УДК 811.1 ББК 81.2
РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Никитина К.В.
В статье разрабатывается понятие речевой манипуляции как предмета лингвистического исследования, раскрываются его основные стороны. Речевая манипуляция предстает как самостоятельное и комплексное явление, с присущими ему отличительными чертами.
Изучение манипулятивного воздействия с помощью речевых средств - сравнительно новое направление в языкознании, которое в последнее время получает все большее развитие в современной лингвистике. Цель настоящей статьи - выявление основных сторон речевой манипуляции как предмета лингвистического исследования. В качестве определения данного явления предлагается следующее: речевая манипуляция - это скрытое воздействие с помощью речевых средств на широкую аудиторию с целью регулировать поведение и восприятие действительности.
Речевая манипуляция находит применение в средствах массовой коммуникации, в частности, в политическом дискурсе СМИ, и является эффективным инструментом влияния на общественное мнение. СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Действуя в своих личных интересах, а чаще, в интересах некоторой группы, субъект речевой манипуляции стремится оказать воздействие на аудиторию, на ее мнение, предпочтения и действия. В процессе речевой манипуляции возможности языка используются для того, чтобы навязать адресату определенное представление о действительности, сформировать нужное отношение к ней, вызвать необходимую реакцию.
Представляется необходимым подробнее рассмотреть некоторые принципы (основные особенности) речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ. Во-первых, речевая манипуляция в политическом дискурсе СМИ обладает целенаправленностью. Цель речевой манипуляции -обеспечение такого поведения или восприятия аудитории, которое требуется манипулятору; управление отношением объекта к предметам и явлениям действительности в нужном русле.
Интенцию манипуляции не всегда возможно разгадать, истинные цели и мотивы субъекта манипуляции «остаются за кадром». «Проблема в том, что цели манипуляторов являются скрытыми» [1: 105]. От глаз обывателя скрываются и сиюминутные намерения манипулятора, и стратегические направления - так, чтобы даже «разоблачение само-
го факта попытки манипуляции не привело бы к выяснению дальних намерений» [2: 16]. В качестве важнейшей характеристики манипуляции Е.Л. До-ценко выделяет наличие явного и скрытого уровней воздействия. Явный уровень выполняет функцию «мифа», маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата [3: 205-210]. И в том, и в другом случае намерения субъекта манипуляции не разглашаются, потому что скрытость является условием осуществления успешной речевой манипуляции.
Речевая манипуляция в политическом дискурсе СМИ - является скрытым воздействием, факт которого субъект манипулирования тщательно прячет от объекта [1: 107; 2: 16; 4]. Скрытость -второй принцип речевой манипуляции. Следует отметить, что скрытость выражается не в средствах (хотя использование имплицитных способов воздействия - не редкость), а в целях. Обязательным условием действенности манипуляции является сокрытие как факта воздействия, так и намерений манипулятора.
Политический дискурс СМИ обладает воздействующей способностью. Распространяя это свойство на дискурс СМИ, Г.Г. Почепцов отмечает: «Любое сообщение СМИ можно трактовать как влияющее. Однако элемент влияния в нем является косвенным и спрятан именно на глубинном уровне. Возможны также и прямые пропагандистские тексты, где на первом месте стоит влияние, а описание, фиксация ситуации только на глубинном. Качественный пропагандистский текст «прячет» свою основную цель на глубинный уровень, оставляя на поверхностном уровне информацию, которую трудно заподозрить в предвзятости» [5: 351]. Воздействие оказывается тем сильнее, чем менее явно оно выражено. «Легко противостоять определенной точке зрения или идеологии, когда ее навязывают, но сложно, когда ее скрывают» (здесь и далее перевод наш - автор) [6: 54]. Таким образом, цели речевой манипуляции носят обязательно скрытый характер, а средства - преимущественно.
Следующий принцип речевой манипуляции -эффективность. В широком смысле эффектив-
Вестник Башкирского университета.2006.№4.
105
ность в сфере массовой коммуникации означает «степень их влияния на ход событий в политической или социально-экономической жизни общества». В узком же понимании эффективность - «соотношение между целью ... журналистской кампании и фактическим ее достижением» [7: 86]. В этом смысле эффективность речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ может определить только ее субъект, т. к. только он может сравнить цель и результат действия. Следует отметить, что эффективность речевой манипуляции напрямую зависит от того, принимает ли ее «посыл» объект. Если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась. А если он «усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится» [2: 18].
«По сути дела, мы сталкиваемся с ними <манипуляциями> ежедневно, читая газеты, слушая радио, смотря телевизор. Политики и журналисты, ученые и артисты, писатели и чиновники и, главное, потребители информации — все в той или иной мере являются соучастниками большой мани-пулятивной игры. Возможности для манипулирования людьми расширяются благодаря тому, что современный потребитель информации буквально “тонет” в изобилии фактов, мнений, оценок. Существует даже термин “многослойный человек”» [1: 130]. Эта же многослойность и препятствует высокой эффективности манипуляции, т. к. человек находится под «перекрестными» манипуляциями различных сторон. На восприятие информации может повлиять предыдущий опыт адресата, другие сообщения, недоверие к источнику и многое другое. В обществе, где политический дискурс негомогенен и существуют альтернативные источники информации, тотальная манипуляция невозможна.
