Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях на примере Павлодарской области'

Реализация педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях на примере Павлодарской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH PUBLIC ORGANIZATIONS / SOCIAL PROJECTING / EDUCATIONAL CONDITIONS / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITY / YOUTH POLICY / MEASURES TO BUILD CIVIC ENGAGEMENT / SOCIAL RESPONSIBILITY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нефёдова Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются педагогические условия социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях с точки зрения деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Приведены данные экспериментальной работы по выявлению проблем в деятельности молодежных общественных организаций на территории Павлодарской области и пути их решения посредством реализации педагогических условий социального проектирования. В процессе эксперимента выявлены эффективные педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нефёдова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of educational conditions for social projecting of activities in the youth public organizations by case study of Pavlodar region

The article considers implementation of educational conditions for social projecting of activities in the youth public organizations from the perspective of the activity-based and personality-based approaches. The author states data of the experimental work aimed at revealing of the problems in the activities of the youth public organizations in the Pavlodar region, and ways of their solution by implementation of the educational conditions of social projecting. In the course of the experiment the efficient educational conditions have been identified.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях на примере Павлодарской области»

УДК 37.013.42 Нефёдова Наталья Владимировна

руководитель управления по защите прав детей Павлодарской области Республики Казахстан dom-hors@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Nefedova Natalia Vladimirovna

Head of the Department for the Children’s Rights Protection in the Pavlodar region, Kazakhstan

dom-hors@mail.ru

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL CONDITIONS FOR SOCIAL PROJECTING OF ACTIVITIES IN THE YOUTH PUBLIC ORGANIZATIONS BY CASE STUDY OF PAVLODAR REGION

Аннотация:

В данной статье рассматриваются педагогические условия социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях с точки зрения деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Приведены данные экспериментальной работы по выявлению проблем в деятельности молодежных общественных организаций на территории Павлодарской области и пути их решения посредством реализации педагогических условий социального проектирования. В процессе эксперимента выявлены эффективные педагогические условия.

Ключевые слова:

молодежные общественные организации, социальное проектирование, педагогические условия, социально значимая деятельность, молодежная политика, меры по формированию гражданской активности, социальная ответственность, патриотическое воспитание.

Summary:

The article considers implementation of educational conditions for social projecting of activities in the youth public organizations from the perspective of the activity-based and personality-based approaches. The author states data of the experimental work aimed at revealing of the problems in the activities of the youth public organizations in the Pavlodar region, and ways of their solution by implementation of the educational conditions of social projecting. In the course of the experiment the efficient educational conditions have been identified.

Keywords:

youth public organizations, social projecting, educational conditions , socially significant activity, youth policy, measures to build civic engagement , social responsibility, patriotic education.

Молодежь во все времена была и остается прогрессивной частью населения. Р.Д. Жанга-зы отмечает, что «современная казахстанская молодежь - это совершенно разные по жизненным взглядам, опыту и возможностям граждане в возрасте от 14 до 29 лет. Очень важно, чтобы в период формирования их идеалов, ценностей, личностных установок, то есть всего того, что можно назвать мировоззрением, государство во взаимодействии с гражданским обществом сумело положительно воздействовать на этот процесс» [1, с. 6].

Проведенный анализ состава молодежи с 2010 г. и по настоящее время позволяет отметить, что на территории Павлодарской области с каждым годом увеличивается количество молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет примерно на 5 %. В настоящее время на территории насчитывается 188 805 чел. в данной возрастной категории, что составляет 26,3 % от всего населения области.

Основным приоритетом государственной молодежной политики в Казахстане является создание условий для реализации молодежью права на творческую инициативу, с учетом своих интересов, склонностей, физических возможностей, в соответствии с интересами общества, а также на свободное социальное развитие посредством социального проектирования.

Мы рассматриваем в своей работе педагогические условия, необходимость которых обоснована теоретически и доказана результатами экспериментальной работы, не претендуя на их достаточность и оставляя право за исследователями в поиске других необходимых педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях.

Предлагаемые нами педагогические условия позволяют решать проблему комплексно, с точки зрения деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Реализация всех необходимых, на наш взгляд, педагогических условий на основе данных подходов возможна и целесообразна в процессе социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях.

Итак, мы обосновываем следующие педагогические условия:

1) включение членов молодежных общественных организаций в социально значимую деятельность по реализации региональных проектов (программ);

2) формирование готовности участников и членов молодежных общественных организаций к социальной деятельности, имеющей педагогическую направленность;

3) использование методов организации социально значимой деятельности в молодежных общественных организациях: метода поощрения, метода стимулирования интереса к деятельности в молодежных общественных организациях, метода создания ситуации успеха, метода перспективных линий и других.

