Научная статья на тему 'Реальное энергосбережение в ЖКХ России'

Реальное энергосбережение в ЖКХ России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
590
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ (СЦТ) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / SYSTEM OF THE CENTRALIZED HEAT SUPPLY (SCHS) / ENERGY SAVING / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / STATE PROGRAM / TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бадах Вячеслав Федорович, Кузнецова Анна Дмитриевна

В статье проанализированы управленческие, экономические, технические и социальные проблемы, препятствующие реальному энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве России, и предложены пути решения некоторых из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бадах Вячеслав Федорович, Кузнецова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL ENERGY SAVING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF RUSSIA

In article the administrative, economic, technical and social problems interfering real energy saving in housing and communal services of Russia are analysed and solutions of some of them are offered.

Текст научной работы на тему «Реальное энергосбережение в ЖКХ России»

УДК 332.872.4; 658.264

РЕАЛЬНОЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ РОССИИ

В.Ф. Бадах1, А.Д. Кузнецова2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21;

В статье проанализированы управленческие, экономические, технические и социальные проблемы, препятствующие реальному энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве России, и предложены пути решения некоторых из них.

Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, системы централизованного теплоснабжения (СЦТ), Государственная программа, целевые индикаторы.

REAL ENERGY SAVING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF RUSSIA

V. F. of Badakh, A.D. Kuznetsova

St. Petersburg State University of Economics, 191023, St.Petersburg, Sadovaya street, 21;

In article the administrative, economic, technical and social problems interfering real energy saving in housing and communal services of Russia are analysed and solutions of some of them are offered.

Keywords: Energy saving, housing and communal services, system of the centralized heat supply (SCHS), State program, target indicators.

Введение

В предыдущей статье [1] на примере государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 400 (в ред. Постановлений Правительства Ленинградской области от 19.03.2014 № 67, от 16.06.2014 № 246, от 16.07.2014 № 316, от 25.08.2014 № 383) нами показано, что натуральные показатели, принятые в программе в качестве индикаторов энергоэффективности, определены недостаточно, при этом сама идея энергосбережения из данной программы практически исчезает.

Такая резкая критика в адрес правительственных структур допустима, на наш взгляд, только при наличии конструктивных альтернативных предложений. В данной статье проведён анализ управленческих, экономических, технических и социальных проблем, препятствующих реальному энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве России, и предложены пути решения некоторых из них. На основании проведённого анализа предложена концепция региональной программы, содержащей понятные, измеряемые и трудно фальсифицируемые индикаторы, и направленной на достижение реального энергосбережения.

Рассмотрим основные аспекты энергосбережения на примере коммунального теплоснабжения.

Известно, что государственные региональные программы повышения энергоэффективности появились в результате развития идей, изложенных в ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее -Закон об энергосбережении) [2]. В этом законе одними из приоритетных объектов для энергосбережения, что естественно, являются бюджетные учреждения потому, что государство само оплачивает их ресурсопотребление. Требования к бюджетным организациям сформулированы следующим образом:

«Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями

1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента».

1 Бадах В.Ф., кандидат технических наук, доцент кафедры «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения»,тел.:+7 9211853162, e-mail: badvf@yandex.ru;

2Кузнецова А.Д., доцент кафедры «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения», тел.+7 921 3320328; e-mail: Сtoubt@mail.ru

Обратим внимание на то, что законом регламентировано снижение потребление воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и угля.

Далее будем исходить из того, что отопление зданий является настолько масштабной по затратам ресурсов и денежных средств и специфической отраслью, что заслуживает отдельного (от водо-, газо- и электроснабжения) рассмотрения и регулирования. Поэтому будем анализировать только коммунальное теплоснабжение, которое обслуживает в том числе и бо льшую часть бюджетных организаций.

Ввиду большой размерности этой темы рассмотрим только две главные проблемы: износ инфраструктуры и отсутствие погодного регулирования.

Износ инфраструктуры систем коммунального теплоснабжения

Масштабы проблемы определены следующими основными документами.