Средой существования речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ являются средства массовой коммуникации, что говорит о принципе опосредованности СМИ. Как уже отмечалось, в современном мире массовой культуры политики и общественные деятели практически не имеют возможности общаться непосредственно с аудиторией. «Трибуной» политического дискурса стали СМИ. «Наиболее влиятельные идеологические институты современного общества - это образовательные учреждения и СМИ» [8]. Политический дискурс СМИ как вид дискурса, образованный в области традиционных сфер политической и медийной коммуникации, накладывает опосредованность массовой коммуникацией на реализацию речевой манипуляции, которая совершается для достижения его целей и задач.
Г. Г. Почепцов заменяет в своей работе термин «манипуляция» на «медиа-оружие», таким образом отождествляя их: «С точки зрения объекта воздей-
ствия, возможно, это и манипулятивные технологии, но с точки зрения субъекта воздействия это вполне профессиональный коммуникативный подход, получающий бесконечное развитие в современном мире из-за того, что информационная составляющая становится все более все более базовой во многих видах человеческой деятельности» [5: 364-370].
Адресат речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ - массовый. Принцип адресации массовой аудитории - пятый принцип речевой манипуляции. Особенностью манипуляции является воздействие на самую широкую аудиторию. «Массовый человек податлив, он наилучший объект для средств массовой информации, используемых манипулятивной пропагандой» [9: 106]. Массовым человек становится благодаря средствам массовой коммуникации, а ориентированность на массового потребителя информации - неотъемлемое свойство политического дискурса СМИ. Аудитория СМИ не объединена общим пространством, но объединена той информацией, которую ежедневно получает из газет и с экранов телевизора, что представляет широкие возможности для манипулирования.
Манипуляция осуществляется не на уровне межличностного общения, а на уровне институциональном. «Когда говорящий или пишущий манипулирует другими, он находится в роли представителя доминирующей группы или влиятельной организации или какого-либо института» [4]. Манипуляция протекает в условиях «публичного» общения, организованного представителями «института». «Клиенты» манипулятивной коммуникации становятся «жертвами» такого воздействия, потому что не обладают ресурсами, необходимыми, чтобы противостоять, обнаруживать или избегать манипуляцию. Массовый адресат может не иметь каких-либо знаний, или иметь неполную информационную картину о событии, может испытывать сильные эмоции, может испытывать воздействие «статуса», т.е. человека или источника, которым нельзя не доверять и т.п. [4].
Речевая манипуляция в политическом дискурсе СМИ использует речевые средства - это ее шестой принцип. «Стремясь к достижению своей цели, автор подчиняет этому как предмет описания, тему (то, о чем идет речь), так и целую серию приемов, реализуемых средствами языка» [10: 50]. Большинство авторов исходят из того, что любая лингвистическая единица в тексте - будь то выбор слова, синтаксическая структура или фигура речи -может иметь определенную мотивацию. Одна и та же идея, мысль может быть выражена различными способами, и выбор, который делает субъект дискурса, не бывает случайным. Следует отметить, что ни одно из языковых средств не предназначено специально для манипулирования, но почти любое
может быть использовано для этого.
Политическая манипуляция обладает системностью, т. к. «ее следует рассматривать в контексте политической системы в общем». Речевая манипуляция общественным сознанием стала технологией, она требует значительного мастерства и знаний [1; 2]. Использование технологий - седьмой принцип речевой манипуляции - позволяет выполнить ту задачу, которая стоит перед речевой манипуляцией - воздействовать на аудиторию, причем наиболее оптимальным способом.
В свете всего вышесказанного речевая манипуляция как предмет лингвистических исследований предстает комплексным явлением. Она обладает рядом отличительных особенностей, которые позволяют ей реализовывать задачу, стоящую перед ней в рамках дискурса, - формирование общественного мнения определенным образом. Речевая
манипуляция, являясь скрытым воздействием, обладает целенаправленностью. Ее эффективность зависит от того, воспринимает ли ее «программу действий» аудитория. Среда существования речевой манипуляции - средства массовой коммуникации, ее адресат - массовый. Для достижения своей цели, управлением мнением и поведением широкой аудитории, субъект речевой манипуляции использует речевые средства (инструменты речевой манипуляции), системное применение которых создает технологии речевой манипуляции, которые позволяют добиваться поставленных целей и задач. В ряду схожих явлений речевую манипуляцию отличает то, что своей задачи она способна достигать максимально оптимальным для данного вида коммуникации способом, что и обусловлено принципами ее функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: Издательство Эксмо, 2003. - 448 с.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. - 344 с.
4. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. - с.384
5. Danuta R. The language of newspapers.- London; New York: Routledge, 2001.- 126 p.
6. Кондрашов П.В. Формула прессы. - М., 1980. - 120 с.
7. Dijk T.A. van Ideological Discourse Analysis, 2004. - www.discourses.org/Teun.html.
8. Макаревич Э., Карпухин О. Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 480 с.
9. Dijk T.A. van Discourse and Manipulation, 2006. - www.discourses.org/Unpublished/ideo-dis.htm.
10. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Высшая школа, 1980. - 224 с.
Поступила в редакцию 16.06.06 г.