Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя на пропедевтическом этапе изучения педагогических дисциплин'

Реализация практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя на пропедевтическом этапе изучения педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВО / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / STATE STANDARDS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / NETWORK COOPERATION / TEACHING PROFESSION / CREATIVE DESIGN / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / EDUCATIONAL EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушатикова Ирина Игоревна, Рахманова Алсу Рамилевна

В статье отражён опыт разработки и апробации практико-ориентированной образовательной программы пропедевтической дисциплины «Феномен педагогической деятельности». Раскрываются содержательные, методические и технологические аспекты обеспечения практической направленности лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, сетевого взаимодействия вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушатикова Ирина Игоревна, Рахманова Алсу Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of the practice-oriented approach to professional training of future teachers at the propaedeutic stage of studying pedagogical disciplines

Designing and testing of practice-oriented educational program of discipline “The phenomenon of pedagogical activity” is discussed. Content, methodical and technological aspects of ensuring the practical orientation of lectures and seminars, students ‘ independent work, networking between the University and schools are shown.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя на пропедевтическом этапе изучения педагогических дисциплин»

УДК 378 ББК 74.480.26

И.И. Ушатикова, А.Р. Рахманова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье отражён опыт разработки и апробации практико-ориентированной образовательной программы пропедевтической дисциплины «Феномен педагогической деятельности». Раскрываются содержательные, методические и технологические аспекты обеспечения практической направленности лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, сетевого взаимодействия вуза и школы.

Ключевые слова: требования ФГОС ВО, практико-ориентированный подход, сетевое взаимодействие, педагогическая профессия, творческий проект, профессиональное саморазвитие, образовательное событие.

I.I. Ushatikova, A.R.. Rakhmanova

THE REALIZATION OF THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS AT THE PROPAEDEUTIC STAGE OF STUDYING PEDAGOGICAL DISCIPLINES

Designing and testing of practice-oriented educational program of discipline "The phenomenon of pedagogical activity" is discussed. Content, methodical and technological aspects of ensuring the practical orientation of lectures and seminars, students ' independent work, networking between the University and schools are shown.

Key words: state standards of higher pedagogical education, practice-oriented approach, network cooperation, teaching profession, creative design, professional self-development, educational event.

В настоящее время российское общество нуждается в активных, коммуникабельных, креативных, ответственных людях, обладающих глубокими знаниями, способных к непрерывному самообразованию. Современная школа призвана решать эти сложные задачи в самое ближайшее время. Учитель является ключевой фигурой в обеспечении качества образовательного процесса и поэтому должен обладать высоким уровнем развития профессиональной компетентности.

Современные ФГОС высшего педагогического образования предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке учителя. В соответствии с ними учитель должен уметь решать комплекс задач, связанных с изучением обучающихся и проектированием их обучения, воспитания и развития на основе полученных результатов; подбором и использованием современных педагогических технологий, адекватных возрастным особенностям обучающихся и предметной области; осуществлением

<0 Ü «I

_ X

непрерывного профессионального самосовершенствования; максимальным использованием потенциала образовательной среды для обеспечения качества образования [4].

Реализация современных ФГОС профессионального образования невозможна без усиления практической направленности подготовки новых педагогических кадров. И в первую очередь это касается дисциплин педагогического цикла. Опыт организации практико-ориентированной подготовки студентов на старших курсах,

0 ^

1 О

.0 Ф р

о 2 S го

О q

О Ф

fi С Ф

т

то £

§F§ с й е s

0 о

1 SÄ X "

го £ m т

° £ ь й-

X ^

ф «

ÜP о о

то m

to ф

I-

ГО CT

JP

0-Ю

связанный в основном с педагогической практикой и учебно-исследовательской работой, показывает, что многим студентам удалось «испытать чувство удовлетворения от творческого поиска, нахождения вариантов решения выявленных ими проблем воспитания и обучения современных подростков» [3, с. 127], приобрести внутреннюю мотивацию к дальнейшему овладению профессией педагога. Поэтому начинать такую подготовку целесообразно с самых первых дней обучения в вузе. Практико-ориентированная подготовка предполагает создание организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих осознание студентами практической значимости приобретаемых ими знаний, овладение профессионально важными качествами, умениями и навыками. Такими условиями, в частности, являются:

• раскрытие специфики и возможностей педагогической деятельности, а также перспектив профессионального и карьерного роста учителя;

• проблематизация содержания изучаемого материала;

• приобщение первокурсников к выявлению и решению проблем, актуальных в современном образовательном пространстве;

• знакомство с образцами аутентичного педагогического творчества конкретных учителей в режиме реального времени и их рефлексия;

• вовлечение обучающихся в активную творческую проектную деятельность;

• придание образовательному процессу характера событийности.