Реализация данных условий проходила поэтапно:

Первый этап - теоретическое изучение, осмысление и анализ деятельности молодежных общественных организаций Павлодарской области.

Анализ деятельности молодежных общественных организаций Павлодарской области показал, что деятельность всех субъектов государственной молодежной политики в 2010-2012 гг. была направлена на реализацию комплекса мер по формированию гражданской активности, социальной ответственности, патриотическому воспитанию и механизмов раскрытия потенциала подрастающего поколения.

Основными направлениями работы региональной молодежной политики являются:

- создание условий в сфере труда и занятости молодежи;

- социальная поддержка сельской молодежи;

- поддержка одаренной и творческой молодежи;

- реализация молодежных инициатив.

Б.А. Абдыкаримов отмечает, что в целях содействия трудоустройству выпускников сформирована база данных для работодателей по ожидаемому выпуску учащихся в разрезе профессий и специальностей. Одной из мер поддержки молодежи на рынке труда является «молодежная практика» для выпускников учебных заведений [2, с. 12]. Более семисот предприятий и организаций предоставляют рабочие места для стажировки выпускникам. Срок участия в «молодежной практике» составляет от 4-х до 6-ти месяцев.

Для дополнительного содействия в трудоустройстве молодежи действуют молодежные биржи труда в городах Павлодаре, Экибастузе и на базе общественного объединения «Организация Скаутского движения Казахстана».

Е. Арын указывает, что в организации занятости молодежи определенную лепту вносит программа «Жасыл Ел». На постоянной основе в области действует штаб студенческих молодежных трудовых отрядов [3, с. 4].

По мнению Я.Н. Оспановой, одной из основных форм активизации молодежи является поддержка деятельности неправительственных организаций, различных движений, объединений по интересам, привлечение их к участию в социально-общественной жизни [4, с. 12].

На территории области в настоящее время зарегистрировано 63 молодежные неправительственные организации. В реализации государственной молодежной политики на местном уровне активно участвуют 15 молодежных центров этнокультурных объединений Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области, в школах области - 220 детско-юношеских объединений. Детские и молодежные организации получают государственный социальный заказ, участвуя в реализации мероприятий программы «Молодежь». Следует отметить, что больше половины всех действующих в области молодежных организаций получают государственный социальный заказ или выигрывают в конкурсах социально значимых проектов, которые проводятся ежегодно для неправительственных организаций. Эта форма работы стала наиболее приемлемой в реализации молодежной политики, так как создает равные условия для деятельности и развития молодежной инициативы.

Самой многочисленной молодежной организацией в Павлодарской области является молодежное крыло НДП «Нур Отан» «Жас Отан», ряды которого насчитывают более 6-ти тыс. чел.

В целях информационного обеспечения молодежной политики два раза в месяц на областном телевидении выходят два молодежных телевестника: на государственном языке «Жас-тар.кг» и русском языке «Молодежь.кг». В молодежных страничках областных, городских, районных газет регулярно освещаются материалы по молодежной проблематике. В областной газете «Сарыар^а самалы» еженедельно выходит спецстраница под названием «ЖАС Times», в газете «Звезда Прииртышья» - полоса «Мой университет», посвященная студенческой жизни. Кроме этого, издаются детские и молодежные издания: информационно-методическая газета «МВ-Центр», еженедельник «Привет, сосед», ежемесячная газета «SMS+», «Твой мир», «Школьные вести».

- 22б -

Таким образом, изучив деятельность молодежных общественных организаций на территории Павлодарской области за 3 года, мы отмечаем, что в области проводится огромное количество мероприятий, направленных на улучшение ситуации в молодежной среде, социальную работу с уязвимыми слоями молодых людей. Однако актуальными проблемами современной молодежи продолжают оставаться следующие: недостаточный охват молодежи общественной деятельностью, развитие молодежного предпринимательства, недостаточное количество досуговых учреждений, доступных для малообеспеченной молодежи; льготный проезд для студенческой молодежи; отсутствие специальной республиканской программы по решению проблем молодых семей; низкий уровень информационных знаний о своих правах и обязанностях; недостаточный уровень поддержки социально значимых проектов от общего объема финансирования, а также недостаточное осуществление деятельности по социальному проектированию.

На решение данных проблем и был направлен второй этап экспериментальной работы.

