Научная статья на тему 'Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике'

Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / СЕКТОР НАУКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ / HIGH SCHOOL / SCIENCE SECTOR / REFORM AND MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов А. Н., Смирнов Б. М., Суворинов А. В.

Авторами обосновываются пкти реформирования высшей школы с позиций повышения эффективности сектора науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF UNIVERSITY SCIENCE SECTOR IN THE TRANSITION TO A MARKET ECONOMY

The author proves PKTI reform of higher education from the standpoint of improving the efficiency of the scientific sector.

Текст научной работы на тему «Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике»

РЕТРО

УДК 33846 Тихонов А. Н., Смирнов Б. М., Суворинов А. В.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВУЗОВСКОГО СЕКТОРА НАУКИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторами обосновываются пкти реформирования высшей школы с позиций повышения эффективности сектора науки.

Ключевые слова: высшая школа, сектор науки, реформирование и модернизация.

В начале 1992 г. на территории России насчитывалось 519 вузов (из них 82 относящихся к ведущим) с 230 тыс. штатных преподавателей (на полной и неполной ставках). Лишь 40% из них принимало участие в научно-исследовательских работах (НИР), причем доля эта в последние годы в условиях развивающегося экономического кризиса уменьшается. Вузовский сектор науки характеризуется наибольшим в сравнении с другими секторами оттоком кадров. За 1991 г. число работников, занятых научно-технической деятельностью, здесь снизилось на 16,7%, в основном вследствие оттока в коммерческие структуры. Продолжается процесс «старения» вузовских научных кадров и научного оборудования: более 30% последнего в «возрасте» свыше 10 лет. Потребность высшей школы в научных приборах удовлетворяется в среднем на 20-25%, по ряду же важнейших приборов - лишь на 10%. Уровень информационной базы вузовской науки отстает от промышленноразвитых стран в 50-100 раз. Крайне тревожно и положение с оплатой труда научно-педагогических работников, она явно настолько низка, что не может быть и речи о ее мотивационной функции. В целом налицо системный кризис вузовского сектора российской науки.

Во избежание необратимого развала научно-исследовательскай работы в вузах Комитет по высшей школе Миннауки РФ совместно с рядом ведущих высших учебных заведений (Государственной академией управления, Московским авиационным институтом и др„) приступил к разработке концепции и программы реформирования вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной

экономике. Данные концепция и программа базируются на качественно новой системе взглядов на место, роль, статус и технологию преобразования научно-образовательного комплекса России, вытекающей из стратегии российского руководства в период формирования в стране рыночной экономики. Ключевым здесь является принцип саморегуляции взаимодействия и развития научных, образовательных и производственных структур при активнойи приоритетной государственной поддержке прогрессивных нововведений и тенденций, требующий кардинально новых подходов к решению всех основных в настоящее время вопросов функционирования вузовского сектора науки.

Тактическая цель (1992-1994 гг.) - сохранение лучшей (элитной) части научного потенциала высшей школы и минимально необходимого фронта фундаментальных и прикладных стратегических НИР для последующего пропорционального и ускоренного развития вузовского сектора науки.

Стратегическая цель - превращение автономного ныне вузовского сектора российской науки в крупную самоуправляемую подсистему вневедомственного интегрированного национального научно-технического комплекса,.орга-нически сочетающую масштабное проведение авангардных фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера, позволяющими вести подготовку специалистов в вузах на уровне мировых квалификационных требований.

Научные и научно-технические цели:

- обеспечение значительного реального прироста научной информации, прежде всего по приоритетным направлениям, сокращение разрыва

в объемах и уровне научных знаний, накопленных высшей школой России, и мировой наукой;

- возрождение в научных коллективах вузов плодотворной творческой среды, реальных академических свобод, включая свободный выбор тематики исследований и партнеров, соревнование научных школ, идей, концепций и научно-технических решений как основы саморегулируе-мой структурной перестройки вузовской науки в интересах ее ускоренного развития, достижения соответствия новым общественным потребностям и объективно обусловленному статусу в российском и мировом научном обществе;

- приоритетное развитие фундаментальных и поисковых исследований в высшей школе как главного источника прироста научных знаний, создания научного задела и необходимой базы кардинального повышения уровня подготовки специалистов.

