Научная статья на тему 'Реформирование системы военно-учебных заведении России: история и современность'

Реформирование системы военно-учебных заведении России: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1149
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / РЕФОРМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM / MILITARY TRAINING INSTITUTIONS IN RUSSIAN EMPIRE / REFORM OF MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нохрин Владимир Михайлович

Рассмотрены вопросы преобразований в системе военно-учебных заведений Российской Империи во второй половине XIX века и в современной России, общий ход реформ, а также изменение типов военно-учебных заведений. Особое внимание уделяется реформе военно-учебных заведений 70-80-х гг. XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нохрин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of the system of Russian military training institutions: history and the present

The author analyses issues of reorganizations of military training institutions in Russian Empire in the second half of the 19th century and in modern Russia. He also analyses the general pace of reforms as well as change of types of military training institutions. The special attention the author pays to reforming the military training institutions in 70-80s of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы военно-учебных заведении России: история и современность»

УДК 378.635.5

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В. М. Нохрин, аспирант кафедры теории и истории государства и права Ин-

ститута государства и права Тюменского государственного университета

Рассмотрены вопросы преобразований в системе военноучебных заведений Российской Империи во второй половине XIX века и в современной России, общий ход реформ, а также изменение типов военно-учебных заведений. Особое внимание уделяется реформе военно-учебных заведений 70-80-х гг. XIX века.

Ключевые слова: система, военно-учебные заведения Российской Империи, реформа военного образования.

За последние 20 лет в сфере военного образования произошли значительные изменения, которые в основном были негативны. Назначение А. Э. Сердюкова на должность министра обороны РФ ознаменовало начало новой волны военных реформ, в том числе и в сфере военного образования. Из слов министра обороны ясно, что предстоящие изменения будут масштабными. Их завершение планируется к 2013 году. Приступать к данным реформам возможно только при наличии рациональной и обдуманной программы действий. При этом особое значение имеет отечественный опыт решения подобных задач. И здесь привлекают внимание реформы военного образования второй половины XIX века.

Так, в начале февраля 1862 года военный министр Д. А. Милютин в особой записке, составленной на имя главного начальника во-енно-учебных заведений великого князя Михаила Николаевича, в качестве причин необходимости проведения реформы военного образования указал, что: 1) подготовка офицеров для государства обходится слишком дорого; 2) уровень подготовки офицеров низкий; 3) допущено смешение общего и специального образования в рамках программ обучения и т.д.1 Удивительно, но в Постановлении Правительства РФ от 27 мая 2002 г. об утверждении федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», а также в научной литературе названы аналогичные причины необходимости реформирования современной системы военного образования2. Следовательно, изучение опыта решения данных проблем обладает практической ценностью.

Анализ имеющейся научной литературы показал, что на систему военно-учебных заведений Российской Империи обращали внимание многие исследователи, прежде всего таких специальностей, как история и педагогика. Среди авторов XIX века важно отметить Н. Н. Мельницкого, М. С. Лалаева, П. О. Бобровского, А. Н. Петрова, В. П. Коховского. На современном этапе система военно-учебных заведений Российской Империи- стала объектом изучения следующих ученых: В. Л. Корень, Н. А. Машкин, А. И. Каменев и т.д. Однако в работах последних нет четко выраженной связи результатов исторического исследования с настоящей реформой военного образования.

Вторая половина XIX века в Российской Империи ознаменована целым рядом реформ в различных сферах общества и государства, в том числе и в военной организации. По мнению О. Ю. Винниченко, толчком к реформированию явился внешнеполитический фактор, а именно - поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.)3.

Назначенный в 1861 году на пост военного министра, Д. А. Милютин совместно с главным начальником военно-учебных заведений Н. В. Исаковым осуществил масштабные преобразования в системе подготовки военнослужащих. Несмотря на то что система военно-учебных заведений была достаточно организованной, армия не получала высококвалифицированных специалистов. Помимо указанных Д. А. Милютиным в своей записке причин реформирования, выделялись и другие недостатки военного образования. С целью их устранения в 1862 году был учрежден особый комитет из представителей военного

министерства, военно-учебного ведомства и министерства народного просвещения, которому было поручено рассмотреть существующее устройство военно-учебных заведений, а также необходимость их преобразования4. Итогом работы комитета явился план реформирования военного образования; в части системы военно-учебных заведений его основные положения заключались в следующем:

1) разграничить общее и специальное образование путем преобразования специальных классов кадетских корпусов в военные училища, общих - в военные гимназии;

2) создать сеть юнкерских училищ при военных округах;

3) закрыть определенные военно-учебные заведения.

