© 2005 Т.Н. Четыз УДК 195.95 ББК 88.351.03 Ч 48
Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Аннотация:
В статье исследуется актуальная проблема школьного образования - обеспечение научно обоснованной преемственности на всех ступенях обучения.
Ключевые слова:
Преемственность, ориентация, связь между разделами учебного предмета, образовательная работа, формирование знаний, методы обучения, формирование систем.
В педагогике преемственность понимается по-разному. Её рассматривают как связь между разделами учебного предмета, как такую систему воспитательнообразовательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предыдущем этапе, как «согласованность и связь всех ступеней учебновоспитательной работы», как «реализация связей между компонентами учебного процесса», как «связи в системе уроков от одного года обучении к другому, одного учебного предмета к смежным с ним», как принцип дидактики, «требующей формирования знаний, умений и навыков в определенном порядке, с тем, чтобы каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, а последующее опирались на предыдущие и готовило к усвоению нового».
Однако, как справедливо указывают некоторые исследователи, все эти определения преемственности указывают лишь внешние, количественные изменения в содержании образования, формах и методах обучения. Всё нужно понимать не как простое наращивание, увеличение, усложнение организации учебной деятельности учащихся, а как переход количественных изменений в качественные, который может носить неровный (скачкообразный) характер (это особенно характерно при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую).
Здесь наиболее ярко проявляется рассогласование между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития учащихся. Поэтому обучение на каждой ступени должно вестись не столько на достигнутом уровне, сколько в зоне ближайшего развития. Российский психолог Л. С. Выготский доказал, что умственной деятельности учащихся свойственны уровень актуального развития и зона ближайшего развития.
Уровень актуального развития характеризует завершенные циклы и проявляется в той работе, которую способен выполнять учащийся без посторонней помощи. Однако этот уровень не дает полного представления о развитии учащегося. Зона ближайшего развития позволяет учитывать расхождение между уровнем решения задач под руководством взрослого и уровнем решения задач,
доступных учащимся при самостоятельной работе. Проблема взаимосвязи образования и развития может быть правильно решена при ориентации не только на завершенные циклы развития, но и на те, которые находятся в стадии становления. Для успешности обучения важно в зоне ближайшего развития целенаправленно управлять познавательной деятельностью учащихся, а в зоне актуального развития предоставлять возможность учащимся работать самостоятельно. Зона ближайшего развития постепенно превращается в зону актуального развития, а перед учащимися возникает новая зона ближайшего развития. Таким образом, хорошо организованное обучение представляет собой взаимосвязанную и целенаправленную смену зон развития учащихся.
Необходимо различать три вида преемственности:
1) содержательную - в овладении всеми четырьмя элементами содержания образования: системой знаний, практическими и интеллектуальными умениями и навыками, компонентами творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде (см. исследования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина);
2) учебно-операциональную - в формах, методах и способах организации учебной деятельности школьников на каждой ступени обучения;
3) мотивационную - в развитии у учащихся потребности в получении образования, познавательного интереса, профессиональной направленности.
Преемственность в обучении обладает:
- инвариантным компонентом, определяющим часть в
содержании образования, которая сохрвняется при
переходе к следующим этапам обучения;
- функциональным компонентом, который дает
возможность для перехода количественных изменений в качественные;
- компонентом, который выполняет роль оператора при переходе от одного этапа обучения к следующему, обеспечивает сохранение предыдущих знаний на новых этапах обучения.
Одним из путей обеспечения содержательной
преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования является реализация информационно-
категориального подхода (ИКП), предложенного ГЛ. Луканкиным и Т.Ф. Сергеевой. Цель данного подхода заключается в создании условий для адаптации личности в условиях непрерывного увеличения информационной емкости мира.
Основные концептуальные идеи ИКП заключаются в следующем:
1. Универсальность содержания образования может быть достигнута, если создать систему, включающую спектр образовательных областей, каждая из которых была бы представима в форме языка познания и отражения окружающего мира, и разработки внутри каждой из них содержания обучения, основанного на выделении определенных категорий (обобщенных понятий, формирующих «язык» данной образовательной области, что позволяет проводить описание предметов, явлений и процессов во внешней среде).
2. Одновременно с формированием системы
категорий должно осуществляться обучение способам деятельности, как специальных - для того или иного предмета, так и универсальных, что в совокупности составит основу информационной культуры как одной из составляющих общей культуры человека.
3. Обеспечение универсальности образования предполагает создание условий для сохранения
самобытности каждой личности, развития ее интересов и способностей.
Данные концептуальные идеи могут стать основой для построения образовательной программы.
Основными компонентами образовательной программы, базирующейся на информационно-
категориальном подходе (ИКП), являются: познание окружающего мира (внешняя среда) и самопознание (внутренний мир). Каждый из этих процессов проходит несколько этапов (схема 1).
Схема 1.