Организационно-экономические и образовательные цели:

- разработка и введение постоянно действующей рейтинговой системы оценки вузов (по опыту развитых стран), включая их научный потенциал как один из ведущих критериев оценки;

- введение статуса и определение системы исследовательских университетов и вузов в целях концентрации ресурсов на первоочередной поддержке НИР данной категории высших учебных заведений; создание исследовательских университетов (вузов) было бы целесообразно проводить путем организации интегрированных региональных научноучебных центров, объединяющих ведущие университеты страны и соответствующие учреждения (подразделения) Российской Академии наук;

- выработка механизма самоорганизации и экономического самоуправления научной работы высшей школы, ограничение деятельности государственных органов в данной области главным образом функциями косвенного регулирования и контроля;

- создание гибкой многоканальной системы независимых источников финансирования вузовского сектора науки, рациональное сочетание методов бюджетного финансирования ведущих научных коллективов вузов с конкурсным финансированием работы ученых по программам и проектам;

- четкое разграничение нерыночных и рыночных сфер вузовской науки;

- создание при участии предпринимательского сектора и государства разветвленной околову-зовской системы инновационных структур (тех-

нопарков, технологических фирм, малых высокотехнологических предприятий и т. п.) с целью коммерциализации разработок вузовских ученых; органическое включение ведущих вузов в состав российских технополисов; обеспечение эффективного с позиций высшей школы функционирования вузовских исследовательских структур на базе различных форм собственности;

- реформирование и укрепление информационной системы вузовской науки;

- развитие в вузах России инновационно-образовательной деятельности как средства постоянного обновления учебного процесса на базе использования научных достижений; создание для этого в цепи «Комитет по высшей школе - вуз» системы инновационного менеджмента в сфере высшего образования.

Социально-политические цели:

- повышение социального статуса научно-технической интеллигенции вузов в общественно-политической жизни страны, обеспечение ее реального участия в разработке прогнозов и сценариев социально-экономического, политического и научно-технического развития России и ее регионов;

- повышение социального статуса работников научных подразделений и штатных научных сотрудников вузов, обеспечение паритетов в должностных окладах, размерах оплачиваемого отпуска штатных научных работников и преподавательского состава, развитие контрактной системы оплаты труда вузовских ученых и преподавателей;

- в связи с коммерциализацией научных разработок создание системы их правовой защиты, в том числе путем укрепления юридических служб высших учебных заведении;

- проведение, на основе квотирования, для сохранения высокого кадрового потенциала вузовской науки переписи ведущих научных коллективов и ученых вузов с установлением для них специальных мотивационных механизмов.

Общая логика реформирования и развития вузовского сектора науки

В основу концепции и распределения охватываемых ею ключевых мероприятий во времени положены следующие прогнозные этапы перехода российской экономики к развитому государственно-рыночному регулированию НТП и вузовской науки.

Первый, кризисный этап (1992-1993 гг.) -современный этап сдерживания (торможения)

экономического, научно-технического и образовательного кризиса, когда воздействие на НТП и вузовский сектор науки должно осуществляться в соответствии с политикой чрезвычайных антикризисных мер и особенностями начального периода развертывания рыночной сферы, В этих условиях главное в управлении и регулировании НТП, включал сферу вузовских НИР, - глубокий анализ состояния и разработка мер по кардинальной перестройке научно-технического потенциала (в первую очередь кадровой, тематической сети НИИ, КБ и вузов), резкое сокращение малопродуктивных научных организаций и подразделений; освобождение научнотехнической сферы вузов от балласта, в том числе посредством таких форм и методов оценок, как рейтинговая система и аттестация научно-технических организаций и вузов с помощью независимых экспертных комиссий при участии компетентных зарубежных организаций и экспертов; государственная поддержка фундаментальных и стратегических прикладных НИР, с особым вниманием к ограниченному количеству программ - как создающих стратегический задел, так и жизненно необходимых для преодоления кризиса. На данном этапе хозрасчетно-коммерческие стимулы нововведений со стороны производителей и предпринимателей действуют крайне слабо, что не позволяет ставить и решать задачи масштабного развития НИР, создания и внедрения новой техники. Стимулирующие льготы в научно-технической сфере, включая вузовский сектор, в этот период являются избирательными (адресными) и локальными.

