Научная статья на тему 'Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников»'

Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3433
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Фатима Хасанбиевна

Целью статьи является раскрытие ролиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в развитии позитивных межнациональных отношений. В данном аспекте определяется актуальность создания региональной программы этнокультурного воспитания дошкольников. Создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений. Этнокультурное воспитание это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Воспитание дошкольников на этнокультурной основе, несомненно, будет выполнятьстабилизационную миссию в развитии будущего России. Стабильность России во многом связано с благополучием на межнациональном поприще. Последние десятилетия, особенно после распада страны, в обществе наблюдается обострение в межнациональных отношениях. Россия является многонациональным государством. Именно поэтому необходимо использовать многонациональность и многоконфессиональность как ценностные особенности России. В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) проживает три титульные нации: кабардинцы, балкарцы и русские. В республике чтят национальные традиции всех представителей народов, которые здесь проживают. В связи с таким положением особо актуальным является изучение факторов и условий, влияющих на те стороны ценностного развития личности, которые определяют механизмы позитивных межнациональных отношений. Именно этнокультурное воспитание детей в поликультурном пространстве нами рассматривается как базовые условия формирования позитивных межнациональных отношений. Таким образом, недостаточная теоретическая и методическая разработанность актуальной и важной проблемы влияния этнокультурного воспитания на нравственные межличностные и межнациональные отношения и обусловило реализацию региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников», которое рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений. Программа рассчитана на реализацию в период с 2015 по 2017 годы. В апробации Программы участвуют 36 образовательных организаций КБР. Целью программы является создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе для детей дошкольного возраста. Результатом создания такой среды должны быть позитивные межнациональные взаимоотношения детей дошкольного возраста. В данную среду входят такие аспекты, как: 1) образовательная этнокультурная среда в дошкольной образовательной организации (ДОО); 2) использование этнокультурных ценностей семейного воспитания; 682 3) местное сообщество как социально-образовательная среда. Взаимодействие всех трех базовых структур социально-образовательной среды на этнокультурной основе определяет прогрессивное развитие нравственных межнациональных отношений детей. В представленной образовательной среде активно взаимодействуют родители и педагоги, как внутренние условия, а также используется внешняя социальная среда в лице местного сообщества (бизнеса, общественных организаций, музеев и др.). Целью такого взаимодействия является использование имеющегося в доступе материальных и духовных ценностей этнокультуры народов КБР. Задачи реализации программы. 1.1. Создать условия для приобщения детей, педагогов, родителей и местного сообщества к основным этнокультурным ценностям народов, проживающих в КБР и России в целом. 2.2. Создать образовательные условия для успешного овладения детьми навыками межнационального общения на этнокультурной основе. 3.3. Создать единую этнокультурную образовательную среду для дошкольников с приобщением педагогов, родителей и местного сообщества носителей ценностей отечественной культуры. Дошкольное образование выполняет многогранную функцию в данном направлении деятельности. Новый образовательный стандарт дошкольного образования предполагает иной подход к формированию личности ребенка, так как планируемые результаты выражаются не только в сумме знаний, а в получении метапредметных и личностных результатов. В вариативной части реализации ФГОС, в которой отводитсядо 40 % реализации образовательной программы участников образовательных отношений [1], нами реализуется программа создания социальноактивной образовательной среды на основе этнокультуры народов КБР. Развитие детей дошкольного возраста по ФГОС осуществляется по пяти образовательным областям: физической, познавательной, речевой, художественно-эстетической и социальнокоммуникативной [1]. При планировании образовательного процесса в ДОО программа этнокультуры реализуется посредством основных направлений развития дошкольников. Так, например, в программу физического развития включаются народные игры, упражнения. В программу художественно-эстетического развития духовно-нравственные ценности русского, кабардинского, балкарского и других народов России. Создается этнокультурная образовательная среда: художественные студии, театральная деятельность, дизайн, концерты, народные праздники, семейные праздники, выставки, научно-исследовательская деятельность и др. На основе принципов многофункциональности традиционной культуры и синкретичности народно-художественного творчества прививается любовь и уважение друг к другу как представителей определенной нации. Еще один существенный признак содержательных изменений в дошкольном образовании актуализация взаимодействия педагогов и родителей как участников образовательных отношений. Используя данные направления образовательной деятельности в работе с дошкольниками, практически во всех дошкольных образовательных организациях КабардиноБалкарской Республики созданы педагогические условия для этнокультурного воспитания детей. Становление личности человека зависит от особенностей семейного воспитания. Используются особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях. Именно в семье, как известно, закладываются самые важные ценностные ориентиры, которые будут путеводителем в жизни и деятельности. Особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях, мы рассматриваем, как базовый фактор нравственных чувств и гуманных отношений к «другому» и к окружающей действительности. Результатом такого социального взаимодействия участников образовательных отношений является реализация различных социальных проектов на этнокультурной основе. В разработке и реализации социальных проектов, основанных на этнокультурной основе, участвуют педагоги, дети, родители и местное сообщество. Периодически проводятся исследования результатов работы ДОО с использованием таких методов, как наблюдение, опрос родителей, тестирование, социометрические измерения всех участников системной работы. Критерии оценки: моральные представления и суждения, моральное поведение, межличностные отношения, количество совместно проведенных мероприятий по направлению работы, количество межличностных конфликтов у детей и даже взрослых, потенциальная потребность к совместной деятельности, владение знаниями об исторических и культурных традициях народов КБР и России, освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей. Базовый ожидаемый результат реализации регионального проекта позитивные межнациональные взаимоотношения детей. Хотя результаты программы повлияют, несомненно, на всех участников этого процесса, что в принципе, представляет все сообщество региона. Таким образом, этнокультурное воспитание ребенка в поликультурной среде является ценностью, которую необходимо использовать в развитии позитивных межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Фатима Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников»»

Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Кравцова Фатима Хасанбиевна

ИПК и ПП КБГУ им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Ключевые слова:

этнокультурное воспитание, развитие межнациональных отношений, социально-образовательная среда на этнокультурной основе

Аннотация. Целью статьи является раскрытие ролиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в развитии позитивных межнациональных отношений. В данном аспекте определяется актуальность создания региональной программы этнокультурного воспитания дошкольников. Создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений.

Этнокультурное воспитание - это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Воспитание дошкольников на этнокультурной основе, несомненно, будет выполнятьстабилизационную миссию в развитии будущего России. Стабильность России во многом связано с благополучием на межнациональном поприще. Последние десятилетия, особенно после распада страны, в обществе наблюдается обострение в межнациональных отношениях. Россия является многонациональным государством. Именно поэтому необходимо использовать многонациональность и многоконфессиональность как ценностные особенности России.

В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) проживает три титульные нации: кабардинцы, балкарцы и русские. В республике чтят национальные традиции всех представителей народов, которые здесь проживают.

В связи с таким положением особо актуальным является изучение факторов и условий, влияющих на те стороны ценностного развития личности, которые определяют механизмы позитивных межнациональных отношений. Именно этнокультурное воспитание детей в поликультурном пространстве нами рассматривается как базовые условия формирования позитивных межнациональных отношений.

Таким образом, недостаточная теоретическая и методическая разработанность актуальной и важной проблемы влияния этнокультурного воспитания на нравственные межличностные и межнациональные отношения и обусловило реализацию региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников», которое рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений. Программа рассчитана на реализацию в период с 2015 по 2017 годы. В апробации Программы участвуют 36 образовательных организаций КБР.

Целью программы является создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе для детей дошкольного возраста.

Результатом создания такой среды должны быть позитивные межнациональные взаимоотношения детей дошкольного возраста. В данную среду входят такие аспекты, как:

1) образовательная этнокультурная среда в дошкольной образовательной организации

(ДОО);

2)

использование этнокультурных ценностей семейного воспитания;

3) местное сообщество как социально-образовательная среда.

