ОААЁЁрАОЁВ TDElDEOAOruo ГАОЁ1ГАЁОГОО IDIAEOIA Ё Я1ОЁАЁОГ1-УЁ1ГПЁхАЙ£|А DACAEOEA хАхАГЯЁ1Ё DANTOAËЁЁЁ
САИЕВ З.А.,
аспирант,
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69
В статье «Реализация приоритетных национальных проектов и социально-экономическое развитие Чеченской республики» речь идет о приоритетах социально-экономической политики в области восстановления социальной инфраструктуры хозяйства республики и трудностях в реализации приоритетных национальных проектов по основным ключевым направлениям деятельности.
Ключевые слова: инвестиционный климат; динамика инвестиционных вложений; приоритетные национальные проекты; плановый объем финансирования; государственные программы; социальная инфраструктура.
In article «Realization of priority national projects and social and economic development of the Chechen republic» is a question of priorities of a social and economic policy in the field of restoration of a social infrastructure of an economy of republic and difficulties in realization priority national projects on the basic key lines of activity.
Keywords: investment climate; dynamics of investment investments; priority national projects; planned volume of financing; government programs; social infrastructures.
Коды классификатора JEL: R11.
Одним из важнейших условий осуществления задач обеспечения ускоренного экономического роста, создания нормальных условий жизни, роста благосостояния и качества жизни всех слоев населения органы государственной власти Чеченской Республики считают развитие инвестиционной деятельности на территории республики, в том числе за счет финансирования приоритетных национальных проектов.
Реализация приоритетных национальных проектов в области образования, жилья, здоровья и обеспечения развития АПК имеет первостепенное значение для развития восстанавливаемой экономики Чеченской республики и формирования инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвестиций.
Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике на 2008 год, составил 1 206,4 млн рублей, в том числе (таблица 1):
© З.А. Саиев, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
Таблица 1
Объем финансирования мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике за 2008 г. [4]
Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет
План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана
млн руб млн руб млн руб млн руб
Образование 307,4 308,5 100 18,6 18,6 100
Здоровье 492,7 558,7 113 00,0 00,0 00,00
Жилье 141,2 140,2 99 246,5 232,5 94
ИТОГО: 941,3 1007,4 107 265,1 251,1 94
Как следует из таблицы, финансирование в рамках федерального бюджета было выполнено практически в полном объеме, а по отдельным статьям, в частности «Здоровье», выделение средств было больше даже чем запланировано.
Общая сумма финансовых средств по этим статьям составила:
• из федерального бюджета в размере 941,3 млн руб.,
• из республиканского бюджета в объеме 265,1 млн руб.
Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 год на сумму 1258,5 млн руб., в том числе:
❖ из федерального бюджета — 1007,4 млн рублей,
❖ из республиканского бюджета — 251,1 млн рублей.
Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», в Чеченской Республике на 2008 год составил 326,07 млн рублей, в том числе:
♦ из федерального бюджета 307,47 млн руб.,
♦ из республиканского бюджета 18,61 млн руб.
На мероприятия по стимулированию общеобразовательных учреждений [4,7], активно внедряющих инновационные образовательные программы, всего для 56 школ выделено — 52,5 млн руб., в том числе:
♦ из средств федерального бюджета — 51,0 млн руб. (51 школа по 1 млн руб.);
♦ из средств республиканского бюджета 1,5 млн руб. (5 школ по 300 тыс. руб.).
Трудности реализации проекта «Образование»:
• нехватка компьютерной техники в школах. В среднем на 43 учащихся приходится 1 компьютер;
• устаревшая база компьютерной техники. Необходимо провести переоснащение 80% компьютерных классов на более мощную и современную технику;
• отсутствие подготовленных, квалифицированных работников, владеющих информационными технологиями;
• нехватка лабораторий для проведения практических занятий по химии, физике и биологии.
Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье», в Чеченской Республике на 2008 год составил 492,715 млн рублей [6]. Фактически освоено за отчетный период средств по всем мероприятиям на сумму 558,737 млн руб. Чеченской Республике на 2008 г. выделено 1263 квот на оказание высокотехнологичной медпомощи. Число получивших медицинскую помощь за отчетный период составили 3 278 больных.
