Костылев Денис Сергеевич, Саляева Елена Юрьевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
педагогические науки
УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА
© 2016
Костылев Денис Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент Саляева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, Нижний Новгород (Россия) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются требования федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института. Дается описание структурных составляющих электронной информационно-образовательной среды на примере Института пищевых технологий и дизайна - филиала Нижегородского государственного инженерно-экономического университета: официального сайта образовательной организации, системы дистанционного обучения с интегрированными в нее специализированными блоками-программами. Авторами раскрывается механизм функционирования основных элементов этой среды, представлен опыт ее реализации на практике. Описана модель применения в системе дистанционного обучения Moodle блока электронного портфолио Exabis Eportfolio. Показаны категории через которые идет наполнение портфолио материалами, а именно: достижения в учебной деятельности, достижения в научно-исследовательской деятельности, достижения в общественной деятельности, достижения в культурно-творческой деятельности, достижения в спортивной деятельности. Описан процесс валидации загруженных документов. Приведен способ публикации портфолио в виде ссылки на внешние ресурсы, а также способ публикации портфолио внутри системы дистанционного обучения с разграничением доступа пользователей. Описаны функциональные составляющие блока электронный деканат от деканат от Free Dean's Office. Дано заключение о проделанной работе.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, электронное портфолио, электронный деканат, система дистанционного обучения Moodle
THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS TO THE FUNCTIONING OF THE ELECTRONIC INFORMATION
AND EDUCATIONAL INSTITUTE ENVIRONMENT
© 2016
Kostylev Denis Sergeevitch, candidate of pedagogical sciences, associate professor Salyaeva Elena Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Institute of Food Technology and Design - a branch of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Nizhny Novgorod (Russia) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Kutepova lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia)
Abstract. This article discusses the requirements of federal law "On Education" and the federal educational standard to the functioning of the electronic information and educational institute environment. A description of the composition of the electronic information and educational environment of the Institute of Food Technology and Design - a branch of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University. Which is the official website of the educational institution, distance learning system with integrated specialized in non-program blocks. The author reveals the mechanism of functioning of the main elements of this environment, which in practice are implemented and tested. The model of the application of distance learning system Moodle e-portfolio Exabis Eportfolio unit. Showing category through which portfolio is filling materials namely achievements in learning activities; advances in research activities; advances in social activities; achievements in cultural and creative activities; achievements in sports activities. The process of validation of uploaded documents. An Publish portfolio in the form of links to external resources, and the way of publication in the portfolio of distance learning system with user access control. The functional components of the electronic unit from the Dean's Office Dean's Office of the Free Dean's Office. Given the conclusion of the work done.
Keywords: The implementation of the requirements of the federal state educational standards to the functioning of the electronic information and educational institute environment
В современном обществе, вступившем в информационный век, происходит переход от традиционного образования в условиях ограниченного доступа к информации к качественно новому образованию с использованием современных информационных технологий, ориентированных на реализацию процессов обучения. С этой целью в Институте пищевых технологий и дизайна и Мининском университете создана и постоянно совершенствуется электронная информационно-образовательная среда [1, 2].
Согласно ФЗ 273 ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в целях повышения качества обучения в организации должны быть созданы условия для работы электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей доступ обучающихся к информационному контенту в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Новые ФГОС (3+) фактически предписывают вузу иметь электронную информационно-образовательную среду, а именно в приказе Минобрнауки России от 12.l1.2015 N 1169 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (43.03.01 Сервис (уровень бакалавра))». Каждый студент в течение всего срока обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким
педагогические науки
Костылев Денис Сергеевич, Саляева Елена Юрьевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации [3].
Электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- хранение и систематизацию оценок, полученных обучающимися за все время обучения [4];
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [5];
- формирование электронного портфолио достижений обучающегося [6];
- возможность общения между студентами и преподавателями в рамках электронной информационно-образовательной среды [7].
