Научная статья на тему 'Реформирование системы образования с помощью нормативно-подушевого принципа, бюджета и основных финансовых норм'

Реформирование системы образования с помощью нормативно-подушевого принципа, бюджета и основных финансовых норм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЙ ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ НОРМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акчурина Г. Р.

В данной статье рассматривается законодательство в области образования, даются основные направления финансирования образования; рассматриваются особенности финансирования образовательного учреждения; нормативы бюджетного финансирования; принцип нормативно-подушевого финансирования; финансовые нормы и их основные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы образования с помощью нормативно-подушевого принципа, бюджета и основных финансовых норм»

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ПРИНЦИПА, БЮДЖЕТА И ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ НОРМ

© Акчурина Г.Р.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В данной статье рассматривается законодательство в области образования, даются основные направления финансирования образования; рассматриваются особенности финансирования образовательного учреждения; нормативы бюджетного финансирования; принцип нормативно-подушевого финансирования; финансовые нормы и их основные группы.

Ключевые слова образование, финансирование образовательного учреждения, нормативно-подушевой принцип финансирования, финансовые нормы, образовательная политика государства, эффективность бюджетного финансирования, обеспечение доходности образовательного учреждения.

Сегодня образование РФ в области законодательства претерпевает значительные изменения. Остановимся на определении специфики развития системы образования и системы его финансирования во взаимосвязи с имеющимся рынком труда. Рассмотрим специфику развития системы образования. Специалисту в области экономических исследований системы образования необходимо ответить самому себе на несколько важных вопросов. Во-первых, необходимо определить, приводит ли повышение фактора дополнительного финансирования, различные финансовые дотации и вливания к улучшению качества образования? Во-вторых, следует определить, влияет ли оплата труда преподавателей на качество предоставляемых ими услуг и, на получаемые со стороны обучающихся результатов труда. Соответствуют ли они друг другу? В-третьих, следует определить, как финансировать различного рода образовательные учреждения, чтобы обеспечить и сформировать основной базовый уровень в качественном смысле навыков, знаний и умений, обучающихся и каким образом должна быть выработана экономическая политика в социальной сфере и системе образования, чтобы принимались ответственные финансовые решения в профессиональной деятельности. Для этого необходимо понимать сущность основных экономических явлений и процессов в системе образования, уметь разрабатывать и реали-

* Аспирант кафедры Финансов.

зовывать современные стратегии финансирования общего образования, знать модели управления финансовыми ресурсами в России и за рубежом, уметь анализировать общие характеристики и их различия. Следует анализировать основные стратегии конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и их затратность, уметь определять стоимость получаемых будущих благ и структуру затрат на обучение, определять положительные и отрицательные тенденции с экономической точки зрения в образовательной политики государства.

Основными направлениями финансирования системы образования являются:

- Получаемая заработная плата работниками системы образования.

- Коммунальные услуги.

- Налоговые платежи.

- Инвестиционные расходы.

- Прочие расходы.

Финансирование образовательного учреждения оказывается основной гарантией для получения со стороны граждан от государства образования в рамках основных государственных стандартов. Различные направления финансирования в рамках обязательного образования рассматриваются, как ряд статей законодательных и нормативных актов в области образования, которые определяют образование как бесплатное в каждом государстве. В данном случае используются модели финансирования, которые основаны на принципе «расход-доход», «издержки-прибыль» внутри каждого конкретного образовательного учреждения. Основным направлением моделей финансирования образования в зарубежных странах оказывается то, что они определяются и формируются путем различных стратегий, фокусируемых на совместном финансировании образования со стороны государства, частных лиц, семей обучаемых и самими обучаемыми, спонсорами и донорскими организациями, благотворительными организациями с участием некоммерческих структур. Данного рода модели повышают результативность и эффективность динамичной системы открытого обучения, поскольку она сосредоточена на высокой степени измеримости результатов учебной деятельности обучающихся и учебных заведений. Реализация такого рода политики оказывается главным принципом общества, направленного на знания, а основным бюджетом на развитие образования является бюджет государственного и местных бюджетов в странах Западной Европы. Небольшая часть бюджета на данный момент имеет свои поступления из частных источников, однако, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению ее доли, в различного рода странах. В зарубежных странах действуют стратегии, которые позволяют формировать новые механизмы распределения государственных средств. В данном случае можно назвать предоставление большей автономии образовательным учреждениям, децентрализация политики и стратегического