Трудности реализации проекта:
В 2008 г. реализация основных программных мероприятий проекта была сопряжена с общими для всей отрасли республиканского здравоохранения проблемами:
♦ это и дефицит врачебных кадров в участковой сети — участковых терапевтов и педиатров; нехватка узких специалистов — неврологов, эндокринологов, окулистов, что затрудняло проведение диспансеризации работающих граждан республики по дополнительным программам;
♦ обеспеченность врачами по республике в 2 раза ниже, чем по России и составляет — 26,4 на 10 тыс. населения, для решения данной проблемы необходимо увеличить ежегодные квоты поступающих:
♦ в медицинские вузы Российской Федерации со 100 чел. до 200 чел.;
♦ ординатуру и аспирантуру с 30 чел. до 70 чел.
♦ предоставление дополнительных социальных гарантий для выпускников медицинских вузов, в том числе и строительство жилья медицинским работникам;
♦ низкая укомплектованность лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием: ИФА лабораториями, передвижными флюорографами и маммографами. Минздрав Чеченской Республики неоднократно обращалось и в Федеральный центр и в Правительство Чеченской Республики с просьбой выделить финансовые средства для закупки передвижных флюорографов и маммографов, однако вопрос не решен;
♦ предоставляемые квоты на получение высокотехнологичной помощи в клиниках России удовлетворяют только 30% от общей потребности. Для удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медпомощи целесообразно увеличить выделяемые квоты до 5000 человек.
Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»
Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное — жилье», в Чеченской Республике на 2008 год составил 387,9 млн рублей, в том числе:
♦ из федерального бюджета в размере 141,293 млн руб.,
♦ из республиканского бюджета в объеме 246,649 млн руб.
Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 г. на сумму 372,797 млн руб., в том числе:
♦ из федерального бюджета 140,230 млн руб.;
♦ из республиканского бюджета 232,567 млн руб.
Трудности реализации проекта:
♦ учитывая ежеквартальное увеличение норматива стоимости 1 кв. м жилья выделенных денежных средств недостаточно для предоставления субсидии молодым семьям в соответствии с требованиями программы (не менее 40% от стоимости жилья);
♦ невыполнение государственным заказчиком подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) своих обязательств по софинансированию подпрограммы на основе показателей бюджетной обеспеченности для субъектов РФ;
♦ общее количество зарегистрированных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составляет 201 семью и продолжает увеличиваться. При сохранении среднегодового объема финансирования из бюджета РФ для выполнения государственных обязательств перед гражданами ЧР — участниками подпрограммы необходимо не менее 30 лет.
Для решения указанных проблем необходимо:
♦ обеспечить увеличение доли софинансирования из федерального бюджета подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с заявками Чеченской Республики;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
♦ по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» изыскать возможность для выделения в 2009-2010 гг. не менее 100 сертификатов ежегодно.
Постановлением Правительства Чеченской Республики «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Чеченской Республике» создана республиканская комиссия [2].
В рамках реализации проекта и его основного направления — ускоренного развития животноводства — планируется модернизировать и технологически перевооружить 10 животноводческих комплексов, 40 ферм по разведению овец, лошадей и птицы, закупить племенной скот и овец, поставить современное технологическое оборудование и кормозаготовительную технику.
Планируется развивать малые формы хозяйствования — крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подворья, создавать земельно-ипотечные кооперативы и коллективные предприятия по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции.
Для развития хозяйств населения выделено кредитов на сумму 102,1 млн рублей. В рамках программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг. сельское хозяйство названо приоритетным. До 2010 г. объемы производства продукции в отрасли во всех категориях хозяйств планируется увеличить в 5 раз.
Для сравнения приведем анализ выполнения национальных проектов в республике за 9 месяцев 2009 года
Таблица 2
Финансирование мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике за 9 месяцев 2009 года
Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет
План на 2009 г. Факт за отчет. период % от плана План на 2008 г. Факт за отчетн. Период % от плана
млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.
Образование 183,9 128,2 70 135,5 87,4 64
Здоровье 595,1 357,2 60 0,00 0,00 0,00
Жилье 345,9 90,1 26 347,5 96,6 27
Развитие АПК 262,5 191,9 73 378,7 336,0 88
ИТОГО: 1 387,4 767,1 55 861,7 520,0 60
Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов, в Чеченской Республике на 2009 год составил 2 249,1 млн рублей, в том числе:
• из федерального бюджета в размере 1 387,4 млн рублей,
• из республиканского бюджета в объеме 861,7 млн рублей.
Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 9 месяцев 2009 года 1287,1 млн рублей.
Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»
Объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», на 2009 год составил 693,4 млн рублей, в том числе:
♦ из федерального бюджета в размере 345,9 млн рублей;
♦ из республиканского бюджета в объеме 347,5 млн рублей.
