Научная статья на тему 'Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов'

Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / компетенция / компетентность универсальные компетенции / профессиональные компетенции / интерактивное обучение. / interactive technologies / competence / competence universal competence / professional competence / interactive training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. Д. Гаджиева, Р. В. Раджабова

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы Федеральных государственных образовательных стандартов, а также ФЗ «Об образовании» Российской Федерации обоснована актуальность проблемы формирования универсальных и профессиональных компетенций у студентов в процессе теоретической подготовки в условиях образовательного пространства педагогического университета. В статье даны методические рекомендации для педагогов по применению интерактивных технологий, методов и приёмов интерактивного обучения в практической подготовке студентов. В данной работе описаны как достоинства, так и недостатки интерактивных технологий в развитии универсальной и профессиональной компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF STUDENTS.

The article is based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature of the Federal state educational standards, as well as the Federal law about education of the Russian Federation, the urgency of the problem of formation of universal and professional competencies of students in the process of theoretical training in the educational space of the pedagogical university. The article provides guidelines for teachers on the use of interactive technologies, methods of interactive teaching methods in the practical training of students. The paper describes both the advantages and disadvantages of interactive technologies in the development of universal and professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов»

References

1. Kurakov L.P, Soboleva E.N., Yakimov V.N. 'Ekonomicheskoe obrazovaniei vospitanieShkolnikov. Moskva, 1987.

2. Alizhanova H.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v obrazovanii. Evropejskj zhurnal social'nyh nauk. 2015; № 4 (42): 97 - 102.

3. Alizhanova H.A. Koncepciya innovacionnoj 'ekonomicheskoj profil'noj podgotovki. Moskva, 2010.

4. Berkaliev T.N. Innovacii i kachestvo shkol'nogo obrazovaniya: Nauchno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov innovacionnyh shkol. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Gorbunov A.P. Novaciiiinnovacii v obrazovanii: monografiya. Pyatigorsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 19. 09 2019

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

REALIZATION OF THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF STUDENTS. The article is based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature of the Federal state educational standards, as well as the Federal law about education of the Russian Federation, the urgency of the problem of formation of universal and professional competencies of students in the process of theoretical training in the educational space of the pedagogical university. The article provides guidelines for teachers on the use of interactive technologies, methods of interactive teaching methods in the practical training of students. The paper describes both the advantages and disadvantages of interactive technologies in the development of universal and professional competence of students.

Key words: interactive technologies, competence, competence universal competence, professional competence, interactive training.

ПД. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: patimat.kamus@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы Федеральных государственных образовательных стандартов, а также ФЗ «Об образовании» Российской Федерации обоснована актуальность проблемы формирования универсальных и профессиональных компетенций у студентов в процессе теоретической подготовки в условиях образовательного пространства педагогического университета. В статье даны методические рекомендации для педагогов по применению интерактивных технологий, методов и приёмов интерактивного обучения в практической подготовке студентов. В данной работе описаны как достоинства, так и недостатки интерактивных технологий в развитии универсальной и профессиональной компетентности обучающихся.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетенция, компетентность универсальные компетенции, профессиональные компетенции, интерактивное обучение.

Интерактивные технологии обучения способствуют формированию у студентов практических умений и навыков, выработке их собственных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, творческого взаимодействия в обучении. Эти факторы являются определяющими в формировании гражданина с активной жизненной позицией. Современная педагогическая наука имеет большое количество интерактивных методов и приемов. Назовем некоторые из них: работа в парах; сменные тройки; работа в малых группах; обсуждение проблемы в общем кругу; незаконченные предложения; мозговой штурм; анализ ситуации; решение проблем; дерево решений, технологии ситуативного моделирования: упрощенное судебное слушание; гражданские слушания; разыгрывание ситуаций по ролям.

Использование интерактивных методов и приемов на занятиях позитивно влияет на качество учебных достижений студентов: стимулируется диалогическое общение, критическое отношение к собственной работе, формируется потребность постоянно пребывать в состоянии поиска, повышать уровень качества знаний [1 - 6].

Эффективность интерактивных технологий обеспечивается только при определенных условиях: давать задания студентам для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания; отбирать для занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы студентам «ключ» к усвоению темы; на занятии использовать одно (максимум -два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп; проводить спокойное, глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, концентрируя внимание и на другом материале темы, не затронутом в интерактивном упражнении.

К основным задачам интерактивного обучения в формировании универсальных компетенций студентов можно отнести следующие: обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; обеспечение взаимодействия и двусторонней связи; вывод студента на позицию субъекта обучения; обогащение жизненного опыта и индивидуализация обучения; развитие умственных, эмоциональных процессов у студентов; соединение теории и практики. Если сравнить цели интерактивных методов и аспекты коммуникативных навыков, то можно убедиться, что они полностью ориентированы на формирование коммуникативных навыков, а следовательно, на развитие профессиональной компетенции. Вторым существенным компонентом любых технологий является наличие средств, с помощью которых можно добиться поставленных целей: организация, наличие материала и специальных приемов и методов работы [4].

