Научная статья на тему 'Реализация программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей в период смены прикуса'

Реализация программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей в период смены прикуса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION PROGRAM / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / INDIVIDUAL ORAL HYGIENE / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ЧИСТКА ЗУБОВ / CONTROLLED TEETH CLEANING / ШКОЛЬНЫЙ ВРАЧСТОМАТОЛОГ / SCHOOL DENTIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиновенко Ольга Геннадьевна, Гранько Светлана Антоновна, Зиновенко Елена Петровна

Цель исследования. С учетом накопленного в нашей стране опыта профилактической работы, основных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, результатов реализации предыдущих программ популяционной профилактики была разработана Программа профилактики основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 годы. Целью исследования явилась реализация внедрения основных профилактических мероприятий у детей в период смены прикуса.Материалы и методы. В рамках внедрения Программы профилактики сотрудники кафедры терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования совместно с врачом-стоматологом Узденской центральной районной больницы разработали и провели мероприятия по первичной профилактике у 80 детей в период смены прикуса.Результаты. Установлено, что для достижения хорошего гигиенического состояния полости рта у детей в период смены прикуса, формирования мануальных навыков чистки зубов и закрепления стойких результатов необходимо постоянное взаимодействие между врачом-стоматологом и ребенком в течение длительного периода времени, что возможно в условиях школьного стоматологического кабинета.Заключение. Тесное сотрудничество сотрудников кафедры и врача-стоматолога в учебном учреждении позволило реализовать комплекс гигиенических и профилактических мер по реализации программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей в период смены прикуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зиновенко Ольга Геннадьевна, Гранько Светлана Антоновна, Зиновенко Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the programme of prevention of major dental diseases in children in the period of change of the bite

Objective. Taking into account the accumulated experience of preventive work in our country, the main recommendations of WHO, the results of the implementation of previous programs of population prevention, a program of prevention of major dental diseases among all categories of the population of the Republic of Belarus for the period from 2017 to 2020 was developed. The aim of this study was to implement the implementation of the main preventive measures in children during the change of bite.Materials and methods. As part of the implementation of the prevention Program, the staff of the Department of therapeutic dentistry of Belarusian medical Academy of postgraduate education together with the dentist Uzda Central district hospital developed and conducted activities for primary prevention among 80 children during the change of bite.Results. As a result of the study, it was found that in order to achieve a good hygienic state of the oral cavity in children during the change of bite, the formation of manual skills of brushing teeth and fixing persistent results, a constant close interaction between the dentist and the child is necessary for a long period of time, which is possible in a school dental office.Conclusion. Close cooperation of employees of the Department and the dentist in the educational institution allowed to implement a set of hygienic and preventive measures for the implementation of the program of prevention of major dental diseases among children in the period of change of bite.

Текст научной работы на тему «Реализация программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей в период смены прикуса»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД СМЕНЫ ПРИКУСА

Зиновенко Ольга Геннадьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии

Белорусской медицинской академии последипломного образования, Минск

Гранько Светлана Антоновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии

Белорусской медицинской академии последипломного образования, Минск

Зиновенко Елена Петровна, врач-стоматолог Узденской центральной районной больницы, Узда, Беларусь

Zinovenko Olga, PhD, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry of the Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk Granko Svetlana, PhD, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry of the Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk

Zinovenko Elena, Сentral District Hospital, Uzda, Belarus Implementation of the programme of prevention of major dental diseases in children in the period of change of the bite

Цель исследования. С учетом накопленного в нашей стране опыта профилактической работы, основных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, результатов реализации предыдущих программ популяционной профилактики была разработана Программа профилактики основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 годы. Целью исследования явилась реализация внедрения основных профилактических мероприятий у детей в период смены прикуса.

