УДК 336.763(47) н. А. ЗВЯГИНЦЕВА
ББК 65.264-21(2Рос) кандидат экономических наук, доцент,
Байкальский государственный университет экономики и права
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ: ПУТЬ К МЕГАРЕГУЛЯТОРУ
Одним из важнейших механизмов формирования и перераспределения инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста, является рынок ценных бумаг. Между тем современное состояние рынка ценных бумаг и финансового рынка в целом в недостаточной степени отвечает актуальным задачам активизации инвестиционных процессов в Российской Федерации. В статье представлен генезис состава и структуры российских государственных регуляторов. Обзор их функциональной активности на постсоветском периоде экономических трансформаций не позволяет признать деятельность государственных органов регулирования безусловно эффективной, что подтверждает сравнительный анализ функций мегарегулятора и Федеральной службы по финансовым рынкам России. Сделан вывод, что функциональная мощь мегарегулятора и централизация функций способны принести как положительные, так и отрицательные результаты для дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг; финансовый рынок; государственное регулирование рынка ценных бумаг; органы государственного регулирования; мегарегулятор; Банк России; Центральный банк РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам РФ.
N. A. ZVYAGINTSEVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
REFORMATION OF THE STOCK MARKET STATE REGULATION SYSTEM: ON THE ROAD TO THE MEGA-REGULATOR
One of the most important mechanisms of formation and reallocation of investment resources, which are relevant for ensuring the country's economic growth, is a stock market. Meanwhile, the current condition of the Russian stock and financial markets designates that large-scaled investment processes on the territory of the Russian Federation cannot be activated yet. In this respect, the paper presents information on genesis of composition and structure of the Russian state regulatory authorities. An overall review of their functional activities during the period of economic transformation, namely in the post-Soviet times, exemplifies that their performance could hardly be considered as indisputably effective. A comprehensive analysis of functions of the Federal Financial Markets Service and the mega-regulator also proves this fact. Therefore, it is concluded that the functional power of the mega-regulator along with the centralization of its functions are able to bring both positive and negative results for the further development of the Russian stock market.
Keywords: stock market; financial market; stock market state control regulation; state regulatory authorities; mega-regulator; Bank of Russia; Central Bank of the Russian Federation; Federal Financial Markets Service.
Современные кризисные явления в экономических системах различных стран выдвигают на первый план необходимость переосмысления принципов их регулирования. В первую очередь, данные аспекты актуальны для финансовых систем, поскольку диспропорции и кризисные ситуации в финансовой сфере способны стать мощнейшим
дестабилизирующим фактором для экономики любой страны.
В полной мере подобная проблематика затрагивает и экономическую систему РФ. В частности, вопросы повышения эффективности регулирования финансовых рынков на протяжении нескольких последних лет рассматриваются как необходимое условие по-
© Н. А. Звягинцева, 2013
вышения инвестиционной привлекательности российской экономики и создания международного финансового центра в г. Москве.
Между тем, обращаясь к историческим аспектам развития процессов регулирования финансовых рынков (особенно, рынков ценных бумаг) в Российской Федерации, следует отметить, что структура государственных органов регулирования фондового рынка на протяжении практически всего постсоветского периода экономических трансформаций оставалась весьма сложной, функционально разноплановой и противоречивой. Это объясняется как наличием изначально смешанной (банковской и небанковской) концепции регулирования, так и специфическими российскими факторами, такими как стремительность и турбулентность процессов приватизации, когда на первых этапах становления рынка происходило активное вмешательство приватизационных органов (Госкомимущества) в регулирование рынка ценных бумаг. Немаловажными представляются факторы большой территориальной протяженности страны и нестабильности российских властных структур.
На формирование состава и структуры органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в России в разное время существенное влияние оказали различные общемировые процессы развития систем регулирования финансовыми рынками и непосредственно рыками ценных бумаг. Так, с одной стороны, существует ярко выраженная тенденция создания в разных странах самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующая исключительно рынки ценных бумаг и приобретающих все более значительный правовой статус. С другой стороны, наблюдаются тенденции формирования многофункционального, единого органа (мегарегулятора финансового рынка), наделенного широким диапазоном полномочий, характерных для различных регулирующих органов. Кроме того, для маломасштабных рынков ценных бумаг, не играющих значительной роли в инвестиционных процессах, в некоторых зарубежных странах применялось прямое правительственное регулирование.
