ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК 378
А 81 Аримото А.
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЯПОНИИ
Статья посвящена системе высшего образования в Японии.
Ключевые слова: экономика образования, университетские корпорации, модели управления образованием.
Автор - профессор и директор Исследовательского института проблем высшего образования университета г. Хиросима, отмечает, что с начала 1990-х гг. в системе высшего образования Японии проходят масштабные реформы. Они обусловлены радикальными социальными переменами, вызванными переходом к обществу, основанному на знаниях, влиянием глобализации и внедрением рыночных механизмов в социальной сфере.
В 1998 г. Университетский совет Японии призвал правительство к реформированию системы управления университетами. В плане реформы, предложенном этим советом, предусматривалось обновление системы преподавания и научных исследований; совершенствование управления, администрирования и менеджмента; диверсификация системы оценки деятельности вузов. Ключевым моментом реформы должно было стать создание новой модели управления университетами. В соответствии с данным планом в 2004 г. в Японии была внедрена такая новая модель - место традиционного «национального университета» заняла «национальная университетская корпорация». 99 действующих университетов путем слияний и объединений были преобразованы в 89 новых вузов. Вновь созданные университеты отказались от концепции управления немецкого образца, при которой руководство университета в значительной степени опирается на представителей факультетов. Была отменена системы выборов ректора профессорско-преподавательским составом университета. Отныне руководство вуза осуществляют правление и административный совет (состоящий из внешних экспертов по проблемам управления и менеджмента), которыми руководит назначаемый ректор.
Университетские корпорации, финансируемые на 79% из госбюджета, обязаны представлять отчеты о своей деятельности и стремиться к высоким показателям «академической производительности», давая обществу соответствующую информацию. Университетские корпорации развиваются на основе шестилетних планов. Финансирование корпораций возложено на министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий и привязано к результатам оценки выполнения ими утвержденных плановых показателей. Такую оценку проводит Национальный институт академических степеней и оценки деятельности университетов. От показателей выполнения планов зависит размер выделяемых средств. В случае неудовлетворительных результатов бюджет университета может быть существенно сокращен. В целом правительство планирует в ближайшем будущем уменьшить свое участие в финансировании университетских корпораций до 30%. Основным источником финансирования университетов должны стать доходы от предпринимательства. Предполагается, что университетские корпорации будут развивать собственный предпринимательский потенциал. Дополнительный потенциальный источник средств для университетов - обучение иностранных студентов, а также взрослых граждан.
Сегодня японская университетская система находится в процессе перехода от системы управления «ректорского типа», распространенной в Европе, к системе «президентского типа», характерной для США.
В целом реформы управления университетами в Японии призваны повысить конкурентоспособность системы высшего образования, эффективность и качество работы профессорско-преподавательского состава. Для достижения по-
58
© Аримото А., 2009
ставленных целей правительство отказалось от прежней системы государственного контроля над вузами и взяло курс на дерегулирование образовательного сектора и расширение полномочий руководства университетов.
Особая роль в новой модели управления образованием отводится независимой оценке деятельности университетов, которая должна проводиться каждые семь лет.
Конечная цель преобразований заключается в развитии конкуренции и рыночных механизмов управления вузами на основе коммерциализации, приватизации и усиления ориентации на прибыль. Указанные реформы только в самом начале, и пока трудно оценить положительные и негативные стороны столь масштабных и радикальных перемен, пишет в заключении автор.
Arimoto ^
UNIVERSITY GOVERNANCE IN JAPAN
The article is dedicated to the system of high education in Japan.
Keywords: the economics of education, university corporations, the patterns of education management
УДК 378
Г 522 Гладких Б. А.
МОЖЕТ ЛИ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС СТИМУЛИРОВАТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ?*
В статье рассмотрены плюсы и минусы реализации Болонского процесса в России.
Ключевые слова: экономическая эффективность образования, качество образования, критерии оценки внедрения Болонского процесса.
Как известно, Россия подписала Болонскую декларацию еще в 2003 г., но последовавшие затем смена правительства и реорганизация министерства образования затормозили начало перемен в российской высшей школе. В затянувшемся ожидании реальных действий скептики даже утверждали, что Болонский процесс - очередная дань западной моде, и предрекали ему в России скорый и бесславный конец. Вышедший в феврале 2005 г. приказ Минобрнауки по реализации основных положений Болонской декларации положил конец сомнениям и утвердил конкретный план мероприятий, которые должны быть безусловно выполнены всеми вузами. В марте 2007 г. Правительство РФ после долгих дискуссий представило в Государственную Думу поправки к законам, регулирующим высшее образование [1]. В случае их принятия (современный расклад политических сил не дает в этом сомневаться) коренная реформа высшей школы становится неотвратимой.
Тем не менее споры вокруг целесообразности грядущих перемен не стихают. Вузовскую общественность продолжает волновать вопрос: во имя чего следует проводить непростую и болезненную перестройку сложившегося учебного процесса. Некоторая доля преподавательского корпуса настроена крайне негативно, считая реформу образования вредительством и развалом лучшей в мире высшей школы. Особенно остро эта тема обсуждается в периферийных вузах, для которых центральные в Болонском процессе проблемы международной академической мобильности и конкуренции выпускников на европейском рынке труда сейчас, да и в обозримом будущем, не слишком актуальны.
Попробуем взглянуть на этот предмет изнутри, с точки зрения обычного преподавателя вуза либо руководителя среднего звена - заведующего кафедрой или декана факультета. Приводимые соображения основаны на личном опыте автора, в течение 30 лет руководившего различными ка-
© Гладких Б. А., 2009
Экономика образования ♦ № 1, 20091
59