На этом же этапе необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения НТП (включая вузовский сектор науки) на период перехода к рынку, ввести в действие антимонопольный механизм, законодательные акты об интеллектуальной и промышленной собственности, государственной научно-технической политике, включающие приоритетную поддержку научной элиты в переходный период, разработать и начать вводить рыночную систему занятости, включающую меры по высвобождению и переходу в другие сферы труда неперспективных для научно-технической Деятельности работников, в том числе из высшей школы.

Второй, стабилизирующий этап (часть 1993 г. -

1994 г.) - это этап стабилизации народного хозяйства и научно-технической сферы при общих, вероятно, нулевых или незначительных темпах роста, начало перестройки производственной и научнотехнической структуры, накопления ресурсов за

счет мобилизации первичных резервов и частичного технического совершенствования производства. По существу этот этап должен быть начальным периодом системной реализации новой научно-технической политики, формирования необходимых для этого накоплений, в том числе венчурного капитала, государственно-рыночных форм и методов распределения средств между различными уровнями и звеньями народного хозяйства и научно-технической сферы.

Главное в управлении (регулировании) НТП на данном этапе - расширение использования государственных рычагов и средств для разработки, наряду с проблемами фундаментальной науки, новейших образцов техники и технологии. Названные рычаги должны постепенно начать действовать в единстве с рычагами хозрасчетно-коммерческими (например, путем создания, в том числе в интересах вузовской науки, совместных государственно-коммерческих и коммерческих инновационных фондов и банков при условии предоставления долгосрочных субсидий и кредитов). На этом же этапе начинает развертываться частичное разгосударствление и приватизация сферы НИОКР, формироваться сеть малых инновационных организаций и технопарков. Налоговые и иные льготы в сфере НТП и вузовской науки в рассматриваемый период еще не носят масштабного характера.

Третий этап (видимо, вторая половина 1994 г. -

1995 г) - это этап ожидаемого оживления научнотехнической деятельности благодаря активизации государственной поддержки, развертыванию продуктивных рыночных структур в сфере НТП и вузовской науки. Задача государственного управления НТП здесь состоит в широком применении экономических льгот и субсидий, развертывании системы государственного регулирования и поддержки сферы НИОКР. Хозрасчетно-коммерческий механизм предприятий в это время становится более восприимчивым к обновлению технологии и продукции, в результате создаются условия для развития всего сектора вузовских исследований, активной коммерциализации вузовских разработок.

Четвертый этап - период ожидаемой интенсификации НТП (видимо, после 1995-1996 гг.) -может стать этапом наиболее высоких темпов экономического роста, интенсивного, эффективного развития машиностроения и внедрения новых технологий, увеличения спроса на новую технику, а также повышения рентабельности и роста накоплений преимущественно за счет НТП. Основным

двигателем НТП и прикладной вузовской науки должна здесь стать адекватная рыночной экономике мотивация формирования, распределения и использования дополнительной прибыли (дохода) от научно-технических нововведений. Именно поэтому экономические методы обеспечения НТП в данный период будут ориентированы на самофинансирование прикладной науки, высокий спрос на НИОКР, рост государственных накоплений, венчурного капитала и заработной платы всего слоя научно-технических работников. Наряду с этим в полной мере создадутся условия для эффективного функционирования рынка научно-технической продукции, активного взаимодействия его с зарубежными рынками, появится возможность более четко определить место страны в целом, и высшей школы в частности, в международном разделении труда в сфере науки и техники. Государственное управление НТП и вузовским сектором науки в этот период должно осуществляться в формах масштабной поддержки фундаментальных НИР, реализации государственных научно-технических программ, интенсивного накопления ресурсов, постепенного увеличения общего уровня налогов и уменьшения государственных льгот в области НТП.

В соответствии с приведенной логикой реформирования экономической и научно-технической сфер России и предлагается реконструировать конкретные области вузовского сектора российской науки.

