Реализация политики информационной безопасности в системе исполнительной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

Научная статья на тему 'Реализация политики информационной безопасности в системе исполнительной власти Российской Федерации' по специальности 'Политика и политические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 11 — Политика и политические науки
  • ВАК РФ: 23.00.00
  • УДK: 32

Статистика по статье
  • 72
    читатели
  • 12
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ИНФОРМАЦИЯ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ОРГАН ВЛАСТИ
  • ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
  • INFORMATION
  • INFORMATION SPACE
  • INFORMATION TECHNOLOGY
  • INFORMATION SECURITY
  • AUTHORITY
  • E-GOVERNMENT
  • INFORMATION SPHERE
  • PUBLIC ADMINISTRATION
  • COMPUTERIZATION
  • THE PUBLIC SERVICE

Аннотация
научной статьи
по политике и политическим наукам, автор научной работы — СОКОЛОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Данная статья посвящена актуальным вопросам реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти Российской Федерации. Автор считает, что развитие информационного общества предполагает решение первоочередных задач свободного поиска, получения, производства и распространения информации для каждого члена общества, развитие средств массовой информации, формирование общедоступных информационных ресурсов, предоставление доступных информационных услуг, обеспечение условий создания, развития и функционирования информационных систем, формирование единого информационного пространства страны и его интеграции в мировое информационное пространство. Автор также отмечает необходимость формировать в системе государственного управления цели и стратегии реализации идеи «электронного правительства».

Abstract 2016 year, VAK speciality — 23.00.00, author — SOKOLOV DMITRIY VIKTOROVICH

This article is devoted to topical issues of implementation of the state policy in the field of information security activities of the Government. The author believes that the development of an information society presupposes the solution of priority tasks of free search, receipt, production and dissemination of information for every member of society, media development, the formation of public information resources to provide accessible information services, provision of conditions for the establishment, development and operation of information systems, formation of a single information space of the country and its integration into the global information space. The author also notes the need to build in a system of government objectives and strategies for implementing the idea of "electronic government".

Научная статья по специальности "Политика и политические науки" из научного журнала "Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование", СОКОЛОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Реализация политики информационной безопасности в системе исполнительной власти Российской Федерации". Научная статья по специальности "Политика и политические науки"

