Научная статья на тему 'Реализация задач культурной революции западно-сибирскими библиотеками в 1920-30-е годы'

Реализация задач культурной революции западно-сибирскими библиотеками в 1920-30-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ / ЧИТАТЕЛИ / ЧИСТКИ БИБЛИОТЕК / ЦЕНЗУРА / LIBRARIES / VILLAGE READING ROOMS / READERS / LIBRARIES CLEANING / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малахова Л.П.

В данной статье рассматриваются механизмы реализации задач культурной революции западно-сибирскими библиотеками в советском обществе. Представлены результаты анализа социального состава читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Tasks of Cultural Revolution by West-Siberian Libraries in 1920-30

N this article mechanisms of implementation of tasks of Cultural Revolution by West-Siberian libraries in the Soviet society are under discussion. The results of the analysis of readers social status are given.

Текст научной работы на тему «Реализация задач культурной революции западно-сибирскими библиотеками в 1920-30-е годы»

YAK 02(571.1) ББК 78.3г(253.3)в682

Л.П. МАЛАХОВА

L.P. MALAKHOVA

РЕАЛИЗАУИЯ ЗАДАЧ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮНИИ ЗАПАДНО-СИБИРСКИМИ БИБЛИОТЕКАМИ В 1920-30-е гг.

IMPLEMENTATION OF TASKS OF CULTURAL REVOLUTION BY WEST-SIBERIAN LIBRARIES IN 1920-30

В данной статье рассматриваются механизмы реализации задач культурной революции западно-сибирскими библиотеками в советском обществе. Представлены результаты анализа социального состава читателей.

In this article mechanisms of implementation of tasks of Cultural Revolution by West-Siberian libraries in the Soviet society are under discussion. The results of the analysis of readers social status are given.

Ключевые слова: библиотеки, избы-читальни, читатели, чистки библиотек, цензура.

Key words: libraries, village reading rooms, readers, libraries cleaning, censorship.

После прихода к власти партия большевиков форсировала развитие культуры в стране, провозгласив осуществление «культурной революции», которая должна была реализовать две основные задачи: утверждение идеологии большевизма и ликвидацию неграмотности. Оба этих направления были неразрывно связаны между собой и имели большое политическое значение. Важно было ускоренно трансформировать традиционные установки в сознании населения и сформировать новые мировоззренческие ориентиры.

Отдельного внимания руководящих органов заслуживало население, проживающее на обширной сибирской территории. Труднодоступность, отсутствие постоянных коммуникаций, удаленность от центральных районов делала территорию Западной Сибири объектом пристального внимания партии. Исследователями также отмечается неразвитость социально-культурных институтов в Сибири [13].

Поэтому власти сразу стали расширять библиотечную сеть, на которую возлагались особые функции еще В.И. Лениным: «Библиотеки и избы-читальни долгое время еще будут служить главным источником и почти единственным учреждением <...> для политического воспитания масс, и работа в них <...> ответственна» [7, с. 306]. На библиотеки возлагали большую ответственность в деле культурной революции Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Бубнов [1, 6, 8]. О.С. Чубарьян отмечает преимущества библиотечной сети: «Библиотеки, организуя массовое чтение, опираются на тщательно подобранные книжные фонды; эти культурно-просветительные учреждения планомерно размещены по всей территории страны и поэтому наиболее приближены к населению; библиотекарями проводится разносторонняя работа в помощи выбора нужных книг» [15, с. 53].

Ряд отечественных и зарубежных исследователей характеризуют деятельность советских библиотек как средство идеологического воздействия большевиков (книжный фонд в библиотеках формировался в зависимости от приоритетов, установленных коммунистической партией), а также отмечают роль библиотек в деле политического образования народных масс [2, 11].

С целью максимального и контролируемого охвата населения государство создавало единую библиотечную систему, которая находилась под руководством центральной межведомственной библиотечной комиссии при политико-просветительном комитете Наркомпроса. При местных отделениях Госиздата были образованы местные библиотечные комиссии.

