Научная статья на тему 'Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание'

Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13335
1334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТИ / ЦЕННОСТЬ РЕЧИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ / РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ / SPEECH DEVELOPMENT / CHILDREN / SPEECH VALUE / PERSONALITY / RESULT OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашина Ольга Евгеньевна

Рассматриваются современные проблемы развития речи детей дошкольного возраста через призму таких аспектов, как ценность, фактор изменения личности, процесс, результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILD: ESSENCE, STRUCTURE, CONTENTS

The modern problems of development of speech of children of preschool age through a prism of such aspects, as value, a factor of change of the personality, process, result are considered.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание»

УДК 373.24

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

© Ольга Евгеньевна КОНДРАШИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: kondrashina_oe@mail.ru

Рассматриваются современные проблемы развития речи детей дошкольного возраста через призму таких аспектов, как ценность, фактор изменения личности, процесс, результат.

Ключевые слова: развитие речи; дети; ценность речи; личность; процесс развития речи; результат работы.

Важнейшие сферы человеческой жизни не могут обойтись без речи. Чем совершеннее человек владеет речью, тем активнее он развивается в выбранных им сферах деятельности. Все это можно отнести и к дошкольникам. Овладение речью является непременным фактором полноценного развития ребенка. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и овладение речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями. Ведущую роль в этом процессе играет деятельность. Различные ее виды (учебный процесс, игра, труд, бытовая деятельность) заключают в себе разнообразные потенциальные педагогические возможности. Самую значимую роль в процессе становления речи играет общение.

В условиях современного начального образования появилось множество новых тенденций, заставивших нас задуматься над состоянием речевой подготовки детей в детском саду. В настоящее время младшие школьники сталкиваются с большим числом предметов, которые сильно отличаются от игровой обстановки в детском саду. Обучение требует от ребенка использования таких навыков, как хорошо развитая грамотная связная речь и большой лексический запас. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной

линией развития ребенка, т. к. речь меняет его отношение к окружающей действительности, выводя из ситуационной зависимости. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

При подготовке ребенка к школе, как считает Ф.А. Сохин, выдвигается следующая задача в обучении языку: «...формирование осознанного лингвистического отношения к языку, к речи, как особой действительности, чтобы сама речь, как особая действительность и ее элементы (звукопроизношение, лексический состав, грамматическая правильность и последовательность изложения) стали предметом его осознания, его сознательной деятельности» [1]. Этому способствует речевое общение детей на занятиях.

Процесс становления и развития сознания и самосознания происходит также во время общения. В исследованиях ученых показано, что решающую роль в процессе обогащения детского сознания, в приобретении ребенком новых умений и навыков играет именно общение. Они считают, что речь первоначально играет роль средства коммуникации, а позже становится орудием мышления и средством регуляции поведения ребенка.

Одним из важнейших условий развития речи, а также усвоения сложившейся в обществе системы оценок является непосредственно общение ребенка со взрослым. Это не говорит о том, что речь - это подражание чужим словам или запоминание определенных штампов. Это говорит о том, что речь ребенка развивается в живом, непосредственном общении с взрослым, ребенок включается в диалог, причем не только словесно, но всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Именно в этом общении начинает формироваться способность к самосознанию и самооценке. Формирование этих способностей, а также способностей взаимооценки и взаимоконтроля предполагает овладение определенными речевыми действиями, входящими в состав речевой деятельности.

В настоящий момент образная, богатая различными синонимами, дополнениями и описаниями речь - большая редкость среди детей дошкольного и преддошкольного возраста. Мы можем выделить типичные проблемы развития речи дошкольника:

- бедность речи, недостаточность словарного запаса;

- односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;

- отсутствие навыков культуры речи;

- бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу, сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;

- неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста.

Способом решения данной педагогической проблемы мы видим некоторую подго-

товку взрослых в развитии речи их детей, в объяснении им сущности и содержания развития речи дошкольников. Анализ этих аспектов поможет им понять тот путь, по которому им надо двигаться для успешной речевой подготовки их детей к школе.