Основным направлением деятельности преподавателя в формировании универсальных компетенций студентов средствами интерактивных технологий является поддержка, облегчение, направление и помощь процессу обмена информацией. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие студентов. В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту студентов, помогает искать пути решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Применение интерактивных методов в формировании универсальных компетенций студентов позволяет преподавателю соединить работу каждого студента, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Возникает целая система взаимодействий: преподаватель - студент, преподаватель - группа, студент - группа, студент - студент, группа - группа. К наиболее известным методам относятся: дебаты, диспуты, дискуссии, конференции, семинары, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, проектные технологии и т.д.

Остановимся подробнее на некоторых методических рекомендациях по применению интерактивных технологий в развитии универсальных компетенций студентов. Одним из компонентов любой технологии являются средства анализа и результатов деятельности: результативность и применимость, оценка и самооценка. Субъективная оценка - это отношение самих студентов к процессу познания. Большинство студентов любят работать в таком режиме. Если студенты не хотят высказывать свое мнение, ленятся работать в группах, из этого следует, что есть моменты, которые нужно доработать: недостаточно продумана организация работы на уроке, недостаточно базовых знаний и др. Основные приемы интерактивных методов в формировании ключевых компетенций студентов можно условно разделить на три категории: работа с информацией; практико-ориенти-рованные задания; обсуждение результатов.

Приведем в качестве примера некоторые приемы по обмену информацией.

Первая группа приемов связана с работой с информацией.

Прием «Мозговой штурм», или «Корзина идей», включающий сбор всей информации, известной по данной теме всем участникам обсуждения, с последующим обсуждением.

Прием «Мозаика», включающий куски информации в разбросанном виде. Задача заключается в том, чтобы собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок и, опираясь на прослушанное и логические связи в тексте, составляет полный текст.

Приемы «Аквариум» и «Карусель» предполагают работу в группах.

В обоих случаях образуется два кольца: внутреннее и внешнее. В «Карусели» внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внешние ученики через каждые 30 секунд меняются, в «Аквариуме» - наоборот Участникам внутреннего круга предлагают листы с информацией. А участникам внешнего круга - вопросы, на которые они должны ответить, обойдя всех участников, владеющих этой информации. «Броуновское движение» предполагает движение студентов по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме.

Остановимся на некоторых приемах, цель которых - соединить теорию с практикой, стимулировать обмен опытом, активизировать умственную деятельность и совместную деятельность, взаимодействие, обмен опытом, эмоциями.

Прием «Обмен энергией» заставляет встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет ключевые слова о себе. Затем участники беседы меняются листами и рассказывают о соседе от первого лица. Другие участники могут соглашаться или нет.

Прием «Категории». Группа делится на несколько подгрупп. Лидер группы получает карточку со списком слов или понятий, принадлежащих к данной категории, объявляет эту категорию, затем описывает данный список лексем, не называя данного слова и однокоренных. Участники данной команды должны отгадать это слово.

Прием «Незаконченные предложения» и «Предложения в шляпе». Студентам предлагается закончить предложения, затем сложить их в шляпу, вытащить по принципу случайного выбора и обсудить, кто бы это мог сказать, прав он или не прав, что бы ты сделал на его месте.

Прием «Спекуляция» активизирует прогностические умения. По заголовку, картине, началу рассказа предлагается предугадать, о чем пойдет речь или конец истории. Третья категория приемов, применяемых при обсуждении результатов, позволяет выявить индивидуальную точку зрения каждого участника, обменяться результатами деятельности, понять друг друга.

Прием «Расстановка приоритетов». Пример: Выберите приоритеты и поставьте цифры 1, 2, 3 напротив каждого положения в сторону убывания значимости.

Прием «Шкала мнений». Поставьте галочку под утверждением, с которым вы согласны, и обоснуйте свою точку зрения или поставьте точку ближе к той позиции, с которой вы согласны, на шкале А - В - С.

Прием «Дерево решений». Рисуется дерево. Каждый лист дерева - решение одного из участников беседы.

Прием «Пирамида». Сначала решение принимается при обсуждении двух участников беседы, затем четырех и т.д. с нарастающим количеством участников.

Как показывает практика, интерактивные технологии в формировании универсальных компетенций студентов имеют свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам следует отнести: 1) требуют много времени для подготовки преподавателя; 2) трудно дать объективную оценку каждому участнику, работающему в группе; 3) не учитывают разноуровневую подготовку в пределах одной группы; 4) не все предметы и темы предполагают применение данных технологий и др. [1].

