Научная статья на тему 'Реализация структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей'

Реализация структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНТЕКСТ / ВООБРАЖЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рякина О. Р., Борисова Е. Н.

В статье рассматривается проблема реализации структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей, делающей оптимальным комбинирование определённых подходов, принципов, методов, приёмов и средств с учётом специфики профессиональной подготовки. Модель содержит примеры творческих заданий, развивающих у студентов желаемые качества личности специалиста музыкального профиля. Модель ставит своей целью формирование готовности специалиста музыкального профиля осуществлять эффективную профессиональную деятельность в поликультурном социомузыкальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рякина О. Р., Борисова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF MUSIC STUDENTS

The article describes a structural functional model of professional foreign language competence among music students, which combines certain approaches, methods, principles, techniques and means that can be adjusted for professional training in educational schools. The model involves some samples of creative tasks for students which develop such desirable qualities of music professionals as communication, multiculturalism, imagination, interpretation, reflection, ability to use context information, to conduct cultural dialogue. Taking into account the psychological and pedagogical conditions of musicians’ professional activities, the model of professional foreign language competence of music students is aimed at their developing in a multicultural sociomusical context. In the research the term of “dialogue-like thinking” is interpreted as a quality of that develops the ability of students to change strategies and tactics, when they solve communication tasks, and that foster expanding of creative consciousness.

Текст научной работы на тему «Реализация структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей»

На основе обобщения уже известных психолого-педагогических подходов к исследованию структуры личности и профессиональной компетентности, предлагаем ее структуру и способы определения её компонентов в нижеследующей таблице 1.

В результате проведённого теоретико-экспериментального исследования была определена эффективность проведённой работы по формированию профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке, созданы научно-теоретические предпосылки совершенствования кадрового потенциала для системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России. Исследование состояния данного вопроса говорит о том, что прово-

Библиографический список

димые преобразования в системе профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел России требуют создания единой системы обучения и комплектования квалифицированными и компетентными инструкторско-педагогическими кадрами [5]. Для этого необходимо восстановить систему педагогической профессионально-прикладной физической подготовки в гражданских образовательных учреждениях, готовящих специалистов по юридическому и иным направлениям, выпускники которых потенциально хотят проходить службу в системе МВД. Необходима корректировка их деятельности и совместная работа двух ведомств - министерства образования и науки и внутренних дел Российской Федерации.

1. Амельчанков И.Ф. О совершенствовании профессиональной подготовки кадров и учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Вестник кадровой политики МВД России. Москва, 2009; 1: 15-22.

2. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел России. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 107-108.

3. Кашин С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь: СГУ, 2003.

4. Торопов В.А. Результат исследования эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел. Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2014; 2 (62): 211 - 214.

5. Колокольцев В.А. В России начинается новый этап реформы МВД. Available at: http//oficery.ru.

References

1. Amel'chankov I.F. O sovershenstvovanii professional'noj podgotovki kadrov i uchebnogo processa v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii. Vestnik kadrovojpolitiki MVD Rossii. Moskva, 2009; 1: 15-22.

2. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 107-108.

3. Kashin S.N. Primenenie sredstv fizicheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo otbora kandidatov na uchebu i sluzhbu v organy vnutrennih del Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol': SGU, 2003.

4. Toropov V.A. Rezul'tat issledovaniya 'effektivnogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2014; 2 (62): 211 - 214.

5. Kolokol'cev V.A. VRossii nachinaetsya novyj 'etap reformy MVD. Available at: http//oficery.ru.

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 378

Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. Gnesins (Moscow, Russia), E-mail: olgarjakina@inbox.ru

Borisova Ye.N., senior lecturer, Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. Gnesins (Moscow, Russia), E-mail: t202@mail.ru

STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF MUSIC STUDENTS.

