ISSN 1998-4812
331
раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ И АНГЛИИ
© Т. В. Ивлева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (961) 360 77 43. E-mail: [email protected]
Статья посвящена реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии. В связи с этим рассмотрена политика данных государств в отношении указанной категории детей в сфере образования, система национального законодательства, проблемы, тормозящие активное внедрение инклюзивного образования в России и положительный опыт англичан. В завершении приведены предложения по наилучшему обеспечению права на образование детей с ограниченными возможностями в РФ, в том числе по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова: ребенок, инвалид, инвалидность, конвенция, право на образование, инклюзивное образование.
Согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность образования гарантируются.
В 2008 году Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предполагает создание безбарьерной среды, полноценное участие в общественной и политической жизни населения данной категории (ратифицирована в мае 2012 года) [1, с. 31].
В целях реализации положений Конвенции по правам инвалидов в России разработаны Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъектах Российской Федерации, а также Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. В рамках последней создаются специальные проекты по устранению барьеров для комфортной жизни инвалидов. Здесь подразумевается также увеличение количества школ, в которых создана универсальная «безбарьерная» среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития.
Согласно Рекомендациям, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
К сожалению, право на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране не всегда обеспечивается в полной мере.
В настоящей статье опишем причины нарушения рассматриваемого права в России, объясним то, почему оно в меньшей мере нарушается в Англии, и на основе сравнительного анализа предложим пути совершенствования механизма обеспечения рассматриваемого нами права.
Особенно рассматриваемая тема актуальна в связи с продолжающимся реформированием законодательства в сфере образования в России [2, с. 122].
Действующее российское законодательство использует различные термины, обозначающие детей с ограниченными возможностями здоровья: «лица с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии», «с недостатком здоровья», «дети-инвалиды», которые тождественны по своему содержанию.
Сейчас в России 13.3 миллиона инвалидов, это чуть больше 9% населения. Из них 545 тысяч - дети [3]. В Республике Башкортостан насчитывается около 14 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Система образования в нашей стране предусматривает две основные формы включения указанной категории детей в образовательный процесс: инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях, специальное образование. При этом в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается понятие «инклюзивное образование», но не раскрывается понятие «специальное образование».
Также в последние годы развивается дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование (от фр. "inclusif' включающий в себя) - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5]. Таким образом, под ним подразумевается процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа вместе со здоровыми детьми.
Именно эта форма образования в ближайшие годы признана заменить специальные (коррекци-онные) учреждения в России, хотя она требует большего финансирования и особой подготовки преподавателей.
Например, в Республике Башкортостан по инклюзивному образованию обучается 2/3 от всех детей с ограниченными возможностями здоровья (9.5 тысяч от 13.8 тысяч детей-инвалидов). Всего в республике насчитывается 42 учебных заведения, подключенных к федеральной программе «Доступная среда». Из них 12 школ сосредоточено в городе Уфе. В 2014-2015 учебном году планируется подключить к данной программе еще 15 школ региона [6].
Одновременно в Башкортостане функционируют 37 государственных бюджетных специальных (коррекционных) школ-интернатов и Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому с филиалами в районах и городах республики [4].
Говоря о дистанционном образовании, в Республике Башкортостан продлено действие городской целевой программы «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на 2009-2011 гг.» [7].
На настоящий момент Минобрнауки РФ разрабатывает образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны быть внедрены в образовательный процесс к 2015 году.
Проблемы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Недостаточное финансирование образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объем финансирования мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 160 млрд. рублей.
За период с 2011 по 2013 год в Республике Башкортостан на реализацию программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы выделено 99.5 млн. рублей из средств бюджета. При этом изначально планировалось выделить 1700 млн. рублей [4].
В подтверждение наличия настоящей проблемы приведем слова начальника Управления образования Администрации ГО г. Уфа Азамата Сайфул-лина: «Для усовершенствования одной школы требуется порядка 3-4 миллионов рублей. На приобретение медицинского оборудования школе №87 на данный момент выделено 125 тыс. рублей» [8].
Оставляет желать лучшего размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом, которое составляет 5500 рублей в месяц.
2. Учет лиц, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 31 Конвенции по правам инвалидов, государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации, включая статистические и исследовательские данные, позволяющей им разрабатывать и осуществлять стратегии в целях выполнения настоящей Конвенции [9].