Для выработки мер и способов осуществления плана реформы при Главном управлении военно-учебных заведений была учреждена организационная комиссия под председательством Н. В. Исакова. Претворение в жизнь замыслов членов особого комитета имело последовательный характер, т.е. внутреннее устройство военно-учебных заведений изменялось от одного к другому. В. П. Кохов-ский отмечал, что такой путь был выгоден, поскольку можно было воспользоваться опытом, полученным в результате предыдущих преобразований военно-учебных заведений5. Считаем, что современная реформа системы военно-учебных заведений по примеру реформы 70-80-хгг. XIX века также должна иметь последовательный характер. Кроме того, историческим образцом могут послужить организационные структуры проведения преобразований.

Отличительной чертой реформы являлось то, что она осуществлялась при активном участии самих военно-учебных заведений. Последним предоставлялось право обсуждения вопросов преобразования и выбора рациональных путей, мероприятий его осуществления. Тем не менее Главное управление воен-но-учебных заведений достаточно четко контролировало процесс реформирования и требовало от военно-учебных заведений письменных отчетов.

В военных академиях произошли не столь существенные перемены, как в других военно-учебных заведениях. В частности, были изменены: а) порядок приема офицеров в академии; б) академические курсы, учебные программы; в) сроки обучения. Число высших

военно-учебных заведений было увеличено за счет Военно-юридической академии, которая была образована в 1867 году из трех старших классов аудиторского училища и Морской академии, открытой в 1877 году на основе академического курса Морского училища.

Как указывалось выше, на заседаниях особого комитета пришли к выводу о необходимости разграничения специального и общего образования, что являлось, по сути, решением о реорганизации кадетских корпусов и их частичном упразднении. В 1863 году путем объединения специальных классов ряда кадетских корпусов были образованы три военных училища: 1-е Павловское, 2-е Константи-новское, 3-е Александровское6. В дальнейшем в системе военно-учебных заведений появилось Николаевское кавалерийское училище. В следующем году 1-й и 2-й Кадетские корпуса были преобразованы соответственно в 1-ю и 2-ю Петербургские военные гимназии, 1-й и 2-й Московские корпуса - в 1-ю и 2-ю Московские военные гимназии, Орловский - в Орловскую Бахтина военную гимназию, Тульский - в Тульскую Александровскую военную гимназию. В 1865 году прошла новая волна преобразований кадетских корпусов в военные гимназии. Так, в соответствии с императорским указом были реорганизованы Петровско-Полтавский, Владимирско-Киевский, Полоцкий, Михайловско-Воронежский, Новгородский графа Аракчеева7. Затем была проведена реформа в отношении остальных кадетских корпусов: Сибирского и Оренбург-ского-Неплюевского. Последний был разделен на два учебных заведения: военную гимназию и училище.

Пажеский корпус остался в прежней форме - как единое военно-учебное заведение, но общие классы были максимально приближены к военной гимназии, а специальные - к военному училищу. Аналогично был сохранен Финляндский кадетский корпус, с одним приготовительным, тремя общими и тремя специальными классами. Данный корпус руководствовался отдельным правовым актом (Положением), высочайше утвержденным в 1865 году и имел особое устройство.

В результате реформы военного образования в системе военно-учебных заведений появились юнкерские училища, которые учреждались по распоряжению военного министра с целью доставления юнкерам, вольноопределяющимся и урядникам научного и строевого образования8. Военные училища,

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

как и существовавшие до реформы кадетские корпуса, в определенной степени обеспечивали офицерами гвардию и специальные роды войск, тогда как в армии выпускники данных заведений составляли меньшинство. Значительная часть (около двух третьих) офицеров производилась из числа вольноопределяющихся. Для решения проблем подготовки этой части офицерских кадров и были учреждены привойсковые учебные заведения, в частности юнкерские школы. К 1863 году данные школы пришли в упадок. Отправной точкой для восстановления сети привойсковых военноучебных заведений послужило преобразование кадетских корпусов. В результате их реорганизации в казне образовались остаточные суммы, которые и были потрачены на учреждение юнкерских училищ. Оставалось решить еще один важный вопрос, касающийся судьбы юнкерских училищ в случае передвижения воинских корпусов и дивизий. Поскольку данные военно-учебные заведения находились при штабах или главных квартирах армий (дивизий), т.е. были тесно связаны с конкретным воинским подразделением, то смена его местоположения неизбежно влекла бы за собой упразднение соответствующих училищ. Выходу из данной затруднительной ситуации способствовала созданная в ходе военной реформы окружная система. Так, согласно п. 2 Положения о юнкерских училищах последние должны были учреждаться при военноокружных штабах и «в других пунктах, по мере надобности»9. Всего в период с 1864-1874 гг. были учреждены 17 юнкерских училищ: 12 пехотных, 2 кавалерийских и 3 казачьих.

Создание профессиональной армии в современной России порождает проблему подготовки контрактников к военной службе. Аналогичная ситуация складывалась с вольноопределяющимися в Российской Империи. И здесь интересен опыт юнкерских училищ.

К 1866 году не реформированными оставались училища военного ведомства, состояние которых на тот момент было неудовлетворительным и требовало переустройства. Для этого при главном управлении военноучебных заведений была организована особая комиссия, результаты работы которой привели к преобразованию данных училищ в военные начальные школы. Предпринятые меры носили временный характер, впоследствии данные школы были преобразованы в военные прогимназии. Согласно ст. 1 Положения

о военных прогимназиях последние «имеют целью доставить общее элементарное образование и воспитание сыновьям офицеров и чиновников военного ведомства и вместе с тем служат подготовительными заведениями для юнкерских училищ»10.

Таким образом, в результате реформы военного образования в системе военноучебных заведений сложились две подсистемы подготовки офицерских кадров:

1) военные училища и гимназии;

2) юнкерские училища и военные прогимназии.

Среди вышеперечисленных военно-учебных заведений можно выделить две категории:

1) подготовительные: военные гимназии и прогимназии;

2) специальные: военные и юнкерские училища.

Проведенная в 60-70-х гг. XIX века реформа военного образования была масштабной, преобразования прошли во всех, имевшихся в то время военно-учебных заведениях, и их система приобрела совершенно иной облик. У современников эта реформа вызвала неоднозначную реакцию. Изначально, как отмечает П. А. Зайончковский, в вопросе о преобразовании кадетских корпусов, например, прослеживались две позиции: либеральная, настаивавшая на уничтожении кадетских корпусов и всей системы общеобразовательных военно-учебных заведений, и реакционная, считавшая необходимым сохранить кадетские корпуса в прежнем виде11. Так или иначе, в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. военная реформа Д. А. Милютина, в том числе военного образования, показала положительные результаты.

С воцарением Александра III произошла смена военного руководства в стране. На пост военного министра был назначен П. С. Ван-новский, а главным начальником военноучебных заведений стал Н. А. Махотин, и в истории военного образования началась новая эпоха преобразований. В большей степени эти изменения имели реакционный характер. Еще в 1862 году, будучи членом особого комитета по вопросу реформирования военно-учебных заведений, П. С. Ванновский придерживался консервативных взглядов и выступал за сохранение кадетских корпусов. В 1882 году был одобрен план преобразования военноучебных заведений, имевший следующие положения:

1) военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, деление в которых на группы по возрастам и классам было заменено делением на роты;

2) военные прогимназии, за исключением двух, подлежали упразднению. Оставшиеся военные прогимназии получили наименование военных школ.

Таким образом, в системе военно-учебных заведений кадетские корпуса были восстановлены. Но, как отмечает Р. В. Сапрыкин, это не было возвратом к военно-учебным заведениям времен Николая I. Кроме того, автор утверждает, что последующий за милютинскими реформами период характеризуется активным развитием системы военно-учебных заведений12. Действительно, в течение этих десятилетий преобразования и изменения в системе во-енно-учебных заведений не прекращались. Назначенный после отставки П. С. Ванновского на должность военного министра А. Н. Куро-паткин начал реформу юнкерских училищ, последующий военный министр А. Ф. Редигер ее завершил. Однако преобразования не всегда носили прогрессивный характер.

1 Столетие военного министерства 1802-1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Т. X. Ч. 3. СПб., 1914. С. 188-195.

2 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ. 2002. № 23. Ст. 2163.

3 Винниченко О. Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития. Тюмень, 2007. С. 134.

4 Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. 2. СПб., 1880. С. 121.

5 Коховский В. П. Реформа военно-учебных заведений: ее причины, способ осуществления и результаты (1862—

1869 г.) // Педагогический сборник. 1869. № 3. С. 191.

6 2-е ПСЗ. Т. XXXIX. № 40877.

7 2-е ПСЗ. Т. ХЬ. №42041.

8 2-е ПСЗ. Т. Х1Ж №45612.

9 2-е ПСЗ. Т. ХЫИ. № 45612.

10 2-е ПСЗ. Т. ХЫУ. № 46986.

11 Зайончковский П. А. Военные реформы 1860—

1870 годов в России. М., 1952. С. 227.

12 Сапрыкин Р. В. Развитие системы военно-учебных заведений в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Проблемы истории российской цивилизации: сб. науч. статей. Саратов, 2007. Вып. 3. С. 97, 102.

Статья поступила в редакцию 21 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.