The article describes a structural functional model of professional foreign language competence among music students, which combines certain approaches, methods, principles, techniques and means that can be adjusted for professional training in educational schools. The model involves some samples of creative tasks for students which develop such desirable qualities of music professionals as communication, multiculturalism, imagination, interpretation, reflection, ability to use context information, to conduct cultural dialogue. Taking into account the psychological and pedagogical conditions of musicians' professional activities, the model of professional foreign language competence of music students is aimed at their developing in a multicultural sociomusical context. In the research the term of "dialogue-like thinking" is interpreted as a quality of that develops the ability of students to change strategies and tactics, when they solve communication tasks, and that foster expanding of creative consciousness.

Key words: professional foreign language competence, music students, intercultural communication, context, imagination, interpretation, self-development.

О.Р Рякина, д-р пед. наук, зав. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: olgarjakina@inbox.ru

Е.Н. Борисова, доц. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: t202@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматривается проблема реализации структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей, делающей оптимальным комбинирование определённых подходов, принципов, методов, приёмов и средств с учётом специфики профессиональной подготовки. Модель содержит примеры творческих заданий, развивающих у студентов желаемые качества личности специалиста му-

зыкального профиля. Модель ставит своей целью формирование готовности специалиста музыкального профиля осуществлять эффективную профессиональную деятельность в поликультурном социомузыкальном пространстве.

Ключевые слова: профессионально ориентированные иноязычные компетенции, студенты музыкальных специальностей, межкультурная коммуникация, контекст, воображение, интерпретация, саморазвитие.

Цель, задачи и ожидаемый результат формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций (ПОИК) студентов музыкальных специальностей достигаются при оптимальном комбинировании определенных подходов, принципов, методов, приемов и средств с учётом специфики их профессиональной подготовки. Так целью формирования ПОИК является личность квалифицированного специалиста музыкального профиля, способного осуществить эффективную профессиональную деятельность в поликультурном социомузыкальном пространстве.

Задачи формирования ПОИК студентов музыкальных специальностей реализуются посредством:

- развития готовности к самостоятельному изучению иностранного языка как средства общения и средства самообразования (использование библиографической и справочной литературы, работа с профессионально ориентированными текстами иноязычных источников; умение осуществлять перевод в соответствии с литературной нормой);

- развития творческих форм социальной активности (интерпретация текстов по цели и задачам, критическое мышление; саморазвитие);

- развития способности к профессиональной социальной деятельности (рефлексивность, социальная адаптация; межкультурное взаимодействие);

- развития ценностного потенциала (духовные профессиональные и личностные ценности; ценностно значимое восприятие объектов иноязычной действительности);

- формирования способности применения ПОИК в профессионально коммуникативной практике (участие в конкурсах, концертах, мастер-классах, работе с зарубежными студентами и других мероприятиях).

Мотивационно-ценностный блок содержательной базы формирования ПОИК студентов музыкальных специальностей включает развитие их готовности к расширению концептуальной картины мира, к выстраиванию системы взаимодействия с другими культурами, к достижению успеха в профессиональной деятельности, к самоактуализации; готовности осуществлять иноязычную профессионально значимую практико-ориентированную деятельность. Когнитив-но-деятельностный блок предполагает развитие готовности будущего специалиста к синтезу иноязычных и профессиональных знаний и умений, связанных с познанием объектов иноязычной действительности и реальной иноязычной профессионально значимой деятельностью, способствующий развитию личности студентов.

Компонент «речевая деятельность» операциональной базы системы формирования ПОИК студентов включает способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные логичные высказывания в соответствии с литературными нормами функциональных стилей; предполагал выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания; умение выходить из коммуникативно проблемных ситуаций в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации. Компонент «социокультур-ность» включает знания о социокультурной специфике речевой этики и этикета коммуникативной культуры как своей страны, так и стран изучаемого языка; умение строить личностное речевое и неречевое поведение; эффективное использование языка в социальном и культурном контекстах; умение адекватного взаимодействия в профессионально ориентированных коммуникативных ситуациях.

Формирование ПОИК студентов музыкальных специальностей предполагает учёт эффективной профессиональной деятельности музыканта, включающей развитие умения работать в реальном и виртуальном коммуникативном пространстве; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру; опору на такие качества, как диалогичность и толерантность мышления, поликультурность, рефлексия, саморазвитие, способность ориентироваться в контексте музыкального искусства, культуры и науки [1]. Данный процесс также учитывает такие специфические черты творческой личности, как воображение, импровизация, интерпретация, интуиция [2].

