Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе
Залялиева Диляра Рустамовна, Шафикова Лилия Ивановна
Дошкольный Университет "Мозаика-repubHc", г. Казань
Ключевые слова:
профориентация, трудовое воспитание, самоопределение, факультеты, "Сад профессий"
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Наша задача: помочь детям уже с ранних лет встать на путь поиска своего предназначения, дать им максимально подробную информацию обо всех основных сферах человеческого труда, осознать важность каждой профессии.
Целью ранней профориентации разработанной нами Программы «Сад профессий» является приобщение дошкольников к ценностям труда и профессиональной деятельности человека. Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в раннем профинформировании воспитанников. Вся работа строилась на определенных заданных этапах:
1.Сбор материала, наполнение блоков, определение методов и форм работы, разработка ежедневной программы проекта «Сад профессий».
2.Реализация проекта (апробация материала по блокам + факультеты + приглашенные родители и «звезды» + выезды).
3.Результаты апробированного материала в проекте «Сад профессий», переход на следующий этап более углубленное изучение цикличной программы.
Работа по профессиональной ориентации детей в Дошкольном университете «Мозаика -Republic» проводится через ознакомление с миром профессий. Проект «Сад профессий» - это трехуровневая система, уровни которой состоят из пяти ступеней. Первый уровень представлен двенадцатью блоками:
1. Стадион (футболист, волейболист, хоккеист, тренер, фигурист, вело-спортсмен, шахматист, лыжник и т.д.)
2. Больница (детский врач, терапевт, окулист, педиатр, хирург, медсестра, аптекарь, фармацевт, врач скорой помощи и т.д.)
3. МЧС (военный, пожарный, полицейский, пограничник, спасатель, летчик, капитан, штурман, автоинспектор, следователь и т.д.)
4. Завод (токарь, слесарь, шлифовщик, швея, мастер, столяр, инженер и т.д.)
5. Связь (почтальон, газетчик, водитель почтовой машины, работник печати, продавец журналов, телеграфист, оператор ПК и т.д.)
6. Радиостанция (дизайнер, тележурналист, парикмахер, модельер, музыкант, художник, артист и т.д.)
7. Стройка (строитель, плотник, каменщик, маляр, электрик, крановщик, газосварщик, прораб и т.д.)
8. Кафе (повар, мучник, кондитер, официант, буфетчица, рубщик мяса, уборщица, дворник, посудомойщик, охранник и т.д.)
9. Сельское хозяйство (фермер, доярка, телятница, птичница, хлебороб, зоотехник, агроном, овощевод, ветеринар, комбайнер, тракторист и т.д.)
10. Торговый центр (продавец, кассир, булочник, галантерейщик, молочница и т.д.)
11. Банк (банкир, кассир, операционист, кредитный представитель, управляющий банка, менеджер, кадровик и т.д.)
12. Научный институт (геолог, археолог, ученый, исследователь, историк, биолог, физик, архивариус, лаборант и т.д.)
Двенадцать блоков один за другим изучаются в течение двенадцати месяцев, т.е. одного года. Таким образом, все двенадцать групп воспитанников имеют возможность получить начальные и максимально разнообразные представления о разных профессиях, каждая возрастная группа -на ступени в соответствии с возрастом (от ясельной до подготовительной). Каждый день месяца воспитатель проводит небольшие разнообразные ознакомительные сессии: дидактические игры, ролевые игры, творческие занятия, конструирование по теме, чтение литературы, просмотр презентации, и т.д. Завершают работу первого уровня проектные работы воспитанников.
Второй уровень мы уже запустили - это практическая реализация проекта «Сад профессий». Практика проходит в Дошкольном Университете во второй половине дня, когда начинают свою работу «факультеты», на которых наши воспитанники занимаются в рамках кружковой деятельности с приглашенными мастерами своего дела (шахматист, футболист, вокалист, носитель иностранного языка, учитель робототехники - инженер, дизайнер, художник и т.д.). Дети от трех до шести лет распределяются исходя из предрасположенности, способностей и их интересов по факультетам: творческий, технико-инновационный, спортивный, лингвистический. На каждом факультете присутствуют разнообразные занятия по данному направлению.
Третий уровень системы проекта «Сад профессий» - практический. Мы заинтересованы в том, чтобы интегрировать в процесс профориентации людей интересных профессий: родителей и «звезд». Такие встречи мы называем «Встреча со звездой». Каждый месяц мы приглашаем известных личностей города, чтобы они рассказали свои истории успеха, а дети задали им самые важные вопросы. Также ежемесячно мы организуем выезды на предприятия города, в интересные места, где дети наблюдают людей разных профессий в своей среде. Еженедельно родители детей приходят в группы, рассказывают о своих профессиях.
Результаты первого уровня полностью удовлетворяют и вдохновляют педагогов и родителей нашей образовательной организации. Повысился интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка расширился словарный запас, появилось эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему представилась возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, он с интересом играет в ролевые игры.
Ведется мониторинг и результаты второго уровня отслеживаются педагогами - воспитателями. Но и сейчас мы видим, что занятия в таком режиме являются более эффективными, чем занятия в смешанных группах по возрастам. Дети заинтересованы, они боле сконцентрированы, больше запоминают и усваивают, эмоциональный фон на занятиях более позитивный и благоприятный, так как интересы у них схожи.
На третьем уровне дети видят на практике области применения полученных знаний, умений и навыков. У них формируется связь между ними, их занятиями и взрослой жизнью. Он ищут возможности применить эти знания, а мы можем подкрепить эти это консультациями успешных профессионалов. Таким образом, у детей формируется реальная картина мира и осознание своего места в нем.
Для успешной реализации профориентационной работы с детьми в Дошкольном университете «Мозаика - Republic» организована правильная и соответствующая возрастным особенностям предметно - развивающая среда. Проводимая педагогами профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести дошкольников к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются одной из наиболее значимых сфер жизни, а работа по призванию - залог счастливой жизни, психологического и физического здоровья.
Список литературы:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". от 29.12.2012 г № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" от 23.11.2009г. № 655
3.Постановление Минтруда Российской Федерации "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" от 27.09.1996 г. № 1.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10. 2013 г. № 1155.
5.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 304 с
6.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 - 7 лет. -
М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 128 с.
7.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика
- Синтез, 2012. - 136 с.
8.Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера. 2005. - 64 с.
9.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров
и родителей. М.: Гном, 2013. - 96 с.
10.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно -
методическое пособие. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.
11.Денисова Д. Школа семи гномов. 3+. Какие бывают профессии. - М.: Мозаика -
Синтез, 2014.