Научная статья на тему 'Реализация положений конституции Российской Федерации органами исполнительной власти'

Реализация положений конституции Российской Федерации органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1522
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД / ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА / RIGHTS AND FREEDOM OF A PERSON AND A CITIZEN / REALIZATION OF THE RIGHTS AND FREEDOM / RIGHT APPLICATIO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

Раскрываются особенности реализации прав и свобод человека и гражданина в современной России органами исполнительной власти, применение необнародованных нормативно-правовых актов, как того требует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Приведены примеры пробелов в законодательстве, возникающие при применении некоторых норм административного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization Regulations of the Constitution of the Russian Federation by Executive Authorities

The article describes implementation features of human rights in modern Russia by executive authorities, the application of laws that have not been promulgated as required part 3 of Article 15 of the Constitution of the Russian Federation, also given examples of flaws arising from the use of some rules of administrative law

Текст научной работы на тему «Реализация положений конституции Российской Федерации органами исполнительной власти»

Юридические науки

УДК 342.1

Жалсанов Батор Цыдендамбаевич Bator Zhalsanov

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

REALIZATION REGULATIONS OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION BY EXECUTIVE AUTHORITIES

Раскрываются особенности реализации прав и свобод человека и гражданина в современной России органами исполнительной власти, применение необнародованных нормативно-правовых актов, как того требует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Приведены примеры пробелов в законодательстве, возникающие при применении некоторых норм административного права

Елючевые слова: права и свободы человека и гражданина, реализация прав и свобод, применение права

The article describes implementation features of human rights in modern Russia by executive authorities, the application of laws that have not been promulgated as required part 3 of Article 15 of the Constitution of the Russian Federation, also given examples of flaws arising from the use of some rules of administrative law

Key words: rights andfreedom of a person and a citizen, realizationoftherightsandfreedom, rightappH-catio

Государство, ставящее целью благополучие своих граждан, их правовую защищенность и заботу о них, должно позаботиться о том, чтобы провозглашенные конституцией права и свободы воплощались в действительность на практике, а основной закон государства применялся как нормативный акт прямого действия. Действующая Конституция РФ [1] определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу деятельности органов исполнительной власти на всем конституционно регулируемом пространстве. Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии являются основным и определяющим критерием правового ха-

рактера законодательства и практики его применения указанными органами государственной власти.

Реализация положений конституции — это показатель функционирования гражданского общества, его способность определять пределы и формы деятельности государственной власти и осуществлять контроль за ней. Конституция является актом проявления воли народа, которая в свою очередь выражается посредством осуществления деятельности органов исполнительной власти.

В Российской Федерации значение прав человека таково, что они, во-первых, лишают органы исполнительной власти Российской Федерации возможности их отменить или запретить, во-вторых — оп-

ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ.

Следует остановиться на ряде принципов, которым необходимо следовать органам исполнительной власти при реализации положений Конституции РФ. Так, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, обязателен для всех отраслей государственной власти, в том числе и для органов исполнительной власти Российской Федерации.

Принцип обязательности для государства соблюдения прав и свобод граждан устанавливается ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Данное положение по своей сути является фундаментальной основой конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя. Соответственно любая правоприменительная и иная деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена на признание, соблюдение и защиту «высшей ценности».

Признавая, что деятельность рассматриваемых органов подзаконная и в пределах их полномочий они могут издавать подзаконные правовые акты коллективного и индивидуального характера, то весьма важным представляется и введение прямого запрета на антиправовой нормативноправовой акт: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55). Хоть в положении и говорится о законе, логично предположить, что данный принцип распространяется на все нормативные правовые акты Российской Федерации.

Более того, поскольку Конституция РФ обладает высшей юридической силой, то все принимаемые в Российской Федерации правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ей(ст.15).

Анализ ч. 3 данной статьи позволяет утверждать, что огромный массив нормативных правовых актов РФ не обладает юридической силой. Обратимся, к примеру, к правовому акту «Государственный стандарт высшего образования» от 27 марта 2000 г. Документ, на котором построена деятельность образовательных учреждений Российской Федерации, никогда не был опубликован, т.е. в соответствии с нормой конституции не должен применяться. По данному случаю также существует решение Верховного суда РФ от 15 ноября 2005 г., косвенно, подтверждающее сказанное.

В этот массив входят также и правовые акты, принимаемые не только на федеральном, но и на территориальном уровне. Если правовые акты не соответствуют ряду требований, предъявляемых к ним законодательством, а в первую очередь Конституцией РФ, то такие акты недействительны и ими нельзя руководствоваться. Поскольку они нарушают право граждан быть ознакомленными с их текстом. Синонимом термина «опубликование» является термин «обнародование».