К сожалению, на настоящий момент в России не существует единой полноценной статистической базы, позволяющей учитывать и отражающей всю ситуацию по лицам, в том числе детям, с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает анализ статистических данных по инвалидам в России, собираемая информация скорее отражает структуру получателей пособий и пенсий по инвалидности и не отражает многие принципиально важные аспекты, включая такие, как точная численность инвалидов, уровень образования и занятости [10, с. 26].
Создание указанной базы данных запланировано только в ближайшем году.
3. Распределение финансирования на сферу образования между федеральным, региональным и местным бюджетами.
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сфера образования отнесена к совместному ведению Российской Федерации, субъектов РФ и органам местного самоуправления. Соответственно, финансирование образования происходит из бюджетов разных уровней. Однако про финансирование специальных (коррекционных) школ в Федеральном законе ничего не сказано.
По факту специальные (коррекционные) учреждения находятся в ведении муниципалитетов. Ожидая передачи учреждений в ведение субъектов, муниципалитеты не вкладывают средства в их развитие.
За организацию инклюзивного образования для лиц с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не отвечают ни субъекты РФ (это не их учреждения), ни муниципалитеты (это не их полномочия).
4. Инфраструктура образовательных учреждений и транспортных средств.
Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые в последнее время в РФ в сфере обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья правом на образование, к 2016 году запланировано адаптировать для обучения рассматриваемой категории лиц всего лишь 20 % школ и приспособить для их передвижения каждое четвертое транспортное средство (автобус, трамвай, поезд и др.) [3].
5. В школах с инклюзивным обучением отсутствует четкая система оценки результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Здесь имеется в виду не только оценка знаний ребенка в целом, но и то, как дети с ограниченными возможностями вливаются в коллектив, общаются
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №1
333
со сверстниками и пр. Такого механизма контроля наша система образования не предусматривает.
6. Недостаточное количество специально обученных педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теперь рассмотрим то, как происходит процесс обучения детей с ограниченными возможностями в Англии.
В Великобритании насчитывается 800 тыс. детей, которые имеют особые образовательные потребности, что составляет 6% от всех британских детей. При этом в Англии проживает 14 % детей-инвалидов [11].
Всех детей с ограниченными возможностями здоровья в Англии называют "disabled". Именно этот термин употребляется в английских законодательных актах: Закон о равенстве (Equality Act, 2010), Закон о дискриминации инвалидов (Disability Discrimination Act, 1995) , Закон о специальных образовательных и инвалидности (Special Educational Need and Disability Act, 2001), Законы об образовании (Education Acts, 1996, 2002, 2011) и другие.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья зарегистрированы в «SEN Register».
Процесс инклюзивного образования в Англии начался с принятия Закона об образовании в 1976 году, который на настоящий момент претерпел значительные изменения. Однако именно этот нормативный акт закрепил возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в обычных школах с нормальными детьми своего возраста.
Таким образом, система инклюзивного образования в стране Туманного Альбиона насчитывает более 35 лет.
Несмотря на то что все школы Англии входят в систему инклюзивного образования, так же как и в России здесь имеются специальные школы, которых в стране не так уж и много. В последних обучаются дети с очень тяжелыми формами инвалидности.
Все английские школы делятся на две категории: начальная школа (primary school) и средняя школа (senior school).
В начальной школе обучаются дети в возрасте от 4-х до 12-ти лет, а в средней - от 13 до 18 лет. При этом учебные заведения, как правило, находятся отдельно друг от друга.
При школах очень часто можно встретить детские центры, в которых консультируют родителей по вопросам здоровья, семейным делам.
Такие центры создаются муниципалитетами. Например, это может звучать так: «Services for Children with Additional Support Needs» (Абердин-
* Прим. Автора. В данном Законе в главе 1 статье 6 дано понятие инвалидности.
Прим. автора. Настоящий Закон отменен в Англии с момента принятия Закона о равенстве (Equality Act, 2010), но продолжает действовать в Северной Ирландии.
шир и г. Мурей в Шотландии), «the Inclusive Education Service» (г. Ноттингем, Англия)
Так же есть негосударственные центры, организуемые негосударственными организациями. Например, Advisory Centre for Education (ACE) (г. Лондон, Англия), Special Educational Needs Advice Centre (г. Белфаст, Северная Ирландия) и другие.
