Научная статья на тему 'Реформа как одна из форм инноваций в праве'

Реформа как одна из форм инноваций в праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ПРАВА / THE LAW REFORM / ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ / INNOVATIONS IN THE LAW / ФОРМА ИННОВАЦИЙ В ПРАВЕ / THE FORM OF LAW INNOVATIONS / ОБНОВЛЕНИЕ ПРАВА / THE LAW RENOVATION / ОБНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / THE RENOVATION OF THE LAW SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курышев Евгений Юрьевич

Статья посвящена исследованию одной из форм инноваций в праве реформе права. С позиций исторического и теоретико-методологического подхода анализируется существующий механизм инновационного реформирования права и различных правовых систем. Определяются основные признаки и направления реформы права, соотношение с такими формами инноваций, как эндогенная инновация права и рецепция права в рамках обновления права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM AS A FORM OF INNOVATION IN THE LAW

The article is devoted to the research of the form of innovation in the law the reform of the law. From the standpoint of historical and theoretical-methodological approach the existing mechanism of the innovative reform of the rights and the different law systems is analyzed here. The main features and areas of the law reform, correlation with such forms of innovations as endogenous law innovation and reception of the law within the law renovation are defined in this article.

Текст научной работы на тему «Реформа как одна из форм инноваций в праве»

5 См.: Липатова С. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 99; Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: дис. ... канд юрид. наук. М., 2006. С. 73.

6 См.: Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1985. С. 1287.

7 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005. С. 224.

8 См.: Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь как юридическая категория // Пробелы в российском законодательстве. М., 2009. № 4. С. 129-133.

9 См.: Бондаренко О.Я. Проблема жизни в философии. URL: http://zhurnal.lib.ru/b/bondarenko_o_j/ zhizn.shtml (дата обращения: 19.07.2015).

10 См.: Рябоконь Н.В. Философия УМК. Минск, 2009.

11 См.: Кислое А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Достойное существование человека как этическая категория // Человек в мире культуры. 2012. № 4.

12 См.: Бакланова Е.В. Указ. раб.

13 См.: КропаневаЕ.М. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009.

14 «Gallup World Poll» Gallup Media. URL: https://worldview.gallup.com/default.aspx (дата обращения: 27.07.2012).

15 «Gallup World Poll» Gallup Media. URL: https://worldview.gallup.com/default.aspx (дата обращения: 27.07.2012).

16 См.: Николаенкова М.С., Иванова Е.В., Невежин В.П. Влияние реализации человеческого потенциала на международную миграцию. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/---ep14-11/1324-a (дата обращения: 17.07.2015).

17 См.: СейкоЛ.Ф. Государственное регулирование экономического роста и качества жизни населения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 11.

Е.Ю. Курышев

РЕФОРМА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИЙ В ПРАВЕ

Статья посвящена исследованию одной из форм инноваций в праве — реформе права. С позиций исторического и теоретико-методологического подхода анализируется существующий механизм инновационного реформирования права и различных правовых систем. Определяются основные признаки и направления реформы права, соотношение с такими формами инноваций, как эндогенная инновация права и рецепция права в рамках обновления права.

Ключевые слова: реформа права, инновации в праве, форма инноваций в праве, обновление права, обновление правовой системы.

E.Yu. Kuryshev

REFORM AS A FORM OF INNOVATION IN THE LAW

The article is devoted to the research of the form of innovation in the law — the reform of the law. From the standpoint of historical and theoretical-methodological approach the existing mechanism of the innovative reform of the rights and the different law systems is analyzed here. The main features and areas of the law reform, correlation with such forms of innovations as endogenous law innovation and reception of the law within the law renovation are defined in this article.

Keywords: the law reform, innovations in the law, the form of law innovations, the law renovation, the renovation of the law system.

Реформа выражается в изменении формы, содержания или сущности чего-либо и предполагает существенные модификации в механизме функционирования объекта. В качестве ее последствий возможны смена основополагающих

© Курышев Евгений Юрьевич, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского права (Саратовский военный институт внутренних войск МВД России); e-mail: Kurisheff.ewg@yandex.ru

принципов, ведущих к новому результату и получению принципиально нового объекта. Реформа в таком случае является коренным переломом устоявшихся процессов, традиций.

