Научная статья на тему 'Реальные предпосылки для реализации инновационного прорыва России'

Реальные предпосылки для реализации инновационного прорыва России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракаева Елена Умеровна

В статье рассмотрены проблемы реализации инновационного прорыва в России. Описаны основные предпосылки и направления стратегии инновационного обновления экономики РФI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каракаева Елена Умеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problems of a realization of the innovation strategy in Russia are considered. The basic prerequisites and the basic lines of the innovation economic renewal of the Russian Federation are described

Текст научной работы на тему «Реальные предпосылки для реализации инновационного прорыва России»

-►

Теоретические основы экономики и менеджмента

УДК 338.24.01

Каракаева Е.У.

Реальные предпосылки для реализации инновационного прорыва России

Острейшая, судьбоносная проблема для России начала XXI в. - выбор и последовательная реализация долгосрочной стратегии, опирающейся на внутренние источники роста. С каждым годом становится все более очевидным, что упование на благоприятную конъюнктуру мировых рынков опасно, что эта конъюнктура в любой момент может резко измениться, как это было уже не раз. В сложившихся условиях необходимо полностью менять курс, приняв в качестве главного ориентира стратегию прорыва, инновационного обновления экономики.

Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономическим, научно-техническим, социальным и нравственным императивом для современной России, ее политической, деловой, интеллектуальной элиты.

Во-первых, ещё существует мощный, многогранный, интеллектуальный, научно-технический потенциал, полученный в наследство от предыдущих поколений, - передовые научные и конструкторские школы, высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, запас эффективных технологий двойного назначения, значительный фонд отечественных изобретений.

Во-вторых, образовательный потенциал - наличие значительного количества разносторонне подготовленных, творчески мыслящих и инициативных ученых, конструкторов, инженеров, программистов, менеджеров, экономистов. Это и есть исходная кадровая основа для базисных инноваций.

В-третьих, высокий уровень обеспеченности страны разнообразными природными ресурсами избавляет от необходимости тратить крупные средства на их импорт, более того - дает дополнительные возможности (включая мировую природную ренту) для инновационного обновления экономики. Но для этого нужно не копить, откладывать средства "на черный день" в виде валютных резервов Центробанка и стабилизационного

фонда правительства, а направлять весомую их часть на инновационное преобразование экономики, иначе "черный день" наступит быстрее и будет более разрушительным.

В-четвертых, Россия занимает выгодное геостратегическое положение. Она является ядром пока еще не полностью распавшейся евразийской цивилизации и может стать центром инновационной трансформации СНГ, совместных выступлений с инновационной продукцией как на внутренних рынках этих стран, так и на мировых рынках. Развивая научно-технологическое сотрудничество с быстро развивающимися экономиками Китая и Индии, страна может получить крупные рынки для инновационной продукции. Развивая международные транспортные коридоры, страна может получать растущий объем доходов (включая мировую транспортную ренту) для инновационной трансформации экономики.

В-пятых, дискуссии о том, что Россия не имеет достаточных средств для инновационного прорыва, не соответствует действительности. В России в последние годы имеется избыток капитала, который не находит инновационно-производительного применения и в крупных масштабах вывозится за границу. Капитал 25 российских миллиардеров по оценке американского журнала "Форбс" превышает 72 млрд. долл.; значительная его часть находится за рубежом. К этому следует добавить стабилизационный фонд правительства: не использованные остатки средств в региональных бюджетах, крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков, в малой степени вкладываемых в инвестиции в основной капитал; значительные средства на руках у населения.

Одним из основных условий обеспечения инновационного прорыва в России, по мнению автора, является формирование промышленной политики, главным направлением которой будет перевод промышленности на инновационный путь развития.

К началу XXI века Россия подошла с грузом накопившихся нерешенных проблем в технологической и структурной сферах. Многие из них достались ей в наследство от СССР, другие стали следствием кризисных процессов 1990-х гг. На сегодняшний день понимание этих проблем приобрело достаточно ясный характер. Прежде всего, были осознаны системные ограничения развития страны, связанные с воспроизводством ее сырьевой специализации в рамках глобальной экономики. Были выделены и оценены вытекающие из этого геоэкономические и геополитические последствия и риски.

В рамках поиска выхода из сложившейся ситуации был идентифицирован ряд сценариев развития, применительно к которым происходила оценка имеющихся ресурсов развития, систем управления и возможных предметов стратегического партнерства гражданского общества, бизнеса и государства. Одним из приоритетных стал инновационный сценарий развития России. Сущность сценария -заключается в замене сложившейся сырьевой геоэкономической специализации страны инновационным вектором развития. Однако на пути реализации данного сценария как возможной основы национальной стратегии развития стоит целый ряд проблем.

