УДК 378.635.5
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В. М. Нохрин, аспирант кафедры теории и истории государства и права Ин-
ститута государства и права Тюменского государственного университета
Рассмотрены вопросы преобразований в системе военноучебных заведений Российской Империи во второй половине XIX века и в современной России, общий ход реформ, а также изменение типов военно-учебных заведений. Особое внимание уделяется реформе военно-учебных заведений 70-80-х гг. XIX века.
Ключевые слова: система, военно-учебные заведения Российской Империи, реформа военного образования.
За последние 20 лет в сфере военного образования произошли значительные изменения, которые в основном были негативны. Назначение А. Э. Сердюкова на должность министра обороны РФ ознаменовало начало новой волны военных реформ, в том числе и в сфере военного образования. Из слов министра обороны ясно, что предстоящие изменения будут масштабными. Их завершение планируется к 2013 году. Приступать к данным реформам возможно только при наличии рациональной и обдуманной программы действий. При этом особое значение имеет отечественный опыт решения подобных задач. И здесь привлекают внимание реформы военного образования второй половины XIX века.
Так, в начале февраля 1862 года военный министр Д. А. Милютин в особой записке, составленной на имя главного начальника во-енно-учебных заведений великого князя Михаила Николаевича, в качестве причин необходимости проведения реформы военного образования указал, что: 1) подготовка офицеров для государства обходится слишком дорого; 2) уровень подготовки офицеров низкий; 3) допущено смешение общего и специального образования в рамках программ обучения и т.д.1 Удивительно, но в Постановлении Правительства РФ от 27 мая 2002 г. об утверждении федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», а также в научной литературе названы аналогичные причины необходимости реформирования современной системы военного образования2. Следовательно, изучение опыта решения данных проблем обладает практической ценностью.
Анализ имеющейся научной литературы показал, что на систему военно-учебных заведений Российской Империи обращали внимание многие исследователи, прежде всего таких специальностей, как история и педагогика. Среди авторов XIX века важно отметить Н. Н. Мельницкого, М. С. Лалаева, П. О. Бобровского, А. Н. Петрова, В. П. Коховского. На современном этапе система военно-учебных заведений Российской Империи- стала объектом изучения следующих ученых: В. Л. Корень, Н. А. Машкин, А. И. Каменев и т.д. Однако в работах последних нет четко выраженной связи результатов исторического исследования с настоящей реформой военного образования.
Вторая половина XIX века в Российской Империи ознаменована целым рядом реформ в различных сферах общества и государства, в том числе и в военной организации. По мнению О. Ю. Винниченко, толчком к реформированию явился внешнеполитический фактор, а именно - поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.)3.
Назначенный в 1861 году на пост военного министра, Д. А. Милютин совместно с главным начальником военно-учебных заведений Н. В. Исаковым осуществил масштабные преобразования в системе подготовки военнослужащих. Несмотря на то что система военно-учебных заведений была достаточно организованной, армия не получала высококвалифицированных специалистов. Помимо указанных Д. А. Милютиным в своей записке причин реформирования, выделялись и другие недостатки военного образования. С целью их устранения в 1862 году был учрежден особый комитет из представителей военного
министерства, военно-учебного ведомства и министерства народного просвещения, которому было поручено рассмотреть существующее устройство военно-учебных заведений, а также необходимость их преобразования4. Итогом работы комитета явился план реформирования военного образования; в части системы военно-учебных заведений его основные положения заключались в следующем:
1) разграничить общее и специальное образование путем преобразования специальных классов кадетских корпусов в военные училища, общих - в военные гимназии;
2) создать сеть юнкерских училищ при военных округах;
3) закрыть определенные военно-учебные заведения.
Для выработки мер и способов осуществления плана реформы при Главном управлении военно-учебных заведений была учреждена организационная комиссия под председательством Н. В. Исакова. Претворение в жизнь замыслов членов особого комитета имело последовательный характер, т.е. внутреннее устройство военно-учебных заведений изменялось от одного к другому. В. П. Кохов-ский отмечал, что такой путь был выгоден, поскольку можно было воспользоваться опытом, полученным в результате предыдущих преобразований военно-учебных заведений5. Считаем, что современная реформа системы военно-учебных заведений по примеру реформы 70-80-хгг. XIX века также должна иметь последовательный характер. Кроме того, историческим образцом могут послужить организационные структуры проведения преобразований.
