Научная статья на тему 'Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика'

Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1863
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

В статье представлено такое новое направление в изучении творчества, как рефлексивная психология: анализируются ее историко$научные предпосылки и концептуально$методические основы, характеризуются основные экспериментальные достижения и опыт применения в практике образования и управления. Специально рассматривается типология психолого$педагогических воздействий на творчество в целях его активизации и развития с помощью оригинальных психотехнологий игрорефлексики. Показана конструктивность рефлексивно$психологического подхода для прикладных исследований и разработок в таких смежных областях современного человекознания, как рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Reflexive Psychology of Creativity: Conceptions, Experiments, Practice

The article introduces a new direction in creativity studies, the reflexive psychology. It describes the historical antecedents and theoretical foundations of the new area, the results of experimental research and its application to education and management. A special attention is given to drawing the typology of psychological and educational interventions that aim at boosting creativity with the help of the original psychotechnologies (of igrorefleksika, or game reflexivity). The author demonstrates that his reflexive psychology can be constructive in such interconnected areas of the human sciences as reflexive acmeology and the pedagogy of creativity.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 65-73.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: КОНЦЕПЦИИ, ЭКСПЕРИМЕНТАТИКА, ПРАКТИКА

И.Н. СЕМЕНОВ

Семенов Игорь Никитович — профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии ГУ ВШЭ, доктор психологических наук, лауреат.

Он является автором свыше 300 научных трудов (свыше 30 из них на ин. языках), в том числе 11 монографий и 17 учебных пособий по философии и методологии науки, истории и теории психологии, ак-меологии, эргономике и педагогике. Член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» (Москва). И.Н. Семенов награжден медалью имени маршала Покрышкина и Премией Президента РФ в области образования. Контакты: 1 samenov@mail.ru

Резюме

В статье представлено такое новое направление в изучении творчества, как рефлексивная психология: анализируются ее историко-научные предпосылки и концептуально-методические основы, характеризуются основные экспериментальные достижения и опыт применения в практике образования и управления. Специально рассматривается типология психолого-педагогических воздействий на творчество в целях его активизации и развития с помощью оригинальных психотехнологий игрорефлексики. Показана конструктивность рефлексивно-психологического подхода для прикладных исследований и разработок в таких смежных областях современного человекознания, как рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика творчества.

Творчество — созидание инноваций в социальной практике и оригинальных произведений науки и искусства — чрезвычайно востребован-но в современной культуре. Эффективность использования продуктов творческой деятельности на практике во многом определяется результатами научно-психологического изучения его механизмов и закономер-

ностей. В современной психологии творчество изучается в различных аспектах. Они конструктивно разработаны в ряде фундаментальных концепций: сознания и личности К.А. Абульхановой, одаренности и креативности Д.Б. Богоявленской, когнитивного стиля и способностей Г.А. Берулавы, творения и развития Я.А. Пономарева, культурных и

психологических функций творческого мышления Е.Б. Старовойтенко, одаренности и практического мышления Б.М. Теплова, способностей и внутренней жизни человека В.Д. Шадрикова, психосоциальности творческой деятельности в науке и организациях М.Г. Ярошевского и др.

Наряду с этим сравнительно недавно стали изучаться рефлексивный и акмеологический аспекты творчества в концепциях рефлексивной организации продуктивного мышления (Семенов, 1978; 1990) и игрорефлексики развития творческого потенциала личности (Семенов, 1990; 2000); формирования профессионально-творческой культуры (Деркач, Семенов, Степанов, 1998) и организации рефлексивной практики психоконсалтинга (Степанов, 1996); развития рефлексивной компетентности (Степанов, Полищук, Семенов, 1996) и рефлексивной ак-меологии творческой индивидуальности (Деркач, Семенов, Балаева, 2005). Развитие корпуса теоретических, экспериментальных и прикладных исследований (Пономарев, Семенов, Зарецкий, 1983; Пономарев, Семенов, Степанов, 1990), ведущихся на основе этих вызывающих интерес концепций (Matthaus, 1988; Пономарев, 1983; 1990, и др.), привело в конце ХХ в. к образованию таких новых областей человекознания, как рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика, тесно взаимодействующих в изучении и развитии творчества. Рассмотрим кратко концептуали-стику, экспериментатику, психотехнологии развития творчества и опыт их использования в социальной практике образования и управления.