Реформа права — это комплекс радикальных изменений, затрагивающих как систему права, так и правовую систему в целом, в целях придания им цивилизованной формы и последующего функционирования в рамках правового государства и развитого общества. По мнению Г.В. Мальцева, под реформой права следует понимать осуществление серии целенаправленных преобразований, в результате чего происходит постепенное формирование новой правовой системы либо появление у действующей системы новых качеств, черт или существенных признаков1.

Применительно к правовым отношениям понятию «реформа» присуща специфика, которая выражается в наличии инновационного процесса права. Инновационность заключается не столько в том, что в период реформ критикуется действующее законодательство или другие элементы правовой системы, осуществляется поиск им замены, сколько связана с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала.

История знает немало примеров реформирования права, которое происходит на протяжении вот уже более четырех тысяч лет. К числу первых известных реформ относятся реформы права древних государств Месопотамии. Уже в то время реформы несли нововведения (инновации). Так, «реформы Уруингины», правителя Лагаша (около 2400 г. до н.э.), в своем содержании были инновационными, в части, касающейся освобождения бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, защиты храмового имущества. Инновационность законов в Ур-Наммы заключалась в раннеисторическом развитии юридической техники: и законы начинались с пролога, далее следовало изложение законодательных а нововведений, в частности об установлении системы меры и веса как гарантии о новых справедливых порядков2. к

Достаточно известная инновационная идея деления права на публичное и о

п

частное возникла на базе судебной практики и сформулирована в юриспруденции а Рима. Привнесенная правовая новация имела под собой объективные различия в

е

в методах правового регулирования: первое носило императивный характер о и включало в себя отношение власти — подчинения. В частном же праве вы- ю

Т5

ражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с |

имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. к

Инновационными изменениями в праве необходимо считать процессы, ко- а

торые явились результатом революционных идей с последующим реформиро- |

ванием права в XVIII—XIX вв. Именно в этот период появились, были внедрены и

и в конечном итоге достигнуты этапа правовой диффузии идеи, связывающие №

закон, право, правосудие с основами человеческого бытия — со свободой отдель- 1

ного, автономного человека (естественное право). Естественное право «выбрало» )

в качестве главного адресата своих требований существующую власть — недо- б пустимость государственного произвола, а отсюда — утверждение и развитие в жизни общества начал народовластия. Посредством закрепления неотъемлемых прав человека были достигнуты свобода слова, неприкосновенность личности, право выбирать своих правителей.

Если говорить об инновационном процессе права, то следует констатировать,

что существует достаточно много примеров реформирования средневекового 137

европейского права, права других периодов его развития в различных странах, в т.ч. в России.

Таким образом, будучи связанными с глубинными изменениями в пластах общества, право в ходе реформ, с одной стороны, испытывало на себе влияние экономических, политических и иных общественных отношений, а с другой, с течением времени само воздействовало на подобного рода отношения. В свою очередь инновации в рамках реформы права исторически влияли не только на содержание права, развитие правовой системы, но и отражали перемены в государственном строе.

Между тем не всегда реформы права, проводимые в различных правовых системах, достигали установленных целей. В отдельных случаях на смену им приходили контрреформы или «накладывались» другие реформы права. Это зачастую приводило к дисбалансу внутри правовой системы, отторжению правосознания от других элементов правовой жизни. Непоследовательные, зачастую совершенно не подготовленные реформы права, основанные не на поиске инновационных элементов улучшения существующего правового механизма, а на возврате к существовавшим институтам, слепому копированию чужого правового опыта приводили к коррумпированному, «мертвому» правопорядку с элементами правового идеализма со стороны правотворческих органов и правовому нигилизму в правосознании граждан. В связи с этим возникает ряд вопросов к содержательной стороне реформы и механизму внедрения инновационных идей, которые реализуются в результате проведения реформы права.

Во-первых, существует ли кардинальное изменение внутри права, «несущее» з инновационные элементы не посредством эволюционного развития (эндогенная ? инновация права и рецепция права), а в результате скачкообразного перехода 3 от одного состояния к другому? Во-вторых, в чем проявляется «кардинальная» | сторона реформы права: в предмете, методе, механизме инновационного процесса i в пределах одной из форм — реформы права или в чем-то другом? В-третьих, в | каких случаях и при каких обстоятельствах можно считать реформу положи-i тельной, а новое для правовой системы инновационным?