Отличительной чертой реформы являлось то, что она осуществлялась при активном участии самих военно-учебных заведений. Последним предоставлялось право обсуждения вопросов преобразования и выбора рациональных путей, мероприятий его осуществления. Тем не менее Главное управление воен-но-учебных заведений достаточно четко контролировало процесс реформирования и требовало от военно-учебных заведений письменных отчетов.
В военных академиях произошли не столь существенные перемены, как в других военно-учебных заведениях. В частности, были изменены: а) порядок приема офицеров в академии; б) академические курсы, учебные программы; в) сроки обучения. Число высших
военно-учебных заведений было увеличено за счет Военно-юридической академии, которая была образована в 1867 году из трех старших классов аудиторского училища и Морской академии, открытой в 1877 году на основе академического курса Морского училища.
Как указывалось выше, на заседаниях особого комитета пришли к выводу о необходимости разграничения специального и общего образования, что являлось, по сути, решением о реорганизации кадетских корпусов и их частичном упразднении. В 1863 году путем объединения специальных классов ряда кадетских корпусов были образованы три военных училища: 1-е Павловское, 2-е Константи-новское, 3-е Александровское6. В дальнейшем в системе военно-учебных заведений появилось Николаевское кавалерийское училище. В следующем году 1-й и 2-й Кадетские корпуса были преобразованы соответственно в 1-ю и 2-ю Петербургские военные гимназии, 1-й и 2-й Московские корпуса - в 1-ю и 2-ю Московские военные гимназии, Орловский - в Орловскую Бахтина военную гимназию, Тульский - в Тульскую Александровскую военную гимназию. В 1865 году прошла новая волна преобразований кадетских корпусов в военные гимназии. Так, в соответствии с императорским указом были реорганизованы Петровско-Полтавский, Владимирско-Киевский, Полоцкий, Михайловско-Воронежский, Новгородский графа Аракчеева7. Затем была проведена реформа в отношении остальных кадетских корпусов: Сибирского и Оренбург-ского-Неплюевского. Последний был разделен на два учебных заведения: военную гимназию и училище.
Пажеский корпус остался в прежней форме - как единое военно-учебное заведение, но общие классы были максимально приближены к военной гимназии, а специальные - к военному училищу. Аналогично был сохранен Финляндский кадетский корпус, с одним приготовительным, тремя общими и тремя специальными классами. Данный корпус руководствовался отдельным правовым актом (Положением), высочайше утвержденным в 1865 году и имел особое устройство.
В результате реформы военного образования в системе военно-учебных заведений появились юнкерские училища, которые учреждались по распоряжению военного министра с целью доставления юнкерам, вольноопределяющимся и урядникам научного и строевого образования8. Военные училища,
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
как и существовавшие до реформы кадетские корпуса, в определенной степени обеспечивали офицерами гвардию и специальные роды войск, тогда как в армии выпускники данных заведений составляли меньшинство. Значительная часть (около двух третьих) офицеров производилась из числа вольноопределяющихся. Для решения проблем подготовки этой части офицерских кадров и были учреждены привойсковые учебные заведения, в частности юнкерские школы. К 1863 году данные школы пришли в упадок. Отправной точкой для восстановления сети привойсковых военноучебных заведений послужило преобразование кадетских корпусов. В результате их реорганизации в казне образовались остаточные суммы, которые и были потрачены на учреждение юнкерских училищ. Оставалось решить еще один важный вопрос, касающийся судьбы юнкерских училищ в случае передвижения воинских корпусов и дивизий. Поскольку данные военно-учебные заведения находились при штабах или главных квартирах армий (дивизий), т.е. были тесно связаны с конкретным воинским подразделением, то смена его местоположения неизбежно влекла бы за собой упразднение соответствующих училищ. Выходу из данной затруднительной ситуации способствовала созданная в ходе военной реформы окружная система. Так, согласно п. 2 Положения о юнкерских училищах последние должны были учреждаться при военноокружных штабах и «в других пунктах, по мере надобности»9. Всего в период с 1864-1874 гг. были учреждены 17 юнкерских училищ: 12 пехотных, 2 кавалерийских и 3 казачьих.
Создание профессиональной армии в современной России порождает проблему подготовки контрактников к военной службе. Аналогичная ситуация складывалась с вольноопределяющимися в Российской Империи. И здесь интересен опыт юнкерских училищ.