1. Национальным докладом «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса» 2001 год, в рамках проекта «Глобальный экологический фонд», Программа развития Организации Объединенных Наций, (далее -Национальный доклад) [3], который определяет: «2.4. Состояние тепловых сетей: ... тепловые сети в России самые дорогие в мире:

- реальные тепловые потери составляют от 20 до 50% выработки тепла зимой и от 30 до 70% летом, это подтверждается резким уменьшением необходимой выработки тепла при переходе на индивидуальные источники и замерами тепловых потерь на реальных тепловых сетях;

- утечки теплоносителя превышают нормы, принятые в развитых странах, в миллионы раз;

- замена трубопроводов из-за коррозии происходит в 4 ^5 раз чаще, чем принято в других странах.»

2. «Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу», Минэнерго РФ, Москва, 2002 год, (далее - Концепция Минэнерго) [4]:

«Оценка состояния систем теплоснабжения России.

Около 50% объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в

аварийном состоянии.....Потери в тепловых

сооружениях и сетях достигают 30%. Главные резервы экономии ТЭР сосредоточены у потребителя и в инженерных сетях, в том числе 25 ^ 60% по теплу и 15 25% по электрической энергии».

3. Президент Медведев Д.А. на заседании Комиссии по модернизации и технологическо-

му развитию экономики 30 сентября 2009 г.: «У нас ситуация удручающая. ... Потери в системе теплоснабжения - более 50%». Потери, о которых говорил Президент, относятся только к тепловой сети.

Эту оценку убедительно иллюстрирует фотографии из г. Сясьстрой Ленобласти.

Рисунок 1 - Трубы Ду 300 без изоляции под мостом и прогалины на месте теплотрассы

Возможно, эти оценки устарели, и всё изменилось в лучшую сторону? Да, в крупных городах, имеющих возможность из бюджета финансировать восстановление инфраструктуры систем коммунального теплоснабжения, это так. А вот в малых и средних городах РФ бюджета, как правило, недостаточно для исправления ситуации в системах теплоснабжения.

Причины, тормозящие мероприятия по энергосбережению в системах теплоснабжения

Основная причина низкой эффективности мероприятий по энергосбережению в системах теплоснабжения та, что теплоснабжающие организации являются естественными монополистами. Поэтому их деятельность регулируется (устанавливаются цены на их продукцию) не рынком, а государством.

Так Государство в лице Государственной Думы в ФЗ №41 от 14.4.95 «О государственном регулировании тарифов на электри-

ческую и тепловую энергию в российской федерации» [5] установило, что будет регулировать тарифы двумя способами (слова курсивом выделены авторами):

«Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию ... осуществляется ... посредством установления экономически обоснованных тарифов ... на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Статья 3. Цели государственного регулирования тарифов

Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях:

- защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

- создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

Статья 4. Принципы государственного регулирования тарифов

При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.;

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

- создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций».

Отметим, что в данном законе электрическая и тепловая энергии рассматриваются в совокупности. В действительности потребление тепловой энергии отличается тем, что у значительной части потребителей количество потреблённой тепловой энергии не измеряется, в то время как потребление электроэнергии подлежит строгому учету. Кроме того потребители тепловой энергии, как правило, не могут регулировать это потребление.

В настоящее время тариф на тепловую энергию определяется по следующей формуле:

Т = НВВ/_

+ З

топл 1 '-'эл.эн.

+ Зв

+З +

~ ^рем. ~

вод,

... + ЗП + ОП)

НВВ - необходимая . - затраты на топливо;

где: З

топ

электроэнергию; З

/<2п~

Qист Шпн + Спсн) (1)

валовая выручка; Зэл.эн. - затраты на

вод.

затраты на воду; Зрем.

затраты на ремонт; ЗП -зарплата работников;

- тепло, полученное и оплачиваемое потребителями; Qист - тепло, отпущенное с источника; @пн., @псн - нормативные и сверхнормативные потери тепла.