Идеи практико-ориентированного подхода и событийности образовательного процесса легли в основу разработки программы пропедевтической дисциплины «Феномен педагогической деятельности», которая открывает изучение модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» [1], логически связана с основными и вариативными курсами педагогики, психологии, школьной педагогической практикой. Данная про-

грамма устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов первого курса, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование квалификации бакалавр, а также определяет содержание, виды учебных занятий и отчетности.

Основной целью освоения дисциплины «Феномен педагогической деятельности» явилась готовность студентов к осознанному овладению профессией учителя, а также их начальная профессиональная адаптация.

Приоритетными для решения стали следующие задачи дисциплины:

• сформировать у студентов понимание сущности и специфики профессиональной педагогической деятельности, важности профессии педагога для социально-экономического и культурного развития страны;

• ознакомить с требованиями ФГОС к содержанию и уровню развития профессиональной компетентности педагога;

• сформировать начальную базу профессиональной культуры будущих учителей;

• вооружить их приемами и способами саморазвития и самообразования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

• структуру, функции, виды и специфику педагогической деятельности и профессиональной культуры;

• требования ФГОС к содержанию и уровню развития профессиональной компетентности педагога;

• специфику и средства профессионально-личностного самоопределения и саморазвития будущего учителя;

уметь:

• проводить диагностику и определять индивидуальный уровень сформи-рованности профессионально важных личностных качеств;

• разрабатывать индивидуальный план саморазвития личностных качеств и профессионально-педагогических умений;

• совершенствовать свою коммуникативную сферу и организаторские умения;

• определять мотивы учебной деятельности;

• владеть, иметь навыки (приобрести опыт):

• владеть приёмами и способами профессионального самосовершенствования;

• приобрести опыт работы с различными источниками информации, анализа психолого-педагогической литературы;

• приобрести опыт педагогического взаимодействия с различными участниками образовательного процесса.

Содержание программы дисциплины имеет преимущественно практико-ориентированную направленность и предполагает сетевое взаимодействие вуза и школы. Характер событий, заданий и форм сетевого взаимодействия отражены в Таблице 1.

Табл. 1. Сетевое взаимодействие вуза и школы в процессе изучения дисциплины «Феномен педагогической деятельности»

События и задания Форма взаимодействия

Деловая игра «Успешный учитель» Участие учителей в роли экспертов

Эссе «Учитель, который мне запомнился» Взаимодействие студента с учителем школы, которую он закончил

Создание видеоролика «Кто он, современный учитель?» Взаимодействие с учениками и их родителями, с учителями

Презентация «Имидж учителя» на примере учителей сетевой школы Взаимодействие студента с учителем сетевой школы

Создание телевизионной рекламы «Профессия учителя» Участие учителей и учеников в съёмке рекламного видеоролика

Деловая игра «Посвящение в учительскую профессию» Участие учителей в роли экспертов

Презентация «Портфолио учителя-мастера педагогического труда» Взаимодействие студента с учителем школы для сбора информации и документации

«Педагогическая ярмарка» Участие учителей в роли экспертов

Ф I

-I

_ X

0 ^

1 О .0 Ф

Р

о 2 ^ го о

О ф ||

С ф т

го £

= Й

2 :>

0 о

1 ьг

I "

го ^

СО т ° £

I ^

ф«

о о

Формами и средствами обучения, обеспечивающими формирование вышеназванных компетенций, явились: интерактивные лекции с элементами про-блематизации; индивидуальные консультации; пресс-конференции с учителями-мастерами педагогического труда; самостоятельная работа творческого характера; самодиагностика; дискуссия; кейс-стади; творческие проекты с использованием ИКТ; деловые игры; тренинг коммуникативности. Рассмотрим более подробно логику разворачивания дисциплины в образовательном пространстве. Апробация программы проходила на 1-м курсе факультетов филологии и истории, математики и естественных наук, психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ. Студенты - всего 125 человек - были ознакомлены с целями дисциплины, спецификой предстоящей работы

и перечнем необходимых к выполнению основных творческих проектов.

