Научная статья на тему 'Рефлексивный дневник в подготовке студентов к решению профессиональных задач'

Рефлексивный дневник в подготовке студентов к решению профессиональных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE ACTIVITY / REFLECTION / REFLEXIVE TECHNOLOGY / COMPETENCE / REFLEXIVITY OF THINKING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Д.И., Алиханов З.И., Демирова Л.И.

Цель нашего исследования изучить технологию внедрения рефлексивного дневника в учебный процесс подготовки студентов, обеспечить готовность студентов к решению профессиональных задач. Компетентностно-ориентированная модель подготовки выпускников с высшим образованием предполагает внедрение рефлексивных методов, направленных на осознание студентами тактических и стратегических целей основной профессиональной образовательной программы. Авторы делают вывод о том, что внедрение рефлексивных технологий позволит сделать образовательный процесс для студентов личностно значимым, в котором каждый студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить профессиональные способности решать задачи, стоящие перед инклюзивным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанова Д.И., Алиханов З.И., Демирова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIVE DIARY IN TEACHING STUDENTS TO SOLVE PROFESSIONAL PROBLEMS

The purpose of the research is to study the technology of implementing a reflective diary in the educational process of training students, to ensure the readiness of students to solve professional problems. The competence-oriented model of training graduates with higher education involves the introduction of reflective methods is aimed at students’ awareness of the tactical and strategic objectives of the basic professional educational program. The authors conclude that the introduction of reflective technologies will make the educational process for students personally significant, in which each student will be able to fully reveal their creative potential, to show professional ability to solve the problems facing inclusive education.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный дневник в подготовке студентов к решению профессиональных задач»

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Цель нашего исследования - изучить технологию внедрения рефлексивного дневника в учебный процесс подготовки студентов, обеспечить готовность студентов к решению профессиональных задач. Компетентностно-ориентированная модель подготовки выпускников с высшим образованием предполагает внедрение рефлексивных методов, направленных на осознание студентами тактических и стратегических целей основной профессиональной образовательной программы. Авторы делают вывод о том, что внедрение рефлексивных технологий позволит сделать образовательный процесс для студентов личностно значимым, в котором каждый студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить профессиональные способности решать задачи, стоящие перед инклюзивным образованием.

Ключевые слова: познавательная активность, рефлексия, рефлексивная технология, компетенция, рефлексивность мышления.

Качество подготовки специалистов было и остается важным звеном в ходе модернизации отечественной системы образования. И в свою очередь, подготовки педагога. Сейчас наша система образования нуждается в людях не только с высоким уровнем знания своего предмета, но и творчески мыслящих, стремящихся к самосовершенствованию, стремящихся к продолжению своего образования учителя. В настоящее время в науке существуют самые разнообразные подходы к выделению составных частей структуры личности педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности [1].

К профессионально значимым компонентам структуры личности педагога относятся: профессионально-педагогическая направленность; активность в профессии; знания и умения, необходимые для профессии; профессиональные педагогические способности; рефлексия [1]. Реализация компетентностно-ориен-тированной модели подготовки бакалавров и магистров в вузах основывается на формировании у студентов рефлексивных способностей. Для достижения этих целей используются различные методы, один из них - рефлексивный дневник.

Рефлексивный дневник один из инструментов развития профессиональной рефлексии, получения необходимого индивидуального опыта управления инновационными процессами в образовании, а также развития универсальных инновационных компетентностей. Само понятие «рефлексивный дневник» вне зависимости от контекста его использования можно определить, как работу по описанию собственного опыта, анализ имеющихся умений и навыков. Рефлексивный дневник есть «работа на себя». Структура рефлексивного дневника строится по схеме традиционного дневника, позволяет рефлексирующему субъекту последовательно и осмысленно изложить то, что он делал, проанализировать выполненную работу.

Традиционный дневник включает в себя ответы на вопросы.

Первый ответ должен сообщать, чью работу мы анализируем, специфику деятельности этого человека, его запланированную и нами анализируемую деятельность.