Понимая под структурой органов государственного регулирования их внутреннее строение и функциональную специфику,
определяемые взаимодействием и удельным весом отдельных элементов, предпримем попытку систематизировать многообразие государственных органов, оказывающих регулятивное воздействие на финансовый рынок и, в частности, на рынок ценных бумаг.
В общем плане за период функционирования российского рынка ценных бумаг с начала 1990-х гг. состав и структура органов государственного регулирования существенно и масштабно изменялись трижды:
1. В результате упорядочения отношений в сфере регулирования рынка ценных бумаг на начальном этапе экономических трансформаций: весной 1996 г. принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3, вводивший в правовой оборот термин «орган исполнительной власти в сфере рынка ценных бумаг»; в июле 1996 г. статус подобного органа присвоен вновь созданному специальному регулятору рынка ценных бумаг — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ.
2. В связи с административной реформой
федеральных органов исполнительной власти, проведенной в марте 2004 г., целью которой было систематизировать, упорядочить структуру, иерархическую подчиненность органов государственного регулирования (появились четко очерченные типы: министерства,
ведомства, агентства), а также исключить совмещение нормотворческих и нормопри-менительных функций. Следует отметить, что предшествующая реформе структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг существовала порядка восьми лет, т. е. практически на протяжении трети процесса формирования российского фондового рынка на постсоветском экономическом пространстве. Однако невысокая эффективность деятельности государственных регуляторов привела к существенному изменению их структуры и функциональных обязанностей. В итоге в марте 2004 г. создана Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России), получившая значительные полномочия в сфере регулирования не только рынка ценных бумаг, но некоторых секторов финансового рынка от различных министерств и ведомств, в том числе упраздняемых.
3. Вследствие формирования мегарегулятора финансового рынка, роль которого стал
выполнять Банк России в сентябре 2013 г., соответственно все полномочия ФСФР России в части регулирования финансовых рынков передал Центральному банку РФ, а ФСФР России упразднили.
Таким образом, объективные процессы формирования финансовой системы в России и рынка ценных бумаг, как ее составляющей, предопределили структуру и функции конкретных государственных органов регулирования финансового рынка на различных временных промежутках, закрепленные законодательно.
Обзор законодательной базы в области регулирования рынка ценных бумаг, обобщение мнений, приведенных в экономической литературе, а также процессы, связанные с реформированием органов исполнительной власти РФ, делают возможным разбить органы государственного регулирования рынка ценных бумаг на три группы:
- в состав первой группы входят высшие органы государственной власти (Президент РФ и Администрация Президента РФ), Государственная дума РФ и Совет Федерации, как высшая законодательная ветвь власти, а также Правительство РФ, как высшая исполнительная ветвь власти;
- вторая группа представлена органами, осуществляющими непосредственное регулирование рынка ценных бумаг, на уровне министерств, служб и агентств. В данную группу входят Банк России, как мегарегулятор финансового рынка, а также его структурное подразделение: Служба Банка России по финансовым рынкам (до 1 сентября 2013 г. — СФР России; до 9 марта 2004 г. — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ). В данную группу целесообразно также включить Министерство финансов РФ;
- в состав третьей группы входят министерства, службы и агентства, регулирующие полномочия которых распространяются на иные, отличные от рынка ценных бумаг, объекты, но частично затрагивающие и определенные сегменты фондового рынка, — так называемые органы косвенного государственного регулирования (табл. 1).
Очевидно, что особый интерес представляет деятельность второй группы органов, как непосредственных регуляторов финансового и, в частности, фондового рынков.
Данные аспекты особенно актуальны в связи с буквально недавним формированием полноценного российского мегарегулятора финансового рынка в лице Банка России. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 на Банк России возлагаются функции мегарегулятора финансового рынка (ему передаются полномочия, которыми ранее была наделена ФСФР России, как ограниченный мегарегулятор финансового рынка). Таким образом, Банк России получил регулятивные полномочия в сфере контроля как за кредитными, так и некредитными финансовыми организациями, а также за всеми операциями, проводимыми ими на рынке: «Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: профессиональных участников рынка ценных бумаг; управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерных инвестиционных фондов; клиринговую деятельность; деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; деятельность организатора торговли; деятельность центрального депозитария; деятельность субъектов страхового дела; негосударственных пенсионных фондов; микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; бюро кредитных историй; актуарную деятельность; рейтинговых агентств; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов»2. Банк России также осуществляет контроль за деятельностью любых эмитентов ценных бумаг (за исключением органов государственной власти и местного самоуправления).
