в возрасте 55 лет. При этом пенсию по старости им будут выплачивать при условии, что они отработали хотя бы 5 лет. Но указанный минимальный стаж действителен только в 2015 году. Принятая новая пенсионная реформа ввела новые ограничения. Минимальный стаж будут постепенно повышать. К 2025 г. для получения пенсии необходим официальный стаж от 15 лет.
136
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
Такие сроки применяются как для женщин, так и для мужчин. Кстати, последние могут на пенсию уйти в 60 лет.
При завершении трудовой деятельности и выходе на отдых люди могут рассчитывать на получение 11582 руб. А вот средняя социальная пенсия ощутимо ниже - она составляет 7595 руб. Сказать же точно, каков минимальный уровень пенсии трудно. Он зависит от региона и установленного в нем прожиточного минимума. В Белгороде, например, она составляет 6054 рублей, а в Москве пенсионеры могут получить 9046 руб. Неработающим пенсионерам, у которых общая сумма денежных выплат не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания, устанавливается социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера [5].
Несмотря на внедрение многих изменений в пенсионных правоотношениях, такие виды пенсий как по выслуге лет, многодетным матерям, родителям, имеющих детей-инвалидов, и другие социальные пенсии будут сохранены. Также неизменным останется применение «северного коэффициента» [ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 г.].
Гражданам, достигших возраста 50-52 года, размер пенсионной выплаты будет насчитан согласно действующим положениям закона. А для лиц, получающих пенсию, насчитанную до начала января этого года, будет произведён ее перерасчет по изменённым критериям. Если сумма пересчитанной пенсии будет ниже предшествующей, то её сохранят на том же уровне [Курбатов, 2014: С. 23-24].
Кроме того, с нового года вводится новый порядок расчета пенсии — бальная система.
Формула такова: все собранные пенсионные баллы (это те деньги, которые перечисляются работодателем как страховые взносы) умножат на стоимость одного балла (пока он составляет 64 рубля 10 копеек), к этому прибавят фиксированную выплату, гарантируемую государством (около 4 тыс. рублей). Полученная сумма и составит размер вашей страховой пенсии. То есть чем больше заработная плата, тем больше баллов и выше пенсия. С нового 2015 г. повышение страховых пенсий собираются проводить путем индексации ценности каждого балла. На 1 января он равен 64 рублям и 10 копейкам [Пудов, 2013].
Каждый трудовой год будет равен определенному количеству баллов. Кстати, они начисляются и в тех случаях, если человек не работает, но занят социально значимой деятельностью. Речь идет о призывной военной службе, уходом за детьми или инвалидами, пожилыми людьми старше 80 лет. Пенсионный возраст не изменится: на заслуженный отдых женщины выйдут в 55 лет, мужчины - в 60 лет.
Уже через месяц эти цифры пересмотрят. Пенсионный Фонд готовился к индексации коэффициента на 7,5%. Но, учитывая уровень роста цен, повышение должно составить не менее 11,5%.
Для жителей Белгорода с 1 февраля 2015 г. страховые пенсии вырастут на 11,4%. Страховые пенсии 498 тысяч белгородских пенсионеров будут проиндексированы на 11,4 процента, исходя из роста потребительских цен за 2014 год. Вместе со страховой пенсией на 11,4 процента будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера) [9; 10].
В результате индексации средний размер пенсии в Белгородской области с учетом фиксированной выплаты составит 11,6 тыс. рублей.
Напомним, с 2015 г. индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года его стоимость увеличится с 64 руб. 10 копеек до 71 руб. 41 копейки.
Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2015 года, то с 1 апреля пройдет индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие: страховую часть трудовой пенсии - дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности.
Накопительная часть трудовой пенсии будет определяться путем деления суммы накопленного пенсионного капитала, учтенного на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, на количество месяцев ожидаемого периода получения пенсии по старости [Гусева, 2014].
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
137
Накопительная же часть пенсии зависит не от государства, а от негосударственного пенсионного фонда, выбранного самим человеком. Эта организация инвестирует деньги на финансовом рынке, поэтому, может принести как прибыль, так и убыток [ФЗ № 424 от 28 декабря 2013 г.].
С 1 февраля возрасла и фиксированная доплата к пенсии. Она составила почти 4 000. В итоге, по прогнозам специалистов, средняя пенсия по старости в 2015 г. превысит 12 000 руб.
Последнее повышение пенсий в 2015 г. ожидается в апреле. На 5,5% проиндексируют ежемесячную денежную выплату. Тогда же возрастут и социальные пенсии, предположительно на 12%. Они напрямую зависят от уровня прожиточного минимума.
