Научная статья на тему 'Речевая культура студентов - залог культурного общества будущего (к вопросу о формировании системы речевых компетенций в вузе) (Рец. На кн: Русский язык и культура речи (базовые компетенции) [текст] : учеб. Пособие / под ред. Проф. А. П. Сковородникова. - Красноярск : Сиб. Федер. Ун-т, 2015. - 515 с. )'

Речевая культура студентов - залог культурного общества будущего (к вопросу о формировании системы речевых компетенций в вузе) (Рец. На кн: Русский язык и культура речи (базовые компетенции) [текст] : учеб. Пособие / под ред. Проф. А. П. Сковородникова. - Красноярск : Сиб. Федер. Ун-т, 2015. - 515 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая культура студентов - залог культурного общества будущего (к вопросу о формировании системы речевых компетенций в вузе) (Рец. На кн: Русский язык и культура речи (базовые компетенции) [текст] : учеб. Пособие / под ред. Проф. А. П. Сковородникова. - Красноярск : Сиб. Федер. Ун-т, 2015. - 515 с. )»

www.volsu.ru

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ - ЗАЛОГ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО (К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ)

(Рец. на кн: Русский язык и культура речи (базовые компетенции) [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. А. П. Сковородникова. -Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. - 515 с.)

Светлана Валентиновна Ионова

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и документалистики, Волгоградский государственный университет sionova@mail.ru, iryas@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Речь как практическое средство социализации человека приобретает все большее значение в ходе реализации реформ, происходящих в современном российском обществе, и рассматривается как универсальное умение надпрофессионального и надпредметного характера, которое необходимо в любой области деятельности человека.

В современной теории российского образования подобное «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере» обозначается понятием компетенции [3]. В глосса-^ рии терминов Европейского фонда образова-^ ния (ЕФО) компетенция определяется в не® скольких аспектах: как способность делать ¡§ что-либо хорошо или эффективно; как соот-§ ветствие требованиям, предъявляемым при ® устройстве на работу; как способность вы-

полнять особые трудовые функции [1, с. 63]. В этом контексте учебное пособие «Русский язык и культура речи (базовые компетенции)», созданное коллективом авторов Сибирского федерального университета под научной редакцией профессора А.П. Сковородни-кова, должно рассматриваться как одно из первых в своем роде, направленное на реализацию компетентностного подхода в современном российском образовании.

Авторы издания видят его особенность в том, что культурно-речевая компетенция в нем «предстает как система базовых компетенций (общелингвистической, языковой, коммуникативно-речевой и этико-речевой) и конкретизирующих их субкомпетенций, овладение которыми направлено на формирование полнофункциональной речевой культуры студентов» (с. 8). Заявленный подход эксплицируется в заглавии и в основополагающем определении культурно-речевой компетенции,

ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2016. № 1 (30)

167

под которой понимается «владение культурой речевого общения», «совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность речевого общения)» (с. 7), а также в структуре книги и организации ее материала.

Учебное пособие содержит 4 части, посвященные формированию базовых компетенций, и 23 раздела, представляющих наборы субкомпетенций как ступеней к становлению полнофункциональной речевой культуры студента: Часть 1. Общелингвистическая компетенция (субкомпетенции: общепонятийная, лексикографическая); Часть 2. Языковая компетенция (субкомпетенции: фонетическая, словообразовательная, лексическая, грамматическая, текстовая, правописная); Часть 3. Коммуникативно-речевая компетенция (субкомпетенции: нормативно-прагматическая, информационная, тактико-стратегическая, жанрово-стилистичес-кая, логико-аргументативная, эвристическая, контрманипулятивная, оратологичес-кая, экспрессиологическая, перцептивно-рефлексивная, конфликтологическая, эрра-тологическая); Часть 4. Этико-речевая компетенция (субкомпетенции: нормативно-ценностная, этико-речевая, эрратологичес-кая). Как видно из перечисленных заглавий частей книги, представленная в ней система компетенций и субкомпетенций в целом отражает современные подходы в науке: антропоцентрический - в лингвистике, коммуникативный - в речеведении и этический - в теории деятельности. Наши комментарии могут касаться лишь отдельных номинаций субкомпетенций: так, наименование «эрратологическая субкомпетенция» повторяется в третьей и четвертой частях книги при описании разных видов компетенций, в то время как другие наименования не повторяются; удачным (несмотря на объемность) представляется наименование «контрманипулятивная субкомпетенция» - умение противостоять речевым манипуляциям, в связи с чем логичным было бы обозначить подобным способом (с формантом контр-) «конфликтологическую субкомпетенцию»; текстовую субкомпетенцию, по нашему мнению, предпочтительнее было бы выделить из языковой компетенции, однако данный вопрос является дискуссионным в лингвистике и позволяет на данном этапе ее