Спектр задач деятельности Банка России как мегарегулятора финансового рынка претерпел существенные изменения. Так, кроме традиционной необходимости основного государственного регулятора участвовать в развитии финансового рынка РФ и его ин-
1 О центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. (ред. от 23 июля 2013 г.).
2 Там же. Гл. X. I. Ст. 76.1.
фраструктуры, а также контроля и надзора за его участниками предусматривается необходимость проведения анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков, формирования конкурентной среды на финансовом рынке РФ и обеспечение контроля за соблюдением требований законодатель-
ства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Кроме того, безусловно, своевременной и актуальной представляется задача, предусматривающая оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям.
Таблица 1
Характеристика функциональных особенностей органов косвенного государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственный орган Регулятивные функции на рынке ценных бумаг Правовой акт, закрепляющий функциональные особенности
Федеральная антимонопольная служба РФ Содействует формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3, Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30 июня 2004 г. № 331
Осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг
Направляет в Правительство РФ заключения на проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам функционирования рынка финансовых услуг
Дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг
Устанавливает перечень антимонопольных правил и контролирует развитие здоровой конкуренции на рынке ценных бумаг
Осуществляет защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от недобросовестной рекламы ценных бумаг
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ Организует продажу приватизируемого государственного имущества Постановление Правительства РФ «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» от 5 июня 2008 г. № 432
Осуществляет контроль за процессами приватизации государственной собственности
Осуществляет от имени Российской Федерации права акционера по отношению к организациям, находящимся в собственности государства
Приобретает от имени государства доли участия в акционерных капиталах
Выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий
Федеральная налоговая служба РФ Устанавливает порядок налогообложения операций с ценными бумагами Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506
Осуществляет контроль за соблюдением требований налогового законодательства участниками финансового рынка и рынка ценных бумаг
Министерство экономического развития РФ Осуществляет разработку элементов концепции развития финансового рынка в рамках основных направлений социально-экономического развития РФ Постановление Правительства РФ «О Министерстве экономического развития РФ» от 5 июня 2008 г. № 437
Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами (в том числе, осуществляющими операции на рынке ценных бумаг) требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» от 23 июня 2004 г. № 307
Привлечение данных лиц к ответственности в случае выявления нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации
Источник: [1, с. 25—27].
Обращает на себя внимание тот факт, что новые функции Банка России в части регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков будут осуществляться через действующий на постоянной основе вновь сформированный специальный орган — Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). СБРФР является структурным подразделением Банка России, созданным по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 г. в связи с интеграцией в его структуру ФСФР России. Таким образом, Банк России наделяется рядом новых полномочий, реализуя которые он сможет играть роль мегарегулятора российского финансового рынка и, в том числе, осуществлять регулятивные функции, принадлежащие до 1 сентября 2013 г. ФСФР России.
Наиболее важные полномочия ФСФР России предусматривались в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — Положение о ФСФР России), утвержденном Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 29 августа 2011 г. № 717. Предпримем попытку сравнить полномочия упраздненной ФСФР России и новые полномочия Банка России, которые ему передаются в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (табл. 2).
Таблица 2
Регулятивные полномочия в сфере финансовых рынков
ФСФР России* Банк России**
Принимает участие в разработке проектов основных направлений развития финансового рынка, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам ее сферы деятельности (п. 5.2) Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений развития финансового рынка и обеспечивает выполнение основных направлений развития финансового рынка (п. 1 ч. 1 ст. 18)
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка (п. 1.1 ст. 4)
Принимает нормативные правовые акты по вопросам своего ведения (п. 5.3) Полномочие по принятию нормативных правовых актов по вопросам своего ведения предусматривалось ранее (ст. 7), однако в связи с расширением сфер ведения Банк России сможет принимать правовые акты по большему числу вопросов
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4)
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4)
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4)
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения (п. 16.3 ст. 4)
Окончание табл. 2
ФСФР России* Банк России**
Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 5.11) Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4)
Издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к своей компетенции (п. 5.14)
Обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности (п. 5.12)
Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (п. 5.22) Может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9).
