РЕФОРМА В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чебанова Наталья Сергеевна
канд. юрид. наук, ассистент кафедры Теории и история государства и права ФГБОУ ВПО Государственного морского университета имени адмирала
Ф.Ф. Ушакова, РФ, г. Новороссийск E-mail: NatashaChebanova90@gmail. com Дмитриев Игорь Станиславович курсант 1-ого курса специальности «Юриспруденция» ФГБОУ ВПО Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, РФ,
г. Новороссийск E-mail: igorek858@rambler. ru Лаптев Михаил Викторович курсант 1-ого курса специальности «Юриспруденция» ФГБОУ ВПО Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, РФ,
г. Новороссийск
REFORM IN PENSION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Chebanova Natalia
candidate of Jurisprudence, Assistant of the Department of Theory and History of State and Law of admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Russia
Novorossiysk Dmitriev Igor
cadet of the first year of a specialty "Jurisprudence" of admiral F.F. Ushakov State
Maritime University, Russia Novorossiysk
Laptev Mikhail
cadet of the first year of a specialty "Jurisprudence" of admiral F.F. Ushakov State
Maritime University, Russia Novorossiysk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается Российская Федерация как социальное государство, обеспечивающее каждому человеку достойное существование. Определение правовой статус пенсионеров и их социальное обеспечение страховыми пенсиями по старости Пенсионным Фондом России на основании Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Предстоящая пенсионная реформа на основании Федерального Закона «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии». Выявление плюсов и минусов пенсионной реформы 2015 года.
ABSTRACT
The article deals with the Russian Federation as a welfare state, providing each person a dignified existence. Determines the legal status of retirees and their social security insurance old-age pensions Pension Fund of Russia on the basis of the Federal Law "On State Pensions in the Russian Federation." The upcoming pension reform on the basis of the Federal Law "On Insurance Pensions" and "Funded Pensions." Identify the pros and cons of the pension reform in 2015.
Ключевые слова: социальное государство; пенсионное обеспечение; пенсионная реформа; пенсионеры; страховые пенсии; накопительные пенсии; пенсионный бал.
Keywords: welfare state; pensions; pension reform; pensioners; pension insurance; pension fund; pension ball.
Реформирование пенсионной системы в социальной сфере Российской федерации является актуальной и традиционной на данном этапе развития государства. Проведение пенсионной реформы обусловлено прежде всего тем, что социальное обеспечение пенсионеров как наиболее незащищенного слоя населения требовало изменений в течение двух последних десятков лет. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации определено необходимостью перехода от советской системы пенсионных накоплений граждан к современной.
Согласно Конституции Российской Федерации [2] Россия является социальным демократическим государством, которое обеспечивает максимально возможное равномерное распределение жизненных тягот граждан, а также равномерное содействие их благу. Опираясь на ст. 7 Конституции Российской Федерации [2], можно сделать вывод, что Россия как социальное государство обязано заботиться о благополучии граждан, их социальной защищенности, и если в связи с возрастом или с состоянием здоровья, который не позволяет гражданам трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточным минимум себя и своей семьи, государство обязано
обеспечить его и его семью материальной поддержкой. Поэтому Конституция РФ накладывает на государство такую обязанность как обеспечение государственной поддержкой материнства, детства, пожилых граждан и инвалидов, установлением государственных пенсий и пособий.
В данной статье будут рассмотрена изменения, касающиеся трудовых пенсий пожилых граждан, и анализ предстоящей в 2015 году пенсионной реформы.
Перед тем как перейти к пенсионной реформе 2015 года, нужно дать характеристику такому понятию как «трудовая пенсия». Итак, в соответствии с Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие
старости или инвалидности.....» [5]. Данный Закон устанавливает три вида
трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. В свою очередь размер трудовой пенсии по старости состоит из суммы страховой её части и накопительной.
В связи с предстоящей пенсионной реформой, необходимость проведения которой назрела давно в силу ряда причин, таких как: в России треть населения составляют пожилые граждане; бюджет Пенсионного фонда дефицитный и каждый год Россия теряет 1 миллион трудоспособного населения, то с 1 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенный в пенсионное законодательство РФ. Проводимая пенсионная реформа призвана обеспечить устойчивость пенсионной системы России и увеличить размер пенсий. Цели и задачи, стоящие перед государством будут достигнуты с помощью реформирования пенсионной системы к 2025 году.