В своей деятельности органы исполнительной власти, исходя из того, что они более всего задействованы в реализации конституционных положений (воли народа), должны четко ставить акцент на обязательном анализе любых принимаемых решений только через призму положений Конституции РФ.

Статья 3 Конституции РФ говорит о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти вРФ является ее многонациональный народ», т.е. имеется в виду, что народ является носителем первичной власти.

К примеру, при нарушении прав граждан одним должностным лицом вынуждены обращаться за защитой к другому должностному лицу, т.е. фактически жалуемся государству на само государство. В данном случае мы имеем основу для процветания коррупции. Здесь нужно четко определять, что власть — это не должностное лицо или орган власти, власть — это функция должностного лица или органа. Возможно, это и

есть высшая форма народовластия.

Статья 27 конституции в ч. 1 закрепляет, что «каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства». ФЗ отменил прописку и ввел регистрационный учет граждан, но при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных конституцией. Существует множество ограничений, налагаемых и на самих государственных служащих. Так, к примеру, ограничено передвижение по территории Российской Федерации сотрудникам милиции и военнослужащим [2]. Пусть само право напрямую и не ограничено, но косвенно определено ведомственными приказами обязанностью уведомлять о выезде за пределы гарнизона.

Статья 29 провозглашает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», но современная действительность говорит о том, что не просто получить информацию, к примеру, о деятельности органов исполнительной власти. В частности, например, практически невозможно получить информацию о количестве совершенных краж в районе вашего проживания в органах внутренних дел. Хотя данная информация никоим образом не связана с государственной или служебной тайной.

Статья 35 ч. 3 говорит о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Возникает ситуация, когда в отношении гражданина постановлением налагается административный штраф [3]. В свою очередь административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. Гражданский кодекс РФ относит деньги к имуществу. Значит «никто не может быть лишен своих денег иначе как по решению суда». Получается, что постановление по штрафам является незаконным.

Свобода труда провозглашена вч. 2 ст. 37 «Принудительный труд запрещен». Любая форма принуждения человека работать

на недобровольно принятых условиях незаконна, поскольку противоречит норме конституции. У нас же принудительный труд по приговору суда — форма наказания.

Статья 38 повествует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Статья 43 конституции устанавливает, что основное общее образование обязательно, однако нормативно не закреплено, что для получения этого образования необходимо посещать только школу, можно его получить и обучаясь на дому. Поэтому зачастую непонятна позиция комиссии по делам несовершеннолетних в принуждении посещать школу.

В Российской Федерации государственная защита прав и свобод граждан понимается как правозащитная деятельность, осуществляемая уполномоченными законом государственными органами и должностными лицами. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ эта обязанность возлагается на государство. Среди них следует назвать охрану прав граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, необходимость компенсации причиненного им ущерба (ст. 52), установление обязанности государства возмещать вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации). Выплачивается ли реально компенсация? К какому виду ответственности привлекаются данные должностные лица?

В то же время ст. 48 конституции говорит о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Ставится вопрос: реально ли государство гарантирует действие данной статьи?

Как данное положение реализуется ор-

ганами исполнительной власти на практике, мы можем рассмотреть на примере возбуждения административного дела. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола [4]. Тут важно определить, что представляет момент составления протокола. Именно с этого момента гражданин имеет право на юридического защитника [5]. Если, к примеру, гражданина за нару-

шение ПДД в темное время суток остановил инспектор ГИБДД, каким образом он должен предоставить юридического защитника? Какое время необходимо ожидать его прибытия?

Именно такого рода вопросы должны быть решены органами исполнительной власти при реализации положений Конституции РФ. Именно это имеется ввиду под «высшей ценностью».

Литература

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 3.5, ст. 32.2) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 28.1) от 30.12.2001 № 195-

ФЗ.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. №11-П По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова.

Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author

Жалсанов Б.Ц., ст. преподаватель кафедры адми- В. Zhalsanov, Senior teacher of Administrative right нпстративного права МосУ МВД, капитан милиции department, Moscow state university of Ministry of In-Служ. тел.: (3022) 41-72026 ternal Affairs, captain of militia

Научные интересы: административное право, административно-правовая деятельность органов внутренних дел, правоохранительная деятельность

Scientific interests: administrative right, administrative right activity of Internal Affairs body, law activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.