По нашему мнению, раскрыть многогранность понятия «речевое развитие дошкольников» поможет аспектный подход. Рассмотрим следующие аспекты содержательной трактовки понятия «речевое развитие» как ценности, как фактора изменения личности, как процесса, как результата. Понять сущность речевого развития как сложного, многопланового, целостного явления можно только в единстве перечисленных аспектов.

Условное разделение используется нами с целью акцентирования внимания на различных сторонах речевого развития по мере исследования его сущностных характеристик и их реализаций на практике.

Чтобы понять сущность развития речи дошкольников, необходимо подходить с позиции ее ценности для каждого человека в отдельности и для общества в целом, а также проследить процесс ее развития и результат.

Сначала разберемся, что есть сущность развития речи. Сущность - это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств [2]. Как основные свойства речи выделяют:

- содержательность - количество выраженных стремлений, чувств и мыслей, их значительность и соответствие действительности;

- понятность - совокупность знаний слушателя в той области, к которой относится речь собеседника;

- выразительность - эмоциональная насыщенность речи, от нее зависит, будет ли речь яркой и насыщенной или вялой и бледной;

- воздейственность - состоит в умении влиять на чувства, мысли и волю других людей.

Ценностную характеристику речевого развития рассмотрим с трех позиций как ценности государственной, общественной и личностной.

В смысле ценности государственной необходимо отметить, что речь, являясь одним из основных видов человеческой деятельно-

сти, представляет собой культурную ценность, обладающую универсальным характером. Развивая речь дошкольников, мы передаем им бесценный опыт поколений.

Каждое высказывание человека воспринимается как раскрытие его опыта, характера, намерений и чувств. Без умения организовывать мысль посредством слова человек не может рассуждать и развиваться в социально организованное существо. Взаимосвязь психики и речи неоспорима. Вызывающие и направляющие речь побуждения влияют и на слушателя, и на оратора, так же как человеческий характер и мысль. Искусство правильно излагать свои мысли помогает воздействовать не только на конкретного человека, но и на общество в целом. В этом заключается ценность речевого развития с точки зрения общества. Речевое общение -важнейший способ реализации социальных связей и отношений и способ реализации деятельности, опосредующей разнообразные виды социального взаимодействия между людьми [3, с. 37]. Человек, как существо социальное, развивается через общение. В межличностную систему общения он включается с самого рождения. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно быть человеком в общении с людьми» [4]. Г.М. Андреева, И.С. Кон, Л.Г. Буева и другие исследователи считают, что навыки коммуникации формируются и развиваются с раннего возраста, что выражается в потребности общения и желании установления межличностных контактов.

Рассматривая речевое развитие с точки зрения ценности личности, можно сказать, что работы многих ученых (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.) показывают, что даже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме общение приводит к установлению связей с окружающими людьми, следовательно, оно имеет прямое отношение к развитию личности ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, общение - это первый компонент того «ансамбля», или «целостности» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности [5]. Речь -универсальное средство общения, границы и сферы которого неизменно расширяются. Развивая речь, ребенок открывает в себе

мощный канал интеллектуального, духовного становления личности, что является необходимым условием социальной активности каждого человека. Речь - это зеркало общего культурного уровня того, кто ею пользуется.

Таким образом, рассмотрение ценностного аспекта позволило сформулировать главную цель речевого развития дошкольника - формирование базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум и комфортное проживание в нем; формирование готовности к здоровой, полноценной жизнедеятельности в современных условиях и участию в ее преобразовании; формирование способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей в условиях соответствия учебно-образовательной профессиональноориентированной среды учебных заведений изменяющемуся социуму.

Для реализации главной цели - речевого развития дошкольников - необходимо решить ряд задач:

1) создание развивающей речевой среды, которая должна учитывать возрастные особенности детей, уровень их речевого развития, а также интересы и способности детей;

2) развитие всех компонентов речи и, как следствие, развитие связной речи - диалогической и монологической. Решение данной задачи должно иметь интегрированный характер, т. к. все компоненты речи развиваются в тесной связи друг с другом;

3) обмен опытом между педагогами внутри детского сада, а также за его пределами;

4) формирование мотивации у детей к высказыванию, а также слушанию сверстников, выявление ошибок в речи и их исправление;

5) создание материально-технической базы для полноценного развития речи детей.