Для реализации полномасштабного инновационного сценария сегодня в России недостаточен уровень развития человеческого капитала. Это связано с падением качества образования и деградацией институтов социальной инфраструктуры.

Кадровый и финансовый дефицит ослабляет сферы НИР и НИОКР, не позволяя добиваться прорыва на ряде приоритетных направлений создания высокотехнологичной продукции.

Очевидна неразвитость рыночной инфраструктуры и механизмов распространения передовых технологий между секторами экономики. Отсутствие диффузии технологий ведет к тому, что отдельные высокотехнологичные анклавы могут давать минимальный эффект с точки зрения национальной экономики в целом.

Современные механизмы защиты интеллектуальной собственности и ряд специальных ограничений в торговле высокотехнологичной продукцией повышают стоимость новых технологий. Перспективный массовый импорт новейших технологий зависит от наличия инвестиционных ресурсов, в то время как пока эти проблемы решаются частично за счет развития неформального сектора экономики (включая интеллектуальное пиратство), что, в свою очередь, препятствует притоку инвестиций.

Недостаточно развита институциональная структура, на низком уровне остается качество организации и управления. Между тем, именно институциональная среда (нормы, правила, формы организации и др.) во многом определяет возможность применения современных технологий управления.

В силу перечисленных причин технологическое развитие характеризуется лидерством крупных компаний, в наибольшей степени добившихся успехов в выходе из локально-замкнутых рыночных ниш и решивших проблемы синхронизации темпов своего развития с развертыванием современных форматов производств. К ним относятся, в первую очередь, компании, работающие на конкурентных рынках - экспортеры и сектор импортозамещения. Однако их достижения обусловлены в основном импортом существующих (неоригинальных) технологий, который не дает решающих конкурентных преимуществ для производителя. К собственно инновационному развитию российской промышленности еще только предстоит перейти.

Согласно результатам опроса Центра экономической конъюнктуры, доля осуществляющих инновации предприятий выросла с 26-27% в 2006 году до 40% в 2007 г. Больше всего инноваций реализовано в машиностроении и металлообработке (47%) и в химическом комплексе (36%). Похожие результаты дал и опрос Института экономики переходного периода: исследованиями и конструкторскими разработками занимаются 35% участников опроса (15% предприятий заказывают их на стороне, а 11% сочетают собственные разработки с заказами на стороне). Самой прогрессивной отраслью выглядит металлургия - там исследования проводят 66% предприятий (среди машиностроителей таких 46%, а в химическом комплексе - 41%). Напротив, в лесном комплексе, легкой, пищевой и строительной индустрии НИ-ОКР ведут всего по 10-14% предприятий. Лидируют металлурги и по доле заказных исследований (44% предприятий). Внедрением новой продукции занимаются 56% опрошенных компаний, новых технологий - 33%, закупкой новых машин и оборудования - 59%. Интенсивнее других обновляют продукцию машиностроители (74% компаний) и химики (67%), они же активнее прочих внедряют новые технологии (40% и 46%). В других секторах предприятия пока заняты не собственно инновациями, а закупкой нового оборудования. Массовое обновление оборудования (71% опрошенных) при почти полном отсутствии исследовательской

активности зафиксировано в пищевой промышленности. В лесном комплексе новую продукцию и технологии внедряют 36% и 24% компаний соответственно, зато 73% представителей отрасли закупают оборудование.

Приведенные выше факты свидетельствуют о весьма благоприятных перспективах инновационного развития российской экономики.

Кроме этого, для реализации стратегии инновационного прорыва, на наш взгляд, необходима консолидация здоровых сил общества.

Во-первых, это научно-техническая интеллигенция - учёные, конструкторы, инженеры, изобретатели, главной функцией которых является производство новых знаний и их воплощение в инновации. Формируются основы новой научной парадигмы, появляются значимые изобретения.

Во-вторых, это растущий слой предпринимателей, которые начинают понимать, что без науки, без инноваций невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выжить и победить в конкурентной борьбе.

В-третьих, это часть государственных служащих, которые видят свое призвание и свой долг в повышении конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивом росте на основе инновационного обновления, способны устоять перед соблазнами мздоимства и реализовать инновационно-стратегическую функцию государства.

В-четвертых, это новое поколение, поколение 20-х годов XXI в., которое, восприняв тяжелое наследие, оставляемое ему поколением 90-х годов XX в., призвано осуществить инновационную трансформацию российской экономики.