Материалы и методы. В рамках внедрения Программы профилактики сотрудники кафедры терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования совместно с врачом-стоматологом Узденской центральной районной больницы разработали и провели мероприятия по первичной профилактике у 80 детей в период смены прикуса. Результаты. Установлено, что для достижения хорошего гигиенического состояния полости рта у детей в период смены прикуса, формирования мануальных навыков чистки зубов и закрепления стойких результа тов необходимо постоянное взаимодействие между врачом-стоматологом и ребенком в течение длительного периода времени, что возможно в условиях школьного стоматологического кабинета.

Заключение. Тесное сотрудничество сотрудников кафедры и врача-стоматолога в учебном учреждении позволило реализовать комплекс гигиенических и профилактических мер по реализации программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей в период смены прикуса.

Ключевые слова: программа профилактики, индивидуальная гигиена полости рта, контролируемая чистка зубов, школьный врач-стоматолог.

Современная стоматология. — 2018. — №2. — С. 21—24.

Objective. Taking into account the accumulated experience of preventive work in our country, the main recommendations of WHO, the results of the implementation of previous programs of population prevention, a program of prevention of major dental diseases among all categories of the population of the Republic of Belarus for the period from 2017 to 2020 was developed. The aim of this study was to implement the implementation of the main preventive measures in children during the change of bite.

Materials and methods. As part of the implementation of the prevention Program, the staff of the Department of therapeutic dentistry of Belarusian medical Academy of postgraduate education together with the dentist Uzda Central district hospital developed and conducted activities for primary prevention among 80 children during the change of bite.

Results. As a result of the study, it was found that in order to achieve a good hygienic state of the oral cavity in children during the change of bite, the formation of manual skills of brushing teeth and fixing persistent results, a constant close interaction between the dentist and the child is necessary for a long period of time, which is possible in a school dental office.

Conclusion. Close cooperation of employees of the Department and the dentist in the educational institution allowed to implement a set of hygienic and preventive measures for the implementation of the program of prevention of major dental diseases among children in the period of change of bite.

Keywords: prevention program, individual oral hygiene, controlled teeth cleaning, school dentist. Sovremennaya stomatologiya. — 2018. — N2. — P. 21—24.

Таблица Гигиеническое состояние полости рта у детей в период смены прикуса

1руппа детей OHI-S0 OHI-S, OHI-S2 OHI-S3 OHI-S. 4

Основная группа (Узденская районная гимназия)

4«А», n=23 2,31±0,17 1,92±0,15 1,65±0,15 0,93±0,09 0,52±0,05

4«Б», n=21 2,14±0,19 1,83±0,08 1,53±0,15 0,73±0,06 0,51±0,05

4«В», n=16 1,91±0,15 1,71±0,12 1,56±0,12 0,70±0,07 0,54±0,05

Контрольная группа (Средняя школа №35 Минска)

4«А», n=20 1,97±0,17 1,79±0,14 1,75±0,13 1,69±0,12 1,55±0,12

С учетом накопленного в нашей стране опыта профилактической работы, основных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в этом направлении, практического опыта реализации предыдущих программ попу-ляционной профилактики была разработана Программа профилактики основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 годы [2, 5, 9, 10]. Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь №1338 от 23.11.2017 г., данная программа обязательна для выполнения стоматологическими службами по всей территории страны [6]. Она включает основные направления превентивных воздействий: контроль зубного налета и гигиены полости рта, рациональное питание и использование фторидов [1, 3, 4, 7, 8].

Цель исследования - реализация внедрения основных профилактических мероприятий у детей в период смены прикуса. Материалы и методы В рамках внедрения Программы профилактики основных стоматологических заболеваний населения Республики Беларусь сотрудники кафедры терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования совместно с врачом-стоматологом Узденской центральной районной больницы разработали и провели мероприятия по первичной профилактике у детей в период смены прикуса.