С 1 апреля 2013 года в Англии запущена новая система финансирования школ. Она подразумевает, что на каждого английского ребенка с особыми потребностями выделяется около 10 тыс. фунтов стерлингов в год (около 500 тыс. рублей). Эти деньги поступают на счет школы. Заявление на дополнительное финансирование можно подать при условии, что выделенная из бюджета сумма денег уже израсходована школой [12].
Также в английских школах работает система подготовки квалифицированного персонала. При необходимости ученику-инвалиду выделяется ассистент, разрабатывается индивидуальная программа обучения. В школах Англии создается атмосфера, не позволяющая делать различия между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиозной принадлежности. Школы обязаны предоставлять особым детям различные приспособления, защищать их от издевательств, запугиваний и преследований.
Все это автор статьи смог увидеть собственными глазами при посещении начальной школы города Haverstock School (район Камден, Лондон), а также обучаясь в Oxford Brookes University (г. Оксфорд, Англия).
Сами учебные заведения обеспечены различной реабилитационной техникой. В них есть подъемники, коридоры оснащены направляющими перилами для слепых и слабовидящих учеников, имеются доступные санитарные узлы и комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан упрощенный язык жестов, стенды с которым размещены на стенах школы.
Среди игрушек детей начальной школы можно увидеть кукольную инвалидную коляску и куклу с ходунками. Такие игрушки, безусловно, развивают в детях чувство помощи и понимания. К тому же сами куклы представляют разные расы для демонстрации разнообразия нашего мира.
В целом инвалид в Англии, в том числе и ребенок, получает от государства на свое содержание ежегодно около 66 тысяч фунтов стерлингов (около 300 тыс. в месяц), которые не облагаются налогами. Ему предоставляется социальное жилье, оборудованное для его потребностей. При необходимости государство оплачивает круглосуточную сиделку. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны [13].
Таким образом, в Англии созданы условия для каждого лица с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего ребенка. Праву на обра-
зование ребенка-инвалида уделяется первостепенное значение.
Предложения автора:
1. Ввести в законодательство единый термин обозначающий категорию лиц с ограниченными возможностями, так как употребление разных терминов приводит к заблуждению относительно того, об одной категории лиц говорит законодатель или все же о разных категориях.
2. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», предусмотреть и раскрыть понятие «специальное образование».
3. Законодательно определить и разграничить обязанности субъекта РФ и муниципального образования по обеспечению детей-инвалидов правом на образование в специальных и инклюзивных учреждениях, в том числе финансирование такого образования.
4. Ввести единую систему учета лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, позволяющую видеть не только особенности здоровья ребенка, но и позволяющую отслеживать процесс обучения и социализации ребенка в школе.
5. В связи с реализацией в России Федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг., в рамках которой предусмотрено увеличение количества школ с универсальной «безбарьерной» средой, особое внимание уделить обучению преподавателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Харламова М. Л. Защита жилищных прав детей-инвалидов средствами прокурорского надзора в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2013. №2.
2. Белоусова О. В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. №2.
3. Грицюк М. Видеть и Слышать. // Российская газета. 2010. №5301 (222).
4. Выступление заместителя Премьер-министра Правительства РБ Гумеровой Л. С. на заседании Президиума Правительства РБ по вопросу «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» 17 декабря 2013 года. «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан». // Официальный сайт Правительства РБ. URL: http://www.pravitelstvorb.ru/regulatory/new_section/LSGume rova_ 20131217.php?clear_cache=Y
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. 2012. №303.
6. Камаева А. В Башкирии школы станут инклюзивными. // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2013/08/16/reg-pfo/shkola.html
7. Дистанционное обучение детей-инвалидов. // Официальный сайт Управления образования Администрации городского округа г. Уфа РБ. URL: http://www.ufa-edu.ru/education/distance-education-for-children-with-disabilities/
8. В республике успешно реализуют инклюзивное образование для детей-инвалидов. URL: http://mgazeta.narod.ru/ rubriki2/2009/obraz/1.html
9. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года. // Интернет-портал Российской газеты от 24 октября 2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html
10. Юнусов Ф. А., Лыхина Т. А. К вопросу совершенствования статистики инвалидности в контексте Конвенции о правах инвалидов и возможностях применения Международной классификации функционирования // Медицинское право. 2010. №4.
