УДК 793 (072)
ББК 85.31 я 92
Головко - Витанис Оксана Валерьевна
аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут
Golovko - Vitanis Oxana Valeryevna
Post-graduate
Chair of the Theory and Methods of Professional Education Surgut State University Surgut
Реализация успешности дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания Primary Schoolchildren’s Success Realization by Means of Art-and-Aesthetic Education
В данной статье рассматриваются аспекты художественно - эстетического воспитания и их роль в ранней профориентации дошкольников, представлен анализ работы дошкольного образовательного комплекса «Теремок».
The efficiency of the operation of the preschool educational complex "Teremok" by means of the art-and-aesthetic education is considered in the article.
Ключевые слова: образовательный процесс, личностно-ориентированный подход, традиции внешкольных учреждений, ранняя профориентация дошкольников, эстетическое воспитание.
Key words: learning process, learner-centered approach, traditions of nonschool educational institutions, preschoolers’ early career guidance, aesthetic education.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. В научных работах эстетическое воспитание как сложное структурное образование, включающее в себя каждый конкретный исторический период создание, накопление и распространение реальных эстетических ценностей (С.П.Кудрявцева, В.А.Разумного). В.Н.Липский и В.А. Пирадов эстетическую культуру личности определяли как единство чувств, вкусов и идеалов; А.В. Азархин как способность человека эстетически воспринимать и оценивать все явления действительности; Н.И.Киященко, Н.Л. Лейзеров, как органичное единство эстетического сознания человека и его эстетических способностей. Педагогические исследования по вопросам воспитания эстетической культурой дошкольников опираются на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова). Анализ исследований по-
зволил выявить полноценное развитие личности и его музыкально - выразительный средства.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: идеи философов о сущности эстетической культуры) А.В Азархин, И.А. Коников); принципиально важные подходы к процессу формирования эстетической культуры: ценностный (А.В.Еремеев), личностный (Н.И. Киященко), деятельностный (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Элькони), интегрированный (Б.П. Юсов). Психологические теории, посвященные изучению специфики направленности как качества личности (К.К.Платонов): компонентов эстетической культуры и основ их воспитания (С.П.Кудрявцева, Л.П.Печко), а также научные принципы и положения, изложенные в трудах по теории педагогики, эстетики, музыкальных занятий и воспитании эстетической культуры (С.А.Морозов).
Для реализации цели, задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы. В процессе выявления научно - методологических основ изучения сущностных особенностей эстетической культуры у детей дошкольного возраста, выявление эстетико-педагогических возможностей музыкальных занятий использовались историко-логический, сравнительный и системный анализ. Для характеристики процесса развития основ эстетической культуры у дошкольников применялись методы наблюдения, беседы, анализ деятельности детей.
Развивающий эффект обучения и воспитания всегда интересует педагогов, поскольку особое внимание они обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий с точки зрения эффективности и возможностей их достижения. Выбор средств воспитания достаточно велик: в последнее время предлагается много современных концепций воспитания и подходов к нему. Учитывая данное обстоятельство, имеет смысл обратиться к универсальному воспитательному средству - эстетическому воздействию на воспитуемых.
Эстетическая культура вплетена в другие культуры, которые без эстетических свойств - красоты, гармонии и добра - мертвы, поэтому без эстетического
воспитания, любое воспитание (даже умственное) будет не эффективным. Потребность в эстетическом освоении мира является природной потребностью человек, на что в разное время указывали известные педагоги и психологи (П.Ф. Коптерев, Б.М.Теплов, В.Сухомлинский). С эстетическим воспитанием в дошкольном образовании не так гладко, как хотелось бы. Данное положение объясняется следующими обстоятельствами:
- обилие информации невольно сосредоточило внимание педагогов дополнительного образования на формирование интеллектуальных способностей у дошкольников, что неизбежно привело к нежелательному явлению - выделению эстетической культуры в отдельный вид, которая стала существовать «параллельно - культуре познания, культуре движений, культуре общения»[1, С. 62];
- по мнению философов, содержание искусства уже само по себе развивает человека эстетически. В результате такого понимания реальности эстетического воспитания (воспитание искусством) в России привело к тому, что художественно - эстетическое воспитание, являлось частью эстетического и центром дошкольного воспитания, из-за дефицита времени в школе перешло в разряд внеклассной работы и в систему дополнительного образования [2, С. 45] кроме того, сосредоточение эстетического воспитания только на художественной деятельности объединяет эстетическое воспитание и ограничивает психическое развитие личности. Эмоциональная и эстетическая неразвитость приводит, как правило, к неспособности человека к личностной рефлексии и затрудняет вхождение дошкольника в социум.
Анализ исследований последних лет в области эстетического воспитания и развития, проводившихся с дошкольниками, показал, что в процессе воспитания высокого уровня эстетического развития - дети не достигают и находятся, как правило, на среднем и низком уровнях эстетического развития. Многими исследователями эстетическая неразвитость объясняется возрастными причинами. Считается, что ребенок по мере взросления должен пройти долгий путь эстетического становления: от незрелости эстетического чувства через форми-
рование эстетических знаний к созданию эстетических идеалов и готовности давать эстетические оценки, вносить эстетические суждения.