Направления внутрихозяйственной реорганизации НИР вузов

В такой реорганизации ключевым звеном является достижение полнокровной демократизации, Во внутрихозяйственной организации науки в вузах необходимо добиться восстановления (на первых этапах) естественно-демократических начал путем всемерного развития самоорганизации и самоуправления. Суть этого процесса состоит в прямом непосредственном участии научных коллективов вузов и отдельных ученых в организации деятельности высших учебных заведений.

Решение рассматриваемой задачи должно достигаться в рамках двух основных типов енутри-структурных образований вузов: а) кафедр и научно-технических организаций (НИИ, КБ, лабораторий); б) неофициально существующих добровольных и естественно возникающих объединений ученых (инициативно сложившаяся научная школа, научное направление и т. п.).

Обеспечение демократической, творческой атмосферы в вузах позволит успешно перейти к контрактной форме организации и Оплаты труда научно-педагогических кадров.

Нельзя допустить, чтобы развитие самоорганизации и самоуправления во внутрихозяйственной научно-педагогической жизни вуза разрушало его единство и целостность: он должен оставаться специфическим учебно-научным комплексом, функционирующим на качественно новых основах сочетания и взаимодействия учебной и научной деятельности. Это новое качество базируется на следующих концептуальных положениях.

Прежде всего при переходе к рынку следует делать упор не на особенностях организации вузовской науки, а на том, что ее делает именно наукой как таковой. Без этого невозможен процесс реального и глубокого интегрирования вузовских исследований с другими секторами науки (например, с академическими НИИ), в том числе и по линии внутрихозяйственной организации.

В то же время, чтобы объективные особенности вузовской науки, обусловленные ее органической связью с процессом обучения, не подавляли и не ограничивали, как бывало прежде, творческий поиск вузовских ученых, необходимо в корне изменить условия и принципы организации их преподавательской и научной работы. Концепция исходит из необходимости существенного (возможно, временного, целесообразного лишь на первых этапах) сокращения приема в вузы путем отбора способных к творческой деятельности абитуриентов. Это позволит, во-первых, освободиться от излишнего в новых условиях числа преподавателей, прежде всего тех, кто не обладает достаточным уровнем педагогической и научной подготовки, а, во-вторых, предоставить квалифицированному преподавателю время для интенсивной научной работы, повысить творческое начало в его контактах со студентами. Это дает также возможность перейти к новой структуре в оплате научной и педагогической деятельности, когда доля дохода преподавателя за научную консультацию может значительно превышать долю дохода за преподавательскую деятельность. Что касается штатных научных работников, заведующих научно-исследовательскими подразделениями, особенно с научными степенями, то структура, условия их труда, включая его оплату, продолжительность отпуска, возможности совместительства также должны претерпеть существенные

изменения. Необходимо содействовать осуществлению в вузах такой мотивационной политики, при которой бы поддерживалось соответствие в должностных окладах профессорско-преподавательского состава и штатных научных сотрудников. Именно поэтому на первом этапе реформ необходимо обновить (уточнить) действующие, а также разработать и принять ряд новых нормативных актов, регулирующих внутрихозяйственную организацию и мотивацию вузовских исследований. Так, основным исследовательским структурам вузов (научным лабораториям, отделам и т. д.) должно быть предоставлено право открытия собственных счетов и самостоятельного распоряжения имеющимися ресурсами (с учетом отчислений вузу на административно-хозяйственные расходы).

Процедура выдвижения преподавателей вуза на присвоение ученых званий профессора или доцента должна включать более ясный и жесткий механизм оценки значимости и результативности проводимых ими научных исследований. Необходимо также разработать меры организационного и мотивационного характера, обеспечивающие реальную ротацию научных и педагогических кадров в вузе.

Осуществление названныхмер позволит исключить возможность неоправданного обособления научно-исследовательских и учебных подразделений, научных работников и преподавателей вузов, создать качественно новую основу внутривузовской интеграции научного и учебного процесса, их интенсивного взаимообогащения.

Интеграция ведущих вузовских и академических структур, сохранение статуса фундаментальных НИР как нерыночной сферы научнообразовательного комплекса страны

Концепция реформирования вузовской науки поданному разделу исходит из двух основополагающих принципов.

1. Эффективному развитию современного общества способствует синтез науки и образования, интеграция научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала - исследователей - за счет отбора, подготовки и участия в НИР талантливых молодых специалистов.