С определением всех величин в числителе проблем нет, они все подтверждаются бухгалтерскими документами и их нельзя уменьшить. А с величинами в знаменателе ситуация неоднозначная. Причиной тому то, что тепловая энергия отпускается громадному количеству потребителей круглосуточно, но при этом количество отпущенного товара в подавляющем большинстве случаев не измеряется, оплата за отпущенную тепловую энергию производится частью потребителей по счётчикам (бюджетные и коммерческие предприятия и предприниматели), а часть (население) - по нормативам, утверждаемым местной администрацией.

Поэтому не имея возможности измерить Qп, его определяют из баланса

Qист Шпн. + Фпсн) + Qп, что мы и следует из формулы (1).

Имея целью установить наиболее низкий тариф, регулятор (ФСТ) запретил учитывать сверхнормативные потери. Поскольку баланс отменить нельзя, сверхнормативные потери @псн переместились в полезный отпуск и оплачиваются потребителями, не имеющими приборов учёта тепловой энергии.

Поэтому 50% потерь в тепловых сетях, о которых говорил Президент Медведев, не найти ни в одном расчёте тарифа на тепло, там потери будут в разы меньше. И именно поэтому нет инвестиций в теплоснабжение ЖКХ.

Ещё одним путём снижения тарифа является урезание расходов на ремонт. Ведь трубопроводы теплотрасс в основном расположены под землёй да по подвалам, их не видно и их диагностика затруднена, что не только приводит к необоснованным потерям энергии, но и приводит к еще большим затратам, связанным с устранением аварий.

В результате экономически обоснованных тарифов не было никогда - существовали только предельные уровни.

С самого начала было очевидно, что если предельные уровни меньше экономически обоснованных тарифов, то тарифы становятся экономически необоснованными и не позволят поддерживать инфраструктуру систем коммунального теплоснабжения.

Ситуацию невозможно исправить без перехода на достоверный учёт, который покажет истинное состояние инфраструктуры и фактические потери. Для ведения достоверного учёта необходимо ежемесячно сводить балансы воды и тепла в каждой СЦТ [3] и последовательно, по мере возможности, оснащать всех потребителей приборами учёта тепла.

Сопоставимые условия

Отопление зданий производится для поддержания внутри зданий комфортной температуры при низких температурах наружного воздуха в течение отопительного периода. Суровость климата за отопительный период характеризуется градусо-сутками отопительного периода (ГСОП):

В (^вн ^нар) где: ¿вн - расчетная средняя температура внутреннего воздуха здания, °С; ¿нар - средняя температура наружного воздуха°С; z - продолжительность, сут, отопительного периода.

Этот показатель различен для различных регионов и для каждого отопительного периода. Поэтому в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [6] при составлении энергетических паспортов жилых и общественных зданий удельный расход тепловой энергии на отопление зданий определяется в кДж/(м2-°С-сут). Это позволяет сравнивать энергоэффективность зданий, находящихся в различных регионах.

Очевидно, что в холодные зимы расход тепла на отопление будет больше, чем в теплые, и считать более низкий расход тепла в теплые зимы энергосбережением неправомерно.

Поэтому в законе об энергосбережении от бюджетных учреждений требуют снижать потребление энергоресурсов "в сопоставимых условиях" (правда, не разъяснив, что это за условия):

«Статья 24. Обеспечение энергосбережения бюджетными учреждениями.

1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных энергоресурсов в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%».

В Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» упоминание о сопоставимых условиях исчезло.

В Подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг» читаем:

«Основной целью является снижение удельного расхода энергии на 1 кв. метр площади этих учреждений на 15% на I этапе (2011^2015 годы) и на 27% за весь срок».

Не вызывает сомнений, что сравнивать расход энергии в несопоставимых условиях, то есть не соотнеся его с конкретными градусо-сутками конкретного отопительного периода, бессмысленно. В то же время определить гра-дусо-сутки конкретного отопительного периода

не так просто. Для этого должна быть задокументирована ¿нар - средняя температура наружного воздуха отопительного периода, которая складывается из среднесуточных температур, а последние определяются на основании ежечасных измерений. Никто из потребителей такие измерения проводить не будет, но у местных метеостанций эта информация есть.