Второй ответ - это информация о содержании анализируемой деятельности. Это может быть анализ проведения организованной образовательной деятельности в дошкольной организации, анализ урока или внеучебной деятельности в школе. Студент анализирует деятельность педагога согласно схеме анализа, а также высказывает свою точку зрения по поводу наблюдаемого факта.

В-третьих, анализируются средства достижения цели, с помощью чего достигаются цели и решаются поставленные задачи.

Четвёртый ответ - это анализ той аудитории на кого направлена образовательная функция, адресат трансформируемой информации. Здесь подвергается анализу ряд показателей: возраст, степень мотивации, познавательный интерес и активность.

В-пятых, необходимо проанализировать насколько успешно протекает деятельность, оправдались ли ожидаемые результаты, каков эффект от предпринятых усилий.

И в итоге, интересен результат: достигнута ли цель, как решены задачи, будет ли продолжена деятельность и каковы перспективы деятельности.

В структуру рефлексивного дневника, исходя из известной нам концепции коммуникации Г. Лассуэла, входят ответы на вопросы и направлены они на анализ собственных действий.

Согласно рефлексивным технологиям, модель общения и обратной связи будет работать с той целью, чтобы понять, как студент оценивает свои действия, какие действия он выделяет как основную деятельность в течении рефлексиру-емого периода, к какому результату привела его деятельность, зачем он ее выполнял и на кого она большей степени сработала, каким образом выполнялось действие [1].

Рефлексивный дневник, как понятно из его названия, в первую очередь направлен на формирование умения посмотреть на себя со стороны как важнейшего профессионально-значимого личностного качества эффективного педагога и психолога и оценить себя. Итогом ведения данного дневника для студента выступает:

- определение «слабых» сторон, недочетов в педагогическом взаимодействии, а также видение перспектив и целевых направлений своего профессионально-личностного роста;

- сбор и анализ индивидуального багажа техник и приемов разрешения конкретных и типичных сложных педагогических ситуаций.

Как же рефлексивный дневник влияет на решение профессиональных задач будущего педагога? В процессе ведения рефлексивного дневника, студент может сформировать такие важные компетенции, как анализ происходящих событий, прогнозирование собственных результатов, умение планировать, распределение нагрузки, анализ полученного опыта. Способ структурирования содержания рефлексивного дневника, помогает при планировании собственной деятельности. Кроме того, поскольку речь идет о рефлексивном дневнике в образовательном процессе, он связывается с освоением профессиональных компетенций [2].

Таким образом, студент может отследить, что его ожидает в течение предстоящего семестра обучения, как ему лучше двигаться в рамках содержания событий, по ходу проведения событий отвечать на вопросы и логично отображать свои впечатления, эффект участия. Помимо этого, рефлексивный дневник, который используется в рамках обучения, предполагает, что он периодически будет просматриваться тьютором, с целью посмотреть, как тьюторант относится к тематике заданий, какие более интересны, это позволяет построить дальнейшую возможность работы с тьюторантом, исходя из обнаруженных особенностей.

Для составления рефлексивного дневника необходимо учесть следующее: 1) должен содержать образ цели- студент должен определиться сам (с помощью преподавателя) чего он хочет достичь в результате 2) носит рефлексивную направленность (осмысление своих интересов, своего настроения, уровень знаний; далее - чему новому научился, что узнал, что планирует узнать или планирует сделать, что изменилось в нем 3) дает возможность ребенку предложить свой вариант развития событий. Например, предложи, как можно научиться решать задачи нетрадиционным способом? Какое место лучше выбрать для обучения? Какая форма предпочтительна: мозговой штурм, деловая игра или решение практических заданий и ситуаций? Почему? 4) ориентирует или структурирует выбранное пространство; 5) включает ли задания, игровые задания, упражнения, которые гарантируют достижение цели и вариативны; 6) направляет, где можно найти дополнительную информацию. Не стоит также забывать, что содержание рефлексивного дневника в структуре представляет три составляющие: содержательную, деятельностную, процессуальную. Важно, чтобы дневник отображал эти части в равном объеме.