Вправе обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1)
Осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 5.4.10.7) Осуществляет контроль за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4)
Не предусматривалось Положением о ФСФР России Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4)
По согласованию с Минфином России принимает нормативные акты, направленные на предупреждение конфликта интересов в отдельных сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (пп. 5.3.17.6, 5.3.17.9, 5.3.17.10) Разрабатывает и реализует политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов (ст. 4.1)
Осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансового рынка (п. 5.4), в том числе: — обеспечивает раскрытие информации в соответствии с российским законодательством (п. 5.24); — запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у различных органов государственного контроля и надзора; обеспечивает соответствие сведений о них в государственном реестре микрофинансовых организаций и в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. 5.6—5.10); — размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.13) Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (п. 9.1 ст. 4), в том числе: — устанавливает требования к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 76.4); — проводит проверки их деятельности, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к таким организациям иные предусмотренные законодательством меры (ст. 76.5); — устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6); — ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций (ст. 76.7) и т. д.
* В соответствии с Положением о ФСФР России, утвержденном Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 29 августа 2011 г. № 717 (ред. от 5 мая 2012 г.).
** В соответствии с новой редакцией Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.).
Составлено по данным Аналитического обзора от 6 августа 2013 г.
Таким образом, объем полномочий Банка России существенно увеличился за счет ряда функций в отношении финансовых некредитных организаций. Причем акцент явно делается на усилении мер пруденциального надзора за некредитными финансовыми организациями (в частности, Банк России устанавливает требования не только к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, но и вводит обязательные финансовые и экономические нормативы деятельности данных организаций). Подобное положение вещей соответствует мероприятиям по совершенствованию процессов регулирования рынка ценных бумаг, анонсированным в Стратегии развития финансового рынка до 2020 г.1
Сравнивая полномочия упраздненной ФСФР России и новые полномочия Центрального банка, как мегарегулятора в отношении эмитентов, отмечаем, что Банк России теперь осуществляет регистрацию более широкого круга выпусков и отчетов эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг2, а также контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований российского законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах3.
Кроме того, Банк России наделяется контрольными и надзорными полномочиями в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах4. Последнее закономерно обусловлено крайне высоким уровнем правонарушений в среде корпоративных взаимоотношений, и низкой корпоративной культурой. Собственно, в Федеральном законе № 251-ФЗ указывается, что контроль и надзор в названных сферах должен производиться именно в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Таким образом, даже понятие «акционер» выде-
1 Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. Разд. 6.
2 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ. Ст. 4, п. 10.
3 Там же. П. 10.1.
4 Там же. П. 10.2.
ляется и обосабливается от общего термина «инвестор», что подтверждает попытку акцентировать внимание на совершенствовании корпоративных взаимоотношений и предотвращении злоупотреблений правами акционеров.
Касаясь глобальных аспектов, отмечаем, что для Банка России, как для мегарегулятора финансовых рынков, устанавливаются дополнительные цели деятельности: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности5.
Часть новых полномочий Банка России устанавливается другими федеральными законами. К примеру, некоторые функции Банка России в сфере страхового надзора вводятся Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"» от 23 июля 2013 г. № 234-Ф3, а некоторые новые полномочия в сфере банковского регулирования — Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 июля 2013 г. № 146-ФЗ.
Таким образом, создание мегарегулятора финансовых рынков на базе Центрального банка РФ формально позволяет включить Россию в перечень стран, формирующих регулятивную инфраструктуру финансового рынка, адекватную современным потребностям развития последнего. За рамками данной статьи остаются вопросы существования принципиальной необходимости создания подобного органа при столь невысоком уровне развития современного российского финансового рынка, а также проблемы дальнейшего функционирования мегарегулятора в РФ. В числе последних уже сейчас очевидно выделяются избыточная централизация регулятивных полномочий, конфликт интересов непосредственно внутри самого Банка России как собственника и как регулятора, возможное чрезмерно жесткое регулирование участников рынка ценных бумаг и т. д. Дальнейшее функционирование Центрального банка РФ, как основного регулятора финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг в частности, покажет насколько обоснованными представляются опасения сегодняшнего дня.
5 Там же. Гл. I. Ст. 3.
Список использованной литературы
1. Звягинцева Н. А. Использование механизмов защиты прав инвесторов для развития инвестиционно направленного рынка ценных бумаг / Н. А. Звягинцева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 259 с.
References
1. Zvyagintseva N. A. Ispolzovanie mekhanizmov zashchity prav investorov dlya razvitiya investitsionno naprav-lennogo rynka tsennykh bumag [Application of the investor's rights protection mechanisms for the development of investment areas on the stock market]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 259 p.
Информация об авторе
Звягинцева Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент, докторант, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Zvyagintseva Natalia Alexandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for a Doctor's Degree, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].