Научная статья на тему 'Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России: о целесообразности введения налога на сверхприбыль для нефтяных компаний'

Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России: о целесообразности введения налога на сверхприбыль для нефтяных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ / СВЕРХПРИБЫЛЬ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Е. Н.

На протяжении длительного периода времени российское законодательство о налогообложении нефтяной отрасли было нацелено на обеспечение любой ценой должного уровня налоговых поступлений в бюджет. Экономическая эффективность при этом уходила на второй план. Следствием этого стал сложившийся крайне неблагоприятный налоговый климат, препятствующий интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России: о целесообразности введения налога на сверхприбыль для нефтяных компаний»

1. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИИ: О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА СВЕРХПРИБЫЛЬ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Комиссарова Е.Н., аспирантка Сургутский государственный университет

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. На протяжении длительного периода времени российское законодательство о налогообложении нефтяной отрасли было нацелено на обеспечение любой ценой должного уровня налоговых поступлений в бюджет. Экономическая эффективность при этом уходила на второй план. Следствием этого стал сложившийся крайне неблагоприятный налоговый климат, препятствующий интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.

В основных направлениях налоговой политики в России на 2008-2010 гг. предусмотрено, что одним из приоритетов налоговой реформы является реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику (по оценкам, номинальная налоговая нагрузка, исчисленная из 100% собираемости всех налогов и сборов, составляла перед началом налоговой реформы 41%).2 Так же планируется решить основные проблемы регулирования нефтяной сферы в РФ.(рис.1)

Проблемы регулирования нефтегазового сектора экономики России

Рис.1. Проблемы регулирования нефтегазового сектора экономики России.

Ключевые слова: налогообложение нефтяной отрасли, сверхприбыль нефтяных компаний

The summary. During the long period of time the Russia legislation on the taxation of oil branch has been aimed at maintenance at any cost a due level of tax revenues in the budget. Economic efficiency of the taxation thus left on the second plan. Consequence of it became a developed extremely adverse tax climate, Interfering intensive development of branch and increase of its efficiency.

В статье рассмотрены возможные варианты дальнейшего реформирования системы налогообложения нефтяного сектора и сделаны выводы о необходимости построения рентоориентированной налоговой системы.

Современная мировая практика налогообложения недропользователей исходит, прежде всего из главного экономического принципа- изъятия в пользу собственника недр рентного дохода от эксплуатации лучших по горно-геологическим, природным и экономико-географическим условиям месторождений. Оптимальные налоговые системы должны выполнять следующие две основные функции: стимулирующую и регулирующую. Первая заключается в том, чтобы стимулировать освоение низко рентабельных месторождений или не прекращать разработку залежей в периоды низких цен на нефть. Регулирующая функция состоит в изъятии сверх доходов, образующихся при эксплуатации высокоэффективных нефтедобывающих объектов.1

1 См.: Комиссарова, Е.Н. Правовые основы налогового режима в нефтегазовой отрасли./ Е.Н.Комиссарова// Состав-

Новый механизм в налогообложении нефтедобычи должен учитывать естественную дифференциацию условий добычи нефти по каждому отдельному месторождению. Это, прежде всего, касается стадий разработки месторождений, динамики качества запасов, мощностей продуктивных горизонтов и величины запасов, глубин залегания пластов, дебитов скважин, качества добываемой нефти, других геологических и географических характеристик. При этом величина рентного платежа должна зависеть от уровня цен на нефть на внешнем и внутреннем рынках. Введение предлагаемого принципа пообъектных рентных платежей будет способствовать организации рационального недропользования, препятствовать выборочной отработке высокорентабельных залежей и позволит соблюдать баланс экономических интересов всех добывающих компаний и государства. Все месторождения необходимо классифицировать по трем принципам на три группы.

Во-первых, разделить на:

а) сверхмалые и малые;

б) средние и крупные;

в) сверхкрупные.

Во-вторых:

а) неглубокие простые месторождения;

б) глубокие и/или сложные месторождения;

ляющие научно-технического прогресса: Сб. материалов 4-й международной научно-практической конференции, Тамбовский государственный технический университет. -Тамбов, 2008.-С.6-8.

2 См.: Салина А.И. Совершенствование налогообложения

нефтедобычи// Нефть,Газ и Право.-2007.-№2.-С.38-42

Комиссарова Е.Н.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА

в) уникально сложные (например, шельфовые). В-третьих:

а) сернистые, тяжелые углеводороды;

б) аналог ига!з;

в) легкая нефть.3(рис.2)

Система налогообложения нефтяной отрасли ______________России_______________

Д Д Д

Введение Введение

Введение налога С дифференциации V налоговых

на сверхприбыль НДПИ у каникул, льгот

Рисунок 2. Направление реформирования системы налогообложения нефтяной отрасли России

Альтернативным налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) механизмом взимания ренты по схеме дифференциальной горной ренты на стадии добычи нефти может стать налог на сверхприбыль от добычи нефти.

При этом разработка механизма налога на сверхприбыль от добычи нефти основывается на рентном принципе платности в недропользовании. Налог на сверхприбыль от добычи нефти рассматривается нами в качестве рентного механизма налогообложения недропользования, через который реализуется рентный принцип платности в недропользовании.

В настоящее время многие эксперты предлагают ввести в налоговую систему Российской Федерации налог на сверхприбыль организаций. Причем данный налог предлагается установить для различных отраслей экономики.

Налог на сверхприбыль представляет собой разновидность налога на прибыль. В различных странах он уплачивался по-разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Назначение данного налога состоит в ограничении рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

Исторически налог на сверхприбыль обычно вводился в военное время в качестве временной, чрезвычайной меры с целью мобилизации в бюджет прибылей, получаемых промышленниками, чрезмерно наживающимися на военных поставках. В то же время налог на сверхприбыль позволял покрывать постоянный рост военных расходов.

