Научная статья на тему 'Реализация развивающей и воспитательной функций информационно-образовательной среды школы в аспекте профилактики интернет-аддикции учащихся'

Реализация развивающей и воспитательной функций информационно-образовательной среды школы в аспекте профилактики интернет-аддикции учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация развивающей и воспитательной функций информационно-образовательной среды школы в аспекте профилактики интернет-аддикции учащихся»

Информационная среда организации может иметь формализированные и неформа-лизированные характеристики.

Таким образом, информационная среда (как объект управления) является важным средством обеспечения реализации внешних и внутренних общих и специфических функций организации; важнейшим условием административного, организационно-управленческого, нормативно-правового, процессуального, функционального, деятель-ностного, социального, информационного, технического, финансового обеспечения и воссоздания ценностно-ориентационных (социально-психологических, ментальных) и компетентностных качеств персонала, его деятельностных характеристик (операционной сферы профессионализма) в процессе его профессионализации и развития профессиональной мобильности.

ЛиТЕРАТУРА

1. Черленяк 1.1. Синергетичш моделi опти]шзацп системи державного управлшня: Монографш / I. I. Черленяк. Ужгород: Лiра, 2010.

А. Ю. Федосов

реализация развивающей и воспитательной функций

информационно-образовательной среды школы в аспекте профилактики интернет-аддикции учащихся

Информатизация общества имеет множество социальных последствий и отдельные социально-психологические аспекты этого процесса порождают ряд явлений и проблем, которые препятствуют достижению основных целей социального-личностного воспитания школьников, что вызывает особую тревогу у педагогов и психологов.

Прежде всего, требует решения задача поиска и совершенствования средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели компьютерной и (или) интернет-зависимостями.

«Необычное сочетание реального и иллюзорного в компьютерных программах приводит к тому, что у детей, вырастающих в тесном общении с компьютером, меняются духовно-культурные структуры, понятия и представления, касающиеся жизни и смерти, одушевляя людей и животных и компьютеров», — писал еще в 90-е годы прошлого века Анатолий Ильич Ракитов [1].

Далее А. И. Ракитов отмечает, что у «компьютерного поколения» возможно смещение в восприятии реальных и компьютерных миров и даже полное вытеснение первого последним. В особенности возрастает такого рода опасность при снижении возраста, с которого начинается знакомство с компьютером, начиная формировать так называемую сегодня компьютерную, или информационную, зависимость.

Сегодня множество исследователей аддикций наряду с химическими всё чаще говорят о поведенческих зависимостях, например, о «телемании», трудоголизме, заботе о собственном здоровье (следование диетам и т. п.), страсти к азартным играм, стремлению к частой смене половых партнеров, шопоголизме, разговорам по телефону... И не последнее место в данном списке занимает зависимость от Интернета и зависимость от компьютера.

Феномен интернет-зависимости является предметом зарубежных и отчественных исследователей. Рядом зарубежных ученых (К. Мюррей, М. Griffiths, J. Kandell, K. S. Young, C. Surratt), помимо компьютерной (интернет-зависимости и геймблинга), выделяются телемания, игромания, увлеченное коллекционирование, исключительное внимание к собственной внешности, беспрестанные разговоры и переписка посредством sms по мобильному телефону. В нашей стране исследованиям нехимических аддикций, а также проблемам потенциально негативных последствий применения информационных и коммуникационных технологий, связанных с информатизацией общества, посвящены работы А. Е. Войскунского и Н. Д. Бабаевой [2-9], И. В. Чудовой [10, 11]. Е. В. Зеркина, Г. Н. Чусавитина [12-15] рассматривают вопросы формирования компетентности учителя в области превенции негативного воздействия информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на школьника. Специфика социодинамических аспектов основных закономерностей формирования и динамики аддиктивного механизма интернет-зависимости, ее культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета исследованы В. А. Лоскутовой [16].

Воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) школы и поиска средств эффективной реализации её развивающей и воспитательной функций.

Использование ИКТ для вывода на новый технологический уровень информационных процессов в образовательном учреждении является одним из оснований для проектирования ИОС.

Одним из возможных путей профилактики интернет-зависимости в школьной среде является реализация развивающей и воспитательной функций ИОС.