Внешняя Внутренний
среда мир
Мыслительные
операции
Способы
деятельности
Предметные
области
1
Категории
Психические
процессы
Познавательная
активность
Информационная Универсальное Личностное
культура знание развитие
Процесс познания окружающего мира начинается с перевода его объектов и явлений в понятия определенной предметной области. При этом происходит овладение мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и др.
Следующий этап - выстраивание иерархии понятий, в результате чего образуется совокупность категорий, которая, в свою очередь, становится основой
универсального знания.
Параллельно с освоением содержания образования продолжается работа, направленная на формирование у обучаемых способов деятельности, важнейшими из которых выступают кодирование, алгоритмизация и моделирование.
Особое внимание должно быть уделено
формированию личности учащегося, которое также проходит несколько стадий: от определенных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения и
т.д.) к воспитанию познавательного интереса и активности и далее - к диагностике и развитию индивидуальных способностей.
Принципы отбора категорий, составляющих предметное содержание, заключаются в следующем:
1. Каждая категория - фундаментальное понятие, определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным значением.
2. Категория может быть адаптирована к данному этапу обучения.
3. Категории, составляющие основу содержания одной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую.
В качестве категорий предлагаются следующие обобщенные понятия: форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие.
Рассмотрим на примере курса математики, как может быть сконструировано содержание обучения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста на основе информационно-категориального подхода (таблицы 1 и 2).
Таблица 1.
Дошкольное обучение (4-6 лет)
Возраст Формирование понятий и представлений Развитие познавательной сферы Способы деятельности
4 года Форма, пространство Формирование понятий о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Уточнение знаний о цвете: красный, синий, желтый, зеленый. Понятие размера: большой -маленький, высокий - низкий, узкий - широкий. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Понятия сверху, снизу, справа, слева, впереди, сзади. Распознавание геометрических фигур. Составление и раскрашивание фигур. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Установление закономерности по форме, цвету, размеру. Формирование обобщенных понятий и представлений. Кодирование с помощью геометрических фигур предметов из окружающей среды. Установление соответствий. Составление плана. Игры «Дерево», «Стрекоза и муравей», «Фабрика» Конструирование геометрических фигур из палочек.
Величина Понятия: большой - маленький длинный - короткий легкий - тяжелый высокий - низкий узкий - широкий. Мера. Сравнение предметов по величине с использованием мерки и без нее. Установление закономерностей и соответствий. Разбиение множества предметов на группы по указанному свойству (величины). Ознакомление с методами сравнения фигур по величине (метод наложения). Кодирование логических цепочек с использованием величины.
Число Представление о множестве как некоторой совокупности предметов, объектов или явлений, объединенных общим свойством, признаком и т. д. Сравнение двух множеств предметов путем установления взаимооднозначного соответствия. Классификация множеств, разбиение множества на подмножества. Работа с числовыми моделями и их использование для кодирования количества элементов во множествах. Использование наглядных моделей для кодирования количества.
5 лет о В с 13 & с о & § а о О Точки и линии. Прямая и кривая. Луч и отрезок. Угол. Угольники, многоугольники. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Пространственные отношения: над, под, рядом, между. Ориентировка от себя: впереди, позади. Пространственные направления: вниз, вверх, налево, направо. Распознавание геометрических фигур. Составление и раскрашивание фигур. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Установление закономерности по форме, цвету, размеру. Формирование обобщенных понятий и представлений. Сравнение предметов по сочетанию 1-2 свойств предметов. Нахождение нарушения закономерности и исправление ошибки. Формирование представлений о символичном изображении предметов. Развитие комбинаторных способностей. Исполнение простых заданных алгоритмов. Составление схем и моделирование ситуации по заданной схеме (чтение схем). Установление соответствий. Составление плана. Перемещение предметов по указанной схеме; запись схемы перемещения. Игры «Дерево», «Фабрика», «Стрекоза и муравей»
Величина Понятия: большой - маленький длинный - короткий легкий - тяжелый высокий - низкий узкий - широкий. Мера. Понятия времени. Части суток (утро, обед, вечер, ночь), дни недели, времена года. Сравнение предметов по величине с использованием условной мерки и без нее. Установление закономерностей и соответствий. Разбиение множества предметов на группы по указанному свойству (величины). Работа с условными мерками. Распознавание временных понятий по сюжетным картинкам. Восстановление цепочки временных понятий. Сравнение предметов по величине (3 и более). Ознакомление с методами сравнения фигур по величине (метод наложения). Кодирование логических цепочек с использованием условных мерок.
Число Представление о множестве как некоторой совокупности предметов, объектов или явлений, объединенных общим свойством, признаком и т. д. Число и цифра. Устная нумерация чисел первого десятка. Сравнение множеств предметов путем установления взаимооднозначного соответствия. Классификация множеств, разбиение множества на подмножества. Объединение множеств. Соотнесение множества числовой модели и цифры. Сравнение чисел. Работа с числовыми моделями и их использование для кодирования количества элементов во множествах. Использование наглядных моделей и чисел для кодирования количества. Исполнение и составление алгоритмов с использованием числа и цифры.