Диалогичность мышления - качество, развивающее способность студентов к изменению стратегии и тактики при решении коммуникационных проблем, способствующее расширению его творческого сознания. Как процесс общения творческий диалог предполагает активизацию самостоятельного мышления и деятельности студента, а также построение образовательного процесса, в котором преподаватель не только руководит, выступая в роли субъекта, но и сотрудничает со студентами, формируя субъект-субъектные отношения. В практике иноязычной подготовки развитию творческого диалога способствуют такие формы и приемы, как пересказ текста от имени действующих лиц, монолог, диалог, воображаемая ситуация, импровизация, обсуждение (Например, диалог современного студента-музыканта с Моцартом).

Ведущее место в процессе реализации модели формирования ПоИк занимает «диалог культур», дающий возможность выявить новые грани, проникнуть в ментальные сущности и мировоззренческие установки изучаемых лингвокультурных общностей. Приведем пример заданий в области межкультурной коммуникации:

Задание. Дирижер и пианист Даниэль Баренбойм, почётный посланник мира ООН, был выдвинут в 2011 году на Нобелевскую премию мира за вклад по привлечению музыки к проблеме наступления мира на Ближнем Востоке.

В чём конкретно заключался его вклад?

Поликультурность - качество, которое открывает прямой доступ студентам музыкальных специальностей к сокровищницам мировой культуры и образования, позволяет более глубоко понимать закономерности развития национальной и инонациональных культур, вести межкультурный диалог. Примером формирования умений межкультурного диалога, могут быть следующие задания:

Задание. Подготовьте диспут, используйте различные аргументы. В каком случае были правы израильские музыканты: когда в течение полувека не исполняли произведения Вагнера, проповедовавшего идеи антисемитизма и был любимым композитором Гитлера, или когда отменили свой запрет, когда в 2011 году Израильский камерный оркестр под управлением Роберто Патерностро впервые сыграл произведения композитора на Байрейтском фестивале в Германии?

Современная практика показывает, что эффективность стратегии межкультурного взаимодействия субъектов определённого информативно-профессионального пространства, в том числе музыкального, зависит не только от культурно-исторического опыта. Критериями культурной дифференциации социума могут выступать такие факторы, как национальность, конфесси-ональность, географическое пространство, а также все более влиятельный гендерный фактор. Для развития умений дифференцированных стратегий могут быть предложены следующие задания:

Задание. Объясните: 1. Почему выступление участниц конкурса Евровидение-2009 еврейки Ахиноам Нини и арабки Миры Авад, исполнявших дуэтом песню «Должен быть другой путь», имело огромный общественный резонанс в мире; 2. Почему в связи с этим выступлением обе певицы подвергались опасности?

Студенты выполняют задания, формирующие умения предотвращать межкультурные ошибки: собирают необходимую информацию до вступления в контакт с представителем определенной страны; развивают умение анализировать свои мысли и поступки с позиций стороннего наблюдателя.

Для полноценного осуществления межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку студенты также выполняют задания, связанные с формированием и развитием таких качеств личности, как эмпатия; толерантность (преодоление страха грамматически и стилистически неправильной иноязычной речи; критические отношения к стереотипам; способность формировать «корректные» ожидания). Это такие формы обучающе-контролирующих заданий, как ролевая игра, импровизация, диалог (или полилог), выполнение творческих проектов.

Эффективной стратегией расширения способов и приемов межкультурной коммуникации студентов музыкальных специальностей является развитие контекстуального мышления, что требует выведения на первый план в процессе реализации модели формирования ПОИК формирование и развитие умений литературного перевода. При этом оценка результата учитывает не только лексические и синтаксические соответствия, но и творческую переработку текста с учетом функционального стиля, национально-специфических реалий, менталитета получателя информации и т.п.