Второй этап - реализация педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях.

Первым педагогическим условием, как мы уже отмечали, является включение членов молодежных общественных организаций в социально значимую деятельность по реализации региональных проектов (программ).

Методом эффективного включения участников молодежных общественных организаций в социально значимую деятельность мы определили социальное проектирование.

Ученые выделяют следующие этапы социального проектирования:

1. Сбор статистических данных, экспертные оценки, публикации в прессе, мнение о той категории людей, которой необходимо помочь - это эмпирические сведения.

2. Ознакомление с теоретическим материалом, с тем, как общество пыталось решить проектную проблему до исследования, каким способом решалась проблема, какие получились результаты, что использовалось в работе из предыдущего опыта.

3. Кто еще занимается решением этих вопросов в регионе, городе, республике, стране и чем отличается ваш проект от уже реализованных?

4. Разработка последовательности действий по решению проблемы.

5. Составление плана мероприятия (с кем и как будет реализовываться идея проекта).

6. Самооценка проекта (что получилось, что не получилось, почему не получилось, как вы будете действовать в своей будущей работе?).

7. Организация и проведение общественной презентации. Цель презентации - показать значимость проекта и привлечь социальных субъектов для совместной реализации проекта [5, с. 87].

Нами в ходе экспериментальной работы успешно реализовывался проект «Правовой регион», благодаря тесному сотрудничеству и объединению усилий социальных институтов, координации деятельности всех заинтересованных лиц. На основе реализации проекта «Правовой регион» сформирована эффективная образовательно-воспитательная система работы по защите нравственно-правового здоровья молодежи, развитию их социальных инициатив.

В рамках работы над проектом нами решался ряд задач:

- информирование молодежи об основных законах государства, правах и обязанностях;

- оказание юридической помощи молодежи;

- профилактика правонарушений среди молодежи;

- формирование активной жизненной позиции у молодых людей, включенности в социальную активность;

- профориентация молодежи, интересующихся сферой правовых знаний.

Работа по проекту включала несколько направлений:

1. Информационная и просветительская работа.

2. Развивающая работа.

Развитие коммуникативных умений и навыков, а также навыков разрешения конфликтов. Обучение навыкам эффективного публичного выступления. К работе с участниками подключаются психологи.

3. Волонтерская деятельность.

Из участников проекта формируется актив, члены которого под руководством профессиональных юристов проводят информационную и просветительскую работу среди сверстников в своих учебных заведениях, участвуют в раннем выявлении семей и детей в трудной жизненной ситуации.

Мероприятия проекта были направлены на формирование правовой культуры и развитие правового сознания молодежи, активизация участия молодежи в гражданских процессах современного общества.

Вторым педагогическим условием является формирование готовности участников и членов молодежных общественных организаций к социальной деятельности, имеющей педагогическую направленность.

Реализация данного условия осуществлялась в ходе проведения различных мероприятий и участия в социальных проектах. В ходе участия в мероприятиях и социальных проектах школьники и студенты получали возможность проявления собственной активности и инициативы.

Третьим педагогическим условием является использование методов организации социально значимой деятельности в молодежных общественных организациях: метода поощрения, метода стимулирования интереса к деятельности в молодежных общественных организациях, метода создания ситуации успеха, метода перспективных линий и других.

Для того чтобы каждый смог стать успешным, мы подчеркивали даже самый небольшой успех, продвижение вперед. Следует отметить, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приемов организации социально значимой деятельности, укрепляло желание молодежи овладевать знаниями, умениями и навыками, и при этом формировало устойчивый интерес к участию в социальных проектах.

Третий этап - выявление эффективности реализации педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях - осуществлялся путем диагностических исследований на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы.

Полученные экспериментальным путем положительные изменения всех исследуемых показателей позволяют утверждать, что выделенные нами педагогические условия социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях Павлодарской области являются эффективными.

Ссылки:

1. Жангазы Р.Д. Международный опыт реализации молодежной политики: методическое пособие. Астана, 2010. 268 с.

2. Абдыкаримов Б.А. Административно-правовые основы защиты прав ребенка в Республике Казахстан (вопросы теории и практики): методическое пособие. Астана, 2008. 236 с.

3. Арын Е. В рамках проекта по правовому обучению и повышению электоральной активности молодежи Павлодарской области // Интерактивная лекция. Павлодар, 2012.

4. Оспанова Я.Н. Политическая социализация студенческой молодежи в деятельности общественных объединений вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астана, 2006. 26 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.