Объем освоения за отчетный период составляет 186,7 млн рублей, в том числе:
❖ из федерального бюджета в размере 90,1 млн рублей;
❖ из республиканского бюджета в объеме 96,6 млн рублей. Проблемные вопросы проекта «Жилье» в 2009 году:
❖ учитывая ежеквартальное увеличение норматива стоимости 1 кв.м. жилья, выделяемых денежных средств недостаточно для предоставления субсидии всем молодым семьям, включенным в утвержденный Правительством Чеченской Республики сводный республиканский список, в соответствии с требованиями программы (не менее 40% от стоимости жилья);
❖ невыполнение государственным заказчиком подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) своих обязательств по софинансированию подпрограммы на основе показателей бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
❖ при сохранении среднегодового объема финансирования из бюджета РФ для выполнения государственных обязательств перед гражданами ЧР — участниками подпрограммы необходимо не менее 30 лет.
Проект «Здоровье»
На реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье» в Чеченской Республике в 2009 году предусмотрены денежные средства в размере 595,1 млн рублей
Фактически освоено за отчетный период средств по всем мероприятиям на сумму 357,216 млн рублей.
Проблемные вопросы проекта «Здоровье»:
❖ Обеспеченность врачами по республике в 2 раза ниже, чем по России и составляет — 26,4 на 10 тыс. населения.
❖ Более всего дефицит врачебных кадров ощутим по следующим специальностям: участковые терапевты и педиатры, узкие специалисты — неврологи, эндокринологи, окулисты, что в свою очередь затрудняет проведение диспансеризации граждан республики и других мероприятий первичного звена здравоохранения.
Проект «Образование»
На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», в 2009 году предусмотрены средства в объеме 319,4 млн рублей в том числе:
❖ из федерального бюджета в размере 183,9 млн рублей,
❖ из республиканского бюджета в объеме 135,5 млн рублей
Объем освоения за 9 месяцев 2009 г. составил 215,7 млн рублей, в том числе:
❖ из федерального бюджета в размере 128,2 млн рублей,
❖ из республиканского бюджета в объеме 87,5 млн рублей.
Проблемные вопросы проекта «Образование» в 2009 году:
❖ с начала реализации нацпроекта «Образование» в общеобразовательные школы республики поставлено 447 предметных кабинета, произведенные поставки только на 22% удовлетворяют потребность общеобразовательных школ в указанных комплектах;
❖ из 437 средних школ республики в 331 имеются компьютерные классы (в среднем на 46,6 учащихся приходится 1 компьютер), из которых более 50% технически устарели и требуют обновления;
❖ отсутствие в бюджете Чеченской Республики средств на софинансирование мероприятия «Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
Проект «Развитие АПК»
С 2008 года реализация нацпроекта «Развитие АПК» осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
На реализацию мероприятий нацпроекта «Развитие АПК» в 2009 г. предусмотрены денежные средства в объеме 641,308 млн рублей в том числе:
• из федерального бюджета 262,533 млн рублей;
• из республиканского бюджета 378,775 млн рублей.
За 9 месяцев 2009 г. освоено 528,018 млн рублей, в том числе:
♦ из федерального бюджета 191,943 млн рублей;
♦ из республиканского бюджета 336,075 млн рублей.
Как видно из проведенного анализа, объем и структура финансирования приоритетных национальных проектов на территории Чечни отвечают задачам создания нормальных условий функционирования хозяйственного комплекса республики. В долгосрочной перспективе, особенно по разделам проектов «Жилье» и «АПК», экономический потенциал (капиталоемкость) этих направлений способен стать локомотивом подъема инвестиционной привлекательности Чеченской Республики при условии сохранения позитивных тенденций роста внебюджетных источников и стабильности финансирования программ из федерального бюджета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 2008 год.
2. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 9 месяцев 2009 года.
3. Исраилов М. «Перспективы развития сельского хозяйства Чеченской республики». АПК: Экономика, управления, 2006. № 10. С. 34-35.
4. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг., от 6 июля 2004 г. № МФ-П11-9пр.
5. «О разработке программы социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2010 г.» Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 февраля 2005 г. № 12.
6. «О разработке схемы развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года». Постановление Правительства Чеченской Республики от 07 июня 2005 г. № 45.
7. «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2006 год и параметров прогноза на период до 2009 года». Письмо от 12 сентября 2005г. № 14083-АШ/Д14.
8. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работа в Чеченской республике // Сборник Госкомстата России. Грозный, 2009.