Перевод экономики России на инновационный путь развития невозможен без активизации государственной политики в сфере вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Инструменты содействия инновационной активности должны включать адресную поддержку приоритетных направлений и программ, в частности:

- поддержку конкретных инновационных проектов, для отбора которых будет разработана система индикаторов (по выбору отраслей, технологических кластеров, регионов и др.);

- создание совместно с бизнесом институтов отбора и коммерциализации научно-технических результатов;

- обеспечение реализации отобранных проектов на конкретных узких сегментах рынка с выраженными конкурентными преимуществами.

В случае если заказчиками будут выступать государственные компании, принципиальное значение будет иметь принятие нормативных актов, регламентирующих вопросы закрепления за государством прав на результаты научно-технической деятельности, условия и порядок передачи этих прав, т.е. определение единых подходов при решении данных вопросов для всех государственных заказчиков и распорядителей бюджетных средств.

Для стимулирования развития уже существующих структурных подразделений российской НИС и создания недостающих, государственную инновационную политику необходимо направить на решение следующих основных задач:

- укрепление и гармонизацию связей между отдельными звеньями НИС;

- обеспечение необходимых условий для деятельности и развития НИС как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ;

- предоставление научно-технических, информационных, организационных и финансовых услуг, ведущих маркетинговые исследования, образование и переподготовку кадров;

- совершенствование механизма бюджетного и внебюджетного финансирования инновационной деятельности посредством существенного увеличения доли средств, направляемых на ориентацию науки на инновации (поддержку исследований и разработок, способных привести к развертыванию конкурентоспособных наукоемких производств), и привлечения в эти проекты средств частных (в том числе венчурных) инвесторов;

- содействие созданию и укреплению корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур в научно-технической и производственно-технологической сферах;

- поддержка создания и укрепления инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, субконтрактинга, венчурного предпринимательства, технопарков, технологических инкубаторов, инновационно-технологических центров и т.п.), в том числе для малого и среднего инновационного предпринимательства;

- государственная поддержка отечественных предпринимателей в создании информационно-консультационных центров международной кооперации, в юридической защите интеллектуальной собственности за рубежом;

- ускоренное развитие системы кадрового обеспечения инновационной экономики, подготов-

ки кадров менеджеров для управления инновациями, приведение норм отечественного менеджмента высокотехнологичных производств к уровню, сравнимому с международным;

- создание региональных корпораций развития со смешанным частно-государственным капиталом, осуществляющих инвестиционные проекты в основном в высокотехнологические объекты.

Для обеспечения необходимых условий инновационной деятельности требуется также совершенствование существующей и создание новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на стимулирование развития институтов кредитования инновационных предприятий, совершенствование страхования инновационных рисков, развитие рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, совершенствование системы налоговых и правовых инструментов стимулирования инновационной деятельности. Необходима разработка механизмов долевого финансирования высокоэффективных инновационных проектов, поддержка инвесторов за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы, развития лизинга уникального научного оборудования. Государство должно создать и поддерживать банк данных инновационных проектов и единую систему учета научно-технических результатов по перспективным направлениям развития науки и технологий, подготовить совместно с бизнесом механизмы отбора и коммерциализации научно-технических результатов, отладить систему страхования рисков внедрения нововведений.

Опыт взаимодействия государства с частным бизнесом, крупными финансовыми учреждениями, промышленными предприятиями различных форм собственности в процессе разработки и особенно коммерциализации приоритетных инновационных проектов может быть основой для создания крупных корпораций, способных обеспечить разработку и внедрение макротехнологий самого высокого уровня, что является непременным условием устойчивого инновационного развития экономики страны.

Одним из важных направлений инновационного прорыва России является развитие сферы информационных технологий.

Сфера информационных технологий - самая быстро развивающаяся, и потому самая перспективная часть инновационной сферы. Стратегичес-

кая важность развития сектора информационных технологий для России, в конечном счёте, определяется тем, что успех или стагнация в этой сфере существенно влияет на место страны в мировом сообществе. Приоритет ИТ для развития всех сфер национального хозяйства в долгосрочном плане настолько высок, а отставание России от ведущих стран мира в этой области настолько велико, что фактор времени становится решающим.

В интересах общества и государства - ускорить развитие отрасли, от которой зависит успех всей экономики страны в глобальной конкуренции. Отрасль ИТ в силу её специфики (прежде всего высокого динамизма и необходимости оперативно реагировать на технологические достижения и условия спроса) не может полноценно развиваться в рамках государственной собственности. Сегодня отрасль ИТ в нашей стране развивается самостоятельно на базе частной инициативы, которая при обеспечении последовательной поддержки с помощью инструментов промышленной политики может стать средством достижения столь важной цели.

