Научная статья на тему 'Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития'

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4139
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонтаренко Ирина Викторовна, Азлецкая Елена Николаевна

В статье рассматривается вопрос об организации инклюзивного образования в дошкольной организации. В этой связи описывается опыт МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230». Авторы обосновывают положение о том, что инклюзивное образование в дошкольной организации реальность, которая требует развития механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов и внедрения многообразных моделей инклюзивного образования. Реальность нынешнего времени такова, что многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), осознают важность и необходимость дошкольного образования. Каждый год в нашу дошкольную организацию МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» поступают дети с особенностями развития. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. Сегодня в нашей дошкольной образовательной организации насчитывается 117 детей с ОВЗ (23% всего списочного состава), из них около 3% составляют дети с инвалидностью. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ 2. Создание нормативноправовой базы важный и необходимый шаг в организации инклюзивного образования, однако не достаточный. На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья 3. Так как, по нашему мнению, инклюзия на уровне дошкольного уровня образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития ребёнка. Мы полагаем, что основой организации инклюзивного образования в детском саду являются: 1) разработка и реализация индивидуальных маршрутов, что создаст условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов); 2) реализация многообразных моделей инклюзии позволит создать условия получения образования, удовлетворяющие индивидуальные потребности всех детей, в том числе с ОВЗ. Для проверки данного предположения мы разработали проект «Индивидуальные инклюзивные маршруты для детей с ОВЗ как фактор обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольной образовательной организации». Цель проекта: выработать механизм формирования индивидуальных маршрутов для включения детей с ОВЗ в единый образовательный процесс дошкольной образовательной организации; апробировать разнообразные модели инклюзивного дошкольного образования. Исходя из плана реализации инновационного проекта в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» была проведена следующая работа. Была разработана нормативная база, которая включает в себя ряд документов: положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.); положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сотрудничестве с ППМС-центром «Детство» г. Краснодара и с ресурсными центрами специальными (коррекционными) образовательными учреждениями; договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ; положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка; положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы; должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательной организации, работающих с детьми с ОВЗ; правила внутреннего распорядка; положение о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава. Согласно положению о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава повышение профессиональной подготовки педагоги детского сада осуществляли, используя различные формы: самообразование, семинарыпрактикумы, мастер-классы, тренинги, проектную деятельность, вебинары, участие в конференциях и форумах. Результатом проведения мероприятий стало повышения уровня профессиональной квалификации, актуализации проектно-ориентированной деятельности, развития педагогических компетенций педагогического состава детского сада. Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ активизировалась и приобрела творческий характер. Самое главное деятельность педагогического коллектива по реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ приобрело системный и научно обоснованный характер. Одной из задач реализации проекта стала разработка механизма формирования индивидуального образовательного маршрута. В рамках данной работы возникла необходимость проектирования различных организационных форм инклюзии детей с ОВЗ. Правовой и методологической основой разработки моделей стали нормативные документы о правах детей с ОВЗ, организации их образования, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, исследования в области дефектологических знаний. За текущий период реализации проекта нами апробированы две модели инклюзии детей с ОВЗ в образовательную среду детского сада. Модель 1 предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в группу детей без ограничения в здоровье и реализация индивидуального подхода к обучению по стандартной программе на основе создания специальных условий рекомендованных психолого-медикопедагогической комиссией и/или индивидуальным планом реабилитации. В нашем детском саду это дети с амблиопией, ахондроплазией и двухсторонней сенсоневральной тугоухостью. Неукоснительным условием реализаций этой модели является регулярная психологопедагогическая поддержка ребенка, которая отражается в его индивидуальном образовательном маршруте, согласованном с родителями воспитанника. Модель 2 предполагает открытие специализированной группы компенсирующего обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками не имеющих таких ограничений. Численность группы 15 детей. В нашем детском саду это были дети с общим недоразвитием речи I-II уровня и дети с задержкой психического развития. Разработка индивидуальных маршрутов в этом случае проводиться на основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности, ресурсы и ограничения. Апробируемая нами структура формирования индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута включает в себя четыре основных этапа. Первый этап комплексная психолого-медикопедагогическая диагностика детей с ОВЗ с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Второй этап включает в себя информирование родителей при составлении индивидуального образовательного маршрута. На третьем этапе специалисты ПМПк проводят психолого-педагогическую оценку динамики развития ребенка с ОВЗ. Четвертый этап включает в себя мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей группы компенсирующей направленности (инклюзивной группы) 1. Промежуточные итоги реализации проекта позволяют констатировать, что создан механизм управления инновационной деятельностью в дошкольной организации; повысился уровень мотивации участия в проекте участников образовательного процесса; разработан механизм формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ; возрос уровень профессионального мастерства педагогов. Одной из основных проблем с которой мы столкнулись при организации инклюзивного образования является формальный подход в заключениях ПМПК об организации специальных образовательных условий. Этот факт ограничивает возможность в формировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Дальнейшая работа полагает внесение изменений в Устав образовательной организации касающихся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Для системной работы с родителями воспитанников с ОВЗ планируем открытие консультационного пункта. В рамках совершенствования системы формирования индивидуального маршрута апробировать разработанную нами методику составления плана образовательной деятельности в группах реализующих инклюзивную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонтаренко Ирина Викторовна, Азлецкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития»

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы,

перспективы развития

Гонтаренко Ирина Викторовна, Азлецкая Елена Николаевна

МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №230"