2. Фундаментальные исследования, направленные на прирост научных знаний и во многом

обусловленные логикой развития самой науки, вследствие отсутствия возможности точного прогнозирования результатов и определения конкретных потребителей, относятся к нерыночным сферам науки и, следовательно, нуждаются в прямой финансовой поддержке государства.

Мировая практика свидетельствует о высокой эффективности организованных на этих принципах научно-образовательных структур, например, исследовательских университетов США. Вместе с тем настоящая концепция исходит не только из необходимости учета западных интегрированных моделей организации науки и образования, но и из потребности сохранения и развития российских традиций, включая многовариантную модель организации в данной сфере.

Именно поэтому концепция интеграции науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных не на сплошную интеграцию, а лишь на преодоление возникшей в ряде областей искусственной ведомственной разобщенности, прежде всего академического и вузовского секторов. Формы и пути такой интеграции могут и должны быть различными.

Процессу интеграции будет способствовать вывод соответствующих НИИ и вузов из административного подчинения РАН и Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации. Это - первое направление. Такой объединительный процесс может дать не только большой научно-образовательный, но и весомый экономический результат, вследствие более эффективного использования объединенных ресурсов НИИ и вузов.

Второе направление отмеченной интеграции

- создание на базе институтов РАН и крупных вузов национальных учебно-научных центров, в которых объединяющиеся НИИ и вузы сохраняют разную степень организационной и административной автономии (интеграция - автономия).

Третье, традиционное направление интеграции (локальная интеграция) предполагает локальную кооперацию вузовских и академических структур. Она включает совместное выполнение фундаментальных поисковых исследований, в том числе временными творческими коллективами, состоящими из ученых академических институтов и высшей школы, создание центров коллективного пользования, совместных НИИ, лабораторий, отделов, специализированных учебно-научных центров, кафедр в НИИ и т. д.

Финансирование фундаментальных исследований как нерыночной сферы НТП должно осуществляться прежде всего из государственного бюджетного Фонда фундаментальных исследований - вневедомственного образования, доступного для ученых любых вузов и научных организаций, строящего свою работу на принципах самоуправления и выдающего гранты на исследование по заключениям независимой экспертизы. Функционирование данного Фонда не должно исключать финансирования фундаментальных и поисковых исследований по принципу выделения определенных средств на содержание вузов и научных учреждений.

Финансирование фундаментальной науки помимо государственных субсидий не исключает возможности использования в данной сфере НИР других источников средств (общественных, частных, международных).

Особенности использования указанных финансовых ресурсов на различных этапах реформирования вузовской науки представляются следующими.

На первых двух этапах (кризисном и стабилизационном) Российский (национальный) фонд фундаментальных исследований целесообразно использовать главным образом для финансирования научных работ, проводимых элитной частью отечественных, в том числе вузовских ученых. При этом фонд должен иметь высокие приоритеты в ресурсном обеспечении и заработной плате. В данный фонд целесообразно направлять и валютные средства, выделяемые в качестве международной помощи российской науке. Основной адресат данного фонда - конкретный ученый с приоритетным рейтингом в данной сфере науки.

Так называемое базовое финансирование на первых этапах реформы должно использоваться для обеспечения минимально необходимого в каждой области науки фронта фундаментальных поисковых и стратегических прикладных НИР, проводимых ведущими вузами, НИИ и лабораториями. Основной адресат данных средств - конкретный ведущий вуз, НИИ, научный коллектив. На последующих этапах, при улучшении экономической ситуации и увеличении объемов финансирования НИОКР жесткость доступа ученых к ресурсам фонда фундаментальных НИР и базовым средствам может снижаться, что, однако, не должно привести к их распылению и возобновлению ситуации, в которой среди ученых и научных

коллективов вузов и НИИ есть немало людей, не способных соответствовать своему назначению.