Развивающая функция ИОС проявляется в решении задач формирования личной культуры школьника, его информационной культуры, в создании условий для проявления его индивидуальности, личных деятельностно-познавательных интересов, развитии интеллектуальных способностей, стремления к саморазвитию, удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Использование потенциала развитой ИОС позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счет применения средств обучения и реализации учебного информационного взаимодействия, основанных на ИКТ, электронных ресурсах образовательного назначения, новых возможностей в осуществлении интерактивного диалога между субъектами образовательного процесса и ресурсами ИОС. Индивидуализация процесса развития учащегося достигается на основе активного использования адаптационных возможностей ресурсов информационно-образовательной среды, проявляющихся в их способности к изменению режима функционирования в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных особенностей обучающихся. Это дает существенно большие возможности в обеспечении вариативности и индивидуализации обучения, что, в свою очередь, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Появляется возможность сформировать у учащихся отношение к Интернету как средству получения информации и среде реализации индивидуальных информационных образовательных потребностей, а не как к отдельной реальности. Для интернет-аддиктов характерно использование сети как средства избегания выполнения более важных и ответственных дел. Реализация потенциала развитой ИОС для индивидуализации процесса развития учащегося способствует повышению самооценки и самоосведомленности учащихся.

При реализации индивидуальной образовательной траектории осуществляется саморазвитие учащегося, происходит существенное расширение его личной информационно-

образовательной среды. А это, в свою очередь, приводит к постепенному формированию его личной информационной культуры.

Воспитательная функция ИОС проявляется в решении задач формирования навыков совместного познания, воспитания коммуникативных навыков, чувства партнерства и ответственности, соблюдения нравственно-этических норм и правил поведения в окружающей среде; комплекса правовых и этических знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой (информационно-правовая культура), в создании условий для гражданского становления и самореализации личности, в решении проблемы социализации школьника, в предоставлении возможности школьнику проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.

Интернет-зависимые чаще испытывают чувство одиночества в реальной жизни, социальные связи преимущественно устанавливаются посредством Интернета. Уровень интернет-аддикции определяется субъективным ощущением одиночества, ригидностью и боязнью быть отвергнутым, низким значением сферы семейной жизни и ценности активных социальных контактов.

Поэтому нобходимо отметить такую важную компоненту воспитательной деятельности педагога, которая осуществляется в информационно-образовательной среде, как включение школьников в совместную деятельность с окружающим социумом. Эта работа должна осуществляться с самого раннего школьного возраста, так как именно в прак-

и и и и «_» 1

тическом преодолении трудностей взаимодействия с социальной средой у детей формируется чувство долга, ответственности, сопричастности к делам своего района, города, страны.

Одним из наиболее перспективных направлений в реализации развивающей и воспитательной функций ИОС является проектирование, в частности социальное проектирование, которое служит приобщению школьников к осмыслению и определению социальных перспектив, нахождению путей решения существующих социальных проблем. Особое значение социальное проектирование имеет для вовлечения школьников в сферу социального творчества, духовного и гражданского воспитания, повышения социальной адаптации. Возможность участия обучающихся в учебно-воспитательных проектах на базе интернет-ресурсов экологической, гражданско-патриотической направленности, которые содействуют активизации их творческой, исследовательской деятельности, конструированию новых знаний, способствует более эффективному решению задач школьного воспитания и, как следствие, профилактике интернет-аддикции учащихся.

Литература

1. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции [Текст] / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991.

2. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Вой-скунский // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1.

3. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции [Текст] / А. Е. Войскунский / / Тезисы докладов II Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

4. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. Можайск: Терра, 2000.

5. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сканрус, 2003.

6. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета [Текст] / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.

7. Войскунский А. Е. Актуальные психологические проблемы кибер-этики [Текст] / А. Е. Войскунский, А. И. Нафтульев // Гуманитарная информатика. Вып. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007.

8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009.

9. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

10. Чудова И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» [Текст] / И. А. Чудова // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1.

11. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Что мы знаем об интернет-аддикции? (К постановке проблемы существования сетевой зависимости) // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь, 2009.

12. Зеркина Е. В. Методика диагностики и профилактики девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е. В. Зеркина. Магнитогорск: МаГУ, 2006.

13. Зеркина Е. В., Чусавитина Г. Н. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ [Текст] / Е. В. Зеркина, Г. Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Открытое образование». М.: Изд-во МГОУ, 2006. Т. 1. № 2.

14. Зеркина Е. В. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007.

15. Зеркина Е. В., Чусавитина Г. Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2008.

16. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

А. И. Федосеев

психологические условия преодоления формальных классификационных схем в консциентально-цифровых системах

В настоящий момент мы видим очередной всплеск интереса к электронному обучению и вообще использованию информационных технологий в рамках начального и среднего образования. Нельзя отрицать и ту огромную роль, которую всевозможные электронные устройства и информационно-коммуникационные системы играют в жизни современных детей и подростков. При этом в школе информационные технологии как правило применяются в отрыве от каких-либо специальных предварительных психолого-педагогических исследований и разработок [1].

Компьютер в глазах типичного современного пользователя — это просто очередной бытовой прибор. Такое упрощенное восприятие компьютеров естественно: без этого они не стали бы так популярны. От пользователя все меньше требуется понимание внутреннего устройства информационных систем и принципов их функционирования, он работает с системой как с черным ящиком, методом проб и ошибок или просто выучивая по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.