Для западносибирских библиотек была характерна общая для всех советских библиотек траектория развития. Однако, учитывая территориальную, социально-экономическую и политическую специфику региона, функционирование библиотек в нашем регионе имело свои особенности.

По мере освобождения территории Западной Сибири от белогвардейцев и утверждения советской власти начинают функционировать советские библиотеки. Их формированием заведовали органы народного образования, партийные организации, профсоюзы и политорганы Красной армии. Библиотеки действовали при клубах, избах-читальнях, красных уголках, народных домах, агитпунктах.

В октябре 1920 г. Сибревком принял постановление «О национализации имеющихся на территории края городских, общественных и частных библиотек», на основании которого в крупные научные сибирские библиотеки были переданы многие редкие издания, существенно обогатив библиотечные фонды. Это постановление положило начало формированию единой государственной библиотечной сети на территории Западной Сибири.

Зачастую деятельность советских учреждений культуры организовывалась на месте дореволюционных библиотек, которые содержали в фондах идеологически невыдержанную для употребления советским читателем литературу. С целью обеспечения информационной безопасности граждан с начала 1920-х годов Наркомпрос, Главполитпросвет, другие ведомства и организации начали активно рассылать многочисленные циркуляры, предписывавшие изъятие из библиотек идеологически вредной литературы. В 1920 году Главполитпросветом была издана общероссийская инструкция о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы. Библиотекари сразу приступили к выполнению инструкций.

Изъятию из фондов подлежала вся литература по философии, психологии и этике, религиозные издания. Уничтожению подлежала почти вся массовая литература русских авторов, произведения «монархического характера» - «Владимир Мономах» И.П. Хрущева, «Императрица Елизавета и Петр I» Н. Носкова, «Александр Невский» П. Рогова [4, л. 178.].

Для глобальной реорганизации всей сферы народного просвещения и построения единой сети библиотек требовалось пополнение фондов огромным количеством новой литературы, отвечающей требованиям компартии.

Ввиду острой нехватки печатных изданий библиотеки часто выступали как культурные пропагандистские центры, организуя массовые мероприятия, способствующие приобщению населения к печатному слову. Для достижения важной задачи культурной революции - ликвидации неграмотности - западно-сибирскими библиотеками были проведены отдельные мероприятия. Создание при библиотеках читален стало эффективной мерой просвещения населения.

В соответствии с Постановлением 1921 г. все библиотечные отделения политпросветов обязывали создать общественные читальни в целях коллективного пользования всеми газетами в интересах рабочих, крестьян и служащих [10, л. 9]. Стоит заметить, что вся советская пропаганда строилась на коллективистском наставлении, декларируя при этом гражданские свободы населения. Проводились громкие читки, вечера чтения, способствующие широкому охвату населения, причем часто - малограмотного. Это обстоятельство способствовало повышению уровня политической грамотности сибиряков, что особенно актуально было в 1920-е гг., поскольку объективные обстоятельства не позволяли гражданам самим обращаться к печатным изда-

ниям за информацией. Продвижению информации в массы, помимо нехватки книг, журналов, газет, мешала неграмотность населения. Во многом благодаря просветительской деятельности библиотек уровень грамотности значительно повысился (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Динамика изменения грамотности населения Западной Сибири

в 1920-1939 гг., %

□ горожане мужнины В крестьяне мужчины

■ горожане женщины Ш крестьяне женщины

Примечание. Диаграмма составлена по данным: Население Западной Сибири в XX веке. Новосибирск, 1997. С. 134-135.

В 1921 г. в Новониколаевске состоялся первый сибирский библиотечный съезд, на котором, учитывая сложившиеся обстоятельства, было предложено расширить деятельность центральных сибирских библиотек через организацию работы широкой сети передвижек. Такое нововведение было вполне оправдано, поскольку передвижные библиотеки способствовали более тесному сотрудничеству с потенциальными сибирскими читателями, которые более остро, чем население центральных районов страны, нуждались в регулярных поступлениях печатных изданий.