Коммерциализация вузовских разработок, разгосударствление и приватизация исследовательских структур вузов

Настоящая концепция исходит из необходимости обеспечения определенной организационно-экономической автономизации научно-технической и научно-производственной деятельности вузов, имеющей выраженный коммерческий характер. Это означает, что коммерциализация вузовских разработок (их доработка, доводка и реализация потре-бителю}должна осуществляться в специфических организационно-экономических формах в соответствии с законами рынка - в отличие от форм организации фундаментальных и поисковых исследований, имеющих нерыночный характер. Такая авто-номизация может иметь (и уже имеет) различные формы и степень, но преследует одну цель - обеспечить функционирование вуза как преимущественно нерыночной структуры, выполняющей одну из важнейших общественных функций: приращение и передача знаний, развитие науки и подготовка высококвалифицированных специалистов.

Учитывая, что многие научно-исследовательские работы коммерческого характера (хоздоговорные) выполняются на кафедрах и в лабораториях вузов и признавая целесообразность такого порядка, тем не менее следует делать упор на необходимость организационно-экономического обеспечения таких работ в современных, проверенных мировой практикой, формах. В данном случае имеются в виду прежде всего новые формы включения вузовских разработок, ученых и специалистов в сферу инновационного бизнеса путем создания при ведущих вузах или в околовузовском пространстве научно-технологических парков, различных инновационных центров и фирм, выполняющих функции коммерциализации и внедрения вузовских НИОКР. Данные структуры должны создаваться в интересах как бизнеса, так и вуза, ибо благодаря им опасность чрезмерной коммерциализации деятельности последнего резко снижается. Учитывая это,цслесоо6разноразра6отатъспецши1ьнуюп-рогралшуразвитиянаучно-технологинескихпар-ков и инновационных структур, основанную на концепции поэтапного их развития по мере эволюции рыночной экономики (соответственно поэтапному реформированию вузовского сектора науки в целом).

Эта программа могла бы быть рассчитана на следующие четыре этапа реализации..

Первый этап - подготовительно-экспериментальный. Он уже начался, но может продлиться еще один - два года. Возможно, в ходе этого этапа будет целесообразно создание государственно-коммерческого научно-проектного центра «Технопарк (Технополис)» и осуществление совместно с заинтересованными организациями комплекса исследовательских, проектных и других подготовительных работ по развертыванию российских технопарков и адаптации группы ведущих вузов страны к будущей деятельности в составе технополисов. Воздействие государства (через ассоциацию и центр) на этом этапе из-за отсутствия достаточного венчурного капитала должно быть весомым.

На втором этапе, который можно назвать пионерным, следует (совместно с заинтересованными коммерческими структурами) приступить к созданию первой (пока небольшой) группы полноценно спроектированных парков, поддерживая вместе с тем уже действующие. Государственная поддержка на этой стадии тоже должна быть весомой.

На третьем этапе (видимо, это будет середина 90-х годов) можно ожидать активизации развития парков на основе их поддержки как государством, так и бизнесом.

Наконец, на четвертом этапе (примерно, во второй половине 90-х годов) создание и развитие научных парков может пойти преимущественно на основе рыночных отношений при частичной государственной поддержке.

Учитывая специфику вузовского сектора науки, разгосударствление и приватизацию здесь следует проводить по специально разработанной долговременной поэтапной программе, по ограниченному количеству объектов, в число которых могут входить прежде всего объекты незавершенного строительства, различные вузовские производственные, консалтинговые и инновационные структуры, межвузовские центры обслуживания научных исследований, технопарков, небольшие (как правило) Исследовательские хоздоговорные лаборатории, некоторые виды оборудования, выставочные структуры и т.п. Очевидно, что ведущим в данной сфере должен стать принцип эффективности приватизации НИОКР для вуза, для упрочения, развития и повышения результативности его научной деятельности. Естественно, что приватизация объектов вузовской науки не должна деформировать научную

жизнь вуза, создавать в ней социальные антагонизмы. Важно, чтобы этот процесс проходил гласно и в соответствии с общими принципами государственной программы приватизации.

Осуществлять данную программу применительно к исследовательским структурам вузов целесообразно в несколько этапов.