6 лет о в О 13 & о О & § а о О Точки и линии. Прямая и кривая. Луч и отрезок. Угол. Ломаная. Многоугольники. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Понятия: сверху - слева, сверху -справа, снизу - слева, снизу -справа. Распознавание геометрических фигур. Составление и раскрашивание фигур. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Установление закономерности по форме, цвету, размеру. Формирование обобщенных понятий и представлений. Сравнение предметов по сочетанию 1-2 свойств предметов. Нахождение нарушения закономерности и исправление ошибки. Формирование представлений о символичном изображении предметов. Развитие комбинаторных способностей. Объединение предметов в множества по определенному признаку. Сравнение множеств по цвету, форме, размеру, количеству. Упорядочивание множеств по количественному признаку. Исполнение простых заданных алгоритмов. Составление схем и моделирование ситуации по заданной схеме (чтение схем). Установление соответствий. Составление плана. Перемещение предметов по указанной схеме; запись схемы перемещения. Игры «Дерево», «Фабрика», «Стрекоза и муравей». Существенные и несущественные признаки от общего к частному, от частного к общему. Выделение главного признака.
(Й ч е т Представление о массе, длине, емкости. Понятия: большой - маленький длинный - короткий легкий - тяжелый высокий - низкий узкий - широкий. Мера. Понятия времени. Части суток (утро, обед, вечер, ночь), дни недели, времена года. Сравнение предметов по величине с использованием условной мерки и без нее. Установление закономерностей и соответствий. Разбиение множества предметов на группы по указанному свойству (величины). Работа с условными мерками. Распознавание временных понятий по сюжетным картинкам. Восстановление цепочки временных понятий. Сравнение предметов по величине (3 и более). Ознакомление с методами сравнения фигур по величине (метод наложения). Кодирование логических цепочек с использованием условных мерок.
Число Представление о множестве как некоторой совокупности предметов, объектов или явлений объединенных общим свойством, признаком и т. д. Число и цифра. Устная и письменная нумерация чисел первого десятка. Понятие действия. Сложение и вычитание, знаки плюс и минус. Сложение и вычитание чисел первого десятка и их состав. Сравнение множеств предметов путем установления взаимооднозначного соответствия. Классификация множеств, разбиение множества на подмножества. Объединение множеств. Соотнесение множества числовой модели и цифры. Сравнение чисел. Действие над множествами (объединение и удаление) с использованием условных обозначений. Работа с числовыми моделями и их использование для кодирования количества элементов во множествах. Использование наглядных моделей и чисел для кодирования количества. Исполнение и составление алгоритмов с использованием числа, цифры, знаков действий.
Таблица 2.
Начальное обучение (1-4 классы)
Категория Понятия
Форма Точка, прямая, кривая, ломаная, угол, многоугольник (и его разновидности), круг, овал, куб, прямоугольный параллелепипед, шар
Пространство Понятия, описывающие расположение предметов на листе бумаги и в пространстве: а) относительно выбранного ориентира; б) относительно друг друга. Пересекающиеся и параллельные прямые. Числовой луч и числовая прямая. Расположение чисел на числовой прямой
Величина Множество, элементы множества. Число. Цифра. Целые неотрицательные числа. Отрицательные числа. Масса, длина, емкость, площадь, объем. Мера. Измерение. Единица измерения длины, массы, емкости, площади и объема.
Модель Объединение, пересечение множеств. Выделение подмножества из множества. Удаление части множества. Сложение, вычитание, умножение, деление. Знаки и компоненты арифметических действий. Числовые и буквенные выражения. Уравнения. Неравенства. Задача и ее компоненты.
Использование данного подхода к проектированию универсальности образования уже на ранних этапах
образовательного процесса на этапе дошкольного и обучения.
начального обучения будет способствовать обеспечению
Примечания:
1. Анцибор, М.М. Индивидуализация обучения учащихся младших классов советской школы: автореф. дисс. учен. степ. канд. пед. наук / М.М. Анцибор. - М., 1970. - 18 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. выготский. -М.: Педагогика, 1984. - Т.6. - 400 с.
3. Дарский, Н.О. О преемственности в обучении / Н. Дарский // Народное образование. - 1968. - №3. - С.114.
4. Золотарь, К.И. Переемственность в обучении / К.И. Золотарь // Советская педагогика. - 1968. - №9. - С.114-129.
5. Кустов, Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Ю.А. Кустов. - Саратов, 1982. - 142 с.
6. Сергеева, Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению как педагогическая технология / Т.Ф. Сергеева. - М., 2002. - 178 с.
7. Слепухин, А.В. использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А.В. Слепухин. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. -20 с.
8. Сманцер, А.П. Преемственность обучения в системе «средняя школа - вуз» / А.П. Сманцер // педагогика. - 1994. - №4. - С.18-24.