Главной трудностью, возникающей в образовательном пространстве, является изменение мотивов и намерений студентов, проявляемых в обучении. Группа обучающихся студентов, как раньше, отличается неоднородностью, в ней выделяются сильные и слабые студенты, а также средние студенты. Но сегодня многие студенты сильной группы теряют интерес к происходящему в вузе, а студенты «из отстающих» так и не проявляют его по одной и той же причине: содержание образования в вузе обращено к современным студентам в формах менее привлекательных, чем другие образовательные ресурсы, доступные им. Технология ведения рефлексивного дневника может быть направлена как на студентов, которые стабильно показывают определённые результаты, так как здесь происходит оценивание не того, как правильно студент запомнил очередной не очень интересный для жизни факт, некоторую дату или понятие, которое он вряд ли когда использует. Первоочередным является то, как хорошо студент может справляться с поставленной перед ним целью - анализировать, объяснять, логически обосновывать. Происходит выявление его внутреннего творческого потенциала. Творческая деятельность студентов, возникающая сегодня в высшем образовании пока остается «стихийным приобретением» для образовательного пространства вуза. Преподаватели признают элементы творчества как дополнительную составляющую образования, но часто затрудняются показать, в чём состоит это приобретение. А подчас реализация творческих намерений студентов мешает педагогу осуществлять образовательный процесс, и для того чтобы творческая деятельность и образовательная самодеятельность студентов стала полноценным компонентом содержания образования, необходимо выявлять и качественно оценивать их значение для отдельных этапов образовательного пути. Формат обучения с использованием рефлексивного дневника ориентирует нас на последние качественные изменения в современном высшем образовании, а именно использования деятельностного подхода [3]. Деятельностный подход в обучении означает для педагога отказаться от традиции передавать студенту готовые знания, студент самостоятельно в процессе активной деятельности открывает новые знания, при этом повышается качество за приобретенные знания. Благодаря деятельности в процессе образования формируется личность и её способность к саморазвитию и самореализации.

Реализация деятельностного подхода в применении рефлексивного дневника приводит к конкретизации целевого, мотивационного и результативного компонентов обучения. В постоянно нарастающем процессе конкуренции среди различных источников информации и поставщиков образовательных услуг высшее учебное заведение выглядит менее выигрышно, если не выполняет требования мобильности и поиска активных форм и методов учета познавательных интересов студентов. В работе с рефлексивным дневником, под руководством тьютора, необходимо придерживаться следующей системы дидактических принципов:

1. Деятельностный подход - студент не получает знание в готовом виде, а принимает активное участие в учебной деятельности, и ее результат становится личностно значимым; 2. Непрерывность - преемственность между всеми звеньями образовательного процесса в части технологий с учетом возрастного принципа; 3. Целостность - способствует формированию у студентов целостной картины окружающего мира, которая будет включать не только окружающую природу и общество, но и роль, место конкретного человека в социуме; 4. Принцип минимакса - вуз предлагает каждому студенту содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже минимума (ФГОС); 5. Психологическая комфортность - стабилизация всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. 6. Вариативность - помогает студентам ориентироваться в ситуации выбора в своей деятельности; 7. Творческий подход - ориентация всего

учебного процесса на творческое начало в каждом студенте. Полное отсутствие шаблонов в деятельности, только направления и советы, поощрение творческой активности студента. Подводя итог, можно сказать, что современные темпы изменения общества, задают новые образовательные форматы. Новая парадигма образования строится на основе того, что студент должен действовать самостоятельно, чтобы добиться большего результата в своем обучении, а педагог осуществлять управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его образовательную деятельность [4].

Важной составляющей является проведение занятий во время прохождения практики. Предлагаем схему ретроспективного анализа собственного занятия.

По представленной ниже схеме студент-практикант анализирует каждое из проведенных им занятий (пробных и зачетных, предусмотренных в содержании по практике, обязательным минимумом и превышающим его).