Для оценки результативности применения интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов нами было проведено исследование в виде блиц-анкеты, позволяющее констатировать увеличение систематичности участия студентов в интерактивной деятельности. В качестве испытуемых выступили студенты факультета права - 90 человек. Анализ беседы со студентами показал, что обсуждение данной тематики приобрело систематический характер. Контрольный срез выявил, что изменилось отношение студентов к занятиям, проводимым с использованием интерактивных технологий. 92% респондентов хотели бы продолжить работу по расширению знаний в процессе интерактивного обучения в целом; 61% опрошенных отметили, что стремятся соблюдать традиции и обычаи; 39% это делают иногда. Анкета на выявление уровня профессиональной компетентности будущих педагогов включала в себя следующие вопросы:

Библиографический список

1. Как вы понимаете термин «интерактивное обучение»? Используется ли данный подход в вашем обучении в университете?

2. На Ваш взгляд, влияет ли использование на занятии интерактивных (активных) методов обучения на успешное усвоение материала?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить.

3. Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения? Выберите нужное:

а) мне нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, считаю, что я способен к активной мыслительной деятельности, мне это интересно и помогает лучше усваивать материал;

б) мне не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от меня некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это возможным;

в) мне не нравятся занятия в интерактивном режиме, мне ближе традиционный подход, когда преподаватель говорит, а студенты его слушают;

г) мне безразлично, какая методика используется при проведении занятий;

4. На мой взгляд, интерактивные методы обучения в нашем вузе ...

а) необходимо более активно внедрять в учебно-воспитательный процесс;

б) можно оставить на существующем уровне;

в) необходимо исключить;

г) затрудняюсь ответить.

5. Считаете ли Вы, что использование интерактивных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

Остановимся подробнее на отдельных данных исследования. В результате анкетирования выяснилось, что уровень профессиональной компетентности студентов первого курса невысокий, т.к., вероятнее всего, большую роль в этом случае играет социально-демографический фактор. Не все студенты первого курса обучались в городских школах, в которых систематически применяются интерактивные технологии. Именно поэтому уровень профессиональной компетентности оставляет желать лучшего: всего 5 студентов показали высокий уровень (по 5 балльной шкале), что составило 27,7% от курса.

Исследуя уровень профессиональной компетентности студентов второго курса, наблюдали улучшение результата, который был предположительно ожидаем, т.к. в процессе обучения активно использовались интерактивные технологии, способствующие формированию ключевых компетенций и повышению уровня профессиональной компетентности на курсе. Наилучший результат показали 44,4% студентов.

Уровень профессиональной компетентности обучающихся третьего курса определяет, что количество студентов, показавших лучший результат, достигло 15 человек из 25, что составило 50% от курса. Такое увеличение объясняется заинтересованностью студентов в процессе обучения за счет использования интерактивных технологий, позволяющих получать большой объем информации и совершенствовать владение новыми технологиями. Высокие показатели отмечаются у студентов, регулярно посещающих занятия.

Анализируя результаты анкетирования студентов четвертого курса, следует отметить, что количество студентов, достигших наивысшего результата увеличилось и составило 75% от курса. Это очень хороший показатель роста их профессиональной компетентности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: наблюдается рост как универсальной, так и профессиональной компетентности студентов от года обучения. Ответы студентов старших курсов указывают на отличительную особенность: уровень сформированности их профессиональных компетенций гораздо выше.

Показателями динамики развития интерактивных технологий в формировании профессиональных компетенций является изменение отношения студентов к учебной работе. Отзывы преподавателей свидетельствуют о том, что появилась инициативность в поиске материала по домашним заданиям и стремление применить полученный опыт в деятельности; возросла интенсивность участия в учебном процессе. Наблюдалась взаимная поддержка и радость от совместного дела, доверительность общения, переживание за участников; возросла активность творческого самовыражения, свобода в импровизациях, созидательное раскрепощение. В личностном росте также произошли позитивные изменения: повысилась самооценка и уверенность в себе, желание понять другого, рефлексивность.

1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся: Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

2. Бирюков С.А. Система гражданско-правового образования в средней школе. Преподавание истории в школе. 2014; № 7: 61 - 64.

3. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования. Педагогика. 2014; № 2: 3 - 8.

4. Ходжалиев С.А. Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов. Педагогика высшей школы. 2015; № 3 (03): 45 - 48.

5. Гаджиева П.Д. Методические основы организации группового взаимодействия студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 185 - 186.

6. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. Развитие метапредметных компетенций студентов в условиях прохождения педагогической практики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 292 - 294.

References

1. Gadzhieva PD. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii uchaschihsya: Uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

2. Biryukov S.A. Sistema grazhdansko-pravovogo obrazovaniya v srednej shkole. Prepodavanie istorii v shkole. 2014; № 7: 61 - 64.