Обследовали 80 детей в возрасте 9-10 лет. Было сформировано две группы: основная и контрольная.В основную вошли дети, посещавшие Узденскую районную гимназию (23 учащихся 4«А», 21 учащийся 4«Б» и 16 учащихся 4«В» классов). В контрольной наблюдались 20 учащихся 4«А» класса средней школы №35 Минска. Критерием разделения групп было наличие в учебном учреждении постоянно работающего врача-стоматолога в школьном стоматологическом кабинете. Результаты и обсуждение На первом этапе проводилась санитар-но-просветительная работа с родителями детей, посещающих вышеназванные

учебные учреждения. В процессе беседы родители были ознакомлены со стандартным методом чистки зубов, использования флоссов. Даны рекомендации по индивидуальному подбору детской зубной пасты и щетки. Детям 9-10 лет была предложена зубная паста с концентрацией фторидов 1450 ppm. Родителям советовали осуществлять контроль ежедневной двукратной чистки зубов ребенком. Была объяснена важность снижения избыточного содержания и длительности пребывания в полости рта продуктов, богатых углеводами, а именно сахарами. Даны рекомендации по рациональному питанию. В качестве носителя добавок фторидов предложено применение в пищу йодировано-фтори-рованной соли. В процессе беседы было получено индивидуальное добровольное согласие родителей на осмотр детей и проведение гигиенических и профилактических мероприятий.

На втором этапе проводились уроки здоровья в детских коллективах «Как сохранить зубы здоровыми», «Метод чистки зубов», «Рациональное питание и здоровые зубы». Осуществляли беседы с учителями - классными руководителями, во время которых подчеркивалась необходимость обучения качественной гигиене полости рта в период смены зубов. Был учтен тот факт, что именно в этом возрасте для детей немаловажную роль играет авторитет учителя. Классные руководители принимали активное участие в проводимых уроках здоровья.

На третьем этапе исследования определяли исходное гигиеническое состояние полости рта у детей. Оценка стоматологического статуса проводилась с использованием упрощенного индекса Грина - Вермиллиона (OHI-S, Green - Vermillion, 1964) по общепри-

нятой методике. Как видно из таблицы, первоначальный уровень индивидуальной гигиены полости рта (OHI-S0) у детей был неудовлетворительным (от 1,91±0,15 до 2,31±0,17). Полученные данные свидетельствуют о том, что родители уделяют недостаточное внимание гигиеническому состоянию зубов своих детей.

На четвертом этапе оценивали уровень самостоятельной индивидуальной гигиены полости рта детей. С этой целью проводилась беседа с учащимися, в ходе которой доступно и понятно для их возраста объяснялась важность регулярной чистки зубов, применения зубных щеток, паст, флоссов, ополаскивателей для полости рта. Особое внимание уделяли вопросам питания, кратности употребления продуктов, богатых углеводами, а именно сахарами. Затем всех детей обучали стандартному методу чистки зубов на моделях. Всем учащимся сотрудники кафедры выдали зубную пасту Biorepair Junior (Biorepair oral care). Спустя 1 месяц у детей снова определяли уровень индивидуальной гигиены полости рта. Как видно на представленном графике, показатели упрощенного индекса Грина - Вермиллиона несколько улучшились, однако уровень индивидуальной гигиены полости рта у обследованных детей оставался неудовлетворительным (OHI-S1) (рисунок).

В связи с тем, что ожидаемый результат не был получен, сотрудники кафедры терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования повторно провели обучение детей чистке зубов и применению средств индивидуальной гигиены полости рта. Через 2 месяца после начала работы с детьми оценили уровень гигиены полости рта (OHI-S2). Показатели упрощенного индекса Грина - Вермиллиона варьиро-

Уровень гигиены полости рта у детей в период смены прикуса

о

ОШ-БО ОН1-Б1 ОН1-52 ОН1-БЗ ОН1-54

9 4 "А" Узда • 4 "Б" Узда • 4 "В" Узда <^^4"А"Минск

Рис. Динамика упрощенного индекса Грина -

вали от высоких (1,75±0,13; 1,65±0,15) до средних (1,56±0,12; 1,53±0,15).