Экспериментатика рефлексивной психологии творчества и ее концептуально-методические основы

С точки зрения развиваемой нами рефлексивной психологии (Семенов, 1978; 1990; Семенов, Степанов, 1992) процесс творческого мышления разворачивается в проблемно-конфликтных ситуациях, связанных с противоречиями не только объективно-содержательного, но и субъектно-смысло-вого характера. Тем самым пробы и ошибки, познавательные барьеры, инсайты и другие феномены творческого мышления определяются единством интеллектуально-познавательных, личностно-рефлексивных, коммуникативно-социокультурных моментов мыслительного поиска. Решая творческую задачу, субъект не только разрешает ее проблемность, но и борется с возникшими в процессе поиска содержательными противоречиями, внутриличностными и межличностными конфликтами, преодоление которых требует мобилизации усилий, переживаемой в случае продуктивного успеха как вдохновение и творческое открытие.

Согласно рефлексивно-психологической концепции (Семенов, 1978; 1990), сложная организованность творческого мышления проявляется в его дифференциации на различные функциональные уровни: 1) коммуникативно-кооперативный; 2) лич-ностно-рефлексивный; 3) интеллектуально-рефлексивный; 4) предметно-содержательный; 5) операционально-содержательный. В своей совокупности эти уровни образуют систему структурных компонентов организации творческого мышления. При этом рефлексия как систе-

мообразующий фактор творческого мышления обеспечивает не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос задачи. Если нахождение решения является прямым (очевидным, явным) результатом указанного микроразвития мышления и его субъекта в процессе интеллектуального поиска, то его скрытым результатом (побочным, отдаленным) является саморазвитие личности в той мере, в какой проявляемые ею при этом самомобилизация и самоорганизация нуждаются в рефлексии, осмыслении как открытое и добытое индивидуальное достояние личного опыта, определяющее потребность в самосовершенствовании.

В целях экспериментального изучения продуктивности и рефлексивности мышления были разработаны методы нормативного анализа типологии творческих задач, категориально-нормативного анализа способов их решения, структурно-функционального анализа творческого поиска на материале такой эмпирии, как процесс дискурсивного мышления при решении задач на сообразительность (Семенов, 1978; 1990). С помощью этих методов экспериментально установлено, что, во-первых, рефлексия доминирует в структуре мышления, обеспечивая его самоорганизацию (Семенов, 1978), во-вторых, рефлексия интенсифицируется перед инсайтом, обеспечивая продуктивность творческого мышления (Kholmogorova, Zaretsky, Зешепоу, 1981), в-третьих, в зависимости от

характера микроразвития мышления раскрывшиеся у субъекта качества мыслительного процесса закрепляются в виде свойств личности вплоть до формирования креативно-рефлексивных способностей (Семенов, Степанов, 1992).

Если в случае особой задачи микроразвитие представляет собой функционалгенез психических процессов (т. е. проявление, возникновение и динамику осуществления в данной ситуации поиска), а при неоднократном решении серии подобных задач — актуалгенез (т. е. формирование и активизацию соответствующих качеств мышления и личности), то при систематическом обращении к творческим задачам в течение длительного времени их постоянное решение начинает выступать определенным фактором онтогенеза (т. е. становления и развития) умственных и творческих способностей. При этом результатом рефлексии, переосмысления проблемно-конфликтной ситуации является не только смысловое обеспечение интеллектуально-познавательного процесса путем его рефлексивной регуляции, но и кристаллизация итогов самомобилизации и самоорганизации в виде специфических личностных содержаний, а именно вновь возникших в проблемно-конфликтной ситуации, но довольно устойчивых образов целостного Я.