В процессе формирования ПОИК большое внимание уделяется повышению уровня общей культуры студентов, чему способствует привлечение таких учебных дисциплин, как психология, история музыки/искусства, эстетика, а также профессионально-прикладная направленность занятий (чтение и обсуждение различных текстов; эвристические диалоги и задания; ролевые игры; моделирование ситуаций; метод творческих проектов; творческие упражнения) и внеаудиторных мероприятий (концертная, просветительская, переводческая деятельность). Формирование ПОИК студентов ориентировано на непрерывное саморазвитие в постоянно меняющихся условиях поликультурного мира:

- развитие общекультурных и профессиональных знаний;

- готовность прилагать данные знания и умения в учебной, профессиональной коммуникативной и творческой деятельности). Например:

Задание. Р. Шуман подчёркивал, что черпает свое воображение из окружающей действительности: «...на меня влияет все: люди, политика, литература... Все замечательное, что дает мне эпоха, я должен выразить в музыке» [3, 196]. Приведите примеры других музыкантов, которые считали широкий кругозор непременным атрибутом развития своего творчества.

Процесс формирования ПОИК студентов музыкальных специальностей опирается на такое важное качество музыканта, как воображение, чему способствуют различные коммуникативные задания, в том числе, интерактивные.

Библиографический список

Задание. «Прочитайте текст и представьте себе, как бы вы поступили на месте героя; представьте себе, что вы - член жюри.; прослушайте музыкальное произведение и напишите, какие образы пришли вам на ум».

Для понимания и порождения иноязычного текста используется контекст, что требует привлечения категорий, связанных не только с языковым, но и с социальным, культурным, эмоциональным опытом студентов.

Задание. Приведите примеры отличий исполнения одного и того же произведения, если его исполняют: а) в разных веках; б) в разных стилях; в) на разных инструментах; г) музыканты разных национальностей / школ.

Формирование ПОИК способствует развитию у студентов такого качества, как рефлексия. В сознании обучающегося происходит развитие способности использовать несколько языковых систем в процессе коммуникации; расширение концептуальной картины мира; возрастание внутренней свободы; повышение творческой активности.

Задание. Вы пришли устраиваться на работу в международный оркестр/преподавателем в международное образовательное учреждение.

а) Составьте свое резюме в соответствии с направленностью будущего места работы; б) чётко аргументируйте, почему именно вы должны получить это место; в) укажите свои сильные стороны.

Таким образом, реализация модели предполагает учёт таких психолого-педагогических условий как:

- особенности профессиональной деятельности (знание общей и мировой музыкальной культуры, способность коммуникации в социокультурном пространстве, владение деятельностью просветителя, переводчика, организатора);

- профилирование содержания, форм, методов и средств обучения;

- национально-культурные особенности личности;

- особенности творческой личности;

- интегрированное и дифференцированное обучение иностранному языку и культуре.

1. Борисова Е.Н. Психолого-педагогические особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов-музыкантов в профессиональном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2010; 4(23): 135-139.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект; Трикста, 2008.

3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.

References

1. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov v professional'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 4(23): 135-139.

2. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2008.

3. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI», 2008.

Статья поступила в редакцию 07.03.15

УДК 37.015.32

Sotnikova V.A., senior researcher, Stavropol Regional Institute of Education Development, Training and Retraining of Educators (Stavropol, Russia), E-mail: sotnikovaviktoria@mail.ru

PEDAGOGICAL MONITORING AS A METHOD OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. The paper describes current approaches to quality management education in the school-based assessment of conditions of readiness of educational institutions for the introduction of standards, objectives and guidelines for their development, the model of quality management education in the school, dedicated monitoring of staffing schools of Stavropol Krai, as the most important requirements for the development of standards. The author comes to the conclusion that the education quality management based on assessment of resources, the use of quantitative and qualitative characteristics and criteria allows solving complex tasks: to assess the state of the system, the quality of education it provides; to identify the strengths and weaknesses of the system and, consequently, identify development priorities, indicators and their target values.

Key words: quality management education, conditions of readiness of educational institutions, human resources

В.А. Сотникова, ст. науч. сотрудник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, E-mail: sotnikovaviktoria@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.