Таким образом, социальная пенсия, должна превысить 8 500 руб., подсчитали в Пенсионном Фонде [ФЗ № 385 от 1 декабря 2014 г.].
Преимущества новой пенсионной модели: новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля, страховых взносов внесенных за каждый месяц и год трудового стажа застрахованного лица, закрепляются обязательства государства персонально перед каждым работником. После выхода на пенсию застрахованного лица, эти обязательства будут выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы трудовой деятельности [Зурабов, 2002: С. 22-27].
Таким образом, реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачность пенсионной системы. Накопительная часть трудовой пенсии обеспечивает необходимый пенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации.
Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации исходит из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.
Главной задачей государства при проведении пенсионной реформы, как важнейшего ее элемента, способного поднять коэффициент послетрудового возмещения до среднеевропейских показателей, должно стать достижение гарантированного минимального уровня пенсии, по размеру соответствующего прожиточному минимуму пенсионера, а также условий для самостоятельного формирования населением достаточных пенсионных накоплений.
По нашему мнению, необходимо установить всеобщую государственную базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам (резидентам) Российской Федерации (за исключением тех, кто получает другие виды государственных пенсий), размер которой обеспечивал бы им средства, минимально достаточные для существования.
Пенсионную систему необходимо, на наш взгляд, строить по принципу личной заинтересованности человека за свою обеспеченную старость, сокращая при этом масштабы общественной ответственности за уровень жизни и доходов человека и одновременно увеличивая его собственную роль в формировании накоплений, обеспечивающих достойный уровень жизни в старости. Такая система делает человека свободным, поскольку ощущать себя по-настоящему свободным, в конечном счете, может только человек, имеющий возможность самому выбрать форму и способ прироста пенсионных накоплений.
Задача государства - создание для этого необходимых условий, к которым следует отнести:
• установление налогового режима, стимулирующего более активное участие фондов, граждан и работодателей в формировании пенсионных накоплений;
• обеспечение строгого контроля за соблюдением всеми субъектами и участниками процесса обязательного и добровольного пенсионного обеспечения норм и правил, гарантирующих сохранность пенсионных накоплений;
• обеспечение льготного доступа к инвестированию пенсионных накоплений граждан в эффективные инвестиционные проекты, обеспеченные гарантиями государства [Акимова,
2013: С. 67-74].
Реализация этих условий предполагает понимание государством необходимости стимулировать все виды пенсионных накоплений. Естественно, что границы такого стимулирования определяются экономическими возможностями государства и должны быть определены законодательно. В качестве ориентира, определяющего границы такого стимулирования, можно еще раз указать на достижение коэффициента послетрудового возмещения в размере 75% последнего заработка. И не в среднем по стране, а для каждого конкретного человека [Пудов, 2004].
Таким образом, необходима дальнейшая законодательная работа по формированию пенсионной системы России, органически сочетающей как обязательные виды пенсионного
138
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
страхования, так и добровольное пенсионное обеспечение, в наибольшей степени, способствующей активному участию всех граждан в формировании своей будущей пенсии, так как вопрос обеспечения достойной жизни нынешних и будущих пенсионеров является одним из важных.
1. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2014.
2. Соловьев А.К., Бурнашев Р.А., Данилов В.Д., Дубинкин А.Е., Аммосов А.Е., Донцова С.А., Новикова Е.Б. Экономические предпосылки пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. 2001. № 4. С. 45-51.
3. Бочкарев В.К. Пенсионная реформа в программе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» / / Вестник государственного социального страхования. 2001. № 2.
4. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования» (ред. от 12.03.2014 г.) / / Российская газета. 2014, 25 июля.
5. Закон Белгородской области от 30 октября 2014 года № 313 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Белгородской области в целях определения социальной доплаты к пенсии на 2015 год» / / www.garant.ru
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета. 2013, 31 декабря.
7. Курбатов А.А. Пенсионный Фонд Белгородской области - основа благополучия граждан // Белгородская правда. 2014. № 18. С. 23-24.
8. Пудов А. Пенсионная реформа: за и против // АиФ. 2013, ноября.
9. Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г.» // www.garant.ru
10. Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» / / www.garant.ru
11. Гусева Т.А. Право социального обеспечения в России. М.: Юркомпани, 2014.
12. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Российская газета. 2013, 30 декабря.
13. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета. 2014, 5 декабря.
14. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия. 2002. № 4. С. 22-27.
15. Акимова Ю.А. Негативные тенденции судебной практики в отношении положения женщин в Российской Федерации // Современное право. 2013. № 1. С. 67-74.
16. Пудов А.Н., Баранова А.М. Сборник нормативных правовых актов по пенсионной реформе. Москва, 2004.
Список литературы References