В Институте пищевых технологий и дизайна и Мининском университете электронная информационно-образовательная среда построена на основе системы дистанционного обучения Moodle c добавлением к её функционалу специализированных блоков-программ и официального сайта образовательной организации. С помощью блоков-программ реализуются предписанные ФГОС (3+) элементы, а именно: электронное портфолио, электронный деканат, фиксация результатов промежуточной и итоговой аттестации. Остальные требования реализуются стандартными возможностями Moodle, а именно: хранение выпускных квалификационных работ, интерактивное взаимодействие участников, их доступ к электронным библиотечным системам с которыми заключен договор, в полном объеме реализованы обучающие и контролирующие средства.
Электронное портфолио строится на использовании блока Exabis Eportfolio, который устанавливается в систему Moodle. Блок дает возможность студентам сформировать свое портфолио достижений в учебной, научной, общественной и спортивной деятельности. Кроме того данный блок взаимодействует с модулем «Exabis competencies», при помощи которого обучающиеся прикрепляют элементы портфолио к матрице компетенций. Тем самым в конце обучения отслеживается сформиро-ванность компетенций достижениями студентов. Свои достижения (контрольные и курсовые работы, выпускная квалификационная работа, статьи в журналах, диплом, сертификаты и др.) обучающиеся прикрепляют через специально созданный для этих целей курс, в основном через элемент «задание». В курсе для удобства обучающихся есть деление по категориям:
- достижения в учебной деятельности (включается перечень курсовых работ на оценку «хорошо» и «отлично», перечень практик с отзывом руководителя от предприятия, дипломы и сертификаты о прохождении курсов дополнительного образования, дипломы за победы и участие в олимпиадах и профессиональных конкурсах) [8];
- достижения в научно-исследовательской деятельности (статьи, сертификаты и дипломы участника в профильных конференциях и научных журналах, результаты научно-исследовательской работы обучающихся);
- достижения в общественной деятельности (участие в волонтерских движениях, студенческих сообществах, политических партиях) [9];
- достижения в культурно-творческой деятельности (категория описывает увлечения, хобби, возможна демонстрация фотографий или видео, категория может не нести профильной направленности) [10];
- достижения в спортивной деятельности (фотографии наград, грамот за спортивную деятельность, отношение к спорту, список спортивных секций в
которых занимается обучаемый) [11];
- опыт работы (список мест работы, список проектов выполненных обучаемым за вознаграждение).
Все загруженные документы проходят процедуру ва-лидации, которая состоит в том, что за каждый документ выставляется оценка. Только работы с оценками 4 и 5 могут попасть в портфолио [12]. Оценивание проводится как преподавателями дисциплин, по которым прикреплены файлы, так и отделами, отвечающими за определённый вид деятельности обучающихся. Тем самым обеспечивается качество выложенных работ в портфолио. По мере его формирования студенты могут открыть доступ к своим достижениям. Открытый доступ можно получить только зарегистрированные в системе дистанционного обучения пользователи [13]. В этом случае просматривать данные портфолио могут студенты и преподаватели независимо от того на какие электронные курсы они подписаны. Также существует механизм открытия доступа к данным портфолио всем посетителям официального сайта института, где в специальном разделе перечислены направления подготовки, группы и данные студентов. Ссылка на портфолио генерируется блоком Exabis ЕрогНЫю, соответственно все документы прикрепленные в портфолио находятся в системе Moodle. Дублировать их в другие сервисы не нужно.
Портфолио достижений выполняет несколько функций:
- диагностическую (фиксирует изменения и рост научных достижений обучающихся за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает учебные цели обучающегося) [14];
- содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых обучающимся научных работ);
- мотивационную (поощряет результаты научной деятельности);
- рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения) в области научной деятельности.
Из многообразия сущностных характеристик порт-фолио, как правило, выделяют три ключевые:
1) основной смысл портфолио - презентация наиболее сильных сторон обучающихся;
2) привитие навыков анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки;
3) самосознание и самоощущение своих результатов и понимание их динамики. Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания научных достижений обучающихся, но и позволяет решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную и научную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся [15];
- содействовать индивидуализации (персонализа-ции) образовательного процесса;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной адаптации в профессиональной среде.
Таким образом, портфолио достижений выступает эффективным средством фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся за определенный период времени с целью отображения их наиболее сильных сторон и максимального раскрытия потенциала [16].