планирования. Норматив бюджетного финансирования общего образования формирует бюджет образовательных учреждений и определяет объективные потребности в финансовых средствах, имея прозрачность при вхождении финансовых потоков в сферу образования. Политика децентрализации и самостоятельности учебных заведений значительно сосредоточена на данном принципе финансирования. Принцип нормативно-подушевого финансирования был сформулирован М. Фридманом. Он состоит в том, что в негосударственную нерыночную систему общего образования должен быть внедрен рыночный инструмент, который дает преимущества рыночной организации предоставления образовательных услуг с гарантиями финансирования со стороны государства. В данном случае это касается создания среды здоровой конкуренции школ за обучающихся, рост нацеленности на индивидуальные потребности и их реализацию в процессе обучения, расширение широты выбора в линейке продуктов, предоставляемых школьной системой. Рост эффективности бюджетных расходов на школу означал для них -большую степень свободы в расходовании данных средств, особенно, что касалось области оплаты труда преподавателей. В нашей стране подушевое финансирование было связано с сокращением соотношения между обучающимися и преподавателями, а также ликвидацией разрыва между финансированием сельских школ и низком качестве предоставляемых услуг. Эффективность бюджетного финансирования одновременно с повышением качества образовательных услуг общего образования было реализовано совместно с переходом на финансирование с применением принципа НПФ. Нормативный подход финансироваться общеобразовательных учреждений основывался на региональных законах о минимальных социальных стандартах и утвержденных законах субъектов РФ, на постановлениях региональных органах исполнительной власти. В качестве эксперимента были выбраны пилотные регионы, такие как - Республика Чувашия, Самарская, Ярославская области. В них с 2001 г. нормативно-подушевое финансирование апробировалось с помощью займа Международного банка Реконструкции и развития, формировался проект системы образования[1]. Были сделаны следующие выводы в ходе его реализации:

- Отсутствие единой концепции в нормативах финансирования - согласно Закону РФ «Об образовании» [2] ст. 41 - «нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного учащегося, воспитанника, а также на иной основе». Никаких жестких регламентов в нормативах финансирования нет, поскольку они могут определяться через расчеты - на один класс, на метры площади здания, в зависимости от любой формы объекта, выбранного за единицу измерения. Расчет может производиться по любой формуле, которая утверждается органами власти субъекта.

- Возникает проблема учета различного рода коэффициентов - они не всегда отражают в адекватном режиме существующую потребность в финансировании разных статей расходов. Изменение соотношения тарифов на коммунальные услуги, в том числе, приведет к необходимости пересчета всей системы имеющихся коэффициентов.

- Возникает вопрос недоведения средств до конечных получателей -многие регионы использовали непрозрачную систему поправочных коэффициентов при расчетах, доводя средства до образовательных учреждений на формально используемых нормативах, по отличающимся, от рассчитанных в формулах размерам.

- Вопрос отсутствия конкуренции на рынке образовательных услуг -введение нормативно-душевого финансирования означает возможность выбора для обучающихся самостоятельно учебного заведения, например, лучшую школу, - при этом растет их удовлетворенность качеством работы школы. Однако, была зафиксирована ограниченность возможности конкуренции, поскольку возникают проблемы с транспортом - даже в пределах одного города или микрорайона, не говоря уже о сельских школах. Поэтому данного рода цели возможны и применимы только в городских условиях.

- Вопрос реализации неполных моделей нормативно-душевого финансирования - анализ региональных моделей школ показал, что они реализуются в неполном режиме путем передачи субвенций муниципальным образованиям. Также сюда относится тот факт, что фактические и запланированные, реальные расходы не совпадают в силу того, что используются нормативы предыдущих годов, которые не дают объективную картину и искажают ее.

- Вопрос подстройки нормативов подушевого финансирования под рамки «старого» финансирования. Практически все регионы пошли путем добавления адаптационных надбавок к нормативам, чтобы уровень прежнего и нынешнего финансирования совпадал по объемам.