На пятом этапе осуществлялась контролируемая чистка зубов у учащихся Узденской районной гимназии в течение 1 месяца. В данном учебном заведении постоянно работает врач-стоматолог в специально оборудованном стоматологическом кабинете, что дало возможность проводить обследованным детям контролируемую чистку зубов. Через 3 месяца после определения изначального уровня гигиены полости рта (ОН!^0) у учащихся Узденской районной гимназии и Средней школы №35 Минска была проведена оценка упрощенного индекса Грина -Вермиллиона (ОН!^3).

Как видно из представленного графика, значительное улучшение уровня гигиены полости рта регистрировалось у детей, которым регулярно проводил контролируемую чистку зубов врач-стоматолог в школьном стоматологическом кабинете. Показатели индекса 1рина - Вермиллиона варьировали от 0,70±0,07, 0,73±0,06, 0,93±0,09 у детей, посещающих районную гимназию, до 1,69±0,12 у учащихся средней школы Минска. Следует отметить, что последние осуществляли самостоятельную чистку зубов после проведенной мотивации, обучения стандартному методу чистки зубов, обучающих бесед с родителями и учителями.

На шестом этапе на фоне самостоятельной индивидуальной гигиены полости рта мотивированных учащихся

Вермиллиона у обследованных детей

в основной группе врач-стоматолог в школьном кабинете осуществлял профилактические мероприятия. С этой целью врач наносил аппликации профилактического геля Flairesse ^1МЮ), содержащего ксилит и фторид натрия (2,72%, что соответствует содержанию ионов фтора 1,23%). На высушенную поверхность зубов с помощью полировочной чашечки на малых оборотах наносили профилактический гель. Затем излишки геля ребенок сплевывал. Для обеспечения эффективности процедуры ребенок в течение 30 минут после применения геля не пил, не принимал пищу и не полоскал полость рта. Проведение профилактических мероприятий с применением препаратов, содержащих фториды, особенно актуально у детей в период смены прикуса.

Уровень индивидуальной гигиены полости рта через 4 месяца после определения изначального уровня (ОН!^4) у детей, прошедших этап контролируемой чистки и получивших профилактические мероприятия у школьного врача-стоматолога, был хорошим (0,51±0,05, 0,52±0,05, 0,54±0,05 соответственно). Показатели упрощенного индекса 1рина - Вермиллиона у мотивированных детей, проводивших самостоятельную гигиену полости рта, соответствовали удовлетворительной оценке (1,55±0,12) (см. табл.).

Выводы:

1. Мотивация к регулярному проведению гигиенических мероприятий в полости

рта, беседы о рациональном питании, а именно о снижении количества и кратности пребывания в полости рта продуктов, содержащих сахара, объяснение значимости для здоровья зубов использования фторидов, проведенные с детьми и их родителями, классными учителями, способствовали весьма незначительному улучшению гигиенического состояния полости рта детей в период смены прикуса. Показатели упрощенного индекса Грина - Вермиллиона через месяц после проведения мотивационной работы оставались высокими, что соответствовало неудовлетворительной гигиене полости рта (см. табл.).

2. Многократное обучение стандартному методу чистки зубов детей в возрасте 9-10 лет, индивидуальный подбор средств гигиены, а именно зубных щеток и паст, обучение применению флоссов привели к некоторому снижению показателей индекса гигиены ОИ!-3. У детей двух классов из четырех средние показатели упрощенного индекса 1рина - Вермиллиона через 2 месяца после начала исследования соответствовали удовлетворительному значению (см. табл.).

3. Контролируемая школьным врачом-стоматологом регулярная чистка зубов явилась достаточно эффективной. Оценка упрощенного индекса Грина -Вермиллиона выявила, что у всех детей в основной группе гигиена полости рта была удовлетворительной (0,70±0,07, 0,73±0,06, 0,93±0,09). У учащихся, проводивших самостоятельную чистку зубов после мотивации, обучения стандартному методу чистки зубов, обучающих бесед с родителями и учителями оставалась неудовлетворительной (1,69±0,12).