3. Bolotina T.V. Problema prav cheloveka v soderzhanii obrazovaniya. Pedagogika. 2014; № 2: 3 - 8.

4. Hodzhaliev S.A. Mesto i rol' interaktivnyh tehnologij v processe formirovaniya professional'noj kompetencii vypusknikov vuzov. Pedagogika vysshej shkoly. 2015; № 3 (03): 45 - 48.

5. Gadzhieva P.D. Metodicheskie osnovy organizacii gruppovogo vzaimodejstviya studentov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 185 - 186.

6. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Razvitie metapredmetnyh kompetencij studentov v usloviyah prohozhdeniya pedagogicheskoj praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 292 - 294.

Статья поступила в редакцию 25. 09 2019

УДК 371

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

METHODICAL BASES OF MODELING OF THE PLAN-ABSTRACT OF AN INTERACTIVE LESSON ON THE RIGHT AT SCHOOL. In this article, on the basis of analysis available today, the pedagogical experience of the organization of legal training of students of educational institutions, considers the relevance and practical need to update teaching methods of legal courses, the article describes the methodological basis for the use of various educational technologies methods and techniques of teaching, particularly methods of interactive learning; for example, the methodological development of a specific lesson described features of the use of interactive teaching techniques at different stages of training in law. The authors conclude that the most significant competencies of students acquired in the process of interactive learning are: teamwork, which is expressed in the ability to create a climate of cooperation, compliance with the rules of conduct, tolerance for other opinions, sociability, which is manifested in the ability to interact, inspire new goals and plans and the ability to engage in dialogue, participate in joint decision-making.

Key words: legal training, interactive technologies, brainstorming, pop formula, game, cinquain.

П.А. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: patimat.kamus@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ПО ПРАВУ В ШКОЛЕ

В данной статье на основе анализа имеющегося на сегодняшний день педагогического опыта организации правового обучения учащихся общеобразовательных организаций рассмотрена актуальность и практическая необходимость обновления методики преподавания правовых курсов. В статье описаны методические основы применения различных образовательных технологий, методов и приемов обучения, в частности приемов интерактивного обучения; на примере методической разработки конкретного урока охарактеризованы особенности применения интерактивных приемов обучения на разных этапах учебного занятия по праву. Авторы делают вывод о том, что наиболее значимыми компетенциями учащихся, приобретенными в процессе интерактивного обучения, являются следующие: работа в команде, которая выражается в умении создавать климат сотрудничества, выполнение правил поведения, проявление терпимости к другому мнению, коммуникабельность, которая проявляется в умении взаимодействовать, вдохновлять новыми целями и планами, вести диалог, участвовать в совместном принятии решений.

Ключевые слова: правовое обучение, интерактивные технологии, мозговой штурм, ПОПС-формула, игра, синквейн.

К настоящему времени доказано, что усвоение внешней информации обучаемым осуществляется многоканально при существенном доминировании одного из каналов, что предопределено генетическими факторами и несовершенством школьного обучения. У кого-то развит звуковой канал восприятия юридической информации (для аудиалов желательны беседы, аудиозаписи, подача материала преподавателем в монологичной форме и проч.), у других же большую роль играет зрительное восприятие (следовательно, в процессе организации учебных занятий желательно использовать наглядные средства обучения, в том числе рисунки, графики, схемы, таблицы, опорные сигналы, содержательные модели определенной темы курса). Кинестетики нуждаются в пространственно-двигательных формах работы, а потому участие в мини-группах, ролевых, сюжетных, деловых играх на занятиях становится весьма результативным. Задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать полимодальные методы воздействия на процесс усвоения школьниками юридических конструкций. Однако сделать это без предварительной подготовки сложно. В профильных образовательных учреждениях, а также там, где преподавание права осуществляется с первого класса, должна быть создана грамотная система правового обучения на базе индивидуального подхода учителя к каждому ученику (школьные учителя должны быть знакомы с особенностями психолого-физиологического развития каждого ребенка, используя это в своей работе) [1 - 6].

В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции, семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции методистов по этим проблемам.

Так, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой российский вариант юридической технологии профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР «ПОПС-ФОРМУЛА» используется при организации споров, дискуссий на уроке.

Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика мозгового штурма, используемая в том случае, когда нужно

предложить как можно больше вариантов решения проблемы. Вот некоторые правила проведения мозгового штурма:

- необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;

- подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;

- необходимо выбрать ведущего для проведения мозгового штурма;

- каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко;

- все предложения записываются на бумаге;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мозговой штурм нельзя проводить более 10 - 15 мин.

На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются схожие идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании такого метода на уроке:

«Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, если у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все обучаемые делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к учителю или дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное».

Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.