Федеральный Закон об изменения в пенсионном обеспечении России был одобрен Государственной Думой в декабре 2013 года. Суть данной реформы заключается, прежде всего, в том, что права россиян на страховую пенсию
будут учитываться в накопительных баллах, исходя из уплаченных страховых взносов с заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию. Новый порядок исчисления пенсионных накоплений устанавливают Федеральный Закон «О страховых пенсиях» [4] и Федеральный Закон «О накопительной пенсии» [3], которые вступят в силу 1 января 2015 года. Вышеуказанные нормативно-правовые акты вносят изменения в систему формирования накопительных пенсий, инвестирования накоплений, их сохранности и порядка выплат. Изменения касаются организаций и граждан государства. В статье рассмотрены изменения, касающиеся положения пожилого населения страны, т. к. этот вопрос наиболее актуален на данном этапе развития Российской Федерации.
В связи с вносимыми изменениями с 2015 года минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости составит к 2015 году 15 лет. На данный момент минимальный стаж работы составляет 5 лет. Изменения в пенсионном обеспечении граждан будут постепенны. С 2015 года стаж ежегодно будет увеличиваться на 1 год, таким образом к 2025 году он достигнет отметки в 15 лет. Стаж в 15 лет обеспечит гражданам лишь минимальную страховую пенсию, а максимальную выплату смогут получать граждане, стаж работы которых составляет не менее 30 лет. Условием возникновения права на получение пенсии является достижение у мужчин возраста 60 лет, а для женщин — 55 лет. Вводится и минимальный порог баллов, необходимых для начисления пенсии. Он также будет увеличиваться из года в год с 6,6 до 30 баллов в 2025 году. Согласно вносимым изменениям пенсии делятся на два вида. Первый вид составляют страховые пенсии, а второй — накопительные. Для граждан, родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть, более молодое население страны может выбирать участвовать только в страховой системе, или же выбрать для себя негосударственный фонд и сформировать для себя дополнительную накопительную пенсию.
Остановимся подробно на изменениях, которые затрагивают положение граждан. На данный момент 22 % от заработной платы работодатель
уплачивает в Пенсионный Фонд, из которых 6 % идет на солидарную часть, т. е. на текущие выплаты всем пенсионерам, а оставшиеся 16 % идут на будущую пенсию. Из этих 16 % 10 последних лет 10 % шли на страховую часть пенсии, а оставшиеся 6 % на накопительную. Накопительную часть можно перевести в негосударственный фонд, чтобы они инвестировали сумму за гражданина, или оставить в «Внешэкономбанке», в котором они хранятся по умолчанию [1].До 2015 года стоит решить оставлять накопительную часть или же отказаться от неё. В случае, если гражданин отказывается от накопительной части пенсии, то все 16 % перейдут в страховую часть пенсии [3]. Существует множество споров, что лучше: оставить накопительную часть или отказаться от нее. Если направить все средства в страховую часть пенсии, то увеличиться гарантированная государством пенсия, но накопительная часть, в отличие от страховой передается по наследству. Таким образом, споры по поводу накопительной части пенсии актуальны на данном этапе реформирования пенсионной системы России.
Следует определить, как же исчисляется накопительный балл или коэффициент, т. к. согласно вносимым изменениям пенсионные права, которые раньше накапливались в деньгах, теперь будут накапливаться в баллах.
Для вычисления накопительного балла надо представить вычисление в виде дроби. В числителе — 10 % или 16 % от годовой зарплаты гражданина, в зависимости от того, есть ли у него накопительная часть или нет. В знаменателе — 16 % от максимальной вносооблагаемой годовой зарплаты. Законодатель зафиксировал данную величину, она составляет в 2014 году 624 тысяч рублей. Результат вычисления следует умножить на 10, таким образом гражданин вычислит свой годовой пенсионный коэффициент. Можно сделать вывод, что чем выше зарплата гражданина, тем выше будет и накопительный балл. При расчете суммы пенсии накопительные баллы суммируются за весь период трудовой деятельности гражданина России.
Получить пенсию гражданам будет сложнее. Во-первых, минимальный трудовой стаж увеличивается до 15 лет, во-вторых, вводится такое понятие как
«накопительный коэффициент», которых надо накопить 30 штук. Данные изменения вступят в силу постепенно с 2015 года, и к 2025 году пенсионная реформа достигнет целей. Следует выделить и преимущества предстоящей пенсионной реформы, главное из которых — это сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда РФ, т. е. экономия до 498 миллиардов рублей к 2018 году [1].
Список литературы:
1. Булин Д. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее //«Российская газета» № 6265, 23.12.2013
2. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ// Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, — ст. 851.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» / «Российская газета», № 295, 30.12.2013.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» / «Российская газета» № 296, 31.12.2013.
5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» //[Электронный ресурс] — Режим доступа: КонсультантПлюс (дата обращения 09.04.14).