Ввод в дисциплину начался с проведения деловой игры «Успешный учитель», целью которой явилось выявление проблем подготовки учителя и определение личностных качеств, помогающих освоить профессию педагога. Экспертную оценку работы первокурсников осуществляли учителя-наставники. Участники игры объединились в несколько команд, каждая из которых выбрала название и педагогическое кредо. Игра проходила в несколько этапов: ранжирование качеств успешного учителя; выявление и ранжирование качеств, неприемлемых для современного учителя; ранжирование качеств успешного ученика; эффективное планирование внеурочного рабочего времени учителя в условиях необходимости решения нескольких про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

ф

с

го

_ I

Ё го

I £

^ о

СО Ф

I-

ГО ст &

0-Ю

фессиональных задач; художественное изображение образа успешного учителя. На каждом из этапов все группы представляли свою точку зрения на решение проблемы, сопровождая комментариями результаты своей работы. По признанию студентов, такая работа во многом помогла осмыслить разнообразие функций, требования к профессионально важным личностным качествам и умениям педагога. Совместная деятельность в процессе участия в деловой игре стала для них тренингом эмпатии и рефлексии, принятия специфики партнеров, умения вести диалог для согласования позиций.

Лекционные занятия - всего двенадцать часов - проводились в интерактивном режиме. Их содержание носило проблемный характер и было направлено на критическое осмысление феномена педагогической деятельности. В частности, для обсуждения студентам предлагались следующие вопросы:

• В чем специфика педагогической профессии?

• Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов «учитель -ученик», «учительство - ученичество»;

• Обоснуйте присутствие педагогического аспекта в разных профессиях;

• В чем проявляется гуманистическая природа труда учителя?

• Как проявляется отсутствие профессионализма у некоторых учителей?

В рамках практических занятий - им в программе отведено 42 часа - целая серия деловых игр и заданий была направлена на организацию осмысления, рефлексии студентами собственных профессионально важных личностных качеств, психологических установок, мотивов выбора педагогической профессии. В частности, в процессе деловой игры «Кто Я? Какой Я?» студенты выявляли те свои качества, что необходимы для успешности педагогического труда, а также те, которые препятствуют осуществлению эффективной профессиональной деятельности. Затем участники игры определяли максимально возможное число качеств, которыми, с их точки зрения, должен обладать педагог-профессионал. После чего каждый сравнил перечень

необходимых характеристик учителя, составленный на основе «Профессионального стандарта педагога» [2], со своим списком и внёс необходимые поправки. На основании результатов выполненного задания: «Кто Я? Какой Я?» студенты определили недостающие у них качества, необходимые для успешного овладения педагогической профессией и наметили возможные пути самовоспитания. Такая деятельность явилась подготовительным этапом к разработке студентами индивидуальной программы саморазвития и ведения «Дневника личностного роста», в котором фиксировались результаты выполнения заданий по самонаблюдению, самоанализу, самовоспитанию профессионально важных личностных качеств и умений. Ведение дневника осуществлялось в свободной форме: в виде сочинений, рассказа, диалога с самим собой, рисунков, эссе и др.

Важным этапом постижения профессии стало составление студентами портфолио учителя и его представление в виде электронной презентации. В нём нужно было охарактеризовать деятельность педагога - победителя, призера или участника различного уровня конкурсов и смотров: «Учитель года», «Самый классный классный» и других по следующему плану: 1) Ф.И.О. (звание, год и дата присвоения). 2) Краткая биографическая справка, стаж работы. 3) Краткая информация о школе (специализация, тип, количество учащихся и учителей, особенности учебно-воспитательного процесса). 4) Характеристика профессионально важных личностных качеств учителя. 5) Педагогическая концепция, педагогическое кредо учителя.

6) Научно-исследовательская работа.

7) Достижения, награды. 8) Мастерство учителя, главная особенность, «изюминка» педагогического опыта. Выполняя данный проект, студенты обращались за информацией к своим любимым школьным учителям. Рефлексия показала, что такого рода общение помогло им открыть для себя «закулисье» педагогической деятельности, по-новому осмыслить специфику труда педагога, возможности самореализации личности и

карьерного роста в рамках педагогической профессии.