Результаты экспериментов (проведенных нами совместно с Е.М. Гас-селем, В.К. Зарецким, А.В. Лосевым, М.И. Найденовым, И.В. Палагиной,

B.П. Панюшкиным, А.В. Советовым,

C.Ю. Степановым, А.Б. Холмогоровой и др. в 1975-1995 гг.) по изучению особенностей актуалгенеза,

патогенеза и активизации рефлексивных механизмов творческого мышления позволили провести формирование его приемов именно через культивирование всех открытых нами (Зетепо^ 1978; 2002) типов рефлексии: интеллектуальной, личностной, диалогической, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культуральной рефлексии как механизмов, обеспечивающих переосмысление содержательных и логических противоречий, внутри-личностных и межличностных конфликтов, возникающих в процессе мыслительного поиска при индивидуальном, парном и групповом решении нестандартных задач «на сообразительность». Тем самым была показана конструктивная возможность актуалгенеза интеллектуальных и личностных качеств как своеобразных точек роста способностей в проблемно-конфликтных ситуациях и развития самосознания личности в них путем перестройки образов своего Я.

Обобщение и концептуализация этой экспериментатики позволили построить так называемую «кристаллическую» модель (Семенов, Степанов, 1990) развития творческого мышления и личности в проблемно-конфликтных ситуациях и экспериментально верифицировать эту модель применительно к изучению рефлексивной компетентности в групповом творчестве (Растянников, Степанов, Ушаков, 2000) и в инновационном управлении (Полищук, Степанов, Семенов, 1996). Модификация этой концептуальной модели обеспечила психолого-акмеологиче-ское изучение и развитие как рефлексивно-творческой культуры со-

временных управленцев (Деркач, Семенов, Степанов, 1998), так и экзистенциальной рефлексии личности и ее рефлексивно-творческого потенциала (Аникина, Коваль, Семенов, 2001).

Еще одно направление рефлексивной психологии и акмеологии связано с изучением и активизацией самооценки учащихся (Давыдова, Семенов, 2004), а также личностного и профессионального самоопределения. С этой целью нами с Ю.А. Ре-пецким были ассимилированы и модифицированы методические средства психологии смысла Д.А. Леонтьева (1998), оригинальное развитие которых позволило провести диагностику и активизацию посредством игрорефлексики самоопределения школьников и студентов (Савенкова, Семенов, 2005), успешных управленцев в сравнении с неуспешными (Алюшина, Репецкий, Семенов, 2000).

В дальнейшем на основе разработанных нами с А.В. Балаевой рефлексивно-идеографических методов было проведено специальное исследование продуктивности и рефлексивной обусловленности индивидуального творчества выдающегося отечественного ученого-психофизиолога и философа-акмеолога начала ХХ в. Н.Я. Пэрны, который являлся автором оригинальной по сути психолого-акмеологической концепции ритмического развития научного и художественного творчества (см.: Деркач, Семенов, Балаева, 2005). Тем самым был совершен переход от экспериментально-лабораторного исследования механизмов самоорганизации творческого мышления к рефлексивно-идеографическому изучению индивидуальности ученого-творца.

В перспективе это открывает новые горизонты его гуманитарно-психологического изучения и развития как целостного органичного социокультурного феномена, а также создает конструктивные предпосылки для рефлексивно-психологической разработки инновационно-педагогических технологий развития творчества в практике образования.

О типах психолого-педагогического воздействия на творчество

В определенном смысле педагогика являет собой сферу социальной практики, призванной, приобщая человека к современному уровню культуры, обеспечить ее прогрессивное развитие в результате раскрытия индивидуального творческого потенциала личности. Эта сложнейшая, диалектически противоречивая задача приобщения к традициям и одновременного развития творчества решается путем различных психолого-педагогических воздействий на учащихся. В зависимости от характера этих воздействий педагогика дифференцируется на активизирующую, регулирующую, проектирующую и корректирующую развитие творчества.

В последнем случае корректирующая педагогика подходит к развитию творчества, основываясь на коррекции ситуативно обнаружившихся у субъекта творчества сбоев в процессах его самосознания, деятельности, поведения, общения. Причем каждый из этих процессов рассматривается как уже сложившаяся характерная черта личности, выражающая ее индивидуальный стиль. В отличие от ситуативной коррекции регулятив-

ная педагогика обеспечивает слежение и контроль за текущим состоянием учащихся и процессами творческого развития, а также осуществляет управление ими как бы сверху, исходя из общего наблюдения, и откликается директивными воздействиями, существенно регламентирующими условия творчества (например, инструкциями и мероприятиями по развитию в школах балетного и технического творчества учащихся). В противоположность такому массовидному со-циопедагогическому подходу к творчеству в целях следящего управления проективная педагогика стремится определить программу развития творчества, воздействуя как на его изначальное раскрытие, так и на постоянное совершенствование, например, в условиях спецшкол (физико-математических, изобразительного искусства и т. п.), где одаренные дети обучаются по специальным программам развития их способностей.