развития рассматривать текст в указанном аспекте.

Каждая часть книги и ее разделы содержат лингвистический материал, определяющий понятия, лежащие в основе рассматриваемых субкомпетенций. Следует с удовлетворением отметить, что теоретический материал учебного пособия «скоординирован» с материалом словаря-справочника «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)» [4], опубликованном ранее (в 2012 и 2014 гг.), образуя не имеющий аналогов учебно-методический комплекс дисциплины, созданный на компетентностной основе. Все части рецензируемого издания завершает система заданий и упражнений, рассчитанных как на закрепление знаниевого компонента формируемых компетенций, так и на развитие речевых умений студентов и проверку уровня владения ими коммуникативными навыками. Приведенные текстовые примеры, контексты использования речевых сообщений, зафиксированная на письме устная речь говорящих отличаются оригинальностью, они неформальны, интересны, в адаптированном виде подают знания об абстрактных лингвистических понятиях. Актуальными в учебном пособии представляются элементы учебного жанра хрестоматии (систематизированных фрагментов теоретических работ ученых), необходимые для оперативного обращения к первоисточникам. Они обусловливают возможность «шаговой доступности» студентов к лингвистической литературе и упрощают работу с нею на занятиях. В то же время в пособие включены задания, предусматривающие углубленное изучение отдельных работ, самостоятельное прочтение и анализ их полного текста. Такого типа задания характерны для всех частей книги и уравновешивают задания «хрестоматийного» содержания, что позволило авторскому коллективу избежать легковесности и поверхностности в представлении избранного ими методического подхода.

Наряду с необходимыми компонентами общетеоретического содержания в разделах книги имеются скрупулезно подобранные примеры проблемных ситуаций, которые составляют наибольшую трудность для коммуникантов и дают значительное число наруше-

ний норм разных типов. См., например, лингвистическое объяснение истоков орфоэпических норм, исключений из правил (раздел 3), вариативных способов лексического выражения (раздел 5), комментарии к примерам нарушения грамматических норм (см. формы прилагательных, числительных и их сочетаемостные особенности) устной и письменной речи (раздел 6) и др. Ценными в учебном пособии являются и задания на развитие коммуникативно-речевых компетенций, которые делают его отвечающим практическим нуждам и теоретическим требованиям современной науки. Нормативно-ценностные и этикетно-речевые субкомпетенции предлагается рассматривать на примере анализа коммуникативных ситуаций: «вы в незнакомом городе», «вы организатор конференции», «вы сотрудник частной фирмы», «вы отправили резюме по электронной почте» и др. (с. 485). Эрратологические субкомпетенции формируются в заданиях на исправление ошибок, зафиксированных в высказываниях и текстах (см., например, с. 219). В методике преподавания языковых дисциплин в вузе (в отличие от методики школьного обучения) использование подобного типа заданий представляется вполне возможным, поскольку они позволяют акцентировать внимание студентов на нарушениях норм, повысить уровень их рефлексивных возможностей, развить лингвистическую зоркость, автоматизм в восприятии и порождении «правильных» высказываний.