Реализация политики информационной безопасности в системе исполнительной власти Российской Федерации
СОКОЛОВ Дмитрий Викторович
Формирующаяся система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации необходима в целях обеспечения деятельности государства, являясь частью системы национальной безопасности страны. Именно поэтому система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Автор считает, что электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Поэтому правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства. В соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое — это развитие ведомственных систем информации внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе — это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие. Третье — это создание вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвертое, пожалуй, самое важное — это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.
Однако никакое электронное правительство не превратит государственную машину в механизм прозрачности, схема
действия которого очевидна для любого гражданина. Современное состояние электронного правительства позволяет утверждать, что оно действует не столько в интересах граждан, сколько для того чтобы облегчить работу властным органам.
Автор считает, что уровень развития электронного правительства в различных странах существенно дифференцируется. К несомненным правительствам-лидерам электронизации можно отнести правительства таких стран, как США, Великобритания, Финляндия, Сингапур, Латвия, Эстония и другие. К явным аутсайдерам относятся в основном правительства развивающихся стран Африки. Неудивительно, ведь концепция внедрения электронного правительства в первую очередь основывается на широко развитой инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий. Приходится констатировать, что электронное правительство и процессы развития национального сообщества — взаимно действующие маховики одного процесса, они взаимозависимы и соответственно оказывают сильное воздействие друг на друга.
Во всем мире государственные инициативы являются основным двигателем развития информатизации в стране. Россия не исключение. За последние годы Россия поднялась на 2 строчки во всемирном рейтинге ГО1 («Индекс развития информационно-коммуникативных технологий»), переместившись на 38-е место с 40-го, которое отечественная ИКТ-отрасль занимала в 2010 г., а также поднялась на 32 пункта — на 27-е место — в рейтинге уровня развития электронного правительства в мире, подготовленном ООН1. Тем не менее проблем в этой сфере по-прежнему много. Необходимо обеспечить прозрачность затрат, включая полное раскрытие результатов работ, проводимых по всем государственным ИТ-контрактам на федеральном и региональном уровнях, организовать экономию средств и оптимизацию расходов.
Несомненно, очень важно повысить качество информации в сфере государственного управления, унифицировать форматы, структуры и терминологию. Нельзя забывать о
1 Электронное правительство: понятие и система //сеП:ег-Ье^.гиЖ70.Мт1
чистке данных, на основании которых принимаются важные государственные решения, и внедрении современных систем их оперативного анализа. И, самое главное, надо принять целый комплекс мер, направленных на стимулирование использования ИКТ не только государственными органами, но и гражданами страны.
В этой связи представляет интерес опыт Латвии, который виден на примере веб-сайта politica.lv, где представлены ресурсы на следующие темы: процесс выработки государственной политики, социальная интеграция, верховенство закона и коррупция, права человека, гражданское общество, образование и занятость, информационное общество и внешние отношения2. Под этими заголовками politica.lv предлагает подборки документов по государственной политике, выводы экспертов, политические документы (такие, как стратегии и национальные программы), проекты законодательства, а также сопровождаемые аннотациями ссылки на национальные и мировые интернет-ресурсы. На сайте также публикуются авторские материалы и интервью, которые призваны стимулировать дебаты по разным вопросам государственной политики. Работает специальный раздел для специалистов по государственной политике, где представлена информация о методологии выработки и анализа политики, возможностях финансирования, конференциях и других мероприятиях, а также ссылки на профильные ресурсы.
В 2002 году Бразилия поставила себе задачу использовать ИКТ для голосования. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, явилось большим достижением для страны с большой численностью населения. Для выборов по всей территории страны было размещено 406 тыс. электронных «избирательных урн». Эти устройства размером с кассовый аппарат могут работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что
2 Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития: отв. редактор И. Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.
важно для Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен. Чтобы отдать свой голос, достаточно было просто набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводились цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).
После закрытия избирательных участков записанные на аппаратах голоса избирателей шифровались, дополнялись электронной цифровой подписью и записывались на флеш-карты. В каждом из муниципалитетов около 3% голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, из которой по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись на ковер национальной избирательной комиссии3.
Опыт Сингапура также может быть полезен практике российского государственного управления. Эта страна сегодня занимает первые позиции в мире по уровню зрелости электронного правительства. Однако для этого им пришлось пройти немалый путь.
В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. В последующие десять лет был сформирован и внедрен национальный план по информационным технологиям. Лишь к концу его реализации стало возможно предоставление статической информации на вебсайтах, форм для скачивания, поиск информации. То есть то, что в нашей стране планируется сделать на портале государственных услуг. Но до его запуска им пришлось работать почти 20 лет4.
3 Марченя П.П. Информационная политика СССР/РФ. История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История»: П. П. Марченя. Ч. 1. М.: РГГУ, 2009. С. 214-255.
4 См., www.ru.wikipedia.org /Электронное правительство
В последующие три года здесь разрабатывалось предоставление ведомствами собственных сервисов — заполнение налоговых деклараций, оформление лицензий. И лишь в 2003-2006 годах закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государс-
«-» 5
твенных организаций5.
Министр информации, коммуникаций и искусств Сингапура Луи Так Ю отметил, что секрет успеха в создании электронного правительства кроется в централизации, начавшейся с того, что была образована экспертная группа высокого уровня, куда помимо чиновников вошли бизнесмены и инженеры. Группа изучила структуру оказания государственных услуг и предложила детальный план их перевода в электронный вид, включивший изменение управленческих процессов в самих ведомствах.
В США под электронным правительством понимаются государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти.
Начало электронному правительству в США было положено созданием веб-сайта президента США в 1993 году. Типичный пример систем электронного правительства — это представление в Сети информации о работе государственных структур и оплата налогов через Интернет6.
На основе сравнительного анализа аргументировано, что достижение высокой результативности использования информационных ресурсов в органах государственного управления является значимым условием развития института государственной службы, повышения эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.