Однако, пожалуй, наиболее трудной практической задачей педагогики является пробуждение в человеке его творческих возможностей, формирование его Я — созидающего начала, развитие рефлексивного потенциала активизации его творческих усилий. Поэтому воздействия активизирующей педагогики творчества направлены на развитие учащегося как бы изнутри, на активизацию творчества в его процессуальности, что и служит выражением универсальности и всеобщности творчества как одной из наиболее развитых форм человеческого бытия. Именно на активизацию творчества направлены фактически все развивающие индивидуальные и групповые формы, психолого-педагогические методы,

различного рода психо-, акме- и со-циотренинги, игрорефлексики и ре-флепрактики.

Рассмотренная типология педагогики творчества строилась нами на основе того или иного характера психолого-педагогических воздействий. В зависимости же от объекта воздействия современная педагогика принимает такие формы, как «ауто-педагогика», «диалого-педагогика», «полилого-педагогика», «группо-пе-дагогика», «социопедагогика», «куль-тур-педагогика», «компьютер-педагогика» и «информ-педагогика» (Давыдова, Семенов, 2004; Лаптева, Войтик, Семенов, 2003; Семенов, Болдина, 2003).

С учетом проведенной нами дифференциации различных типов психолого-педагогических воздействий на творчество рассмотрим практику применения рефлексивной психологии в психолого-педагогических и психолого-акмеологических исследованиях развития творческих возможностей учащихся (детей и взрослых) в среднем, высшем, дополнительном и профессиональном образовании.

Практическое использование рефлексивной психологии творчества в образовании и управлении

Рассмотренные философско-ме-тодологические основы (Зетепо^ 2002), теоретические принципы рефлексивного подхода к творчеству, концептуально-психологические модели его рефлексивных механизмов, психолого-педагогические технологии развития креативности (Байер, Семенов, Степанов, 1997) позволили

разработать методические средства обеспечения саморегуляции творческого мышления, самоорганизации инновационно-профессиональной деятельности, активизации личностного роста ее субъектов и оптимизации их продуктивных взаимодействий при совместном принятии решений. Эти конструктивные принципы, модели, средства и технологии рефлексивной психологии, акмеоло-гии и педагогики творчества были эффективно реализованы в практике современного образования и управления.

Так, на основе модели рефлексивной регуляции мышления (Семенов, 1978) и ее дидактической модификации (Оржековский, 2000) были изучены механизмы решения творческих задач по химии, разработаны рефлексивно-дидактические принципы обучения школьным предметам, реализованные в практике среднего образования, и построены экспериментальные учебники и пособия по химии, в структуру которых включены рефлексивно-диалогические компоненты. Исходя из психолого-педагогической модификации этой же модели были разработаны рефлексивно-психологические и психосемантические принципы оптимизации решения двигательно-твор-ческих задач (Дмитриев, Кузнецов, Семенов, 1992) и построены рефлексивно-дидактические методы оптимизации обучения студентов-физкультурников. На основе этой же модели велось рефлексивно-психологическое изучение механизмов продуктивности принятия решения (Алексеев, Зарецкий, Семенов и др., 1991) и построение методических средств его оптимизации в практике

управления персоналом, как в частном секторе, так и в госслужбе (Вой-тик, Семенов, 2001; Дюков, Семенов, 2002). На основе «кристаллической модели» рефлексивно-инновационного развития мышления и личности в проблемно-конфликтных ситуациях (Семенов, Степанов, 1990) велось изучение экзистенциально-рефлексивных особенностей творческого мышления (Аникина, Коваль, Семенов, 2001) и развития рефлексивной компетентности при групповом решении творческих проблем (Растянников, Степанов, Ушаков, 2002), а также строились и применялись на практике рефлетехнологии ее развития у управленцев в системе госслужбы (Степанов, Полищук, Семенов, 1996). Исходя из модификации указанных концептуальных моделей велось изучение и формирование творческого мышления и креативности личности различных категорий учащихся (школьников, студентов, слушателей), строились рефлетехнологии активизации их творческих возможностей в условиях дополнительно-досугового и