11. Statistics on children with disabilities // По данным NSPCC. URL: http://www.nspcc.org.uk/Inform/resourcesforprofessi onals/children_with_disabilities_statistics_wda80494.html
12. Интервью с психологом Исследовательского центра им. Норы Фрай при Бристольском университете Кармел Хэнд. Спецшколы - преграда на пути к прогрессу. URL: http://www.invalirus.ru/1013-specshkoly-pregrada-na-puti-k-progressu.html
13. Дмитриева О. Что могут себе позволить инвалиды в разных странах? // Российская газета. 2012. №5762 (89).
Поступила в редакцию 03.02.2014 г.
ISSN 1998-4812
Вестннк EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1
335
REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION OF A CHILD WITH DISABILITIES IN RUSSIA AND ENGLAND
© T. V. Ivleva
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
E-mail: [email protected]
This article is devoted to one of the actual topic of the last time - the right to education of a child with disabilities. The topic above is describes on the basis of comparative analysis of the two countries: Russia and Great Britain (England). The basis of the comparative analysis is based on the governing education policy and national legal systems. The experience of England is not selected randomly. The English government came to the problem of ensuring the right to education of a child with disabilities much earlier than in our country, - since the adoption of the Education Act in 1976. All schools in England use an inclusive education. Every School in England receives a subsidy from the State in the amount of 1000 GBP per child. A child with disabilities have a special attention in England, the mockery of him is punishable by the Equality Act (2010). The positive experience of England, considered in the article, can be very useful for our country, especially on the way of the education reforms and introduction of inclusive education in schools. In this connection very valuable are the proposals of the author to improve the right to education of children with disabilities in Russia, given at the end of the article.
Keywords: child, disabled, disablement, convention, the right to education, inclusive education.
REFERENCES
1. Kharlamova M. L. Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2013. No. 2.
2. Belousova O. V. Zhurnal rossiiskogo prava. 2013. No. 2.
3. Gritsyuk M. Rossiiskaya gazeta. 2010. No. 5301 (222).
4. Vystuplenie zamestitelya Prem'er-ministra Pravitel'stva RB Gumerovoi L. S. na zasedanii Prezidiuma Pravitel'stva RB po voprosu "O sotsial'noi zashchite invalidov v Respublike Bashkortostan" 17 dekabrya 2013 goda. «O sotsial'noi zashchite invalidov v Respublike Bashkortostan». // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva RB. URL: http://www.pravitelstvorb.ru/regulatory/new_section/LSGumerova_201 31217.php?clear_cache=Y
5. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 25.11.2013) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" // Rossiiskaya gazeta. 2012. No. 303.
6. Kamaeva A. V Bashkirii shkoly stanut inklyuzivnymi. // Ofitsial'nyi sait Rossiiskoi gazety. URL: http://www.rg.ru/2013/08/16/reg-pfo/shkola.html
7. Distantsionnoe obuchenie detei-invalidov. // Ofitsial'nyi sait Upravleniya obrazovaniya Administratsii gorodskogo okruga g. Ufa RB. URL: http://www.ufa-edu.ru/education/distance-education-for-children-with-disabilities/
8. V respublike uspeshno realizuyut inklyuzivnoe obrazovanie dlya detei-invalidov. // URL: http://mgazeta.narod.ru/rubri ki2/2009/obraz/1.html
9. Konventsiya o pravakh invalidov. Prinyata rezolyutsiei 61/106 General'noi Assamblei OON 13 dekabrya 2006 goda. // Internet-portal Rossiiskoi gazety ot 24 oktyabrya 2012 g. // URL: http://www.rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html
10. Yunusov F. A., Lykhina T. A. Meditsinskoe pravo. 2010. No. 4.
11. Statistics on children with disabilities // Po dannym NSPCC. URL: http://www.nspcc.org.uk/Inform/resourcesforprofession als/children_with_disabilities_statistics_wda80494.html
12. Interv'yu s psikhologom Issledovatel'skogo tsentra im. Nory Frai pri Bristol'skom universitete Karmel Khend. Spetsshkoly - pregrada na puti k progressu. // URL: http://www.invalirus.ru/1013-specshkoly-pregrada-na-puti-k-progressu.html
13. Dmitrieva O. Rossiiskaya gazeta. 2012. No. 5762 (89).
Received 03.02.2014.