§ Многие авторы пытаются усилить или уменьшить, будто в нотной альтерации

| на полтона (диез или бекар) значение реформы права, именуя тот или иной про-| цесс категориями «радикальная реформа», «великая реформа права», «глубокое 'g обновление». Так, С.С. Алексеев в терминологии идет дальше понятия «реформа | права» и обосновывает явление «революция в праве»3. Именно как революци-| онные можно рассматривать изменения в российском праве, происходившие в g конце XX в.: кардинальный пересмотр, кодификация и систематизация зако-! нодательства. Однако в конечном итоге революционное реформирование права g привело к разрывам социально-экономических, политических и международ-§ ных связей. Эта практика, а впоследстии теория фактически стали исходить из | презумпции негодности и невозможности совершенствования действовавшего J законодательства. Новые законы, не успев соприкоснуться с жизнью, превращались в правовые памятники4.

Практически, «революционность» изменения права и все, что с ней связано (массированность разрушений права, лозунговость перемен, отсутствие предварительной подготовки и разъяснения сути изменений, подмена правовых идей политическими), не может считаться улучшением и рассматриваться как 138 инновации в праве. «Все опыты улучшений и усовершенствований какого-либо

рода только тогда бывают успешны и прочны, когда приводятся в действо не прыжками, а тихими размеренными шагами, по одной, зрело обдуманной и постоянно имеющейся в виду системе»5, — писал Д.Н. Блудов.

Учитывая сложившиеся мнения, мы исходим из того, что в ходе реформы инновационные идеи не должны подрывать основы действующего права, а сам процесс реформирования права должен носить эволюционный характер. Так, Н.Я. Соколов указывает на то, что реформа выступает способом эволюционного развития общества6. В свою очередь, революционное — это подрыв, кардинальное изменение не только элементов правового, но и государственного устройства (например, изменение формы государственного правления; переход к использованию инородных источников права, изменение формы существующего процесса судебной защиты прав) за довольно короткий промежуток времени.

Не стоит также, на наш взгляд, отождествлять реформу права с эндогенной инновацией права и рецепцией права, т.к. реформа права в данном случае все-таки является «переломом» устоявшихся процессов правовой системы, сложившихся традиций правовой культуры. Именно подобного рода трактовка категории «реформа права» используется в историческом аспекте. Однако и полностью исключать использование иностранного опыта, рецепцию зарубежных и предыдущих элементов отечественного права не имеет практического смысла. Исходя из этого, эволюционные черты реформы права, на наш взгляд, заключаются в следующем.

Во-первых, инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов.

Во-вторых, инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм. Поэтому реформа предполагает постепенный и поэтапный процесс с учетом тщательного планирования, а в дальнейшем — отслеживания достигнутых результатов, необходимой корректировки задач по внедрению и правовому закреплению приемов и способов достижения целей.

Надо полагать, что методологически-правовое инновационное направление, включающее в себя новые принципы, новые методы изучения и познания права, новые методы и формы обсуждения и принятия нормативных правовых актов становится наиболее актуальным в период подготовки реформы права, выработки и обобщения правовых инновационных идей. Чем выше уровень, сложнее механизм внедряемых инноваций в право, тем тщательнее и соответственно продолжительнее с использованием ресурсов научного обеспечения происходит выработка новационной идеи правовой реформы.

В-третьих, субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, регрессивное, стагнационное.

В первом случае для дальнейшего обновления права потребуется поддержка отдельных элементов правовой системы, в т.ч. с помощью рецепции или создания эндогенных составляющих права. В случае регресса или стагнации права возможны контрреформы права.

В-четвертых, реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.

Для права, правовой системы государства реформа, носящая инновационный характер, включает свой объем изменений, сроки проведения, период начала и окончания внедрения новых элементов. Надо полагать, например, что объем и характер правовых инноваций в ходе реформы права в таких странах, как Афганистан, Куба и Россия, носят различный характер.

Если для правовой системы Афганистана изменение источников права — это уже достаточно кардинальная инновация права, то современному российскому праву при реформировании необходимо обращать серьезное внимание на научную разработку законодательной стратегии и концепции развития законодательства; изменение межотраслевого законодательства; кодификацию законодательства, регулирующего одноотраслевые отношения, в т.ч. кодификацию социального законодательства; совершенствование судебной системы путем кодификации многочисленных, причем одновременно действующих нормативных правовых актов; развитие взаимодействия законодателя и гражданского общества; проведение общественных обсуждений предложенных проектов нормативных правовых актов; внедрение (содействие внедрению) институтов независимой общественной экспертизы.