Не смотря на то, что российский рынок ИТ растёт очень быстро, - 2007 г. его ёмкость оценивалась на 36% выше по сравнению с 2006 г., - его объём составляет лишь около 2% от рынка США.

Отрасль ИТ может развиваться качественно, только участвуя в международной конкуренции. Переход к созданию новых конечных продуктов в России возможен, но это требует времени, инвестиций, создания дистрибутивных сетей за рубежом и защиты от "интеллектуального пиратства". Сложность конкуренции на экспортном рынке усугубляется специфическими преимуществами основных конкурентов (низкие трудовые издержки в Индии, низкие налоги и низкие административные издержки в Ирландии). В то же время развитие сектора ИТ, видимо, в ближайшем будущем будет ориентироваться не только на экспорт, но и на внутренний спрос бизнеса, населения и государства. В этом состоит важное отличие от опыта Индии и Ирландии, которые практически сразу строили отрасль ИТ как экспортную. Действительно, выпуск продукции российской отрасли ИТ в значительной мере потребляется на внутреннем рынке.

Для развития отрасли автор считает, что необходимо создать правительственный центр, который (как это, например, сделано в ЮАР) обеспечивал бы интеллектуальную и политическую координацию развития производства и использования ИТ. Такой центр мог бы обеспечивать поддержку руководства

страны в формулировке позиции по ключевым вопросам развития отрасли ИТ. Учитывая опыт других стран, специфику производства и маркетинга ИТ, полезно было бы опираться на сотрудничество с отраслевыми ассоциациями производителей, которые должны иметь серьезные права в области определения стандартов отрасли, стандартов обучения и подготовки кадров, принимать участие в разработке и экспертизе законодательства и регулирования отрасли.

Стратегия развития отрасли должна фиксировать цели, сроки и средства для их достижения. Практически речь идёт о том, на какие рубежи выпуска продукции отрасль ИТ должна выйти в будущем, на каких источниках капитала будет идти её развитие, адекватен ли административный и налоговый режим для решения этих задач, имеется ли достаточная частная инициатива и кадровая обеспеченность. В то же время только сам бизнес ИТ (как это фактически произошло в Индии) может чётко сформулировать условия ускоренного развития отрасли, определить необходимые факторы, которые, вместе с поддержкой государства, могут обеспечить успех.

Таким образом, реализация стратегии инновационного прорыва требует квалифицированного выбора стратегических приоритетов и выработки эффективного механизма их осуществления. Обречена на неудачу попытка охватить все поле научно-технологического прогресса, распылив силы и средства. Необходимо выбрать сравнительно узкое поле стратегий инновационного прорыва, исходя из следующих чётких критериев:

- технологических потребностей экономики, определения эффективных рыночных ниш;

- технологического уровня, перспективной конкурентоспособности инновационных продуктов и технологий;

- наличия отечественных заделов - фундаментальных разработок, крупных изобретений, конверсионных технологий;

- уровня социально-экономической эффективности инновационных продуктов и технологий.

Включаемые в перечень национальных инновационных приоритетов стратегии и проекты должны быть подвергнуты инновационно-технологической экспертизе, конкурсному отбору и общественному обсуждению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: Экзамен. -2003.

2. Богомолов О.Т. Экономика - общественная среда. Научные записки. М.: Институт экономических стратегий, 2008.

3. Шевчук В.Я., Рогожин П.С. Основы инвестиционной деятельности. М.: Инфра-М, 2000.

4. Яковец Ю.В., Нечаев А.А., Попов Б.Е., Яко-

вец Т.Ю. Методология анализа и прогнозирования трансформации структуры экономики России. М.: Ассоциация "Прогнозы и циклы", 1997.

УДК 338.4: 004

Берёза Н. В., Россинская М.В.

особенности формирования и перспективы развития информационного рынка

В последнее время на рынке услуг наиболее быстроразвивающимся сегментом является информационный рынок.

Вследствие быстрого роста объемов потребления информации, структура и состояние информационного рынка и его отдельных составляющих активно рассматривается в работах многих ученых, таких как Балута В.И., Микешин А. И., Моисеева Т.В., Подпругин С.Д., Полукаров Д.Ю., и др.

Информационных рынок - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными услугами, продуктами, технологиями [1].

Объектами информационного рынка являются собственно информация в форме информационных ресурсов, информационные услуги и продукты, в которые она превращается, и посредством которых доводится до потребителей, а также информационные технологии, как инструмент пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.