5 См., www. infocom.uz/2004/12/23/elektronnoepravitelstvo/
6 См., www.politica.lv
Миссией электронного государства сегодня являются оказание услуг населению и координация деятельности органов власти, а целями — повышение эффективности деятельности госорганов на основе использования информационных технологий, формирование технологической инфраструктуры для обеспечения эффективного функционирования госорганов, развития процессов информатизации общества7.
Для этого необходимо решить следующие задачи: создать нормативно-правовую базу, технологическую базу, позволяющую государству и гражданам, организациям функционировать в условиях информационного общества, оптимизировать структуру государственного управления, организовать общественный центр доступа к государственным информационным ресурсам и услугам, развернуть системы профессионального образования и переподготовки в сфере информационных технологий, интегрировать в информационную систему ресурсы государственных органов и государственного управления.
Сложные и масштабные задачи по модернизации, встающие перед Россией, побуждают к критической оценке состояния всей нашей системы государственного управления8. Следует признать: с нынешним уровнем бюрократизма и коррупции, с той степенью отчуждения чиновничества от интересов общества, какую мы имеем сегодня, добиваться кардинальных преобразований крайне проблематично. По официальным данным, к началу 2009 года в России насчитывалось 1,7 млн чиновников различных уровней. Это в два с лишним раза превышает показатели 1990 года. Если в последние годы существования СССР один чиновник приходился на 220 жителей, то ныне уже на каждые 100 россиян — по чиновнику9. Казалось бы, государство активно избавлялось от избыточных функций, проводилась административная реформа, призванная упорядочить структуры управленческого аппарата, прошло множество аппаратных реорганизаций и сокращений. В сознание населения благодаря средствам массовой информа-
7 См., ru.exrus.eu/Zagadka-Singapura-kak-mozhno-dobitsya -Hderstva-v-mire-startuya-s-nulya-id4f8c63406ccc19741b0000aa
8 См., www. minsvyaz.ru>ru/events/23224/
9 См., www. disser.h10.ru>artica]/prihodkoL2.htmГ1
ции прочно вошли термины оптимизация и модернизация, затронувшие организационные процессы в министерствах обороны, внутренних дел, образования, здравоохранения и социального развития10. Тем не менее следует отметить: давая негативные оценки российской бюрократической машине в целом, средства массовой информации не должны огульно обвинять всех госслужащих. Необходимо видеть системные проблемы, извращающие суть и смысл государственного управления. Ведь даже порядочный и профессиональный человек, вынужденный работать в ущербной системе, может поневоле превратиться в «человека-функцию», действующего по бездушной логике бюрократического механизма.
Сингапур признается одним из самых успешных в мире государств в борьбе с коррупцией. В этой стране не скупятся на высокие зарплаты сотрудникам госаппарата, но обязательно коррелируют их с экономическим ростом страны. Служащий, нарушивший закон, получает разорительные штрафы, запрет на работу в госорганах, конфискацию имущества, подробное разоблачение в СМИ и т.д. «Правила игры» выстроены так, чтобы служащие и не помышляли об «административной ренте» и сознавали выгоды честной и профессиональной работы. Сегодня в России с повышением материального обеспечения государственных служащих вместо преданности закону создается преданность вышестоящему начальнику, что органично вписывается в существующую коррупционную модель поведения, ибо не устраняются институциональные проблемы системы государственного управления: кадровая, мотивационная, компетентностная.
В Швеции сумели создать такую систему, при которой каждый гражданин может оперативно получить практически любую информацию из органов власти и проследить, как и кем принимаются решения по его обращению. Открытость госаппарата доведена до такой степени, что простой шведский обыватель при желании может без проблем ознакомиться со свежей почтой самого премьер-министра. В плане утверждения
10 См., www.istoki-rb.ru/detail.php?article=4011
принципа публичности власти весьма полезна внедряемая по инициативе президента России практика публикации госслужащими высокого уровня и их ближайшими родственниками деклараций о доходах и имуществе. Однако судя по соцопро-су, проведенному в апреле Левада-центром, 88% граждан не верят, что в декларациях указаны все доходы чиновников11.
Тем не менее уже сам факт, что все это вынесено на всеобщее обозрение и обсуждение, позитивен. Но, разумеется, ограничиваться только этим нельзя. Уровень доверия к нашему чиновничеству просто удручающе низок. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы общественного контроля за деятельностью госструктур — повышением независимости судебной системы и, в частности, созданием системы административных судов, в которых граждане могли бы без проволочек отстаивать права, нарушенные чиновниками. Но особо следует подчеркнуть важность такого демократического института, как многопартийность. Опыт многих стран убедительно доказывает, что атмосфера политической конкуренции — лучшая профилактика от бюрократизации власти. К сожалению, политическая система России пока в полной мере эту функцию не выполняет, так как бюрократия в России стала самодовлеющей силой, претендующей фактически на статус правящего класса.
Новизна исследования отчасти объясняется и тем, что, по данным социологических исследований, в России граждане разделяют понятия «госслужащий» и «чиновник». Если сама система госслужбы как таковая в общем-то вполне уважаема в обществе, то обобщенный образ чиновничества вызывает резкое неприятие. Дело в том, что в умах россиян живет идеал государственного человека, увязанный с возвышающей идеей служения, с заботой о народных нуждах, с духовными и нравственными принципами. А вот то, что не соответствует этому идеалу, граждане отвергают, воспринимают как антипод государственности и совершенно чуждую им силу.
Поэтому в центр всей работы по совершенствованию системы управления надо ставить идею служения государства народу.
11 См., www.centero.ru/digest/kak-zhe-na-samom-dele-zhilos-v-sssr
Ибо истинная сила государства отнюдь не во всесилии бюрократии, озабоченной собственным благополучием, а в максимальной приближенности властных структур к населению, в профессиональной этике госслужащих, которые живут интересами общества и отнюдь не стремятся быть замкнутой кастой.
Библиография
1. Алексеева И. Ю., Авчаров И. В., Вотрин Д. С., Стрельцов А. А. и др. Информационные вызовы национальной и международной безопасности: под общей редакцией А. В. Федорова и В. Н. Цыгичко. М.: ПИР-Центр, 2001. 345 с.
2. Андреев Э.М. Безопасность России в 21 веке [Текст]/Э.М. Андреев. М. МГУ. 2006. С. 29.
3. Электронное правительство: понятие и система //center-bereg.rrnh70.html
4. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития: отв. редактор И. Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.
5. Марченя П.П. Информационная политика СССР/РФ. История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История»: П. П. Марченя. Ч. 1. М.: РГГУ, 2009. С. 214-255.
6. www. ru.wikipedia.org>Электронное правительство
7. www. infocom.uz/2004/12/23/elektronnoepravitelstvo/
8. www.politica.lv
9. ru.exrus.eu/Zagadka-Singapura-kak-mozhno-dobitsya -liderstva-v-mire-startuya-s-nulya-id4f8c63406ccc19741b0000aa
10. www.minsvyaz.ru>ru/events/23224/
11. www.disser.h10.ru>artical/prihodkoL2.htmn
12. www.istoki-rb.ru/detail.php?article=4011

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх