Научная статья на тему 'Реформирование системы платежей за пользование природными ресурсами: региональный аспект'

Реформирование системы платежей за пользование природными ресурсами: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинский К.О.

В статье рассматриваются вопросы реформирования системы платежей за пользования природными ресурсами, даны основные показатели поступления доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в 2000-2007 гг. в консолидированный бюджет Краснодарского края. В заключении статьи определены основные направления совершенствования существующей системы налогообложения природных ресурсов, как на макро-, так и на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы платежей за пользование природными ресурсами: региональный аспект»

СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

к. о. литвинский,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

Кубанский государственный университет

начало 2006 г. составляли 96 месторождений с суммарными извлекаемыми запасами нефти категории А+В+С1 в количестве 38426,4 тыс. т, категории С2 — 13061 тыс. т, категории С3 — 57119 тыс. т, природного газа (табл. 1), мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли. Краснодарский край является старейшим нефтедобывающим регионом России — добыча нефти начата с 1864 г.

На территории Краснодарского края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод. Среди природных ресурсов региона важное место занимает лес, который является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет более 1,8 млн га. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые леса занимают, соответственно, 50 и 20 % от площади всех лесов.

Таблица 1

Распределение месторождений нефти и газа по основным хозяйствующим субъектам на 01.01.2006

В современных условиях формирования эффективной системы государственного управления природными ресурсами, важнейшим компонентом экономического механизма природопользования становится система платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Как известно, платежи за пользование природными ресурсами входят в пятерку бюджетообразующих налогов в целом по России. Многочисленные перемены, наблюдаемые с начала 1990-х гг., привели к уменьшению роли государственного контроля на всех уровнях управления. Данный процесс реформирования можно охарактеризовать расплывчатостью полномочий государственных структур различного уровня, ответственных за контроль и использование природных ресурсов.

Краснодарский край богат природными ресурсами и характеризуется наличием более 60 видов полезных ископаемых. Среди наиболее важных ресурсов для экономики региона можно выделить большие запасы нефти, которые по состоянию на

Хозяйствующие субъекты

ТЬп месторождения Итого ОАО «Роснефть-Краснодарне-фтегаз» ОАО «Нефте-битум» ООО «Кубань-газпром» «Краснодар-недра» ОАО «Роснефть-Краснодар-нефтегаз» ООО «Кубань-газпром»

Нефтяное 59 30 15 - 13 1 -

Газонефтяное 26 19 3 - 1 2 1

Нефтегазовое 1 - - 1 - - -

Газовое 38 5 - 18 5 6 4

Газоконденсатное 24 5 - 16 1 - 2

Нефтегазоконденсатное 8 2 - 5 1 - -

Всего по региону 156 61 18 40 21 9 7

Источник: Таблица составлена автором по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрнадзор). Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю.

Существующая система управления природными ресурсами и природоохранной деятельностью играет важную роль в экономике Краснодарского края и России в целом. В экономике края именно природные ресурсы играют гораздо большую роль, по сравнению с другими регионами Южного федерального округа. Однако существующая система управления природными ресурсами, в том числе и эффективное обеспечение платности природопользования не позволяет решать вопросы обеспечения экологически и экономически устойчивого развития региона. Наличие столь обширных природных ресурсов требует формирования эффективной системы управления и налогообложения как на федеральном, так и на местных уровнях.

На современном этапе становления эффективной структуры управления природными ресурсами все больше внимания уделяется проблемам реформирования регулярных платежей, доходов от налогов и сборов за пользование природными ресурсами. Следует отметить, что трудности формирования эффективной системы налогообложения, связанной с природопользованием, обусловлены, прежде всего, спецификой данной системы, связанной внутренним единством триады «использование—охрана—воспроизводство» природных ресурсов. Как известно, природные ресурсы это государственная собственность и, как следствие, плата за их использование, по своей экономической сути, аналогичны платежам за использование государственных ресурсов. Кроме этого, следует отметить, что немаловажной спецификой данных платежей является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты обязаны обеспечивать рациональное и эффективное использование природных ресурсов. В отличие от налогов, которые облагают результат экономической деятельности, платежи за пользование природными ресурсами могут обеспечивать до 100 % рентного дохода, т. е. формирования сверхприбыли хозяйствующих субъектов, использующих природные ресурсы, возникающего в следствие единоличного использования ограниченного природного ресурса.

В Краснодарском крае имеются десятки эксплуатируемых газонефтеносных месторождений, которые находятся на грани банкротства в виду несовершенства существующей налоговой системы и сложных геологических условий. В то же время оценка используемых месторождений по геологическим ресурсам требует уточнения. Кроме этого, существует необходимость переоценки

запасов нефти на основе новейшей концепции формирования терригенных осадков, что позволит выяснить объективную картину эффективности месторождений, провести их классификацию и перевести часть из них в федеральный перечень закона «Соглашения о разделе продукции». Такой подход позволит снизить налоговые отчисления на малорентабельных месторождениях. При этом объем налоговых отчислений в краевой бюджет можно значительно увеличить.

Основные правовые документы, регулирующие вопросы недропользования на территории Краснодарского края, содержат правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов края и его населения, экономическую безопасность, а также права пользователей недр, регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр Краснодарского края, акваторий Черного и Азовского морей, а также с использованием отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соленых озер, лиманов и заливов морей. Кроме этого, нормативно-правовое поле недропользования определяет условия и порядок предоставления лицензий, порядок проведения конкурса и перечень конкурсной документации, содержание лицензии, сроки ее действия, размеры и порядок внесения платежей за получение права пользования недрами и регламентируют вопросы оплаты пользования недрами.

Следует отметить, что платежи за пользование природными ресурсами, направлены на изъятие природной ренты, являющейся частью прибавочного продукта, создаваемого непосредственными производителями в сельском и лесном хозяйстве, добывающей промышленности и других отраслях, связанных с первичной переработкой природных ресурсов, эксплуатацией природных объектов, и присваиваемого владельцем этих природных ресурсов. Исходя из этого, можно констатировать, что формирование системы налогообложения природопользования оказывает непосредственное влияние как на формирование доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов, так и на деятельность хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков.

Как показывает анализ многочисленных литературных источников, существует много подходов к экономической трактовке и оценке природных

ресурсов. В первой половине ХХ в. в научно-практической литературе широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Многие ученые апеллировали тем, что природные блага не являются объектами купли-продажи, и следовательно, методологически неверно их оценивать, а введение института оценки природных ресурсов в отечественную хозяйственную практику будет замедлять темпы роста добычи и использования природных ресурсов. Однако историческое развитие экономической системы показало полное несоответствие данного подхода о «бесплатности» природных ресурсов современных реалиям.

Как показывает опыт государственного управления природными ресурсами многих странах с ресурсоориентированной экономической системой, принявших основные принципы устойчивого развития, именно экологическим вопросам, в том числе и вопросам рационального использования природных ресурсов, уделяется особое внимание. В данных странах наблюдается практически полная самостоятельность и самодостаточность (материальная, финансовая, организационная и пр.) обеспечения работы государственных органов власти, занимающихся вопросами природоохранной деятельности.

Краснодарский край к сожалению, имеет противоположную ситуацию, когда наименее защищенными структурами являются именно ведомства «ресурсного блока». Одним из ярких примеров этого служит соотношение доходов и расходов бюджета, когда доходы (платежи за пользование природными ресурсами) превышают расходы (воспроизводство и обеспечение рационального использования природных ресурсов) примерно в 40 раз. Существование данной неуравновешенности доходов и расходов стимулирует хозяйствующих субъектов к нерациональному природопользованию и, в конечном итоге, приведет к практически полному количественному и качественному истощению природных ресурсов.

Очевидно, что существующая экономико-правовая политика последних десятилетий привела к минимизации эффективности использования природных ресурсов, т. е. к нерациональному их использованию. Поэтому такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты всех уровней. Кроме этого, на современном этапе развития природохозяйс-твенной деятельности в России, многие ученые и эксперты констатируют низкую эффективность

государственного администрирования природоохранной деятельности. Платежи, прямо либо косвенно связанные с использованием природных ресурсов, обеспечивают более 60 % поступлений в государственный бюджет. Однако расходная часть государственного бюджета, направляемая на воспроизводство и обеспечение рационального использования природных ресурсов, в том числе и научные исследования по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, составляет менее 2 % расходной части бюджета, без учета субвенций субъектам РФ на цели управления природными ресурсами и охраны природы.

Поступающие платежи, в том числе и налоги, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Как известно, платежи за пользование природными ресурсами это основной блок доходов федерального бюджета от использования природных ресурсов, в среднем этот показатель за последние года составляет от 7 до 12 % от общих доходов федерального бюджета. В последнее время в структуре доходов федерального бюджета в части статей от использования природных ресурсов наблюдаются существенные изменения, связанные с увеличением роли налога на добычу полезных ископаемых, уменьшение платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и кардинального изменения поступлений за счет земельного налога. Краснодарский край, как неотъемлемая часть России, также подвержен изменениям доли платежей в общем объеме доходов регионального бюджета.

На территории Краснодарского края осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, более чем 14 тыс. промышленных, строительных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей природной среды. В крае более 2 100 недропользователей, 1 559 водопользователей, около 100 лесопользователей. В соответствии с существующим законодательством, в том числе и региональным, все хозяйствующие субъекты — природопользова-тели, отчисляющие платежи в бюджеты различных уровней, сгруппированы по следующим основным видам экономической деятельности:

— добыча полезных ископаемых;

— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

— обрабатывающие производства;

— транспорт и связь;

— предоставление коммунальных, социальных и

персональных услуг.

Следует отметить, что современный процесс реформирования комплекса законодательных и иных нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны окружающей среды одним из приоритетных направлений предусматривает как определение приоритетов эколого-ресурсной политики края, так и формирование эффективной системы распределения и использования доходов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Однако, налоговые платежи за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной среды вносят заметный вклад в пополнение доходной части регионального бюджета. Структура поступлений доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Краснодарского края представлена в табл. 2.

По мнению автора, реорганизация структуры бюджетов всех уровней, связанная с постепенным увеличением доли платежей за природные ресурсы, является важнейшей составляющей реформирования всей налоговой системы России. Данный процесс позволит обеспечить максимизацию уровня

финансирования мероприятий, направленных на воспроизводство и охрану природных ресурсов, обеспечение рационального их использования, научные исследования в данной области и т. п. Исходя из данных табл. 2 видно, что данная реорганизация платежей оказывает непосредственное влияние на различные виды статей доходов (платежей). Целями процесса реорганизации платежей на региональном уровне являются: повышение эффективности мер, принимаемых налоговыми органами и хозяйствующими субъектами — при-родопользователями по обеспечению полного и своевременного поступления платежей в бюджеты всех уровней; определение особенностей формирования налоговой базы при исчислении и уплате платежей за пользование природными ресурсами; определение законности и обоснованности предоставления льгот, рассрочек и отсрочек платежей за пользование природными ресурсами.

Существующие проблемы совершенствования нормативно-правовой базы природопользования и охраны окружающей природной среды в регионе продиктованы как требованиями совершенствования управления природными ресурсами на макроуровне, так и современными социально-экономическими преобразованиями на мезоуровне, сопровождаемых повышением роли платежей за

Таблица 2

Поступление доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в 2000 — 2007 гг. в консолидированный бюджет Краснодарского края (тыс. руб.)

Вид дохода Отчет по годам План на 2007

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Платежи за пользование недрами* 220 787 599 818 61 329 3 627 5 595 1 966 2 611 2 700

Платежи при пользовании недрами - - - - 3 404 4 409 4 878 5 500

Налог на добычу полезных ископаемых - - 300 009 340 264 556 647 331 164 450 354 449 740

Сборы за пользование объектами животного мира - - - - 404 817 425 228 457 317 485 169

Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий** 19 858 22 281 34 865 45 093 38 676 75 454 87 785 89 000

Плата за пользование водными объектами 21 084 31 725 221 691 325 904 - - - -

Водный налог - - - - 352171 - - -

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов - 108236 125 358 153 404 - - - -

Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - 3 045 6 647 6 622 - - - -

ИТОГО 261 729 765 105 749 899 874 914 1 361 310 838 221 1 002 945 1 023 909

* с 2002 г. — в части сумм, зачисляемым по расчетам за 2001 г., и погашения задолженности прошлых лет;

** в 2003 г. — в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, с 2004 г. — в части, превышающей

минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Источник: таблица составлена автором на основе данных, предоставленных Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края.

пользование природными ресурсами в доходной части бюджетов, вне зависимости от их уровня. Кроме этого, в регионе совершенствуются существующие механизмы охраны окружающей природной среды, включающие в себя методы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

На фоне реформирования отечественной экономической системы можно констатировать, что инвестиционная политика Краснодарского края в области природопользования формируется, основываясь как на государственном финансировании, так и на средствах хозяйствующих субъектов-при-родопользователей. Отдельно выделяется часть инвестиций, которая реализуется посредством федеральных и региональных программ воспроизводства, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. Кроме данных источников, отдельным пунктом выделяется внебюджетное инвестирование от различных внебюджетных фондов, коммерческих банков, зарубежных и/или международных финансовых организаций и т. д.

В связи с тем, что в Краснодарском крае как и во многих других регионах России, одной из первостепенных экологических проблем является загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, реорганизация системы платежей направлена на решение и данной проблемы. Ежегодно в крае образуется более 1 млн т (6 млн м3) твердых отходов, и в настоящее время их накоплено около 10 млн т. Свалки твердых бытовых отходов (их более 700) занимают более 2 тыс. га земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, не отвечают нормативным экологическим и санитарным требованиям, являются источником опасных веществ, отравляющих биосферу. Особенно актуальными, в свете современных социально-экономических преобразований, являются проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов на морском побережье.

Не менее острой является проблема загрязнения окружающей среды сточными водами промышленных предприятий и коммунального хозяйства. Из более чем 180 существующих комплексов очистных сооружений более трети (64,6 %) не обеспечивают очистку до предельно допустимого уровня. Доля загрязненных стоков, поступивших на очистку и очищенных до нормативного уровня, составляет всего лишь 46 %, недостаточно очищенных — 54 %. Проблема сброса загрязняющих веществ особенно актуальна в связи с состоянием экосистем Черного и Азовского морей, которые за

последние годы оцениваются как неблагополучные. Анализ данных экологических исследований и мониторинга в акваториях Черного и Азовского морей позволяет сделать вывод, что экологическое состояние прибрежных зон и районов вблизи устьев рек приближается к критическому уровню.

Согласно бюджету Краснодарского края за последние года большая часть финансовых средств направляется на решение приоритетных экологических проблем. В числе приоритетов развития региона можно отметить мероприятия по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций. При этом важнейшей задачей является обеспечение дальнейшего устойчивого развития экономики края при условии сохранения уникальных природных ресурсов. Этому в значительной мере способствует реализация комплекса природоохранных проектов, среди которых можно выделить следующие:

— разработка и реализация краевой целевой программы «Отходы» в целях создания системы управления обращения с отходами — складирование, сортировка, обезвреживание, утилизация промышленных и бытовых отходов, применение современных технологий;

— реализация краевой целевой программы «Прогнозирование, снижение рисков и снижение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Краснодарском крае»;

— воспроизводство лесов в Краснодарском крае — посев и посадка лесов на площади более 10 тыс. га;

— разработка и создание региональной системы государственного экологического мониторинга в развитие Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

— развитие минерально-сырьевой базы полезных ископаемых и сырья для местной промышленности строительных материалов и сельского хозяйства — геологическое изучение недр, поисково-разведочные работы, подготовка новых месторождений к разработке;

— совершенствование нормативной правовой базы природоохранного законодательства. Однако, несмотря на существование вышеупомянутого комплекса региональных природоохранных проектов, природные ресурсы, к сожалению, используется нерационально и неэффективно с позиции реализации политики устойчивого развития региона. Значительная часть природной ренты остается в распоряжении хозяйствующих

субъектов — природопользователей, а изымаемая в бюджеты различных уровней плата от использования природных ресурсов (рентный доход) имеет, как отмечалось ранее, огромный дисбаланс в доходах и расходах. Фундаментом отечественной налоговой системы являются налоги с труда и капитала, а не с природной ренты. Реформирование фискальной политики государства, в том числе и на региональном уровне, позволит сформировать более совершенный механизм изъятия ренты от использования природных факторов производства, что обеспечит регулярные дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.

Современная система платежей за пользование природными ресурсами является довольно сложной для понимания как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов — природопользо-вателей, при этом многие налоги имеют нечеткий правовой статус.

По мнению автора, основные направления совершенствования существующей системы налогообложения природных ресурсов как на макро-, так и на мезоуровне заключены в следующем:

— придание налогового статуса плате за загрязнение окружающей среды и экспортным таможенным пошлинам и закрепление их в Налоговом кодексе РФ;

— полная взаимосвязь сумм налогов за пользование природными ресурсами с результатами экономической деятельности хозяйствующих субъектов — природопользователей;

— реорганизация существующего механизма уплаты налога на добычу полезных ископаемых путем дифференцирования ставки в зависимости от степени выработанности запасов;

— формирование льготной системы налогообложения в части уплаты налога на прибыль предприятий и организаций, внедряющих экологическое оборудование для водопроводно-ка-нализационного хозяйства, а также строительно-монтажных организаций, осуществляющих строительство природоохранных объектов;

— формирование механизма, регламентирующего порядок предоставления налоговых и иных льгот при внедрении экологически чистых ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии, замене использования невозобновляемых ресурсов на возобновляемые, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды;

— установление налоговых, кредитных и иных преференций и льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим эффективную экологическую политику;

— формирование системы экологических нормативов посредством применения инструментария экономического анализа;

— совершенствование комплекса применяемых налоговых инструментов в направлении большего охвата экологически значимых областей деятельности и дифференциации с учетом особенностей использования природных ресурсов региона и уникальных территориальных характеристик.

В заключении следует отметить, что система национального имущества и национального дивиденда, в сочетании с новой, формирующейся налоговой системой, направленной на эффективное использование природно-ресурсного потенциала региона, может быть принята в качестве экономической модели развития общества социальной справедливости и высокой эффективности.

На современном этапе развития более 60 % дохода от использования национального богатства дает рента от природно-ресурсного потенциала страны. За счет ренты Россия, и регионы ее составляющие, могла бы покрывать первоочередные расходы на оборону, поддержку конверсии, науку, образование, культуру и здравоохранение. За счет ренты можно значительно снизить другие налоги, в том числе налог на добавленную стоимость. В результате этого затраты на производство отечественной продукции можно было бы существенно снизить, обеспечив тем самым повышение ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынках. В свою очередь это привело бы к улучшению инвестиционной обстановки в стране и притоку иностранного капитала.

Реформирование системы платежей за пользование природными ресурсами позволит организовать потоки финансовых трансфертов между рентабельными и нерентабельными, но социально значимым секторам экономики; между богатыми и бедными регионами; осуществить социальную поддержку нуждающихся в ней слоям населения. Важнейшим условием при этом является сохранение ассимиляционного потенциала природной среды.

В России в качестве экономического инструмента охраны окружающей среды введены налоги за ее загрязнение. Накоплен богатый и во многом уникальный опыт их установления и практического взимания в большинстве регионов страны. Однако

действующие платежи не соответствуют тому доходу, который может обеспечить ассимиляционный потенциал региональных экосистем.

Существующая в настоящее время практика налогообложения природно-ресурсного потенциала не совместима с ближайшими задачами экономического развития в условиях перехода к экономически устойчивому ведению хозяйственной деятельности. Необходима определенная последовательность и этапность перехода на новую систему налогообложения.

По мнению автора, целесообразно изучить и передать субъектам РФ вопросы гармонизации уровня налогов в зависимости от конкретных природно-геологических условий при обязательном условии выполнения данной территорией всех установленных обязательств по масштабам и срокам поступления налоговых и иных платежей в вышестоящие бюджеты и внебюджетные фонды.

Предпосылки для реализации налоговой реформы в России постепенно формируются на основе создания соответствующих кадастров природных ресурсов, подготовки научно обоснованной методики оценки их стоимости, заключения арендных договоров на конкурсной основе, проведение аудита природопользователей на регулярной основе и т. д.

Наиболее перспективным является использование природно-ресурсного потенциала в качестве начального импульса для будущего развития на основе другой движущей силы — преимущественно интеллектуального и научно-технического базиса.

Литература

1. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. / Под общ. ред. В. М. Котлякова и др. Серия «Устойчивое развитие: проблемы и перспективы». Вып. 3. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 448 с.

2. Закон Краснодарского края № 101-КЗ «О недропользовании на территории Краснодарского края».

3. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2000 г. (2001,

2002, 2003, 2004, 2005). - Краснодар: Изд-во «Печатный двор Кубани». — 2001, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Величко С. В., Бабешко В. А. Система управления ресурсами недр Краснодарского края с применением современных информационных технологий. — Воронеж, 2003. — 144 с.

5. Шевченко И. В., Гаврилов А. А., Литвинский К. О. Проект региональной программы социально-экономического развития Краснодарского края на период 2002 — 2010 гг. // Отчет по НИР (заключительный) ВНТИЦентр; руководитель И. В. Шевченко. — № ГР 01.200.2 11464. М., —

2003.

6. Минц А. А. Экономическая оценка естественных ресурсов. — М.: Мысль, 1972.

7. Оценка природной ренты и ее роль в экономике России / Рук. автор. колл. член-корр. РАН С. Ю. Глазьев. — М., 2003.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.