Новизна исследования состоит в том, что впервые музыкальные занятия рассматриваются в качестве возможного запускного механизма формирования личности рефлексии дошкольников, которая опосредованно будет способствовать обогащению их эстетического опыта. Влияние музыки на человека известно давно: «В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания и воспитания» (Пифагор, Платон, Аристотель). Показательно, что в России ещё в 1913 году В.Бехтеревым было создано «Общество для выяснения лечебно - воспитательного значения музыки и ее гигиены», которое по политическим мотивам не было в должной мере реализовано [4, С. 122].
Педагогу необходимо творчески подходить к решению музыкально - эстетического воспитания и развития детей. Использовать различные игровые варианты занятий - тематические, комплексные, доминирующие. Неуклонно в интересной игровой форме повышать знания детей о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Дети должны получить возможность приблизиться душой к музыкально - игровой деятельности, чтобы на общение с музыкой на основе знаний и умений у них возникла потребность в общении, психологическая готовность к её восприятию, стремлении к самосовершенствованию в различных видах музыкального искусства.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Становление системы дополнительного образования происходит на базе интересного опыта работы с детьми и богатых традиций внешкольных учреждений. Прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя обучения и развития: знания, полученные детьми в кружках и студиях, считались малозначимыми.
Сегодня точка зрения изменилась. Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
В Центре детского творчества г. Сургута существует дошкольный образовательный комплекс «Теремок». Где при организации разнообразных видов деятельности дошкольников необходимо учитывать: возрастные особенности и возможности детей и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития; интересы и потребности самих детей и их родителей, специфику учреждения, материально-техническое оснащение.
Основные цели, которые ставятся педагогами на дошкольном образовательном комплексе следующие:
- внимательно относится и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
- формировать основы культурного поведения в обществе;
- во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи;
- развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальные способности;
- формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и художественные способности;
- создавать условия для реализации всех видов деятельности;
- создавать условия для самостоятельного творчества;
- сохранять традиции русского народа;
- доброжелательно и много общаться с детьми на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать эстетическому воспитанию, любознательности и инициативности.
Обучение происходит, прежде всего, на занятиях, которые имеют разные специфические дошкольные формы организации (шахматы, лепка, изобразительная деятельность, кукольный театр, музыкально-игровая деятельность, лоскутный дизайн, хореография). Наши педагоги обеспечивают взаимосвязь занятий с повседневной жизнью, с игрой. Только в этом случае можно ожидать, что информация будет усвоена и станет знанием, регулятором поведения ребенка.
Для обеспечения формирования у детей доверия к миру, которое составляет основу его психологической защищенности, педагоги создают атмосферу доброжелательного отношения, как между собой, так и между детьми, а также детьми и взрослыми. Важно обеспечивать каждому дошкольнику возможность плавного и безболезненного вхождения в жизнь дошкольного комплекса. Особенно в этом нуждаются тревожные дети, которые, как правило, отличаются сильной привязанностью к близким. И только совместно с родителями можно благополучно решить эту проблему.
Планирование педагогической работы составляет одну из основ правильной организации работы детей в дошкольном комплексе. Оно состоится, прежде всего, на анализе продвижения всей группы и индивидуально каждого ребенка.
Сегодня наша команда педагогов полноценно и продуктивно работает с родителями. Родители каждого дошкольника максимально включены в жизнь дошкольного комплекса, что позволяет им лучше понимать своего ребенка, видеть его успехи и трудности, с доверием относится на основе взаимно дополняющего диалога, признания достоинств и неповторимости вклада нашего воспитательного комплекса в развитии и социальное взросление ребенка. Становится традицией проведение таких форм работы с родителями как общие родительски собрания, проведение новогоднего праздника и последнего занятия.
Семья и группа сверстников начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения и социальных чувств, где он находит поддержку своим духовным, душевным и эмоциональным силам.
Создание дошкольного комплекса современно и актуально, т.к. у современных детей недостаточно сформированы нравственно-эстетические чувства, многие не знают культуру и традиции своего народа. Дошкольный возраст -время, когда, закладываются основы духовности личности ребенка, время подвижности, непосредственности, эмоциональности, время, когда восприятие ребенком окружающего происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно.
Библиографический список
1. Андреев, К.С. Детский фольклор. - Москва, 2008 - 218с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2001. - 134,
3. [1] с.
4. Виноградов, Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. - Санкт -Петербург, 2002. - 243 с. 24-25
5. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. М.- «Школьная пресса» 2001. - 433 с.
6. Михайлов, С. П. Русская народная песня. Справочник для руководителей дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2006. - 152 с.
7. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 312 с.
8. Хромова, С.П. Психологические игры. - Москва, 2007. - 341 с.
Bibliography
1. Andreev, K. S. Children’s Folklore. - Moscow, 2008 - 281 p.
2. Khromov, S.P. Psychological Games. - Moscow, 2007. - 341 p.
3. Kusina, T.F. Entertaining Pedagogy of the Russian Peoples. - M.: "School Press", 2001. -
433 p.
4. Mikhailov, S.P. Russian Folk-Song. Reference Book for Heads of the Infant School. - M.: Prosveshchenie, 2006. - 152 p.
5. Teplov, B.M. The Problems of Individual Differences. - M., 1961. - 312 p.
6. Vetlugina, N.A. A Child’s Musical Development. - M., 2001. - 134, [1] p.
7. Vinogradov, G.S. Country of Children. The Best Works on the Ethnography of Childhood. - St. - Petersburg, 2002. - 243 p.