Взаимодействие всех трех базовых структур социально-образовательной среды на этнокультурной основе определяет прогрессивное развитие нравственных межнациональных отношений детей.

В представленной образовательной среде активно взаимодействуют родители и педагоги, как внутренние условия, а также используется внешняя социальная среда в лице местного сообщества (бизнеса, общественных организаций, музеев и др.). Целью такого взаимодействия является использование имеющегося в доступе материальных и духовных ценностей этнокультуры народов КБР.

Задачи реализации программы.

1.1. Создать условия для приобщения детей, педагогов, родителей и местного сообщества к основным этнокультурным ценностям народов, проживающих в КБР и России в целом.

2.2. Создать образовательные условия для успешного овладения детьми навыками межнационального общения на этнокультурной основе.

3.3. Создать единую этнокультурную образовательную среду для дошкольников с приобщением педагогов, родителей и местного сообщества - носителей ценностей отечественной культуры.

Дошкольное образование выполняет многогранную функцию в данном направлении деятельности.

Новый образовательный стандарт дошкольного образования предполагает иной подход к формированию личности ребенка, так как планируемые результаты выражаются не только в сумме знаний, а в получении метапредметных и личностных результатов. В вариативной части реализации ФГОС, в которой отводитсядо 40 % реализации образовательной программы участников образовательных отношений [1], нами реализуется программа создания социально-активной образовательной среды на основе этнокультуры народов КБР.

Развитие детей дошкольного возраста по ФГОС осуществляется по пяти образовательным областям: физической, познавательной, речевой, художественно-эстетической и социально-коммуникативной [1]. При планировании образовательного процесса в ДОО программа этнокультуры реализуется посредством основных направлений развития дошкольников. Так, например, в программу физического развития включаются народные игры, упражнения. В программу художественно-эстетического развития - духовно-нравственные ценности русского, кабардинского, балкарского и других народов России. Создается этнокультурная образовательная среда: художественные студии, театральная деятельность, дизайн, концерты, народные праздники, семейные праздники, выставки, научно-исследовательская деятельность и др.

На основе принципов многофункциональности традиционной культуры и синкретичности народно-художественного творчества прививается любовь и уважение друг к другу как представителей определенной нации.

Еще один существенный признак содержательных изменений в дошкольном образовании -актуализация взаимодействия педагогов и родителей как участников образовательных отношений. Используя данные направления образовательной деятельности в работе с дошкольниками, практически во всех дошкольных образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики созданы педагогические условия для этнокультурного воспитания детей. Становление личности человека зависит от особенностей семейного воспитания. Используются особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях. Именно в семье, как известно, закладываются самые важные ценностные ориентиры, которые будут путеводителем в жизни и деятельности.

Особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях, мы рассматриваем, как базовый фактор нравственных чувств и гуманных отношений к «другому» и

к окружающей действительности.

Результатом такого социального взаимодействия участников образовательных отношений является реализация различных социальных проектов на этнокультурной основе. В разработке и реализации социальных проектов, основанных на этнокультурной основе, участвуют педагоги, дети, родители и местное сообщество.

Периодически проводятся исследования результатов работы ДОО с использованием таких методов, как наблюдение, опрос родителей, тестирование, социометрические измерения всех участников системной работы.

Критерии оценки: моральные представления и суждения, моральное поведение, межличностные отношения, количество совместно проведенных мероприятий по направлению работы, количество межличностных конфликтов у детей и даже взрослых, потенциальная потребность к совместной деятельности, владение знаниями об исторических и культурных традициях народов КБР и России, освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

Базовый ожидаемый результат реализации регионального проекта - позитивные межнациональные взаимоотношения детей. Хотя результаты программы повлияют, несомненно, на всех участников этого процесса, что в принципе, представляет все сообщество региона.

Таким образом, этнокультурное воспитание ребенка в поликультурной среде является ценностью, которую необходимо использовать в развитии позитивных межнациональных отношений.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.