Электронное портфолио научных достижений обучающихся характеризуется следующими особенностями:
- структурированностью и гибкостью, что дает возможность его модификации при необходимости;
- гипертекстовой технологией построения, обеспечивающей реализацию связи между компонентами портфолио [17];__
Костылев Денис Сергеевич, Саляева Елена Юрьевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна педагогические
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ... науки
- коммуникативной направленностью, позволяющей обучающимся осуществлять информационное взаимодействие на базе портфолио;
Электронное портфолио позволяет, с одной стороны, сохранять информацию, а с другой - оперативно вносить в него все необходимые изменения и дополнения [18].
Модуль электронный деканат от Free Dean's Office «Электронный Деканат» поставляется под свободной лицензией GNU GPL. Эта лицензия не ограничивает использование продукта. Преимущества электронного деканата - это системный подход к автоматизации учебного процесса, минимизирован ручной ввод информации за счет передачи результатов работы одной подсистемы в качестве входных данных другой. В этот модуль можно внести любые изменения: добавить нужный функционал, интегрировать «Деканат» с базами данных или информационными системами, адаптировать его под конкретное учебное заведение. Модель можно настраивать или дорабатывать самостоятельно. Это модуль для среды дистанционного обучения Moodle, который добавляет возможность управления процессом обучения, типичным для российских школ, колледжей и вузов [19]. Он позволяет оперировать такими объектами, как «Направление подготовки», «Дисциплина», «Курс», «Академическая группа», «Семестр», «Учебный план слушателя», «Нагрузка преподавателя», «Итоговые оценки по дисциплинам», «Расписание», «Текущие оценки и посещаемость», «Журнал успеваемости и посещаемости», «Зачетная книжка», «Табельный номер преподавателя» и т.д.[20].
В настоящее время в Институте пищевых технологий и дизайна и Мининском университете постоянно идет работа в направлении улучшения качества описанных сервисов и моделей их использования, что является основой для обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне, что побуждает искать новые, современные подходы к организации образовательного процесса на основе электронного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гущин А.В., Прохорова О.Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда»/Вестник Мининского университета. 2015. № 3.
2. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения//Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.
3. Шевченко С.М., Мухина М.В., Кутепова Л.И., Смирнова Ж.В. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 182.
4. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
5. Гладкова М.Н., Гладков А.В. К вопросу об эффективности использования 3D-технологий в процессе военно-профессиональной подготовки курсантов // Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: Актуальные проблемы современной науки и образования - Липецк: Липецкая региональная общественная организация общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», 2015. - С. 75-76.
6. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал при-82
кладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 4)
7. Костылева Е.А. Подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами технологий взаимодействия: автореф. дис.. канд. пед. наук/Е.А. Костылева, Волж. гос. инженер.-пед. акад. Нижний Новгород., 2005. -23 с.
8. Медведева Т.Ю. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры [Электронный ресурс] / Т.Ю.Медведева, В.Б.Марик // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.-URL:http://www.mininuniver. m/stientific/stientific_activities/vestmk/arcЫve/1-9
9. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (6). URL:http://www.mininuniver. ru/mediafiles/u/file s/Nauch_deyat/Vestnik/2014-12-4/ Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf
10. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 163 с.
11. Макарова А. Н. Профессиональное развитие личности (профессиологический аспект): учебное пособие для вузов по специальности 050501. Новгород, 2006.
12. Гладкова М.Н. Интегративно-диффе-ренцированное содержание профессионально-педагогического образования: Монография.-Н.Новгород: Изд-во ВГИПА,2004.-109с.
13. Груздева М.Л. Содержание понятия «информационная культура»//Приволжский научный журнал. 2008. № 1. С. 178-182.
14. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кабадько Г.И. Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла обучающихся в условиях дистанционного обучения/Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 238-242.
15. Гладкова М.Н., Гладков А.В. Реализация ком-петентностного подхода в системе военно-профессиональной подготовки курсантов // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. - Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. - С. 14-17.
16. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла //Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 226-228.
17. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
18. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию иноязычной подготовки в магистратуре. В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. Нижегородский институт управления, 2015. С. 314-316.
19. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
20. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008.-225 с.