Научная статья на тему 'Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения'

Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1601
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудукина Станислава Андреевна

Данная статья посвящена налоговой системе РФ, а именно вопросам связанным с налогом на прибыль организаций. Рассмотрены основные проблемы реформирования налога на прибыль организаций и их возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения»

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Дудукина Станислава Андреевна, Владивостокский Университет Экономики и

Сервиса, г. Владивосток

E-mail: stasay93-24@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена налоговой системе РФ, а именно вопросам связанным с налогом на прибыль организаций. Рассмотрены основные проблемы реформирования налога на прибыль организаций и их возможные пути решения.

Ключевые слова: налоги, налоговая система РФ, проблемы

экономики.

Впервые термин «налог» применительно к прибыли появился в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который был введен Постановлением Верховного Совета СССР от 14 июня 1990 года.

В налоговой системе РФ налог на прибыль организаций обычно рассматривается как налог, связанный с решением задач развития предприятий и стимулирования инвестиционной активности бизнеса. В связи с этим осуществление в 2001 году реформы данного налога, выражавшейся в сокращении подавляющего количества льгот, в том числе и инвестиционных, может рассматриваться как отказ государства от использования стимулирующей функции налога на прибыль. [1, с. 53]

Однако обеспечение налогоплательщикам одинаковых условий и существенное понижение ставки налога (с 35 до 24%) стали наилучшими стимулами для роста инвестиций по сравнению с применением льгот в 2009 году, когда вступил в силу ряд важных изменений, касавшихся налога на прибыль организаций:

- ставка налога на прибыль уменьшилась с 24 до 20% (повышение ставки региона до 18% при понижении федеральной ставки до 2%).

- нижняя граница для ставки налога на прибыль организаций осталась без изменений - 13,5%, это привело к росту предельно возможного размера льготы

SCIENCE TIME

по налогу на прибыль до 4,5%;

- разрешение применения нелинейного метода исчисления амортизации в отношении не определенного основного средства, а по всей амортизационной группе; при этом для любой амортизационной группы определена своя норма амортизации;

- увеличение премии амортизации до 30% для основных средств, которые относятся к 3-7 амортизационной группе; при этом утверждено требование, по которому в случае продажи раньше, чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена премия, соответственные суммы расходов подлежат восстановлению и установлению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. [2, с. 99]

Понижение предельных эффективных ставок налогообложения прибыли повысило стимулы бизнеса к декларированию реальной величины прибыли. Была ликвидирована основная часть льгот по налогу на прибыль. Однако ликвидация льгот компенсировалась разрешением больших амортизационных вычетов и понижением номинальной ставки налога. Все эти изменения привели к росту инвестиций бизнеса.

Основываясь на опыте 2008-2010 гг., можно допустить, что сложившаяся в России налоговая система вряд ли обеспечит финансовую устойчивость страны в случае очередного кризисного этапа.

Существуют как минимум две главные причины, по которым реформирование всей системы налогообложения следует начинать с налога на прибыль. Во-первых, этот налог генерирует порядка 15 % бюджетных доходов; во-вторых, 18 из 20 % поступает именно в региональные бюджеты, и это ключевой момент, поскольку межбюджетные трансферты постоянно растут (в 2010 г. — 40,9 % всех трат федерального бюджета), что служит важным фактором обеспечения самостоятельности регионов. [3, с. 90]

Введение прогрессивной системы налогообложения, является идеальным механизмом для российской экономики, поскольку малый бизнес не получит дополнительного налогового бремени (в некоторых ситуациях даже сбросит дополнительные расходы), а крупный бизнес, спокойно с этим справится. Большая часть российских компаний, а именно компании нефтегазового и высокотехнологичного секторов, готовы к повышению ставки налога на прибыль в комплексе с переходом к прогрессивной системе налогообложения. Это позволит исключить негативное влияние этой меры на малый и средний бизнес.

Действительно, это ляжет на них дополнительным бременем, но, в то же время, направит на более рациональное управление финансовыми потоками, особенно на рынках заимствований. Для государства это огромный плюс, ведь в свете социальной ориентированности бюджетной системы России, постоянного роста межбюджетных трансфертов дополнительные поступления по налогу на

SCIENCE TIME

прибыль (без дополнительных усилий по налоговому администрированию, что очень важно) помогут реализовать многочисленные государственные программы, и в первую очередь на региональном уровне.

Литература:

1. Корень А.В. Международные биржевые фонды как основа

диверсификации инвестиционного портфеля // В мире научных открытий. 2010. -№ 4-9. - С. 53-55.

2. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы

налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9-1. - С. 94-99.

3. Чусов М.С. Пути реформирования налога на прибыль. Научно-

исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2012. - № 2. -

С. 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.