Ключевые слова:

дети с ОВЗ, инклюзивное образование, индивидуальный маршрут

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об организации инклюзивного образования в дошкольной организации. В этой связи описывается опыт МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230». Авторы обосновывают положение о том, что инклюзивное образование в дошкольной организации реальность, которая требует развития механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов и внедрения многообразных моделей инклюзивного образования. Реальность нынешнего времени такова, что многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), осознают важность и необходимость дошкольного образования. Каждый год в нашу дошкольную организацию МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» поступают дети с особенностями развития. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. Сегодня в нашей дошкольной образовательной организации насчитывается 117 детей с ОВЗ (23% всего списочного состава), из них около 3% составляют дети с инвалидностью. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ П2П. Создание нормативно-правовой базы важный и необходимый шаг в организации инклюзивного образования, однако не достаточный. На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья П3П. Так как, по нашему мнению, инклюзия на уровне дошкольного уровня образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития ребёнка. Мы полагаем, что основой организации инклюзивного образования в детском саду являются: 1) разработка и реализация индивидуальных маршрутов, что создаст условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов); 2) реализация многообразных моделей инклюзии позволит создать условия получения образования, удовлетворяющие индивидуальные потребности всех детей, в том числе с ОВЗ. Для проверки данного предположения мы разработали проект «Индивидуальные инклюзивные маршруты для детей с ОВЗ как фактор обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольной образовательной организации». Цель проекта: выработать механизм формирования индивидуальных маршрутов для включения детей с ОВЗ в единый образовательный процесс дошкольной образовательной организации; апробировать разнообразные модели инклюзивного дошкольного образования. Исходя из плана реализации инновационного проекта в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» была проведена следующая работа. Была разработана нормативная база, которая включает в себя ряд документов: - положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; -положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.); - положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сотрудничестве с ППМС-центром «Детство» г. Краснодара и с ресурсными центрами - специальными (коррекционными) образовательными учреждениями; - договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ; - положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка; - положение о разработке и реализации

адаптированной образовательной программы; - должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательной организации, работающих с детьми с ОВЗ; - правила внутреннего распорядка; - положение о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава. Согласно положению о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава повышение профессиональной подготовки педагоги детского сада осуществляли, используя различные формы: самообразование, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, проектную деятельность, вебинары, участие в конференциях и форумах. Результатом проведения мероприятий стало повышения уровня профессиональной квалификации, актуализации проектно-ориентированной деятельности, развития педагогических компетенций педагогического состава детского сада. Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ активизировалась и приобрела творческий характер. Самое главное - деятельность педагогического коллектива по реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ приобрело системный и научно обоснованный характер. Одной из задач реализации проекта стала разработка механизма формирования индивидуального образовательного маршрута. В рамках данной работы возникла необходимость проектирования различных организационных форм инклюзии детей с ОВЗ. Правовой и методологической основой разработки моделей стали нормативные документы о правах детей с ОВЗ, организации их образования, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, исследования в области дефектологических знаний. За текущий период реализации проекта нами апробированы две модели инклюзии детей с ОВЗ в образовательную среду детского сада. Модель 1 - предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в группу детей без ограничения в здоровье и реализация индивидуального подхода к обучению по стандартной программе на основе создания специальных условий рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией и/или индивидуальным планом реабилитации. В нашем детском саду это дети с амблиопией, ахондроплазией и двухсторонней сенсоневральной тугоухостью. Неукоснительным условием реализаций этой модели является регулярная психолого-педагогическая поддержка ребенка, которая отражается в его индивидуальном образовательном маршруте, согласованном с родителями воспитанника. Модель 2 - предполагает открытие специализированной группы компенсирующего обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками не имеющих таких ограничений. Численность группы - 15 детей. В нашем детском саду это были дети с общим недоразвитием речи 1-11 уровня и дети с задержкой психического развития. Разработка индивидуальных маршрутов в этом случае проводиться на основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности, ресурсы и ограничения. Апробируемая нами структура формирования индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута включает в себя четыре основных этапа. Первый этап - комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Второй этап включает в себя информирование родителей при составлении индивидуального образовательного маршрута. На третьем этапе специалисты ПМПк проводят психолого-педагогическую оценку динамики развития ребенка с ОВЗ. Четвертый этап включает в себя мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей группы компенсирующей направленности (инклюзивной группы) 1. Промежуточные итоги реализации проекта позволяют констатировать, что создан механизм управления инновационной деятельностью в дошкольной организации; повысился уровень мотивации участия в проекте участников образовательного процесса; разработан механизм формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ; возрос уровень профессионального мастерства педагогов. Одной из основных проблем с которой мы столкнулись при организации инклюзивного образования является формальный подход в заключениях ПмПК об организации специальных образовательных условий. Этот факт ограничивает возможность в формировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Дальнейшая работа полагает внесение изменений в Устав образовательной организации касающихся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Для системной работы с родителями воспитанников с ОВЗ планируем открытие консультационного пункта. В рамках совершенствования системы формирования индивидуального маршрута апробировать разработанную нами методику составления плана образовательной деятельности в группах реализующих инклюзивную практику.

Список литературы:

1. Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Механизм формирования индивидуального образовательного (инклюзивного) маршрута в дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп. - ART 95642. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95642.htm. - ISSN 2304-120X.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.