дополнительно-профессионального образования, а также деловых и организационных игр, проводимых средствами игрорефлексики (Васютин, Семенов, 2000) и рефлепрактики (Деркач, Семенов, Степанов, 1998). Конструктивный синтез всех этих моделей и принципов позволил изучить и оптимизировать способы карьерной самореализации личности профессионалов в системе госслужбы посредством активизации их рефлексивно-творческого потенциала (Семенов, Ковшуро, 2002).

Таким образом, рефлексивно-психологическое изучение (как номоте-тическое, так и идеографическое) фундаментальных закономерностей творчества оказалось плодотворным для развития творческих возможностей и личностного роста учащихся среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также управленцев и госслужащих — участников рефлетренингов и игроре-флексики, проводившихся в целях развития рефлексивной культуры оптимизации принятия управленческих решений.

Литература

Алексеев Н.Г., Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск: НГУ, 1991.

Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной акмео-логии. М.; Сочи, 1998.

Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: ТГУ, 2001.

Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Отв. ред. А.А. Деркач, Э.А. Манушин. М.: РАГС, 1997.

Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования / Под ред. Г.А. Берулавы., И.Н. Семенова. Бийск: БиГПИ, 1995.

Васютин Р.Н., Семенов И.Н. Игроре-флексика профессионального роста

менеджеров в рефлексивном видеотренинге. М.; Сочи: ИРПТ и ГО, 2000.

Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: СибАГС, 2001.

Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Применение рефлексивно-тренинговых технологий в профессиональном образовании // Рефлексивный подход в обеспечении образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. Ярославль, 2004.

Деркач А.А., Семенов И.Н., Бала-ева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.

Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов СЮ. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998.

Дмитриев С.В., Кузнецов С.В., Семенов И.Н. Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов. Н. Новгород, 1992.

Дюков В.М., Семенов И.Н. Адаптация и развитие методов игрорефлексики интенсивного обучения (для развития экономического и творческого мышления учащихся). Красноярск: КРЦРО, 1996.

Лаптева О.И., Войтик И.М, Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагога. Омск: ОПИ, 2003.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2000.

Оржековский П.А. Рефлексивно-педагогический анализ затруднений учащихся при решении экспериментальных творческих задач по химии // Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии профессионального образования / Отв. ред.-сост. И.Н. Семенов. М., 2000.

Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарец-кий В.К. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.

Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.

Растянников А.В., Степанов С.Ю, Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЭРСЭ, 2002.

Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов — будущих психологов. Сочи: НОЦ РАО, 2005.

Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990.

Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.; Воронеж, 2000.

Рефлексивно-организационные про-блемыформирования мышления и личности в образовании и управлении / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: Факультет психологии ГУ ВШЭ, 2003.

Семенов И.Н., Ковшуро О.Д. Акмеоло-гический критерий самореализации личности в сфере муниципальной службы // Акмеология. 2002. № 3.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992.

Степанов С.Ю, Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.; Петрозаводск: РАГС, 1996.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: интеллект и творчество. М.: МОСУ, 2001.

Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Se-mjonov I.N. КеНех^е-регеопаШу regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. N.Y., 1983. 21. № 2.

Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Göttingen; Toronto; Zürich: Verlag für Psychologie, 1988.

Semenov I.N. An empirical psychological study of thou processes in creative problem-solving from the perspective of theory of activity // Soviet Psycology. N.Y., 1978. 16. № 4. P. 3-46.

Semenov I.N. The Psychology of Reflexion in the Scientific Work of S.L. Ru-binshtein // The Psychology Journal. Boston, 1989. № 4.

Semyonov I.N. Philosophy of Humaniza-tion of Education and Reflexiveness of Dialogue // Reflexive Processes and Control. 2002. Vol. 1. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.