4. Регулярная работа врача-стоматолога в учебном учреждении, включающая проведение гигиенических и профилактических мероприятий, позволила получить наилучшие результаты. Согласно данным оценки индекса гигиены ОН!^, у всех детей в возрасте 9-10 лет гигиена полости рта была хорошей (0,51±0,05, 0,52±0,05, 0,54±0,05). У детей контрольной группы показатели индекса ОН!^ составляли 1,55±0,12, что соответствовало удовлетворительному значению.

5. Для достижения хорошего гигиенического состояния полости рта у детей в период смены прикуса, формирования мануальных навыков чистки зубов и закрепления стойких результатов необходимо постоянное взаимодействие

между врачом-стоматологом и ребенком в течение длительного периода времени, что возможно в условиях школьного стоматологического кабинета.

Тесное сотрудничество сотрудников кафедры и врача-стоматолога в учеб-

ном учреждении позволило внедрить комплекс гигиенических и профилактических мер по реализации программы профилактики основных стоматологических заболеваний среди детей в период смены прикуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранько С.А., Пименова А.Л., Зиновенко О.Г. // Современная стоматология. -2002. - №3. - С.46-48.

2. Леус П.А., Деньга О.В., Калбаев А.А. и др. // Стоматология детского возраста и профилактика (РФ). - 2013. - №12(47). - С.3-9.

3. Луцкая И.К., Гранько С.А., Зиновенко О.Г. // Стоматологический журнал. -

2012. - №1. - С.34-37.

4. Луцкая И.К., Терехова Т.Н. // Армянский медицинский реферативный журнал. - 2017. - №22. - С.239-247.

5. Организация внедрения национальной программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта в дошкольные учреждения / И.К. Луцкая, И.Г. Чухрай, С.А. Гранько, О.Г. Зиновенко, И.И. Жук // Экологическая антропология: Ежегодник. - Минск, 2002. - С.291-293.

6. Приказ Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 23.11.2017г. №1338 «Программа профилактики основных стоматологических заболеваний населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 годы».

7. Шашмурина В.Р., Каргина А.С., Мишутина О.Л. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2017. -Т.16, №1. - С.173-182.

8. Hiiri A., Ahovuo-Saloranta A., Nordblad A., Makela M. // Cochrane Database Systematic review. - 2010. - Vol.17, N3. - P.220-224.

9. Namrata Patil, Shantanu Choudhari, Sadanand Kulkarni, Saurabh R. Joshi. // Journal of Conservative Dentistry. - 2013. - Vol.16, N2. - Р.116-120.

10. Plonka K.A., Pukallus M.L., Holcombe TF, et al. // International Journal of Pediatric Dentistry. - 2013. - Vol.35, N1. - P.8-12.

REFERENCES

1. Gran'ko S.A., Pimenova A.L., Zinovenko O.G. Organizatsiya profilaktiki kariyesa v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh g. Minska [Organization of caries prevention in preschool institutions in Minsk]. Sovremennaya stomatologiya, 2002, vol.3, pp.46-48. (in Russian).

2. Leus P.A., Den'ga O.V., Kalbayev A.A. i dr. Yevropeyskiye indikatory stomatologicheskogo zdorov'ya detey shkol'nogo vozrasta [European indicators of dental health of school-age children]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika,

2013, vol.12, no.47, pp.3-9. (in Russian).

3. Lutskaya I.K., Gran'ko S.A., Zinovenko O.G. Organizatsiya profilaktiki stomatologicheskikh zabolevaniy v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh [Organization of prevention of dental diseases in preschool institutions]. StomatologicheskiyzhumaJ, 2012, vol.1, pp.34-37. (in Russian).

4. Lutskaya I.K., Terekhova TN. Individual'naya gigiyena polosti rta u detey [Individual

oral hygiene in children]. Armyanskiymeditsinskiyreferativnyyzhurnal, 2017, vol.22, pp.239-247. (in Russian).