Следует отметить, в общем, что когда возникали положительные отклонения расчетных значений фонда оплаты труда в значительном режиме по нормативу от фактически сложившегося фонда оплаты труда при одинаковой численности учащихся - то были установлены финансовые ограничения. При отрицательном же уровне значения - в противоположном направлении, устанавливался фактический фонд оплаты труда, который был принят в предыдущем финансовом году с индексацией. Таким образом, можно сделать вывод, что практическая реализация перехода на нормативно подушевой принцип финансирования оказалась неудачной и неудовлетворительной по результатам испытания. Данный проект требует доработки в рамках федерального и регионального законодательства в области финансирования общего образования.

Осуществление финансового обеспечения деятельности образовательного профессионального учреждения происходит за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы с учетом установленных заданий по приему / контрольных цифр, на основе государственных и местных нормативов финансирования, которые определяются в расчете на одного обучающегося для определенного типа и вида образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в обязательном порядке, так как обеспечивает функционирование данных учреждений, реализует конституционные гарантии доступности образования (согласно ст. 43 Конституции РФ [3]). Величина доступных бюджетных средств определяется порядком бюджетного финансирования.

Порядок бюджетного финансирования определяется Бюджетным Кодексом [4] и включает в себя:

1. Утвержденный бюджет и бюджетная роспись для каждого уровня бюджета, а в утвержденном бюджете должны быть обязательные ассигнования на образование.

2. Наличие сметы расходов бюджетных средств, которая утверждена главным распорядителем бюджетных средств для каждого образовательного учреждения профессионального образования.

3. Целевой характер средств, которые выделяются из бюджета в режиме бюджетного финансирования, то есть бюджет расходуется образовательными учреждениями согласно смете.

4. Все сметы должны соответствовать и быть сводимыми вместе к бюджетной росписи по итогу и по каждой из бюджетных статей.

Негосударственные образовательные учреждения, как правило, функционируют и существуют путем практики самофинансирования, однако, могут и включать бюджетное финансирование. Однако, такого рода финансирование может возникать и реализовываться только с момента государственной аккредитации при реализации ими основных общеобразовательных программ. Финансовые нормы являются показателем, на абсолютную величину которых влияет множество факторов, которые необходимо учитывать. Методы корректирования норм в зависимости от изменения факторов, также варьируются в зависимости от наличного промежутка времени. Финансовые нормы делятся на четыре группы в зависимости от метода их формирования:

1. Нормы, централизованно утвержденные органами законодательной и исполнительной власти - размер стипендий, ставки налогов, различные виды сборов и отчислений.

2. Финансовые нормы, которые полностью основываются на материальных потребностях - нормы затрат на питание в учебных заведениях, на медикаменты, освещение, отопление и др.

3. Финансовые нормы, которые определяются министерствами и центральными органами исполнительной власти, с учетом основных методологических принципов создания и использования финансовых ресурсов.

4. Финансовые нормы, которые применяются на общегосударственном уровне и характеризуют пропорции экономического и социального развития.

В результате всего вышесказанного можно сказать, что при разработке современных финансовых норм необходимо исследовать связи, причины, следствия и условия, которые оказывают влияние на величину и оптимальный выбор основного показателя расчетов и форм применения его в практике. Таким образом, мы рассмотрели специфику финансирования системы образования в России, описали эксперимент по поводу проекта изменения и реформирования системы образования, дали представление о бюджете и его реализации посредством финансовых норм и их основных видов.

Список литературы:

1. http://ics.fcpf.ru/media/media164.htm.

2. http://www.consultant.ru/popular/edu.

3. http://www.consultant.ru/popular/cons/?utm_campaign=popular&utm_so-urce=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=law_code&utm_term=nov11.

4. http://www.consultant.ru/popular/budget/?utm_campaign=popular&utm_so-urce=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=law_code&utm_term=nov11.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

© Зараменских О.Е.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

На сегодняшний день воплощение практически любого управленческого решения нередко сопровождается значительным объемом материальных потерь, что обусловлено недостаточным вниманием к различного рода рискам, возникающим в течение жизненного цикла проекта. Даже в тех случаях, когда рисковый анализ все же присутствует на всех этапах реализации бизнес-идеи, он не всегда является эффективным, что зачастую объясняется игнорированием специфики российской экономики, и требует разработки новых методов анализа с учетов национальных факторов.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.