^ первом, подготовительном этапе (1992 г. -первая половина 1993 г.) необходимо: а) создать приватизационные комиссии в Комитете по высшей школе Миннауки Российской Федерации и в вузах и разработать соответствующую программу приватизации; б) провести инвентаризацию и оценку всех реальных и потенциальных объектов приватизации, определить очередность; в) установить соответствующие приватизационные квоты; г) выявить возможных частных и коллективных собственников подлежащего приватизации вузовского научно-технического потенциала, оценить их с точки зрения последствий приватизации, степени позитивного и негативного влияния на НИР вузов; д) провести пробную приватизацию с очевидностью пригодных для этой цели объектов вузовской науки.

На втором и третьем этапах (ориентировочно 1993 г. - вторая половина 1994 г.) на основе анализа первого опыта приватизации и установленных квот провести приватизацию очередной группы объектов вузовской науки. На данном этапе размер квот целесообразно установить в пределах 10% суммарной стоимости всех объектов вузовской науки.

На четвертом этапе (1995 г и далее) представляется целесообразным приватизировать до 1520 % объектов вузовской науки (по стоимости), считая эту квоту предельной величиной. Дальнейшее использование частной и акционерной собственности в сопряженной с деятельностью вузов сфере Должно осуществляться по линии создания частных организаций, предприятий и фирм, координирующих свою деятельность с вузовскими исследовательскими структурами в целях более полного использования научного потенциала вузов в производстве и усиления мотивации вузовских НИОКР

Частичное разгосударствление и приватизация в вузовской науке должны рассматриваться также в качестве одного из способов привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечивающих более эффективное использование вузовского научно-технического потенциала.

Государственно-общественное регулирование вузовских исследований

Государственно-общественное регулирование и поддержка научных, в том числе вузовских, исследований в период формирования рыночного хозяйства предполагают разработку новой государственной научно-технической политики, правовое обеспечение НИОКР, а также создание системы общественных и государственно-общественных регулирующих органов (и механизма их действия), стимулирующих развитие российской науки в соответствии с потребностями общества.

Данная концепция исходит из того принципиального положения, что к сфере новой государственной научно-технической политики, охватывающей и вузовский сектор науки, относятся следующие ее элементы.

1. Формирование приоритетных направлений развития науки и техники, включающих:

а) направления развития науки и техники, обеспечивающие ключевые внешнеэкономические и внешнеполитические (включая оборонные) интересы России в настоящем и будущем, являющиеся авангардными с общемировых позиций, служащие основой паритетного участия России в международном разделении труда в научно-технической сфере и качественного преобразования экономики;

б) направления науки, техники, обеспечивающие ключевые социальные интересы общества (медицина и здравоохранение, особенно противостояние массовым опасным заболеваниям, подготовка кадров по приоритетным направлениям НТП, экологическая наука и техника и ряд других);

в) направления фундаментальных исследований, как правило, безотносительно к области и достигнутому уровню; особые приоритеты здесь целесообразно устанавливать лишь в период кризисных состояний экономики.

2. Основные направления научно-технической деятельности предприятий, организаций и вузов государственного сектора народного хозяйства.

3. Разработка системы специальных хозяйственных мер, обеспечивающих развитие науки, научно-технический прогресс в народном хозяйстве и включающих:

а) разграничение нерыночных (неприбыльных) и рыночных областей НТП, выделение сети НИИ, КБ, вузов и предприятий в качестве объектов государственной научно-технической политики, предоставление всем НИИ, КБ, вузам и пред-

приятиям полной экономической (коммерческой) самостоятельности в сфере НТП;

б) функционирование органов управления НТП в стране в качестве государственно-хозяйственных органов с возложением на них задач: во-первых, измерения, оценки и организации прогнозирования глобальных направлений народнохозяйственных результатов развития науки и техники в стране (реализация данной задачи предполагает прежде всего создание системы индикаторов для анализа состояния и динамики развития науки и техники, в том числе в сфере вузовской науки); во-вторых, развития народнохозяйственного программирования науки и техники (разработка и финансирование общегосударственных программ и госзаказов в области НТП, бюджетное финансирование важнейших фундаментальных и прикладных исследований); в-третьих, государственного прямого и косвенного регулирования научно-технической сферы, включая рынок интеллектуального труда, продукции и научно-технических услуг (система льготных услуг, целевых субсидий, кредитов, налогов, методов амортизации и других мер для обеспечения развития НИОКР и НТП целом);

в) демонополизацию НИОКР в отношении тех НИИ, КБ, вузов, которые сосредоточили у себя подавляющую часть разработок в конкретных областях науки и техники;

г) содействие эффективной внешнеэкономической деятельности НИИ, КБ, вузов.