К 1866 году не реформированными оставались училища военного ведомства, состояние которых на тот момент было неудовлетворительным и требовало переустройства. Для этого при главном управлении военноучебных заведений была организована особая комиссия, результаты работы которой привели к преобразованию данных училищ в военные начальные школы. Предпринятые меры носили временный характер, впоследствии данные школы были преобразованы в военные прогимназии. Согласно ст. 1 Положения
о военных прогимназиях последние «имеют целью доставить общее элементарное образование и воспитание сыновьям офицеров и чиновников военного ведомства и вместе с тем служат подготовительными заведениями для юнкерских училищ»10.
Таким образом, в результате реформы военного образования в системе военноучебных заведений сложились две подсистемы подготовки офицерских кадров:
1) военные училища и гимназии;
2) юнкерские училища и военные прогимназии.
Среди вышеперечисленных военно-учебных заведений можно выделить две категории:
1) подготовительные: военные гимназии и прогимназии;
2) специальные: военные и юнкерские училища.
Проведенная в 60-70-х гг. XIX века реформа военного образования была масштабной, преобразования прошли во всех, имевшихся в то время военно-учебных заведениях, и их система приобрела совершенно иной облик. У современников эта реформа вызвала неоднозначную реакцию. Изначально, как отмечает П. А. Зайончковский, в вопросе о преобразовании кадетских корпусов, например, прослеживались две позиции: либеральная, настаивавшая на уничтожении кадетских корпусов и всей системы общеобразовательных военно-учебных заведений, и реакционная, считавшая необходимым сохранить кадетские корпуса в прежнем виде11. Так или иначе, в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. военная реформа Д. А. Милютина, в том числе военного образования, показала положительные результаты.
С воцарением Александра III произошла смена военного руководства в стране. На пост военного министра был назначен П. С. Ван-новский, а главным начальником военноучебных заведений стал Н. А. Махотин, и в истории военного образования началась новая эпоха преобразований. В большей степени эти изменения имели реакционный характер. Еще в 1862 году, будучи членом особого комитета по вопросу реформирования военно-учебных заведений, П. С. Ванновский придерживался консервативных взглядов и выступал за сохранение кадетских корпусов. В 1882 году был одобрен план преобразования военноучебных заведений, имевший следующие положения:
1) военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, деление в которых на группы по возрастам и классам было заменено делением на роты;
2) военные прогимназии, за исключением двух, подлежали упразднению. Оставшиеся военные прогимназии получили наименование военных школ.
Таким образом, в системе военно-учебных заведений кадетские корпуса были восстановлены. Но, как отмечает Р. В. Сапрыкин, это не было возвратом к военно-учебным заведениям времен Николая I. Кроме того, автор утверждает, что последующий за милютинскими реформами период характеризуется активным развитием системы военно-учебных заведений12. Действительно, в течение этих десятилетий преобразования и изменения в системе во-енно-учебных заведений не прекращались. Назначенный после отставки П. С. Ванновского на должность военного министра А. Н. Куро-паткин начал реформу юнкерских училищ, последующий военный министр А. Ф. Редигер ее завершил. Однако преобразования не всегда носили прогрессивный характер.
1 Столетие военного министерства 1802-1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Т. X. Ч. 3. СПб., 1914. С. 188-195.
2 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ. 2002. № 23. Ст. 2163.
3 Винниченко О. Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития. Тюмень, 2007. С. 134.
4 Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. 2. СПб., 1880. С. 121.
5 Коховский В. П. Реформа военно-учебных заведений: ее причины, способ осуществления и результаты (1862—
1869 г.) // Педагогический сборник. 1869. № 3. С. 191.
6 2-е ПСЗ. Т. XXXIX. № 40877.
7 2-е ПСЗ. Т. ХЬ. №42041.
8 2-е ПСЗ. Т. Х1Ж №45612.
9 2-е ПСЗ. Т. ХЫИ. № 45612.
10 2-е ПСЗ. Т. ХЫУ. № 46986.
11 Зайончковский П. А. Военные реформы 1860—
1870 годов в России. М., 1952. С. 227.
12 Сапрыкин Р. В. Развитие системы военно-учебных заведений в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Проблемы истории российской цивилизации: сб. науч. статей. Саратов, 2007. Вып. 3. С. 97, 102.
Статья поступила в редакцию 21 марта 2011 г.