Необходимо отметить, что в отличие от других форм инноваций реформа права имеет следующие признаки. з Во-первых, с учетом того, что право имеет форму статичного образования,

? которое лишь в определенной мере поддается эволюционному обновлению, про-3 должается борьба традиций и инноваций.

| В условиях, когда в правовой системе не создан механизм эндогенных и

I рецепционных инноваций, право достигает состояния, при котором только це-| ленаправленные, сконцентрированные усилия способны приспособить право к ! меняющимся экономическим и социально-политическим условиям. § Во-вторых, реформа права предполагает продуманную, тщательно спланиро-

| ванную и долговременную деятельность по внесению изменений в действующее | право.

В-третьих, в рамках реформы права инновационному развитию подвергается | не один, а несколько самостоятельных компонентов: позитивное право, с одной | стороны, и правосознание с другой. С учетом этого не случайно И.А. Ильин отмечал: «Ни одна реформа невозможна до тех пор, пока не назреет известный | сдвиг в правосознании; и всякая реформа, несоразмеренная с состоянием на-| родного правосознания, может оказаться нелепою и гибельною для государства. § Единственно верный путь ко всяким реформам есть постепенное воспитание 1 правосознания»7.

| В-четвертых, инновации в ходе реформы права — кардинальные измене-

ния, которые затрагивают не только право, но и социально-экономическую, социально-политическую сферу.

Таким образом, реформа права как одна из форм инноваций в праве должна в конечном итоге приводить к изменению с обязательным улучшением и повышением эффективности тех правовых порядков, институтов или учреждений, 140 которые не соответствуют реальностям данного исторического отрезка времени.

О.В. Лазарева • Правоприменительные технологии: вопросы теории и практики

Следствием или итогом реформы права в рамках инновационного развития являются более перспективные виды организации правовой материи и правовой жизни, в результате которых позитивное право в большей степени должно находить точки соприкосновения с индивидуальным и профессиональным правосознанием и предоставлять возможность человеку при многократном соприкосновении с правом, чувствовать свободу, истину и справедливость.

1 См.: Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005. С. 189.

2 См.: История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. Ч. 1 / под ред. Н.А. Краше-нинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. С. 60.

3Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 464-467.

4 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2010. С. 541-542.

5 Цит. по: Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989. С. 47.

6 См.: Соколов Н.Я. Правовая реформа глазами юристов // Государство и право. 2006. № 6. С. 5.

7 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1994. С. 277.

О.В. Лазарева

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В статье дано понятие правоприменительной технологии; рассмотрены ее признаки, акцентировано внимание на дискуссионные моменты определения понятия правоприменительной техники и ее значения в юридической деятельности; определены два основных

подхода к соотношению правоприменительной техники и правоприменительной технологии; ш

проведена классификация правоприменительных технологий. На основе сложившейся Н

юридической практики определена и обоснована необходимость системного подхода к ис- 1

следуемым технологиям. р

Ключевые слова: правоприменительная технология и техника, технология уголовного О

судопроизводства, технология организации документооборота в правоприменительной 1

деятельности, унификация и стандартизация документов. й

о

у

O.V. Lazareva р

п

LAW ENFORCEMENT TECHNOLOGY: О

THE THEORY AND PRACTICE |

g

In article the concept of law enforcement technology, analyzes its symptoms, the attention is 4

focused on controversial aspects of the definition of law enforcement technology and its value in 1

legal work, defined two basic approaches to ratio enforcement technology and law enforcement й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

technology, the classification of law enforcement technologies. On the basis of the prevailing legal а

practices identified and justified the need for a systematic approach to the studied technology. M

Keywords: law enforcement technology and equipment technology criminal justice technol- 1

ogy workflow enforcement, harmonization and standardization of documents. №

В системе юридических технологий наряду с правотворческой, систематизиру- 1 ющей, интерпретационной технологией особое место занимает правореализаци-онная и ее подвид — правоприменительная технология. Определение последней как особого самостоятельного вида зависит от природы правоприменительной

© Лазарева Ольга Владимировна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.