Научная статья на тему 'Реализация технологии управляемого самообучения преподавателей вуза в дидактической системе последипломного образования'

Реализация технологии управляемого самообучения преподавателей вуза в дидактической системе последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / POSTGRADUATE EDUCATION / INNOVATION EDUCATION / MOBILIZATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Л. А.

В статье рассматриваются вопросы теории и практики использования инновационных подходов в системе последипломного образования на примере повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей высшей школы. Раскрываются особенности интенсивного обучения педагогов. Анализируются основные характеристики технологии управляемого самообучения слушателей с применением проблемных ситуаций, и освещается опыт использования данной технологии в Башкирском государственном медицинском университете. В статье также излагается авторский взгляд на современную дидактическую систему последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TEACHERS SUPERVISED SELF-TRAINING TECHNIQUE REALIZATION IN THE DIDACTIC SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

The article deals with theoretical and practical issues of innovation approaches in postgraduate education system. In particular it draws the reader's attention to teachers psychology-pedagogical professional development. It reveals peculiarities of teachers intensive training, discloses the main characteristics of the supervised self-training with problem situations application, describes the use of an analyzed technique in Bashkir State Medical University. The author also dwells upon her own views on the modern didactic system of postgraduate education.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии управляемого самообучения преподавателей вуза в дидактической системе последипломного образования»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЯЕМОГО САМООБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2010 Л.А.Амирова

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Статья поступила в редакцию 02.11.09.

В статье рассматриваются вопросы теории и практики использования инновационных подходов в системе последипломного образования на примере повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей высшей школы. Раскрываются особенности интенсивного обучения педагогов. Анализируются основные характеристики технологии управляемого самообучения слушателей с применением проблемных ситуаций, и освещается опыт использования данной технологии в Башкирском государственном медицинском университете. В статье также излагается авторский взгляд на современную дидактическую систему последипломного образования.

Ключевые слова: последипломное образование, инновационное обучение, мобилизация, самоактуализация.

Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе последипломного образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной. Традиционная стратегия организации обучения не меняет место и роль человека в профессиональном сообществе, меру его готовности к переменам жизни. Более того, она препятствует проникновению в систему последипломного образования новых идей, информации, ценностей. Назовем лишь некоторые отрицательные особенности традиционной стратегии: 1) неадекватная условиям профессионально-педагогического развития парадигмальная основа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В частности, в образовательном процессе преобладает информационная сторона обучения; 2) унификация и невысокий уровень вариативности образовательных программ в системе повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей вуза; 3) обособленность деятельности институтов и факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в различных регионах Российской Федерации; 4) организационная структура системы повышения квалификации на сегодняшний день практически не имеет специальных институтов (подразделений) для обучения андрогогов, их переподготовки и научной подготовки; 5) непрочная связь последипломного образования с педагогической практикой, ведущая к утрате гибкости образования; 6) квалификационная неоднородность обучае-

Амирова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: ipcpp@yandex. ru

мых и отсутствие действенного механизма комплектования учебных групп и потоков; 7) отсутствие динамичности, гибкости и обильности самой системы, выражающееся в недостаточном стимулировании творческой активности обучающих и обучающихся.

Инновационное обучение создает новый тип образовательного процесса, раскрепощающий личность преподавателя и слушателя. Это процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей сфере и социальной среде. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед педагогическим коллективом проблемные ситуации. Главные черты инновационного обучения - это открытость будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей и к совместным действиям в новых ситуациях. Инновационное обучение ориентировано на создание готовности личности к быстро осуществляющимся переменам в обществе и профессиональной среде, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми.

Принципиальное отличие инновационного обучения от традиционного состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно: предоставление ведущей роли на всех этапах учения творческим и продуктивным задачам, опережающим решение репродуктивных задач. Решение творческих задач во взаимном сотрудничестве меняет психологическую структуру образовательной ситуации в целом, так как создается система внутренней

Научная жизнь

стимуляции самого широкого спектра взаимодействий отношений, общения как между преподавателями и слушателями, так и между самими обучающимися.

Стратегия инновационного обучения предполагает мобилизацию всех социальных и коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения. При решении творческих задач можно выделить систему последовательно и циклично возобновляющихся форм взаимодействия: введение в деятельность, разделенные между преподавателем и слушателем действия, имитируемые действия, поддержанные действия, самоорганизуемые действия, партнерство. По мере продвижения от одной формы к другой изменяется уровень ее самоорганизации, способы понимания ситуации и способы общения, возрастает свобода слушателей не только в принятии, но и в переформулировании целей и смысла деятельности, и выдвижении новых смыслов и целей. Из ведомого обучающийся превращается в ведущего инициативного партнера. Способность к партнерству выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации.