Новая экономическая политика привнесла существенные изменения в развитие библиотечного дела в регионе. В циркулярном положении Центрального библиотечного комитета № 25 от 21 ноября 1921 г. было предписано снять со снабжения и содержания ряд библиотек [5, л. 2]. После перевода учреждений культуры на местный бюджет функционирование единой библиотечной сети оказалось под угрозой. В городах с трудом удавалось удерживать на государственном обеспечении 2-3 библиотеки, в уездах пытались перевести по одной библиотеке на финансирование за счет местного населения, а там, где это не получалось, библиотеки прикрепляли к школам, обязывая учителей выдавать книги на общественных началах [3, с. 84]. Для оказания материальной помощи библиотекам и избам-читальням сибирские губернские комитеты партии создавали общества содействия, которые передавали выручку от проведенных мероприятий учреждениям культуры. Несмотря на трудности, обусловленные введением хозрасчетных отношений в сфере просвещения и культуры, можно отметить и положительные сдвиги в функционировании библиотек. Были ликвидированы лишние звенья и неэффективные учреждения, а также упорядочены и укрупнены библиотечные структуры.

В конце 1922 г., благодаря улучшению финансовой поддержки от государства, стало возможным сохранение старых и открытие новых библиотек. Состояние библиотечного дела стабилизировалось. Таким образом, нэп способствовал структуризации библиотечной сети и изменению количественной динамики учреждений (табл. 1).

Таблица 1

Изменение сети культпросвет учреждений в Тюменской губернии

(1921-1923 гг.), шт.

Наименование учреждения Количество культпросвет учреждений

до НЭПа на 1 окт. 1922 г. на 1 янв. 1923 г.

Библиотеки 229 45 55

Избы-читальни 701 134 155

Примечание. Таблица составлена по данным: О сети культпросвет учреждений в губернии: Приложение к отчету Тюменского губполитпросвета и губкома РКП(б) // Из истории культурного строительства в Тюменской области. 1918-1975 гг. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1980. С. 93.

По Постановлению ЦИК СССР 1934 г., возобновилось финансирование библиотек из государственного бюджета и началось формирование управленческого аппарата, основной задачей которого был «государственный контроль за деятельностью всех библиотек, независимо от того, какой организации они принадлежат» [12, с. 45].

Количество библиотек сразу возросло (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Динамика изменения количества массовых библиотек в областях Западной Сибири (1927, 1940 гг.), шт.

1927 1940

Примечание: Диаграмма составлена по данным: Культурное строительство РСФСР. М.: Государственное статистическое издательство, 1958. С. 92-99, 134, 135, 140, 141; РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 398. Л. 8-15.

В конце 1920-х гг. партией был объявлен «библиотечный поход», который привлек к работе по продвижению книги большое количество народа. ВКП(б) и комсомол направляли на работу в учреждения культпросвета своих активных представителей. Так, Тюменский окружком ВЛКСМ в 1930 г. послал в деревню 50 комсомольцев в качестве заведующих клубами и избами-читальнями, подготовив их на трехнедельных курсах [3, с. 33]. Библиотеки сами проводили массовую работу с читателями, организуя собрания читателей, выставки, кружки друзей книги, издание стенгазет.

Все мероприятия советской власти в области библиотечного строительства способствовали созданию «массового читателя» - советского человека. Именно на реализацию этой цели и были направлены усилия партийной агитации и пропаганды посредством печатных изданий. Основную целевую аудиторию просветительской деятельности составляли рабочие и крестьяне.

Население Западной Сибири в начале 1920-х гг. по уровню грамотности занимало одно из последних мест в России: 3/4 мужского и 9/10 женского населения сибирской деревни не знали элементарной грамоты [9, с. 135]. Ликвидация неграмотности среди населения Сибири была особенно актуальна, так как именно с помощью печатных изданий возможно было проводить массовую агитационную работу среди населения. Власти прилагали значительные усилия для образования и воспитания сельского населения страны, но ведущая роль в культурной революции все же предписывалась рабочему классу, что было особенно важно, поскольку возрос уровень городского населения по отношению к сельскому. По западно-сибирским губерниям он был различным. Наиболее урбанизированными были Кемеровская и Новосибирская области, Омская и Томская области давали средние результаты по наличию городского населения, а в Тюменской области количество горожан было наименьшим. Кроме того, социальный состав городского населения к 1926 г. резко видоизменился: увеличилось число рабочих, служащих и кооператоров, а прослойка социально-классовых элементов, характерных для капиталистического общества, сократилась.