Работа в группах по созданию таких творческих проектов, как видеореклама «Профессия учителя» и видеоролик с социальным опросом на тему: «Кто он, современный учитель?», оказалась наиболее трудоемкой, но вместе с тем и продуктивной, как для преподавателей, так и для студентов, которым предстояло посетить школу и организовать видеосъёмку интервью с учителями, учениками, родителями, а также со случайными людьми на улицах города. Выполнению данных проектов предшествовал целый ряд дополнительных консультаций, обсуждений вопросов для интервью, корректуры сценариев. Такая работа оказалась сложной не только в отношении разработки вопросов и написания сценария, но и с точки зрения преодоления психологических барьеров общения с разными категориями респондентов, что привело к необходимости проведения тренинга общения. Оформление проектов потребовало владения информационно-коммуникационными технологиями и соответствующими специфическими умениями, которых подавляющее большинство студентов на тот момент не имели, и которыми пришлось овладевать, в том числе, в процессе неформального взаимообучения. По свидетельству студентов, участие в этих проектах содействовало развитию способности договариваться с разными категориями людей, учитывать специфику поведения партнеров по проекту, а также явилось катализатором освоения ими компетенций и адаптации к новым условиям обучения в вузе.

Выполненные студентами творческие проекты были представлены жюри

в составе учителей-экспертов, студентам, преподавателям, другим заинтересованным лицам на заключительном образовательном событии «Педагогическая ярмарка». Презентация проходила в тематически оформленной аудитории в три этапа: 1) Представление проектов в виде альбомов, электронных презентаций, стендов, видеороликов и ответы на вопросы в процессе неформального общения. Понравившиеся проекты отмечались специальными жетонами. 2) Официальное представление проектов, получивших наибольшее количество жетонов. 3) Подведение итогов: рефлексия студентов; оценка учителями-экспертами их творческих работ.

Анализ результатов оценки первокурсниками продуктивности собственной учебной деятельности показал, что практико-ориентированная организация изучения пропедевтической дисциплины «Феномен педагогической деятельности» позволила: 80% респондентов стать участниками неформально ор-ганизованногоиэмоциональнонасыщен-ного образовательного процесса; 64% - получить качественный опыт совместной творческой деятельности, работы в команде; 88% - по-новому открыть для себя педагогическую профессию, вникнуть в проблемы современного школьного образования; 48% - приобрести навыки целеполагания, рефлексии, само- и взаимооценки; 72% - освоить информационно-коммуникационные технологии; 64% - выявить новые грани своей личности; 32% - овладеть приёмами профессионально-личностного саморазвития; 72% - заинтересоваться изучением педагогических дисциплин в перспективе.

Библиографический список

1. Мартынова, В.А. Разработка модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки» основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] / В.А. Мартынова, Р.Ф. Ахтариева, Г.Н. Мокшина // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17875.

2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

® I

"I

о ^ 1- о

£

X

0 ^

1 О

.0 Ф р

о £ ^ го о

О Ф ||

С ф

т

со

ч ^

зё

0 о

1 ^

Ел " го £ т т

° £

I ^

ф £

И

§ го

с -Е

со Ф

I-

Го ст 0-Ю

3. Ушатикова, И.И. Повышение значимости профессии учителя для студентов педагогических специальностей - актуальная задача современного вуза [Текст] / И.И. Ушатикова, Н.М. Пушкина / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - 2012. - №12. - С. 119-128.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426.

References

1. Martynova V. A., Akhtarieva R. F., Mokshina N. G. Development of module "Disciplines of basic training professional cycle " of the fundamental professional educational programs. Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2015. №. 1. Available at: http://www.science-education.ru/121-17875. [in Russian].

2. Professional standard. Teacher (pedagogical activity in pre-school, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher). Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].

3. Ushatikova I. I., Pushkina N. M. The enhancement of the profession of teacher for the students of pedagogical specialties is an actual task of modern University. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University', 2012. № 12. P. 119-128. [in Russian].

4. Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 Teacher education (undergraduate level). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015 No. 1426). [in Russian].

Сведения об авторах: Ушатикова Ирина Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга, Российская Федерация &mail: irina.ushatikova@yandex.ru

Information about authors: Ushatikova Irina Igorevna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Elabuga Institute (branch)

of Kazan (Volga Region) Federal University,

Elabuga, Russia.

E-mail: irina.ushatikova@yandex.ru

Рахманова Алсу Рамилевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга, Российская Федерация &mail: rahmanovaar@mail.ru

Rakhmanova Alsu Ramilevna,

Candidate of Sciences (Education), Senior lecturer, Department of Pedagogy, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Russia. E-mail: rahmanovaar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.