1. Готовность к занятию (теоретическая подготовка, осознание целей и задач занятия, внутренняя готовность к их реализации).

2. Соответствие занятия научным показателям: объективность, структурность, полнота, адекватность, доступность.

3. Формы и способы активизации умственной деятельности и активности детей (система вопросов, задачи, проблемные ситуации, организации дискуссии, ролевой игры и т. п.).

4. Психологический климат в группе (положительный, неустойчивый, отрицательный). Атмосфера открытости, гибкость тона взаимоотношений между педагогом и детьми.

5. Рефлексивный подход, анализ реакций аудитории на применяемые приемы общения с целью их коррекции по ходу занятия. Например, педагог осознал, что сформулировал свой вопрос не совсем понятно, потому что у детей возникло много встречных уточнений. Попытался переформулировать вопрос (разбить его на несколько частей, привести пример и др.).

6. Эмоциональное состояние в процессе занятия (от начала до окончания). Используемые способы эмоциональной саморегуляции.

7. Резюме: отслеживание полученного результата, совпадает ли с поставленной целью и задачами занятия. Описать методы фиксации результативности проведенного занятия.

Рассмотрим дневниковые записи студентов во время прохождения практики. Существуют различные виды рефлексивного дневника. Один из видов заполняется по мере осознания возникающих проблем. Образец его оформления содержится в табл. 1.

В процессе нашего исследования был использован рефлексивный дневник, направленный на конкретные образовательные цели. Среди этих целей были такие как: развить познавательный интерес, а именно уровень формирования навыка познавательного интереса, может стать направленностью личности, когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни студентов, студент обладает навыками аргументированно рассказать, что ему интереснее всего, обладает сильной мотивацией на получение знаний. Мы предлагаем студентам вести рефлексивный дневник, в который они заносят свои, проблемы, личностные переживания, размышления. Мы учим их использовать алгоритм размышлений над своими проблемами и переживаниями, фиксировать свои личные достижения [2].

Студент также участвует в формировании собственной оценки по практике. Выполнение обязательного минимума практикантом обеспечивает ему положительную оценку. Для того чтобы получить более высокий балл, студент должен продемонстрировать степень своей мотивированности в профессиональной деятельности, свою инициативу и самостоятельность, умение выделять и решать конкретные профессиональные задачи.

Таблица 1

Пример оформления рефлексивного дневника

Дата и вид работы Проблема Возможные варианты решения Актуальные способы решения Рекомендации самому себе

Наблюдение за деятельностью педагога в группе Выделение главного - фиксация наблюдаемого - запись на диктофон - запоминание увиденного Составление условных обозначений и фиксация увиденного согласно УО Составление таблицы с критериями и условными обозначениями

Составление плана-конспекта подвижной игры соблюдение программных и методических требований - использование литературы - заимствование из интернет-ресурсов - составление конспекта по схеме с опорой на программу обращение к наставнику опора на образцы творческий подход одинаковых ситуаций не бывает. Необходимо проявить творчество и создать свой опыт разработки методических материалов

Проведение открытого занятия Боязнь выступить перед аудиторией - не отрываться от конспекта - полагаться на помощь педагога - избегать нетипичных ситуаций - полагаться на интуицию и прибегать к творческим решениям - хорошо знать ход занятия - применять творческий подход Владеть эмоциями. Не бояться импровизации. Следовать логике решения методических задач

Анализ проведенного занятия Нахождение собственных ошибок - прислушаться к мнению выступающих - при самооценке опираться на некий образец самоотчет Положительно относиться к критике

Защита отчета по практике Отсутствие опыта представлять результаты практики - подготовить презентацию - подготовить доклад - подготовить портфолио Подготовка выступления с презентацией Кратко и лаконично выступить по плану

Библиографический список

1. Алюшин А.Л. Политическая философия Гарольда Лассуэлла: критический анализ. Политический процесс и политическое сознание. Москва: ИФ АН СССР 1984: 37 - 69.

2. Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах: Сибирский педагогический журнал. 2014; 5.

3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум. Составитель ГС. Пьянкова. Красноярск, 2012.

4. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва, 2004.

References

1. Alyushin A.L. Politicheskaya filosofiya Garol'da Lassu'ella: kriticheskij analiz. Politicheskijprocess ipoliticheskoe soznanie. Moskva: IF AN SSSR, 1984: 37 - 69.

2. Gasanova D.I. Refleksivnye tehnologii formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti na raznyh vozrastnyh 'etapah: Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; 5.

3. Lichnostnaya iprofessional'naya refleksiya: psihologicheskijpraktikum. Sostavitel' G.S. P'yankova. Krasnoyarsk, 2012.

4. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 378

Egorova Yu.N, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Dean, Head of Department of General Education Disciplines, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: egorova333@rambler.ru

Sinkm E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Deputy Director for Educatonal and Social Affairs, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: sinkina.eug@yandex.ru

Zotova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: mansi80@mail.ru

Genvareva Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: genvar@mail.ru

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERING OF THE WAYS OF COMMUNICATION IN THE STUDY OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINES. This article discusses a problem of the development of general cultural competencies of an engineer of railway transport in the conditions of the educational environment of a university. Formation of general cultural competencies by the authors is analyzed when studying general education disciplines. Along with the solution of cognitive problems in the study of general education disciplines, the researchers study the patterns and trends in the development of science in the world, which contributes to critical thinking, perception of problems and processes of social life. The authors propose techniques and methods for the formation of common cultural competencies. Particular attention is paid to the modeling of situations of professional activity in the study of general subjects.

Key words: competence, general cultural competence, general education disciplines.

Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., и.о. декана, зав. каф. «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения -филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: egorova333@rambler.ru Е.В. Синкина, канд. филол. наук, доц., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: sinkina.eug@yandex.ru_ Т.А. Зотова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: mansi80@mail.ru

Ю.А. Генварева, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: genvar@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В данной статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций инженера железнодорожного транспорта в условиях образовательной среды вуза. Формирование общекультурных компетенций авторами рассматривается при изучении общеобразовательных дисциплин. Наряду с решением познавательных задач при изучении общеобразовательных дисциплин нами рассматриваются закономерности и тенденции развития науки в мире, что способствует критичности мышления, восприятию проблем и процессов общественной жизни. Авторами предложены приемы и методы формирования общекультурных компетенций. Особое внимание отводится моделированию ситуаций профессиональной деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин.

Ключевые слова: компетенция, общекультурная компетенция, общеобразовательные дисциплины.

С переходом высших учебных заведений на компетентностную модель выпускника, образовательный процесс ориентирован на овладение общекультурными, профессиональными, общепрофессиональными компетенциями. В данной статье мы рассматриваем формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин.

Подготовка специалиста заключается не только в освоении профессиональных навыков, но и возможностью реализовывать личностные качества, как в профессии, так и социальной сфере, осознавать социальную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования, проявлять конкурентоспособность на рынке труда и готовность к социальной и профессиональной мобильности. С точки зрения компетентностного подхода, уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т. е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях.

Общекультурные компетенции обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности инженера в широком социальном, культурном, экономическом контекстах. Подготовка современного инженера сложна и многоаспектна. Эффективная деятельность инженеров во многом зависит от овладения ими общекультурными компетенциями, обеспечивающими возможность продуктивных контактов с людьми, живого обмена информацией, выработку стратегий взаимодействия в профессиональном коллективе, взаимодействие в команде специалистов, партнеров.

Опыт работы в техническом вузе показывает, что студенты нередко испытывают значительные затруднения в освоении гуманитарных дисциплин, что является следствием недостаточно систематизированной работы по формированию общекультурных компетенций будущих инженеров [1].

Рассмотрим распределение формируемых общекультурных компетенций в соответствии с изучаемыми общеобразовательными дисциплинами на кафедре «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения на примере учебного плана специальности 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» (табл.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.