Темпы роста книжного фонда городских библиотек не успевали за темпами роста числа читателей. Например, в Омске в течение 1927 г. число читателей среди рабочих возросло на 70%, а книжный фонд городских библиотек увеличился всего на 17%, в Томске библиотечная сеть сократилась, хотя интерес рабочих к книге был весьма существенным. Посещали библиотеки далеко не все грамотные граждане нового общества, а лишь те, кто активно принял советскую власть и стремился усвоить базисные нормы и ценности социализма. Библиотечным обслуживанием в конце 1920-х гг. было охвачено 5,4% городского и 2,7% сельского населения. Однако число рабочих-читателей в библиотеках Сибири постепенно повышалось, так, например, среди читателей в библиотеках Омска в 1930 г. рабочие составляли более 32%, служащие - 31%, учащиеся вузов и техникумов - 28%, прочие - 9% [5, с. 150].

Таким образом, библиотека оказалась в центре просветительной работы в Сибири, опираясь в своей деятельности на политические и общественные организации. Следует отметить, что, проводя политику, направленную на формирование «массового читателя», государство стирало личностные характеристики у большинства населения. Конкретный человек с его интересами и вкусами терялся в новом едином информационном потоке.

Литература

1. Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном образовании [Текст] / А.С. Бубнов. -М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 416 с.

2. Глазков, М.Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (окт. 1917-1939 гг.) [Текст] / М.Н. Глазков. - М. : Пашков дом, 2001. -104 с.

3. Из истории культурного строительства в Тюменской области [Текст] : сб. док-тов. 1918-1975 гг. - Свердловск : Сред. Урал. кн. изд-во, 1980. - 392 с.

4. Инструкция о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы [Текст] // ГАОО. Ф. 318. Оп. 1. Д. 598.

5. Исаев, В.И. Быт рабочих Сибири. 1926-1937 гг. [Текст] / В.И. Исаев. - Новосибирск : Наука, 1988. - 241 с.

6. Крупская, Н.К. О библиотечном деле [Текст] : в 6 т. : сб. тр. / Н.К. Крупская. -Т. 1. 1918-1924 г. - М. : Книга, 1982. - 448 с.

7. Ленин и культурная революция: хроника событий (1917-1923 гг.) [Текст] / под ред. М.П. Кима. - М. : Мысль, 1972. - 496 с.

8. Луначарский, А.В. О народном образовании [Текст] : статьи и речи за период 1917-1929 гг. / А.В. Луначарский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 559 с.

9. Население Западной Сибири в XX веке [Текст] : монография / Т.М. Бадалян [и др.] ; отв. ред. Н.Я. Гущин, В.А. Исупов. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1997. - 169 с.

10. Постановление о создании общественных читален библиотечными отделениями политпросветов [Текст] // ГАТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 120.

11. Плаггенборг, Шт. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма [Текст] / Шт. Плаггенборг. - СПб. : Журнал «Нева», 2000. - 416 с.

12. Посадсков, А.Л. Библиотечное дело Сибири в предвоенное десятилетие (1931-июнь 1941 г.) [Текст] : вопросы организации и политического руководства / А.Л. Посадсков // Развитие библиотечного дела в Сибири (советский период). - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1992. - С. 28-60.

13. Соскин, В.Л. Советская культурная политика в Сибири (1917-1920-е годы): Очерк социальной истории [Текст] : монография / В.Л. Соскин ; Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : [б. и.], 2007. - 69 с.

14. Циркулярное положение Центрального библиотечного комитета №25 [Текст] // РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 59.

15. Чубарьян, О.С. Общее библиотековедение [Текст] : учебник для библ. фак. ин-тов культуры / О.С. Чубарьян. - М. : Книга, 1976. - 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.