Научная статья на тему 'Реформа высшей школы в Японии'

Реформа высшей школы в Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОРПОРАЦИИ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / THE ECONOMICS OF EDUCATION / UNIVERSITY CORPORATIONS / THE PATTERNS OF EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аримото А.

Статья посвящена системе высшего образования в Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reformation of Higher Education in Japan

The article is dedicated to the system of high education in Japan.

Текст научной работы на тему «Реформа высшей школы в Японии»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК 378

А 81 Аримото А.

РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЯПОНИИ

Статья посвящена системе высшего образования в Японии.

Ключевые слова: экономика образования, университетские корпорации, модели управления образованием.

Автор - профессор и директор Исследовательского института проблем высшего образования университета г. Хиросима, отмечает, что с начала 1990-х гг. в системе высшего образования Японии проходят масштабные реформы. Они обусловлены радикальными социальными переменами, вызванными переходом к обществу, основанному на знаниях, влиянием глобализации и внедрением рыночных механизмов в социальной сфере.

В 1998 г. Университетский совет Японии призвал правительство к реформированию системы управления университетами. В плане реформы, предложенном этим советом, предусматривалось обновление системы преподавания и научных исследований; совершенствование управления, администрирования и менеджмента; диверсификация системы оценки деятельности вузов. Ключевым моментом реформы должно было стать создание новой модели управления университетами. В соответствии с данным планом в 2004 г. в Японии была внедрена такая новая модель - место традиционного «национального университета» заняла «национальная университетская корпорация». 99 действующих университетов путем слияний и объединений были преобразованы в 89 новых вузов. Вновь созданные университеты отказались от концепции управления немецкого образца, при которой руководство университета в значительной степени опирается на представителей факультетов. Была отменена системы выборов ректора профессорско-преподавательским составом университета. Отныне руководство вуза осуществляют правление и административный совет (состоящий из внешних экспертов по проблемам управления и менеджмента), которыми руководит назначаемый ректор.

Университетские корпорации, финансируемые на 79% из госбюджета, обязаны представлять отчеты о своей деятельности и стремиться к высоким показателям «академической производительности», давая обществу соответствующую информацию. Университетские корпорации развиваются на основе шестилетних планов. Финансирование корпораций возложено на министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий и привязано к результатам оценки выполнения ими утвержденных плановых показателей. Такую оценку проводит Национальный институт академических степеней и оценки деятельности университетов. От показателей выполнения планов зависит размер выделяемых средств. В случае неудовлетворительных результатов бюджет университета может быть существенно сокращен. В целом правительство планирует в ближайшем будущем уменьшить свое участие в финансировании университетских корпораций до 30%. Основным источником финансирования университетов должны стать доходы от предпринимательства. Предполагается, что университетские корпорации будут развивать собственный предпринимательский потенциал. Дополнительный потенциальный источник средств для университетов - обучение иностранных студентов, а также взрослых граждан.

Сегодня японская университетская система находится в процессе перехода от системы управления «ректорского типа», распространенной в Европе, к системе «президентского типа», характерной для США.

В целом реформы управления университетами в Японии призваны повысить конкурентоспособность системы высшего образования, эффективность и качество работы профессорско-преподавательского состава. Для достижения по-

58

© Аримото А., 2009

ставленных целей правительство отказалось от прежней системы государственного контроля над вузами и взяло курс на дерегулирование образовательного сектора и расширение полномочий руководства университетов.

Особая роль в новой модели управления образованием отводится независимой оценке деятельности университетов, которая должна проводиться каждые семь лет.

Конечная цель преобразований заключается в развитии конкуренции и рыночных механизмов управления вузами на основе коммерциализации, приватизации и усиления ориентации на прибыль. Указанные реформы только в самом начале, и пока трудно оценить положительные и негативные стороны столь масштабных и радикальных перемен, пишет в заключении автор.

Arimoto ^

UNIVERSITY GOVERNANCE IN JAPAN

The article is dedicated to the system of high education in Japan.

Keywords: the economics of education, university corporations, the patterns of education management

УДК 378

Г 522 Гладких Б. А.

МОЖЕТ ЛИ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС СТИМУЛИРОВАТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ?*

В статье рассмотрены плюсы и минусы реализации Болонского процесса в России.

Ключевые слова: экономическая эффективность образования, качество образования, критерии оценки внедрения Болонского процесса.

Как известно, Россия подписала Болонскую декларацию еще в 2003 г., но последовавшие затем смена правительства и реорганизация министерства образования затормозили начало перемен в российской высшей школе. В затянувшемся ожидании реальных действий скептики даже утверждали, что Болонский процесс - очередная дань западной моде, и предрекали ему в России скорый и бесславный конец. Вышедший в феврале 2005 г. приказ Минобрнауки по реализации основных положений Болонской декларации положил конец сомнениям и утвердил конкретный план мероприятий, которые должны быть безусловно выполнены всеми вузами. В марте 2007 г. Правительство РФ после долгих дискуссий представило в Государственную Думу поправки к законам, регулирующим высшее образование [1]. В случае их принятия (современный расклад политических сил не дает в этом сомневаться) коренная реформа высшей школы становится неотвратимой.

Тем не менее споры вокруг целесообразности грядущих перемен не стихают. Вузовскую общественность продолжает волновать вопрос: во имя чего следует проводить непростую и болезненную перестройку сложившегося учебного процесса. Некоторая доля преподавательского корпуса настроена крайне негативно, считая реформу образования вредительством и развалом лучшей в мире высшей школы. Особенно остро эта тема обсуждается в периферийных вузах, для которых центральные в Болонском процессе проблемы международной академической мобильности и конкуренции выпускников на европейском рынке труда сейчас, да и в обозримом будущем, не слишком актуальны.

Попробуем взглянуть на этот предмет изнутри, с точки зрения обычного преподавателя вуза либо руководителя среднего звена - заведующего кафедрой или декана факультета. Приводимые соображения основаны на личном опыте автора, в течение 30 лет руководившего различными ка-

© Гладких Б. А., 2009

Экономика образования ♦ № 1, 20091

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.