3 См.: Комисарова, Е.Н.Пути совершенствования системы налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли экономики России/ Е.Н.Комиссарова // VI Конференция молодых специалистов организаций, осуществляющих виды деятельности, связанной с пользованием участками недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; Сборник материалов конференции.-Ханты-Мансийск, 2006.-538-542.

В Советской России конца 20-х годов ХХ-го века налог на сверхприбыль активно использовался как инструмент давления на частный капитал и привел к полному исчезновению частного предпринимательства.

В Российской Федерации налог на сверхприбыль не используется.

Мы предлагаем введение налога на сверхприбыль в следующем виде:

Налог на сверхприбыль =

Чистый доход (НБ) х ставка налога на сверхприбыль.

При этом чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы.

Ставки налога на сверхприбыль дифференцированы в зависимости от величины соотношения накопленных доходов и накопленных расходов за налоговый период.

При соотношении этих показателей на уровне менее 1,2 ставка налога составляет 0%, а в случае превышения, налог постепенно возрастает вплоть до 60%: от 1,2 до 1,3 - ставка налога 10%; от 1,3 до 1,4-20% от 1,4 до 1,5-30% от 1,5 до 1,6-40% от 1,6 до 1,7-50% свыше 1,7-60%4

Проблема области применения налога на сверхприбыль (далее - НСН) от добычи нефти заключается в решении вопроса распространения НСН только на новые месторождения либо на все нефтяные месторождения, а также в решении вопроса об обязательности перехода на данный налоговый режим. Проблема применения НСН не только на новых, но и на разрабатываемых месторождениях заключается прежде всего в сложности учета прошлых затрат па поиски, разведку и разработку месторождения, а также в опасности резкого снижения доходов бюджета между теоретической возможности завышения производителями своих расходов и занижении доходов. Поскольку основной целью НСН является стимулирование новых инвестиций, то не обязательно распространять НСН на старые (действующие) месторождения, так

4 См.: Чубыкина А.И..К вопросу о целесообразности введения налога на сверхприбыль// Налоги и налогообложение.-2008. январь.-С.39-40.

как капиталовложения по старым месторождениям уже сделаны, Поэтому целесообразно ограничить применение НСН новыми инвестициями в добычу углеводородного сырья, то есть новыми месторождениями. При этом под новыми месторождениями следует понимать не только месторождения, по которым лицензии будут выданы после того, как НСН вступит в действие, а именно те месторождения, по которым либо с начала инвестиционной деятельности ведется отдельный учет расходов и доходов, либо по которым начало инвестиций приходится на момент после введения НСН. Это обстоятельство обусловлено тем, что по большинству месторождений России лицензии уже выданы, Многие месторождения, для которых лицензии еще не выданы, в настоящее время фактически экономически неэффективны. Поэтому ограничение НСН только новыми лицензиями может фактически свести к нулю данный налог. В то же время, по нашему мнению, переход на режим НСН для предприятий, осуществляющих новые инвестиции, следует сделать обязательным. В противном случае применение данного налогового режима будет осуществляться только на заведомо низкорентабельных месторождениях, поскольку для предприятий, разрабатывающих высокорентабельные нефтяные ресурсы, существующий на сегодняшний момент налоговый режим, основный на недифференцированном НДПИ, является предпочтительным, так как дополнительный доход (дифференциальная горная рента), или «сверхприбыль», образующаяся на высокорентабельпых месторождениях, остается у предприятия.5

Из выше сказанного, можно сформулировать некоторые выводы:

Во-первых, совершенствование правового регулирования нефтедобывающей отрасли России.

Во-вторых, реформирование НДПИ, при помощи введения налоговых каникул и стимулирующих льгот.

В-третьих, введение дифференцированного

НДПИ.

В-четвертых, введение налога на сверхприбыль нефтяных организаций (НСН).

Рецензия

Главное внимание в своей работе автор обратил на освещение вопросов налогового регулирования нефтяных компаний на территории РФ.

В статье дана общая характеристика действующей системы налогообложения нефтяного сектора России. Актуальность темы данной статьи обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с реализацией новшеств, вводимых в Налоговый кодекс РФ. Автор показывает значимость проблемы налогообложения недропользования в России.

Статья посвящена системе налогообложения нефтяных компаний, автор рассматривает различные пути совершенствования существующей системы. Особое внимание уделяется налогу на сверхприбыль нефтяных организаций, при помощи которого возникает возможность снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Налоговая нагрузка на нефтяные компании является одной из основных причин возникновения дефицита инвестиций в нефтяную отрасль. При построении эффективной налоговой политики произойдет оздоровление всего инвестиционного климата нефтегазового сектора России.

Автором проделана большая, трудоемкая работа по раскрытию сложной темы, имеющей теоретическое и практическое значение.

Научная новизна работы определяется тем, что на сегодняшний день рассматриваемая проблема очень актуальна и нововведения в Налоговый кодекс РФ начинают давать свои результаты.

Статья представляет интерес для широкого круга специалистов, для всех, кто изучает вопросы налогообложения нефтегазового сектора России.

Представленная на рецензию научная статья аспирантки Сургутского государственного университета Комиссаровой Е.Н. является актуальным исследованием и может быть рекомендована к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой конституционного, административного и муниципального права Югорского государственного университета,

д.ю.н, профессор кафедры КАМП В.Ф. Анисимов

5 См.: Аржаев, С.А. Рентное налогообложение нефтяной отрасли в России: дисс. ... канд.экон.наук: 08.00.10/

С.А.Аржаев.-Саратов, 2006. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.