Для поиска путей решения перечисленных задач рассмотрим речевое развитие дошкольников как фактор изменения личностных качеств. В процессе речевого развития важное значение имеют такие качества, как внимательность, коммуникативность и по-знавательность. Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности [6]. В контексте нашей работы необходимо пояс-

нить, что в данном случае подразумевается направленность на речь окружающих взрослых, а также сверстников. В случае выявления ошибок в речи они требуют обязательного исправления. Дети старшего дошкольного возраста должны следить за правильностью своей речи, а также внимательно слушать речь своих друзей и при необходимости доброжелательно исправлять их неточности или ошибки. Коммуникация способствует расширению познаний во многих сферах деятельности ребенка, поскольку расширяется круг его общения.

Речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как процесс, который и в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов. Понимание сущности речевого развития дошкольников как процесса, по нашему мнению, имеет большое значение для повышения его эффективности. Необходимо проследить последовательность стадий этого процесса, обосновать внутреннюю закономерность перехода одной стадии в другую, показать, как формируется конечный результат речевого развития дошкольников, а также влияние речевого развития на личность будущего школьника.

В этом смысле можно говорить о техно-логизации речевого развития дошкольников. Принимая во внимание то обстоятельство, что все социальные, в т. ч. и педагогические, процессы носят вероятностный характер, мы в качестве меры организованности этого процесса использовали объединение временных этапов, связанных между собой составляющими процесса - «прядями, вплетающимися» в общую структуру целого.

Процесс овладение речью как средством общения у детей происходит в три основных этапа: 1) довербальный; 2) возникновение речи; 3) развитие речевого общения.

При рассмотрении данных этапов речевого развития особое внимание можно уделить коммуникативному фактору как решающему условию появления и развития речи у детей. Коммуникативный фактор показывает, что лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к ребенку, заставляет ребенка овладеть речью, поэтому перед ребенком возникает особая разновидность коммуникативной задачи - понять об-

ращенную к нему речь и произнести вербальный ответ.

Можно выделить несколько условий развития потребности в общении взрослого с ребенком:

1) первое условие, достаточное для первого полугодия жизни ребенка, - это внимание и доброжелательность;

2) во время овладения произвольным хватанием появляется нужда в сотрудничестве и понимании взрослого;

3) потребность в уважительном обращении взрослого. Она зарождается на фоне познавательной деятельности детей, которая сориентирована на установление чувственно не воспринимаемых связей в физическом мире. Ребенок стремится к сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в коллективном обсуждении проявлений физического мира;

4) овладение детьми правилами и нормами поведения порождает последнее условие развития потребности в общении - потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым, что позволит ему использовать их как руководство в его поступках.

Главный фактор речевого развития ребенка - умение и желание общаться с окружающими его людьми. Существование речи не сводится только к выражению мыслей и эмоций. Можно просто поддержать приятный разговор. Не приходится сомневаться в том, что хорошо будет разговаривать тот ребенок, с которым много разговаривают взрослые. Именно взрослые помогают ребенку научиться разговаривать, и именно от них зависит, насколько правильно он будет это делать.

Результат развития речи зависит от многих причин, но прежде всего - от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. С точки зрения Л.П. Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ре-

бенка в процессе обучения языку, его способности к обучению [7].

1. Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1977.

2. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

3. Дризде Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

4. Алтунина И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: теория и методика. Комсомольск-на-Амуре, 1996.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

7. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.

Поступила в редакцию 26.10.2012 г.

UDC 373.24

SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILD: ESSENCE, STRUCTURE, CONTENTS Olga Evgenyevna KONDRASHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: kondrashina_oe@mail.ru

The modern problems of development of speech of children of preschool age through a prism of such aspects, as value, a factor of change of the personality, process, result are considered.

Key words: speech development; children; speech value; personality; speech development; result of work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.