5. Organizatsiya vnedreniya natsional'noy programmy profilaktiki kariyesa zubov i bolezney periodonta v doshkol'nyye uchrezhdeniya [Organization of the introduction of the national program for the prevention of dental caries and periodontal diseases in preschool institutions]. I.K. Lutskaya, I.G. Chukhray, S.A. Gran'ko, O.G. Zinovenko, I.I. Zhuk. Ekologicheskaya antropologiya: Yezhegodnik. Minsk, 2002, pp.291-293. (in Russian).

6. Prikaz Ministerstva Zdravookhraneniya Respubliki Belarus' ot 23.11.2017 №1338 «Programma profilaktiki osnovnykh stomatologicheskikh zabolevaniy naseleniya Respubliki Belarus' na period s 2017 po 2020 gody» [Program of prevention of major dental diseases of the population of the Republic of Belarus for the period from 2017 to 2020]. Minsk, 2017. (in Russian).

7. Shashmurina VR., Kargina A.S., Mishutina O.L. Profilaktika stomatologicheskikh zabolevaniy v usloviyakh shkol'nogo stomatologicheskogo kabineta [Prevention of dental diseases in a school dental office]. Vestnik Smolenskoy gosudarstvennoy meditsinskoyakademii, 2017, vol.16, no.1, pp.173-182. (in Russian).

8. Hiiri A., Ahovuo-Saloranta A., Nordblad A., Makela M. Pit and fissure sealants versus fluoride varnishes for preventing dental decay in children and adolescents. Cochrane Database Systematic review, 2010, vol.17, no.3, pp.220-224.

9. Namrata Patil, Shantanu Choudhari, Sadanand Kulkarni, Saurabh R. Joshi. Comparative evaluation of remineralizing potential of three agents on artificially demineralized human enamel: An in vitro study. Journal of Conservative Dentistry, 2013, vol.16, no.2, pp.116-120.

10. Plonka K.A., Pukallus M.L., Holcombe T.F, et al. Randomized controlled trial: a randomized controlled clinical trial comparing a remineralizing paste with an antibacterial gel to prevent early childhood caries. International Journal of Pediatric Dentistry, 2013, vol.35, no.1, pp.8-12.

Конфликт интересов

Согласно заявлению автора, конфликт интересов отсутствует. Этические аспекты. Получено информированное согласие детей и их родителей на участие в исследовании в соответствии со статьями 44, 45 Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 года «О здравоохранении». Документы рассмотрены и одобрены комитетом по этике.

Авторы статьи выражают благодарность директору средней школы №35 Минска Потеенко Н.Л., классному руководителю 4«А» класса средней школы №35 Минска Зимнохо Т.С., директору Узденской районной гимназии Казловской Г.Э., УП «Беломнимед».

Поступила 20.12.2017 Принята в печать 02.04.2018

Адрес для корреспонденции 220002, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Киселева, 32

(8-я городская клиническая стоматологическая поликлиника) Белорусская медицинская академия последипломного образования Кафедра терапевтической стоматологии тел.: +375 17 334-72-86

Зиновенко Ольга 1еннадьевна, e-mail: olia.zinovenko@yandex.by Гранько Светлана Антоновна, e-mail: svetlana.granko@gmail.com

Address for correspondence

220002, Republic of Belarus,

Minsk, Kiseleva str., 32

(8th City Clinical Dental Polyclinic)

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education

Department of Therapeutic Dentistry

phone: +375 17 334-72-86

Zinovenko Olga G., e-mail: olia.zinovenko@yandex.by Granko Svetlana, e-mail: svetlana.granko@gmail.com

Ifckp

СТОМАТОЛОГИЯ

yCTOf

Не забудьте подписаться на II полугодие 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписные индексы в каталоге РУП «Белпочта»,«БелСоюзПечать»: 75038 и 750382.

Электронная подписка: www.mednovosti.by

В странах СНГ и Балтии: 75038.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.