Концепция реформирования вузовского сектора науки предполагает активное участие ученых, вузов, Комитета по высшей школе в разработке правового обеспечения НИОКР, к основным направлениям которой относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) обязательный учет в системе законодательных актов, связанных с осуществлением экономической реформы, единства задач развития науки, НТП и экономики России в целом;

б) законодательное закрепление государственной научно-технической политики, включая особенности государственного правового регулирования вузовского сектора науки;

в) использование правовых средств для повышения престижа и качества труда научных, работников;

г) разработка нового правового статуса научно-исследовательских организаций и вузов, , устраняющего барьеры, которые разделяют науку на академическую, вузовскую, отраслевую;

д) разработка правового обеспечения и защиты результатов научно-технической творческой деятельности отдельных граждан;

е) правовое обеспечение организации и деятельности различных научных центров, межотраслевых научно-технических комплексов, научнопроизводственных объединений, ассоциаций, концернов, консорциумов, акционерных обществ в области НТП;

ж) правовое обеспечение управления государственными научно-техническими программами;

з) разработка правового статуса научного и научно-педагогического работника;

и) создание нового законодательства для эффективного международного сотрудничества в области науки и НТП, координации экспортноимпортной политики в данной области.

Концепция реформирования вузовского сектора науки предполагает резкое повышение роли общественно-научных организаций и механизмов в развитии научно-технического потенциала высшей школы. Система общественно-научного контроля (экспертизы) должна занять ведущее место в процессе выбора и реализации приоритетных направлений развития науки и техники, в разработке и реализации государственной научно-технической политики по отношению к вузовскому сектору науки.

Участие вузовского сектора науки в международном научно-техническом сотрудничестве

Концепция исходит из необходимости поэтапного вхождения вузовской науки в международное разделение труда в научно-технической сфере. Для этого на первом, подготовительном этапе, в условиях кризиса и стабилизации национальной экономики необходимо провести следующую подготовительную работу: а) создать базу данных лучших вузовских научно-технических разработок, конкурентоспособных на мировом рынке; б) увеличить и реформировать качественно собственный

научный, технический потенциал на базе расширения контактов с зарубежной высшей школой и научными центрами; в) вступить в деловые контакты и вести совместные с зарубежными партнерами разработки в тех областях, где степень готовности высока, но пока не может быть реализована на отечественной технической базе; г) подготовить взаимовыгодные национальные и международные правовые акты и договоры.

Второй этап - начало реальной интеграции вузовской науки в международную научно-техническую сферу Он предполагает решение трех основных задач: а) заключение межправительственных договоров и соглашений по конкретным программам развития фундаментальных и прикладных исследований; б) разработка форм и методов международного сотрудничества вузовских ученых в рамках специализированных национальных или международных научно-технических организаций, расширение кооперирования с целью объединения исследовательских усилий на взаимовыгодных долевых началах; переход к договорным или контрактным прямым международным связям между научными и вузовскими организациями;

в) разработка механизма предоставления участникам международного научно-технического сотрудничества вузов всех необходимых условий с определением их обязательств и ответственности.

Третий этап - прорыв, ускорение в развитии внешнеэкономической научной, технической деятельности вузов. Он предполагает: а) завершение отладки правового механизма, регулирующего международное научно-техническое сотрудничество российских НИИ и вузов; б) стабильное и широкомасштабное международное сотрудничество с вузами, организациями и фирмами зарубежных стран; в) окончательное преодоление отчуждения российских вузовских научных коллективов от зарубежной высшей школы, от рынков научно-технической продукции, стабильный и масштабный выход эффективной вузовской науки на международный уровень.

Tihonov A. N., Smirnov B. M., Suvorinov A. V.

REFORM OF UNIVERSITY SCIENCE SECTOR IN THE TRANSITION TO A

MARKET ECONOMY

The author proves PKTI reform of higher education from the standpoint of improving the efficiency of the scientific sector.

Keywords: high school, science sector, reform and modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.