Организуя занятия по циклу повышения педагогической квалификации преподавателей Башкирского государственного медицинского университета в рамках реализации стратегии инновационного обучения, нами была использована технология управляемого самообучения слушателей. Существенной характеристикой данной технологии является возможность на основе ее использования снизить зависимость результата обучения на цикле от уровня общей профессиональной квалификации конкретного слушателя. Это особенно важно в связи с тем, что основной специфической особенностью образовательного процесса взрослых является, во-первых, неопределенность результатов обучения, во-вторых, неоднозначность их оценки. Управление же деятельностью слушателей в единстве всех ее сторон осуществляется через комплексное воздействие на основные ее компоненты -мотивационно-мобилизующий, ориентировочный, содержательно-операциональный, рефлексивный.

Другой особенностью, выступающей качественной характеристикой технологии, является наличие «субъект-субъектной» позиции участников образовательного процесса. Обучающийся становится субъектом только в той образовательной среде, в которой ему предоставляется возможность для самореализации и самоактуализации. На это обстоятельство указывали основатели гуманистической психологии. А.Маслоу разработал концепцию самоактуализации, согласно которой все высшие сущностные проявления человека - творчество, духовные ценно-

сти, личностные смыслы - существуют в виде врожденных потенций, актуализирующихся под влиянием различных социальных условий. Самоактуализация личности есть высшая человеческая потребность.

Технология реализуется через установки на сплочение группы, выработку единых целей педагогического сообщества вуза, индивидуальную помощь, открытость, прозрачность, совместную деятельность, обмен мнениями. Построение занятий и стиль деятельности дают возможность разрушать барьеры страха, непонимания, неуверенности в себе, преодолевать проявления синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости, открывать интерес к педагогическому процессу, осознавать себя творческой, саморазвивающейся личностью.

Содержание определяется программой обучения и корректируется запросами слушателей. Тематический спектр достаточно широк: проблемы философии, образования и биомедицинской этики, психологические и педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза, культура речи, методика преподавания конкретных дисциплин, информационные технологии и другие.

В структуру технологии входят активные (интенсивные) методы обучения, благодаря чему деятельность обучающихся и обучающих осуществляется весьма интенсивно, в короткие сроки, с конкретным и в достаточной степени оптимальным перечнем изучаемых вопросов по программе. Разработчики образовательных программ в этой системе, как ни в какой другой, сталкиваются с необходимостью оптимального выбора целей, задач, содержания, форм, методов и средств обучения в плане достижения максимально возможных результатов при минимально необходимых расходах времени преподавателей и слушателей (курсантов). Дидактический принцип времени, суть которого раскрывается через тезис - «при максимальной концентрации деятельности и времени в учебном процессе достигается максимальный результат», сегодня становится основополагающим принципом организации процесса образования взрослых.

Главная задача организаторов цикла заключается в построении такого образовательного процесса, в котором проявлялась бы профессиональная позиция обучающегося педагога, обозначились бы его индивидуальные образовательные предпочтения. Вариативная часть обучения в форме спецкурсов, спецсеминаров, выполнения творческих аттестационно-выпускных работ и многих других видов образовательной деятельности в значительной степени способствует обращению к педагогическому опыту, реализации потенциальных возможностей каждого слушателя, компенсированию профессиональных

«слабостей», «болевых точек». Именно вариативная часть раскрывает личностный аспект обучения, в котором в первую очередь концентрируются, а далее - дифференцируются интересы, смыслы и ценностные ориентации слушателей и педагогов (андрогогов), объединенные общей целевой установкой, общим задачами субъектов образовательного процесса.

Наш опыт показывает, что существует необходимость соотнесения возможности образовательного пространства с опережающими возможностями обучающегося. Он предполагает создание таких условий, которые обеспечивают дальнейшее профессиональное развитие преподавателя вуза, и эти условия могут быть как

внешними, так и внутренними, могут действовать и оказывать влияние, как в единстве, так и по отдельности. Такое образовательное пространство адекватно любому информационному полю, наполняет всю систему последипломного образования потоком профессионально значимой информации и создает момент онтологического переживания педагогической действительности в различных формах. Игнорирование этого процесса может привести к разрушению целостности образовательного процесса, более того, «выпадение» из этой системы или личности, или ценностей образования, или понимания самого образования как общечеловеческой ценности - к ее полному исчезновению.

UNIVERSITY TEACHERS SUPERVISED SELF-TRAINING TECHNIQUE REALIZATION IN THE DIDACTIC SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

©2010 L.A.Amirova

Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah

The article deals with theoretical and practical issues of innovation approaches in postgraduate education system. In particular it draws the reader's attention to teachers psychology-pedagogical professional development. It reveals peculiarities of teachers intensive training, discloses the main characteristics of the supervised self-training with problem situations application, describes the use of an analyzed technique in Bashkir State Medical University. The author also dwells upon her own views on the modern didactic system of postgraduate education.

Key words: postgraduate education, innovation education, mobilization, self-actualization.

o

Amirova Liudmila Alexandrovna, Candidate of science (Pedagogics), associate professor of the chair of pedagogics and psychology. E-mail: ipcpp@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.