Каждый раздел завершается списками рекомендуемой литературы, которые являются достаточно полными, современными, исчерпывающими для рассмотрения изучаемых тем на занятиях.

Как показывает содержание учебного пособия, в нем реализуются два аспекта ре-чеведения: культура речи (как соблюдение в речи сложившихся в обществе норм литературного языка, норм речевого поведения, этикета) и речевая культура (как отношение человека к знаниям о языке, стремление к их расширению, умение полученными знаниями пользоваться) [2]. Подобный комплексный подход, безусловно, будет способствовать решению задачи, поставленной авторами издания, -формированию полнофункциональной речевой

личности. Культурно-речевые компетенции, обозначенные в пособии, охватывают все заявленные государством компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которые, по сути, должны определять образ будущего общества [3]. В этом контексте логическая зависимость «грамотный и культурный выпускник вуза - развитое и культурное общество будущего» становится очевидной.

Несмотря на то, что рецензируемое учебное пособие представляет собой достаточно объемный труд (515 с.), благодаря логически выстроенной композиции и унифицированной структуре его содержание воспринимается как целостность, в которой каждый из читателей может вычленить актуальные лично для него аспекты изучения. В связи с этим данное издание будет полезно всем, кто интересуется проблемами русского языка и культуры речи, студентам-филологам и представителям нефилологических специальностей, изучающим этот курс в вузе, преподавателям, а также образовательным организациям, заинтересованным в приобретении учебника нового типа. По словам самих авторов, книга дает возможность «каждому учебному заведению, ориентируясь на предложенную модель, вырабатывать собственный вариант ее реализации с учетом условий и специфики своей деятельности» (с. 8).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов. - Турин : Европейский фонд образования, 1997. - 160 с.

2. Сиротинина, О. Б. Культура речи и речевая культура человека / О. Б. Сиротинина. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.universite.ru/index.php?id=100&Itemid= 67&option=com_content&task=view. - Загл. с экрана.

3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апр. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// eidos.ru/journal/2002/0423 .htm. - Загл. с экрана.

4. Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. - Красноярск : Изд-во

ISSN 1998-9911. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2016. № 1 (30)

169

Сибирского федерального университета, 2012. -882 с.

REFERENCES

1. Glossariy terminov rynka truda, razrabotki obrazovatelnykh programm i uchebnykh planov [Terminology Glossary of Labour Market, Education Programs and Academic Curricula Elaboration]. Turin, Evropeyskiy fond obrazovaniya, 1997. 160 p.

2. Sirotinina O.B. Kultura rechi i rechevaya kultura cheloveka [The Culture of Speech and Human

Speech Culture]. Available at: ://www.universite.ru/ index.php?id=100&Itemid=67&option= com_content& task= view.

3. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatelnye standarty [Basic Competences and Educational Standards]. Internet-zhurnal "Eydos", 2002, April 23. Available at: http://eidos.ru/journal/ 2002/0423.htm.

4. Skovorodnikov A.P., ed. Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetentsii): slovar-spravochnik [Efficient Speech Communication (Basic Competences)]. Krasnoyarsk, Izd-vo Sibirskogo federalnogo un-ta, 2012. 882 p.

SPEECH CULTURE OF STUDENTS - A GUARANTEE OF FUTURE CULTURAL SOCIETY (ON THE ISSUE OF FORMING THE SYSTEM OF SPEECH COMPETENCES IN UNIVERSITIES)

(Book Review: Russian Language and Speech Culture (Basic Competences) [Text] : Textbook / ed. by A. P. Skovorodnikov. -Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2015. - 515 p.)

Svetlana Valentinovna Ionova

Doctor of Philological Sciences, Professor,

Department of Russian Language and Documentation Studies,

Volgograd State University

sionova@mail.ru, iryas@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.