Поэтому, если региональные администрации действительно заинтересованы в энергосбережении, они должны сделать эту информацию общедоступной, а расход энергии на отопление сделать главным индикатором и измерять его в кДж/(м2°С-сут).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Температурный график

Отопление в жилых домах компенсирует потери тепла через наружные ограждения зданий (окна, стены, крыши, подвалы). Эти потери пропорциональны разности температур £вн — £нар, поэтому при снижении ¿нар (похолодании) потери увеличиваются, и тепла надо подводить больше, при потеплении наоборот.

Для этого температура воды в системе отопления должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику.

Однако это является большой проблемой из-за того, что в нашей стране две трети тепла, идущего на отопление, являются отходом производства электроэнергии, которое практически постоянно при любой погоде. Следствием является сброс этих отходов в тепловые сети, хорошо знакомые нам перетопы осенью и весной.

Проблему перетопов, на наш взгляд, можно решить, списывая средства за сверхнормативную тепловую энергию, переданную в режиме "перетопа", со счёта теплоснабжающей организации и штрафуя ее руководство.

Выводы

В региональных программах, действительно направленных на достижение реального энергосбережения, обязательно должны присутствовать следующие мероприятия.

1. Организация мониторинга показателей функционирования систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) с обязательным составлением для каждой системы централизованного теплоснабжения балансов теплоносителя и тепловой энергии по «Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 [7] и обязательной публикацией результатов.

2. Обобщение результатов мониторинга аргументированное обращение в Федеральную службу по тарифам о введении экономически обоснованных тарифов.

Температура наружного воаауха. "С

Рисунок 2. Температурные графики 95^70 на ¿расч = -26°С, ¿вн.расч= 18оС

3. Установление нормативов на ремонт инфраструктуры для каждой системы централизованного теплоснабжения в зависимости от выявленных фактических потерь в тепловых сетях.

4. Обеспечение публикации информации местных гидрометеостанций о фактической среднесуточной температуре воздуха в отопительный период, что позволит всем организациям приводить отчёты о расходе тепловой энергии на отопление и об энергосбережении к сопоставимым условиям.

5. Введение обязательств теплоснабжающих организаций по предоставлению архивных данных с узлов учёта тепловой энергии на выходе с источников тепловой энергии. В собственном подразделении (например, в центре энергосбережения) путём сопоставления фактических температур в подающем трубопроводе ¿под., фактических среднесуточных температур наружного воздуха и температурного графика определять отклонение ¿под от температурного графика.

При ¿под. ниже температурного графика более чем на 3°С (или по рекомендации экспертов другой величины) считать такой режим "недотопом", что должно повлечь за собой наложение умеренного штрафа.

При ¿под. выше температурного графика более чем на 3оС считать такой режим "перетопом". Средства за сверхнормативную тепловую энергию, переданную в режиме "перетопа", должны быть списаны со счёта теплоснабжающей организации и направлены целевым образом на модернизацию инфраструктуры, а руководство оштрафовано.

6. Организация во всех бюджетных организациях и многоквартирных домах мониторинга главного индикатора региональных программ энергосбережения - расхода тепловой энергии на отопление в кДж/(м2-°С-сут) и ведение по каждому зданию многолетних архивов этих данных.

Литература

1. Бадах В.Ф., Потёмкина Т.В., Анализ региональной программы энергосбережения в Ленинградской области. // Технико-технологические проблемы сервиса. - №4(30), 2014.- С. 107-114.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. - www.consultant.ru

3. Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса» 2001 год, в рамках проекта «Глобальный экологический фонд», Программа развития Организации Объединенных Наций,

4. «Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу», Минэнерго РФ, Москва, 2002 год.

5.Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» №41-ФЗ от 14.4.95

6. СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий / Госстрой России. - М.: ФГУП ЦПП, 2004

7. «Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС 41-4.2000, утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.